Аннотация: Как действует наш мозг - Принцип поощрения-наказания. И как избавиться от наркомании.
Бродский Роман
Основа поведения.
...крыса с электродами, вжив-
ленными в центр удовольствия,
нажимала и отпускала педаль,
включающую электрический сти-
мул, в течение суток в сред-
нем с частотой 2000 раз в час,
отказываясь при этом даже от
пищи.
"Достаточно ли разумен гомо
сапиенс"
"Наука и жизнь", Љ3, 1988.
Игла вошла в руку. Алекс привычно закрыл глаза, он всег-
да закрывал глаза после укола. ЭТО не приходило и Алекс
вспомнил где он и зачем он здесь и что это за укол. Прежние
уколы были иными... "Прежние!" - Алекс сжал зубы. Замеча-
тельное это слово "прежние". Прошлые, прошедшие... Хвата-
ешься за эти слова, как за соломинку, бессознательно, и даже
не замечаешь этого. Какие к чёрту "прежние"! Глупые надеж-
ды... Ему ли не знать: это неизлечимо. Алекс открыл глаза.
Встал. Не глядя на доктора взял деньги и вышел. Доктор ска-
зал что-то вслед, Алекс не обратил внимания - зачем? То за чем
он пришёл было в кармане. Сейчас к Торгашу и к себе - сде-
лать совсем другой УКОЛ.
Азинский смотрел вслед уходящему парню. Уже десятый. И
никто из них не верит в избавление! Просто деньги на ещё одну
"дозу". Ещё одна капля в денежное море наркомафии. "Впро-
чем, - Азинский расслабил сжатые руки, - это последние куш
наркоторговцев!"
***
Алекс вспомнил начало Ада. Шумная, весёлая... и очень
пьяная компания. Кто-то достал травку. Считалось что к трав-
ке не привыкают и потому она безвредна. Что ж, к травке Алекс
действительно не привык - не успел, он оказался более "опера-
тивным".
Алекс помнил тот вечер очень смутно. Был чей-то День
рождения, собрались только "свои". Впрочем, после первого
"косяка мира" "своими" стали все. Что и сколько он выпил
(и выкурил) Алекс не помнил, но чётко, ах как чётко, помнил
он протянутый ему шприц, улыбку Торгаша... и его холодный,
как у удава, взгляд. Так начался Ад. Вначале Алекс платил за
наслаждение (в какой уж раз с губ Алекса слетело проклятье) -
наслаждение, которое не могли дать ни девушки, ни еда, ни... да
ничто иное! Потом Алекс стал платить - а позже воровать, гра-
бить - за то, чтобы не чувствовать боли - ломки.
ЭТО. Ад.
О! Он пробовал лечиться. Гипноз, группы... Но разве да-
же самые правильные, самые сильные слова могли противостоять
наслаждению и БОЛИ? Он перепробовал все бесплатные и почти все
платные лечения. В лучшем случае - временное улучшение.
А дозы увеличивались. А цены росли. И всё, что Алекс
заработал, украл, всё шло Торгашу - двуногому со взглядом
удава, без перьев, но лишённому души.
А сегодня утром Алекс увидел объявление. Проводились
испытания нового противонаркотического лекарства. Приглашались
добровольцы. Вознаграждение. "Лечение, конечно, очередная фиг-
ня, подумал Алекс, - но деньги нужны. Всё ж лучше чем грабить".
Пошёл.
И вот деньги в кармане. "Были" - подумал Алекс очеред-
ной раз встречая змеиный взгляд Торгаша. Добежал до квартиры
(пустая бетонная коробка - продал всё). Упал на кровать .
УКОЛ.
ЭТО не приходило! "Только не это! - взмолился Алекс, -
неужели Торгаш обманул? Зачем?! Постоянных клиентов не обманы-
вают." Значит, ломка. БОЛЬ.
Но боли не было. И желание уколоться как-то ослабело.
Неужели лечение, тот укол? Не может быть! Надо проверить...
***
Азинский улыбнулся. Уже десятый излечённый, а скоро
наркомания исчезнет вовсе. И навсегда.
Азинский задумался о причинах наркомании ещё в школе.
Многие в юности мечтают "сделать что-то для человечества",
"оставить след на земле". Древние говорили "Каждый человек дол-
жен посадить дерево, построить дом, вырастить сына". Но ведь
это символы! Вырастить сына - продолжить свой род, оставить в
будущем деятельное, активное продолжение себя; построить дом -
добиться личного, материального благополучия. А дерево - это
то, что будет расти, когда человека, посадившего его, уже не
будет. Посадить дерево значит оставить След на Земле. Сделать
что-то для людей, для человечества. Многие мечтают сделать Что-
то. Но мало кто знает ч т о он может сделать и что н у ж н о
этому миру. И ещё меньше сохраняют это желание и делают
что-то...
Мысль избавить человечество от наркомании Азинскому
пришла после одного фильма. Там парня заставляли раскрыть планы
спецотряда по борьбе с наркотиками. Никакие побои не действова-
ли. И тогда ему сделали УКОЛ. А потом предложили ещё. Парень
рассказал всё. Он стал наркоманом. Жизнь его была искалечена.
Азинский решил уничтожить наркоманию. Прежде всего нуж-
но было решить к а к. Довольно быстро Азинский понял,что нарко-
мания существует потому что наркотик даёт наслаждение недоступ-
ное в нормальной жизни. Ведь мозг человека - и всего живого -
действует по принципу поощрения-наказания. Чем сильнее удоволь-
ствие от чего-то, тем сильнее желание это повторить. Чем больше
"наказание",боль, тем больше стремление избежать. Плюс сложней-
шая ассоциативная система (которая порождает любопытнейшие эф-
фекты! Ведь для мозга предмет, ситуация и воспоминания, а то и
просто мысль, фантазия, представление о них - одно и тоже!
Вспомнете как Вы потирали руку при воспоминании о давнем ушибе,
как у Вас выделялась слюна, когда Вы представляли как откусыва-
ете ха-а-ароший кусок лимона. Вспомнете как у человека. которо-
го коснулись карандашём, внушив под гипнозом, что касаются рас-
калённым прутом, вздулся волдырь. Вспомнете, наконец, как люди
бьют телевизор, чтобы тот заработал, как люди пытаются "угово-
рить" технику. Они ведут себя так, как если бы перед ними было
живое существо,человек, о н и с а м и, а не электронная схема,
не чувствующая ни поощрения, ни наказания, ни уговоров. Принцип
поощрения/наказания столь фундаментален, что человек "проециру-
ет" его на все предметы - так появляется вера в магию. Он прое-
цирует свои детские поощрения/наказания на всю Вселенную - так
появляется вера в бога.). Вот и всё. Конечно, в принятии реше-
ния участвуют все (особенно первые - до трёх лет) поощрения-
наказания. Да и не всегда это наслаждение/боль. Мнение значимых
личностей (обычно - родителей) куда сильнее. Поэтому мы добро-
вольно идём к зубному, не съедаем конфеты на прилавке в мага-
зине и. т. д.
Поэтому-то, когда место родителей занимает какой-нибудь
"святой учитель", "батюшка", "мастер", человек превращается в
фанатика, в машину. Он готов умереть за "бога", за "вождя",
"фюрера". Мерзость!
Люди всегда говорили о кнуте и прянике и т. п. Но чем
больше удовольствие от явления, тем больше люди боялись (бес-
сознательно!) говорить о нём открыто. Появлялись обряды, тради-
ции, табу. Первым решился сказать Правду Зигмунд Фрейд. Когда
Азинского пытались спровоцировать на спор о традиции, религии,
он говорил: "Прочтите "Будущее одной иллюзии" и "Тотем и табу"
Фрейда". Лучших книг об этом, пожалуй, нет.
Но как часто люди забывают о принципе поощрения-наказа-
ния, об этом фундаменте поведения всего живого! Особенно воспи-
тывая детей. Поощрение вызывает стремление повторить, наказа-
ние - избежать. И никак иначе! Значит:
- если хочешь н а у ч и т ь применяй только п о о щ р е н и е
- если хочешь о т у ч и т ь применяй только н а к а з а н и е
и никогда наоборот!
(Учтите только, что телесное наказание - худший вариант. Серь-
ёзный, психологически грамотный разговор гораздо лучше. Не за-
будьте - Вы воспитываете, а не дрессируете. Тот, кого в детстве
бьют, вырастает часто... нехорошим человеком.)
- н и к о г д а не наказывай за н е ч а я н н ы й проступок,
или если ребёнок не знал, что он совершает п р о с т у п о к
- наказание должно следовать только с р а з у п о с л е про-
ступка
(иначе связь поступок-наказание "закрепится" не за тем поступ-
ком)
- то, что заслуживает поощрения надо поощрять (хотя бы хва-
лить) всегда, не считая такой поступок "просто нормой"
А тех, кто заставляет ребёнка учиться, наказывает за
ободранную коленку или даёт конфету за то что ребёнок НЕ хамит,
НЕ хулиганит и т.п.,вряд ли следует считать н а с т о я щ и м и
родителями.А попадаются и такие- наказывают ребёнка за проступ-
ки, в которых тот с а м признался. Естественно, у ребёнка за-
крепляется связь "сказал правду - наказание" и он начинает ро-
дителям лгать. А кто виноват? Сами виноваты!
Вообще воспитывать детей должны истинные педагоги. И
если родители не обладают таким даром, детям лучше было бы вос-
питываться у настоящих Учителей (как у Стругацких, в "Полдне
XXII" века, например).
Азинский улыбнулся:"Эк куда занесла цепочка ассоциаций,
воспоминаний. Память..." Вдруг он вспомнил Ту статью. Именно
благодаря ей Азинский впервые задумался над особой ролью прин-
ципа поощрения-наказания. Статья была напечатана в "Науке и
жизни" и называлась "Не рычите на собаку!" Грамотно используя
Основной Принцип автор смогла даже научить рака "звонить в ко-
локольчик, собирающий к обеду, дёргая клешней за шнурок." Прин-
цип поощрения-наказания - это основа основ психики человека.
Нет этого принципа - нет и человека. Но человек издревле улуч-
шает природу! ("Случаю генов потворствовать нечего, курс - Со-
вершенство у Человечества!" Помните? Это о евгенике...) А спо-
собность испытывать наслаждение и боль, не доступные в нормаль-
ной жизни не только бесполезна но и вредна! Сверхнаслаждение -
основа наркомании, сверхболь - пыток. Люди хоть раз испытавшие
сверхнаслаждение были готовы на всё - украсть, убить - лишь бы
повторить это, испытавшие сверхболь - лишь бы избежать.
Азинский понял: для того чтобы избавить человечество от
наркомании надо
о г р а н и ч и т ь д о с т у п н о е н а с л а ж д е н и е
тем максимумом, который доступен в нормальной жизни, а чтобы
избавить от пыток -
о г р а н и ч и т ь д о с т у п н у ю б о л ь
тем максимумом, который необходим для обращения соответствующе-
го внимания на повреждение.
И даже если наркотик будет доставлять наибольшее воз-
можное в нормальной жизни наслаждение, человек не станет нарко-
маном. Он предпочтёт нормальное удовлетворение - без УКОЛА (ко-
му ж охота себя дырявить!), без мучительного посленаркотическо-
го состояния.
Азинский даже придумал название будущему изобретению:
"Избавиль". Но ограничить наслаждение/боль мало! Надо чтобы
наркотик в крови разлагался и не действовал и чтобы всё это пе-
редавалось по наследству. Какое-то одно вещество вряд ли могло
обеспечить всё это. Кроме того Избавиль не мог быть веществом
потому что любое вещество можно запретить, а у наркомафии дос-
таточно возможностей "повлиять" на соответствующие инстанции,
на власть. По той же причине следовало отбросить хирургию и
другие методы индивидуального воздействия. Впрочем, вещество
можно подбросить в водопроводную сеть как это сделал со своим
"гомофилом" Брогацци из "Патента" Савашкевича... (Азинский мно-
жество раз перечитывал этот рассказ. Вы читали? Значит, понима-
ете почему.) Всё равно - не то. Единственное, что могло обеспе-
чить столь многое - Жизнь. Бактерия, скажем. Кстати, жизнь ещё
и самовоспроизводится!
Так много лет назад Азинский стал генетиком. Ещё в шко-
ле он стал завсегдатаем читальных залов. Потом биофак Универси-
тета, аспирантура, НИИ генетики. Выполняя правительственные за-
казы, он получил доступ к необходимым данным, к оборудованию. И
вот культура Избавиля получена! Все необходимые свойства и ни-
какого вредного эффекта. Передача - воздушно-капельным и кровь,
стойкость ко внешним условиям. Теперь нужно было запустить цеп-
ную реакцию. Но бактерий мало (у Азинского ведь не завод!), так
что прийдётся делать инъекции. Первые пациенты, конечно, нарко-
маны.
Азинский дал объявление: испытание нового лекарства,до-
бровольцы, вознаграждение. Он понимал - наркомафия не простит,
но другого выхода не было. И вот уже десятый, а за ним ещё не
пришли. Раздался стук в дверь. Сглазил! Стучали кулаком...
***
Наркоманы- довольно замкнутое "общество" и Алекс быстро
нашёл других ходивших по объявлению. И у всех то же самое! УКОЛ
не действует, и БОЛИ нет. Значит доктор всё-таки не врал. Дей-
ствует! Свобода! Кун успел даже сбегать к Торгашу и послать его
на, в, под, через и так далее и в различных сочетаниях. Расска-
зали другим.Конечно, никто не поверил. Повторяли, доказывали,
просто орали - ноль.Тогда Алекс достал остатки утренней "покуп-
ки", набрал шприц, всадил себе в вену. И ни один мускул на его
лице не дрогнул. Все смотрели на него. Алекс обвёл спокойным
взглядом комнату. Спросил: "Ясно?" И увидел как с десятков глаз
спадает пелена безнадёжности и медленного умирания. "К доктору.
Соберите всех, кого знаете" - сказал он.
Никогда ещё дворик у дома,где жил Азинский не видел та-
кого скопления людей. Юноши и девушки, взрослые и совсем ещё
дети, те, кто лишь вступил в АД и те, кто готовился уйти... на-
всегда. Пришли все кто мог. Кто же откажется вырваться из АДА,
вернуться в жизнь?
И тут Алекс увидел Торгаша с "братвой". Торгашовы быки
ломали дверь. Торгаш орал: "Открывай,...й Айболит! Хуже будет!"
***
Дверь трещала. Азинский давно готовился к этому, но раз-
ве можно быть готовым к смерти, когда хочется жить, когда ещё
столько идей, столько можешь сделать. Невольно резким движением
Азинский открыл ящик стола и достал револьвер. Рукоять приятно
легла в ладонь. Вдруг шум за дверью резко изменился. Стук в
дверь прекратился. Только что приказывающий открыть дверь голос
изрыгал теперь грязные сдавленные проклятия. А через секунду
совсем другой, спокойный и вежливый, знакомый голос произнёс:
"Откройте, доктор. "Азинский вспомнил этот голос. Один из "доб-
ровольцев", Алекс. Азинский открыл дверь. Он увидел лица тех,
кого уже излечил, а за ними десятки, нет, сотни лиц, светящихся
Надеждой. А у их ног, выпучив полные бессильной злости глаза,
связанные, сидели те кто всего минуту назад считали себя хозяе-
вами жизни. И жизней.
Первый раз за всю историю человечества торговцы смертью
терпели истинное поражение. Отныне так будет всегда!
Вселенной свойственно счастье.
---------------------------------------------------------------
љ Бродский Роман, 2002