Бученков Григорий Александрович : другие произведения.

Подробный обзор сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте" (2023). Что на самом деле погубило "пацанов"?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Подробный обзор сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте" (2023). Что на самом деле погубило "пацанов"?


 []


   Осторожно спойлеры!

   Осенью 2023 года на экраны вышел новый российский сериал "Слово пацана. Кровь на асфальте" и буквально с первых же серий приковал к себе внимание миллионов зрителей.

  События сериала переносят нас в перестроечную Казань конца 1980-х годов, когда на фоне нищеты и упадка коммунистической идеологии огромное число подростков начинают сбиваться в банды и заниматься мелким криминалом. Члены этих уличных шаек называют себя "пацанами". Они закрепляют за собой отдельные районы города и бьются за них с другими группировками.

   По сюжету главный герой Андрей решает примкнуть к одной из таких банд, чтобы обезопасить себя от нападений со стороны другой группировки. Однако в итоге подросток проникается идеологией "пацанства" и активно включается в преступную жизнь района.

  С одной стороны, в сериале представлена типичная "история взросления". Вчерашние дети сталкиваются с проблемами взрослой жизни и пытаются по-своему их решить. Аналогичный приём можно встретить, например, в повести Валентина Распутина "Уроки французского" или романе Дж. Д. Сэлинджера "Над пропастью во ржи". Однако секрет успеха сериала среди молодёжи не в этом.

  На мой взгляд, в современном феминизированном обществе ощущается острая нехватка маскулинности. Многие мальчики растут в неполных семьях, в окружении одних только женщин. Их общение с отцами искусственно ограничено. Поэтому в жизни таких подростков отсутствует нормальный пример мужественности. Вполне закономерно, что они начинают искать его на стороне: в играх, фильмах, сериалах.

   Проще говоря, если мать, развалив семью, забрала ребёнка и полностью исключила его общение с отцом - не стоит удивляться, что в отсутствие родного папы мальчик станет учиться быть мужчиной у Вовы Адидаса и Андрей Пальто. Ведь, несмотря на всю дикость "пацанских понятий", в их основе лежит определённое представление о важнейших мужских качествах таких, как смелость, упорство, сила духа, твёрдость убеждений, мужская солидарность и т.д. Самым же важным качеством для пацанов является верность своему слову.
  
 []

  Это подчёркивается самим названием сериала. Конечно, лексема "слово" может употребляться и в значении "сказ", "рассказ" (как, например, в названии известного древнерусского литературного памятника "Слово о полку Игореве"). Однако более близкой и интуитивно понятной современному зрителю является трактовка данного термина как некоей клятвы или обещания. В этом смысле "слово пацана" выступает в сериале как нечто непоколебимое, как что-то, что нельзя нарушать.

  Вообще вопрос верности является едва ли не центральной темой произведения. Герои сериала постоянно попадают в ситуации, когда требуется на деле доказать свою верность слову, друзьям, группировке и "пацанским" идеалам.

  При этом предательство у пацанов жестоко наказывается. Так, например, Кирилла, бросившего Ералаша на растерзание толпе гопников из враждебной группировки, универсамовские с позором "отшивают". Хотя совершенно ясно, что останься мальчик с товарищем, на исход драки это никак не повлияло бы. Просто трупов было бы не один, а два. Но важен сам принцип. Предав единожды, предашь - снова.

  Вместе с тем по итогу все главные герои сериала за исключением, пожалуй, только Пальто, предают свои принципы и "пацанские" идеалы. Почему же так происходит?

"Аленизм" и гиноцентризм


  С самого начала в сериале прослеживаются гиноцентрические мотивы. В картине мира "пацанов" женщина, если она не "мент" и не учитель, занимает особое привилегированное место.

  Здесь нужно понимать, что пацаны, изображённые в сериале, это, по большей части, "безотцовщина". Их "воспитывают" либо матери-одиночки (как, например, Андрея), либо бабушки (как, например, Ералша). А отцы, если и есть, то их образ в сериале намеренно дискредитируется. Мужчина рассматривается как нечто совершенно чуждое семье.

  Вспомнить хотя бы Кирилла Суворова, отца Марата и Адидаса. Он пытается воспитывать своих детей, но делает это грубо и неумело. А в официальной концовке мужчина вообще отрекается от сына, когда тому требуется помощь.

  Ещё более показательным является пример Ильдара. Он крутит роман с матерью Андрея и пытается примерить на себя роль отца. Однако его методы воспитания, выражающиеся в избиении мальчика в туалете, сразу же вызывают отвращение у зрителя.

  В то же время к мамам у создателей сериала отношение совершенно иное. Матери всегда заботятся о пацанах, поддерживают их, не предают и не бросают в трудную минуту (хотя в реальной жизни это далеко не всегда так). В результате в художественном пространстве произведения создаётся настоящий "культ матери", что с самого начала формирует у пацанов гиноцентрическое восприятие действительности.

  Начиная с середины сериала получают бурное развитие многочисленные любовные линии. Ирина Сергеевна (девушка-мент) продолжает по своей "особой методике" перевоспитывать Андрея и даже в конце третьей серии целует его в щёчку (да, женская педофилия для создателей сериала - это нормально). У Марата выходит на новый виток любовная история с Айгуль. Адидас знакомится с симпатичной медсестрой Наташей (все совпадения с другими Наташами - любительницами отдыхать в тёплых странах абсолютно случайны).

  Каждый из персонажей в отношениях с противоположным полом находится в позиции, так называемого, "аленя". Герои склонны всячески угождать своим пассиям, добиваться их внимания, пресмыкаться и вестись на всевозможные женские манипуляции.

  Например, Андрей и Марат с лёгкостью ввязываются в "аленьи бои" с другими ухажёрами. А Вова Адидас по одному слову Наташи бежит разбираться с малолетней шпаной на районе, где она живёт, отбивая у них "чушпана", которого после сам же и грабит.
  
 []

  Поведение главных героев в отношениях с женщинами кардинально отличается от того, что мы привыкли наблюдать. При этом совершенно непонятно, какой смысл завоевывать авторитет среди пацанов, избивать до полусмерти сверстников, держать в страхе весь район, чтобы потом с девушками вести себя как обычные "чушпаны". Этот парадокс может быть разрешён только в рамках гиноцентричной картины мира, когда женщина является основной ценностью в жизни мужчины.

  Поэтому неудивительно, что по мере развития сюжета и Марат, и Адидас поступаются "пацанскими" принципами, предают своих товарищей и отказываются от собственных убеждений. И всё это они делают "во имя женщин"! Эдакие совдеповские "рыцари" в ватниках и олимпийках.

Марат


  Марат с самых первых серий демонстрирует некоторую неустойчивость в вопросах верности своему слову. Он утверждает, что слово, данное "чушпану", "не считается". Слово пацана - только для пацанов.

  По мере развития сюжета Маратик всё больше и больше показывает себя как "алень" и "подкаблучник". Он делает всё, чтобы привлечь внимание Айгуль: кривляется, паясничает, "клоунадит". Но при пацанах лицемерно скрывает свои "чувства". Так, например, когда Андрей приносит ему номер телефона Айгуль, Марат выбрасывает его в снег. Лишь после окончания "сборов", когда никто из пацанов не видит, он поднимает клочок бумаги с номером девушки.

  В середине сериала Айгуль, пытается провернуть, так называемую, "инверсию доминирования" и начинает винить Марата в том, что тот уделяет ей слишком мало внимания. Однако из-за неопытности девушка делает это очень грубо, и Марат на время перестаёт с ней общаться. Впрочем, когда Айгуль нужна помощь, чтобы избавиться от навязчивых ухаживаний со стороны Колика, Маратик вмиг забывает обо всём и кидается "защищать честь дамы".

  После изнасилования Марат также ведёт себя весьма странно. Он тащит девушку в ДК на танцы, хотя прекрасно знает, что по "пацанским понятиям" она считается "нечистой". Фактически, именно Марат спровоцировал ситуацию с травлей, которая происходит в ДК.

  В концовке Маратик раскрывается с совсем нехорошей стороны. Он не просто предаёт товарищей, но ещё и подкидывает пистолет, из которого Адидас убил Жёлтого, своему бывшему "старшему" Турбо.

  Подросток полностью отказывается от "пацанских" принципов, сотрудничает с милицией и даже вступает в комсомол, который ранее всем сердцем презирал. Причина такого поведения проста. Он желает отомстить за Айгуль, покончившую жизнь самоубийством. То есть в ситуации выбора между верностью товарищам и верностью девушке (а если быть точнее - памяти об этой девушке) герой выбирает второе.

 []


Адидас


  С Адидасом ситуация посложнее. Он тоже отказывается от своих "пацанских" убеждений, бросает "улицу" и пытается сбежать с Наташей в Гагры, чтобы там построить своё "маленькое счастье". Однако у Вовы есть объективные причины для такого поведения, ведь он находится в розыске за убийство, и в любой момент может быть арестован. Поэтому пацаны с пониманием относятся к решению своего лидера и не считают данный поступок предательством.

  Однако важно разобраться, что привело Адидаса к необходимости бросить улицу. Ключевым событием в судьбе лидера универсамовских стало, конечно же, убийство Жёлтого. И у данного поступка было сразу два мотива.

  С одной стороны, Адидас хотел отомстить за унижение (по блатным понятиям такого рода оскорбления можно смыть только кровью). Не случайно же перед тем, как пристрелить Жёлтого, Вова требует от него извинений.

  Но с другой стороны, и в объяснениях с Наташей, и в разговоре с отцом, Адидас каждый раз утверждает, что он решил убить Жёлтого только после того, как узнал об изнасиловании Айгуль. Правда это или нет, понять трудно.

  Однако вся предыдущая история персонажа, свидетельствует о том, что Адидас не зверь и не психопат. У героя обострённое чувство справедливости. Он способен испытывать милосердие и сострадание. Ведь это именно Адидас постоянно останавливает пацанов, чтобы они не забивали людей до смерти. Так происходит и во время драки с "разъездовскими", и во время изгнания Кирилла, и даже при избиении Кащея. Поэтому версия, что Адидас действительно убил Жёлтого из-за девочки, кажется мне наиболее правдоподобной.

  Таким образом, как бы парадоксально это не звучало, но самые лучшие качества Адидаса такие, как благородство и чувство справедливости, в конечном счете, приводят его к убийству человека! В этом и состоит самая большая опасность гиноцентризма. Он искажает восприятие реальности, и мужчина, думая, что поступает правильно, на самом деле совершает преступление!

  Так произошло и с Адидасом. У него с детства формировалась гиноцентрическая картина мира, где женщина и её благополучие являются наивысшей ценностью. Поэтому изнасилование Айгуль в его восприятии является настолько страшным преступлением, что за него можно и нужно убивать. Вова Адидас не пытается остановиться, подумать, разобраться в произошедшем. Вместо этого он хладнокровно лишает жизни человека в полной уверенности, что совершает добрый поступок.

  Для того, чтобы отомстить за оскорбление, Адидасу достаточно было бы прострелить обидчику колено. Это спровоцировало бы войну группировок, но, в конечном счете, всё закончилось бы миром (ведь смогли же "универсамовские" в аналогичной ситуации договориться с "Хади Такташ"). Но болезненное и искажённое гиноцентризмом сознание парня толкнуло его на убийство. В этом и заключается основная причина произошедшей с героем трагедии.

 []


Вывод


  Говоря о композиции сериала, можно разделить его на две большие части. В первой половине сезона дела у пацанов идут очень даже неплохо. Они избавляются от Кащея, с достоинством выходят из войны группировок, организуют собственный бизнес. Но во второй половине - всё кардинально меняется. Происходит серия неудач, которая и приводит к трагической развязке. При этом перелом в сюжете совпадает с периодом бурного развития всех любовных линий сериала.

  Таким образом, и на уровне композиции, и на уровне сюжета, и на уровне конкретных персонажей прослеживается одна важная мысль - героев сериала погубили не "пацанские" принципы! Героев сериала погубил отказ от этих самых принципов в пользу гиноцентризма, "аленизма" и желания построить своё маленькое счастье с "любимой женщиной". В этом смысле идея сериала созвучна той, что содержится в классическом произведении Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". Если ты во имя "любви к женщине" нарушаешь данное слово, отступаешься от своих убеждений, предаёшь товарищей, то ни к чему хорошему это не приведёт.

Ещё больше обзоров и рецензий в моей группе Вконтакте: Литература|Мужской взгляд

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"