Аннотация: Предисловие к первому на русском языке путеводителю по замкам крестоносцев на Земле Израиля
Предисловие
Этой страны вы не найдете, как бы ни искали. Ее просто не существует.
Время и войны стерли Иерусалимское королевство с лица Земли. Но восемьсот лет назад на территории современного Израиля звучали иные голоса. Европейские рыцари, как родившиеся в Леванте, так и прибывшие из-за моря, безуспешно пытались покорить Святую Землю, врасти в ее суровый пейзаж. Места их пребывания обнаруживаются повсюду. Хотя грозные стены обрушились на холмах, названия замков и крепостей живут в нашей памяти. И следы франков еще просматриваюся в густой траве...
Без малого двести лет продолжалась отчаянная попытка западного христианства утвердиться на Святой Земле. В реконкисте, стремлении отвоевать Иудею, не было ничего нового: крестоносцы видели себя продолжателями дела византийцев, чьи права на святые места были попраны ордами мусульман. Нелишне будет напомнить, что со времени вторжения воинов пророка (634 г.) прошло немногим более четырех веков. Расселившись на новых территориях, разрушив христианские укрепления и превратив церкви и синагоги в мечети, последователи Мухаммеда, тем не менее, имели не больше прав на Землю, чем любой другой захватчик. Однако они были убеждены, что всякое место, куда ступала победная нога мусульманина, становилось вечной вотчиной ислама, без права передачи неверным.
Не удивительно, что без устали враждовавшие между собой эмиры воспринимали появление крестоносцев как национальное и религиозное оскорбление. Закованных в железо чужаков следовало уничтожать повсеместно, а перемирие с ними считалось тактической уловкой, не отменявшей главной задачи. Пришельцы из азиатских степей неистово боролись с пришельцами из европейских равнин за возможность обладания узкой полоской суши, отмеченной печатью Всевышнего. Редкий год обходился без того, чтобы силой оружия франки не отвоевывали право присутствовать в Иудее. Впрочем, неспокойно было на всем пространстве Передней Азии, где пересекались интересы разноязыких племен. Вызывает удивление, однако, как удалось крестоносцам создать государства, построить многочисленные замки, наладить экономическую жизнь - продержаться почти два века, находясь в столь враждебном окружении.
Неудача всего крестоносного движения, крах франкских колоний на Ближнем Востоке во многом объясняется малочисленностью христиан. Отсюда - неспособность освоить покоренную землю, организовать надежную активную оборону, вместо того чтобы отсиживаться за стенами крепостей. Они не сумели овладеть Страной. И даже новые поколения франков, родившиеся здесь, продолжали жить, словно в осажденном лагере.
Латинянам не удалось также образовать национальную общность, привязанную к конкретной территории, воспламененную общей идеей.
С потерей Иерусалима исчез стержень, оправдывающий существование франкского государства. Вырождение старой аристократии, слабеющая поддержка христианской Европы привели к утрате наступательного импульса. Признаки этого, ставшие заметными в конце существования Первого королевства, полностью проявились в XIII веке. Пассионарная идеология защиты святых мест обернулась охраной торговых интересов итальянских купцов на узкой полоске левантийского побережья.
Тем не менее, усилия по христианской колонизации Иудеи поучительны. Реки крови, пролитые на этом маленьком перекрестке цивилизаций, помогают по-новому взглянуть на бесконечные конфликты нашего времени.