Обзор романа Джо Аберкромби "Лучше подавать холодным". Брутальный боевик или темное фэнтези "для девочек"?
Как бы вам понравилось, если бы какой-нибудь человек стал открыто мастурбировать в переполненном вагоне метро? Кому-то, возможно, такое зрелище добавило бы красок в жизни. Но большинство, я уверен, посчитают подобное поведение совершенно неприличным и безобразным...
Но современная литература - это другое!
90% книги "Лучше подавать холодным" - это публичная мастурбация автора на своих героев. И персонажи, и сюжет у Аберкромби настолько картонны, что становится душно! А любовь автора к своим протагонистам порой доходит до такого уровня, что возникает ощущение, будто читаешь даже не подростковое фэнтези (хотя в России произведению присвоен рейтинг "18+"), а фэнтези, написанное подростком.
Но давайте, рассмотрим эту поделку популярного автора подробнее. Сразу хочу предупредить, что в данном обзоре я не смогу обойтись без сюжетных спойлеров. Они необходимы, чтобы продемонстрировать глупость и несуразность сюжета произведения. Поэтому, если кто-то еще не читал, но непременно хочет прочитать саму книгу, просьба на меня потом не обижаться.
Итак, роман "Лучше подавать холодным" вышел в 2009 году. Аберкромби работал над ним уже в статусе популярного писателя, известного широкой публике по циклу "Первый закон" (обзор на этот цикл также представлен на моей страничке в Самиздате).
Романы из трилогии "Первый закон" в целом оставляют после себя положительное впечатление. Их отличает живой и динамичный сюжет, интересные персонажи с понятной мотивацией и поведением, остроумное сплетение сюжетных веток. Трилогия также не безнадежна в части идейного наполнения. Писатель периодически отвлекается от сражений, магии и дворцовых интриг, чтобы поразмышлять на тему любви, дружбы, психологии человеческих отношений и т.д.
В романе "Лучше подавать холодным", который является сиквелом по отношении к циклу "Первый закон", дела обстоят совершенно иначе. Сюжет в книге хотя и динамичный, но блеклый и банальный. Персонажи карикатурны. А главная идея романа (идея мести) практически не раскрыта. Зато остался фирменный конспирологический почерк автора, который однако так и не воплотился в полноценную сюжетную доминанту, как это было в Первом законе.
В романе, по сути, имеется два основных персонажа. Первый из них -знакомый читателям Первого закона Коль Трясучка. Это молодой северянин, большую часть жизни занимавшийся военным ремеслом. В начале книги он приплывает в Стирию (аналог Италии эпохи Возрождения), чтобы начать жизнь "с чистого листа" и стать "хорошим человеком".
Прожженный воин, исшагавший пол мира во время военных походов, верит, что в новой стране его ждут "молочные реки и кисельные берега", но, как и всегда бывает в таких случаях, ошибается. Деньги быстро кончаются, и он вынужден пойти в наемники к главной героне книги Монцкарро Меркатто (сокращенно - Монца).
Монца - это барышня с богатым бэкграундом. Она долгое время была предводительницей наемников и является воплощением типажа "сильной и независимой женщины". Правда, эта "сильная и независимая" живет в патриархальном мире, который только-только вышел из Средневековья, но Аберкромби это ничуть не смущает. Он смело переносит стереотипы и представления о "супер-женщине" из головы четырнадцатилетней девочки-подростка прямиком на страницы своего романа.
Завязка сюжета до безобразия проста и тривиальна - "враги сожгли родную хату"! Только в роли хаты здесь выступил Бенна - брат главной героиньки. В связи с этим Монца решила учинить грандиозную вендетту, вокруг которой закручивается весь сюжет.
Самой героиньке тоже, конечно, досталось. Чтобы читатель ей больше сопереживал, Монцу выбросили с балкона дворца злые наниматели. Однако они в произведении Аберкромби являются "тупыми ботами", а потому ни один из убийц не удосужился пойти и проверить, действительно ли Монца разбилась насмерть.
Впрочем, это мелочи... В "Песне льда и пламени" Дж.Р.Р.Мартина, когда преступников отправляли "полетать" через "Лунную дверь", тоже, наверное, никто не ходил проверять, умерли они или нет. Правда, и никто после таких падений не выживал...
А, вот, Монца выжила. Ее подобрал один горемыка и немного подлатал, залепив пробоину в черепе золотыми монетами.
В наше время после такого сразу бы выдали II или III степень инвалидности и посадили бы в коляску. Но, видимо, в мире Аберкромби свежий воздух и немного наркотиков способны творить чудеса! Монца поправилась и в дальнейшем прыгала, бегала и сражалась не хуже, чем раньше.
Помните, сколько времени Джейме из "Песни льда и пламени" переучивался фехтовать левой рукой? Монца тоже сильно травмировала правую руку и тоже была вынуждена держать оружие в левой. Но уже к середине книги (через несколько месяцев после травмы) она так виртуозно орудовала клинком, что могла противостоять лучшим фехтовальщикам Стирии.
На первый взгляд, может показаться, что главная героинька очень похожа на старика Глокту из Первого закона. Очевидно, что автор испытывает определенный интерес к персонажам-калекам. Однако если типаж Глокты органично вписывается в мир Земного круга, то типаж Монцы ему чужд и враждебен. Он целиком и полностью взят из эмансипированного сознания современной женщины, а потому не соответствует духу эпохи, эксплуатируемой писателем.
Таких глупостей и откровенной халтуры в книге "Лучше подавать холодным" очень много. Главная героинька не просто самая хитрая или удачливая, но и самая умная, самая сильная, самая быстрая, самая сексуальная и т.д. Она спокойно в одиночку может порубить несколько воинов-ветеранов. Она же - гениальный стратег и хитроумный политик.
Но кроме того, Монца по итогу оказывается еще и самой доброй, благородной и милосердной. Эдакая, девочка в чистеньких перчаточках посреди огромной кучи... Ну, вы сам понимаете чего.
О том же Глокте ничего подобного говорить не приходится. Он гениален, но гениален в чем-то одном. Эта гениальность приводит его к успеху!
К тому же неординарная личность Глокты сформировалась под воздействием тяжелого, травмирующего опыта гуркской тюрьмы. Ничего подобного в биографии Монцы мы не наблюдаем. Откуда у девочки-крестьянки такие незаурядные способности в военном ремесле, Аберкромби, в сущности, не объясняет.
Другие протагонисты романа тоже не отстают от Монцы. Они абсолютно неуязвимы! И даже если их загоняют в угол, они все равно выживают. Причем выживают не благодаря хитроумным твистам, вытекающим из логики самого повествования (Например, появление Гендальфа с подкреплением рохиррим в битве при Хельмовой Пади), а просто чудесным образом убивают всех своих врагов. Так было, в частности, в бою с солдатами Ганмарка в Виссерине. А единственная смерть героя-протагониста, состоявшаяся там же, в конечном счете, оказалась ненастоящей.
Разумеется, в таких условиях и эволюция героев (так называемая, арка персонажей) получилась скомканной и неубедительной. Так, например, Монца как была "стальной леди" в начале книги, так почти до самого конца ей и остается. Она, конечно, очень часто сожалеет о невинных жертвах. И даже однажды воздерживается от убийства целой крестьянской семьи. Но все же от мести своей она не отказывается.
И лишь в последней главе, Аберкромби будто бы пытаясь заскочить в последний вагон уходящего с перрона поезда, позволяет своей героине "проявить милосердие" к своему старому соратнику Трясучке.
Вероятно, Трясучке настолько надоела эта картонная "мадама" из влажных снов девочек-фиминисток, что он попытался ее убить. Но автор, разумеется, ему этого сделать не позволил. Ведь не бывает же так в жизни, чтобы жажда мести довела человека до могилы (Сарказм).
Концовка получается как в песне -Васи Обломова - "Героиня спасла весь мир в одиночку и ни капельки не устала!". Монца становится герцогиней, а Трясучка едет обратно на Север. Финал истории, который мы заслужили!..
Издательств "Эксмо" в 2014 году опубликовало роман "Лучше подавать холодным" в серии "Черное фэнтези", позиционируя его как яркий, брутальный боевик. Издатель даже привел на обложке слова самого автора, утверждающего, что содержание его книг "круто замешано на крови, предательстве и яде, с добавлением элементов черного юмора".
Однако простое описание войны, смертей, крови и порока вовсе не делает произведение реалистичным. Никого уже не шокируют каннибализм или пытки в фэнтезийной литературе. Куда страшнее, если подобное происходит в реальном мире, в отношении живых людей. А значит, и писать об этом нужно так, как будто это случилось на самом деле (например, как в замечательном романе Дж.М. Кутзее "В ожидании варваров")... Тогда будет страшно, тогда будет хоррор, тогда будет "черное фэнтези"!
На мой взгляд, книга "Лучше подавать холодным" автору совершенно не удалась. Это всего лишь тусклая тень трилогии "Первый закон".
За такие книги нельзя брать деньги. Они должны распространяться "по бесплатной подписке" вместе с прошлогодними номерами газеты "Правда" и журнала "Огонёк"! Потому что это не литература, а макулатура!