Белозеров Михаил : другие произведения.

Рецензия на роман Дмитрия Глуховского "Метро 2033"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками

  Рецензия на роман Дмитрия Глуховского "Метро 2033"
  
  Надо сказать, что по большому счету роман получился. Он получился еще и потому что создал вполне реальный постядерный мир. И этот мир просто-таки огромен. Недаром на основе романа пишутся электронные игры. В этом плане "Метро 2033", вероятнее всего, долго еще будет культовым произведением. Аллюзии, которыми он полон доверху, еще долго будут питать воображение читателей и авторов.
  Однако...
  Однако эти аллюзии общеизвестны и лежат на поверхности. В основном это касается социального устройства человеческого общества после ядерной войны. Тайн здесь нет. Автор, несмотря на что пользуется принципом недосказанности, не создал убедительно зачаровывающий мир. Птеродактили и "черные", библиотекари и Великий червь, дикари всех мастей и людоеды и прочие, прочие. Мир заселен более чем плотно. Все, что накопило человечество в своей памяти, выплеснуто с мастерством. Но как только автор приоткрывает завесу, очарование пропадает. Все становится на свои места, потому что сидит в подкорке человечества, потому что архитипы известны. Все это уже показано и рассказано не только в других романах, но и в многочисленных электронных игрушках.
  Автор не справился с рядом проблем. И главная из них -- роман не сбалансирован. Начнем с того, что он огромен - 25 а. л. Это много. Хотя такие большие романы создают эффект затягивания воображения.
  Примерно до половины - это подробное описание разговорами и поток сознания в виде снов и галлюцинаций. Вот этими двумя приемами автор пользуется виртуозно. Но по объему их слишком много. К ним привыкаешь, как к домашним туфлям.
  Как только автор перестает описывать, а вводит приключения, роман захватывает. Вторая половина читается гораздо с большим интересом. Она работает на воображение. Появилось действие. Создается такое впечатление, что в первой половине романа автор накопил некую критическую массу, а во второй половине пользуется ею. Является ли это ошибкой? Несомненно. Обычно в таких случаях говорят, что автор расписался. Да, но если бы он расписался с самого начала, было бы гораздо лучше. Это вообще, характерная ошибка неискушенного автора. Перед любым автором, который берется за роман, миры которого, ему неизвестны, со всей грандиозностью встает эта проблема. Впрочем, Дмитрий Глуховский не одинок. И очень великие фантасты впадали в подобный грех. И такие же великие избегали его.
  Что еще очень хорошо. Человеческие страхи и предрассудки. Здесь автор на коне. В этом плане в "Метро 2033" есть все: фашисты всех толков, коммунисты, фанатики, дикари, религиозные психопаты и пр. пр. Прекрасно показана психология падения человеческой культуры. "Метро 2033", как губка впитала все-все ощущения и страхи современного мира и столько же оставило за бортом.
  Наружный мир враждебен и чужд внутреннему. Мир людей, которые стали ночными существами, теперь находится под землей. Все те чудища, которые заселили Москву и размножились за двадцать с небольшим лет, не создают реальную угрозу человечеству. Собственно, "черные" так же уязвимы, как и люди. Их превосходство неабсолютно. Так же, как и птеродактили. В этом плане автор неубедителен. Гнездо "черных" не показано. О нем только говорится. Мы его уничтожим и такие образом решим все проблемы человечества, т.е. "черные" не будут лезть в метро, а люди вернутся на поверхность. В этом плане роман, несомненно, имеет право на продолжение. Что-то надо делать с радиацией, потому что автор сам не знает, что с ней делать.
  Опять же тайна Трех Книг - о прошлом, настоящем и будущем. Идея кинута, но не закреплена, повисла в воздухе. Червяк, который оставляет за собой слизь. Тоже из этой же категории неописанного. Кремль, который залили биологической субстанцией. Уничтожить Кремль - символ России - явно автору не хватило духа. Да это и не входило в его задачу. Однако, по большому счету, если бы автор пошел по предлагаемому пути, возникла бы вторая серия. По сути, автор стилем и манерой загнал себя в ловушку. Но обсуждать стиль и манеру мы не будем, это не наша задача.
  Слишком подробное описание требует широчайшего полотна, а это невозможно, отсюда и некоторая схематичность казалось бы в самых важных вопросах. Ведь получается, что описанию социального устройства подземного общества уделено много внимания, а цели произведения, главной идее - минимум. Это вообще характерно для романа с последовательным описанием событий. Возникает эффект, когда по мере роста объема теста автор вводит все новые идеи и даже те идеи, которые потом становятся главными, а времени и объема для их раскрутки нет.
  Все это характерные ошибки несбалансированного произведения. Автору, как правило, очень трудно самостоятельно оценить свой роман. Будем надеяться, что в следующем произведении Дмитрию Глуховскому удастся избежать явных ошибок.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"