Почему мы не можем восстановить полностью методологию построения скрипки классических итальянских школ? Почему эти сведения для нас навсегда утрачены? Не исключено, что они передавались ученикам эзотерически. Судя по выражениям сожаления и многочисленным признаниям почти каждым инструментоведом, музыкальный мир может быть убежден, что изучающие искусство построения скрипки великими итальянцами действительно имеют мало данных, из которых можно было бы сделать выводы, какие обычно делаются ими о старинном способе построения скрипки и, что такой недостаток данных не препятствует их авторитетным утверждениям.
Можно ли утверждать, что где-то есть документы, подтверждающие ту или иную гипотезу о построении скрипки итальянцами, выдвинутую каким-либо автором или совершенно противоположную, ни на что непохожую?
Если проводить аналогию с тайнами эзотерических знаний, охраняемых Посвященными, то такое предположение не лишено здравого смысла. Так, не вина Посвященных, что те или иные документы эзотерических знаний ныне "утерены" для непосвященных. "Подобная мера не была продиктована эгоизмом или желанием монополизировать Сокровенные знания, дающие жизнь. Существовали такие части Тайного знания, которые на протяжении неисчислимых веков должны были оставаться скрытыми от глаз невежд. Но это было потому, что передача неподготовленным массам тайн такого громадного значения была бы равносильна вручению ребенку зажженной свечи в пороховом погребе" (Блаватская Е.П. Тайная Доктрина, Т.1, Ч.1, стр.22).
Может возникнуть вопрос, если необходимо сокрыть от людей такую тайну, как Vril, или же силы, разрушающей скалы, открытой Дж. Киили из Филадельфии (XIX век), то как понять, какая опасность может заключаться в выдаче такой информации, как геометрия скрипки?
Опасность информации, заключенной в геометрии скрипки, так же как и чисто философской доктрине эволюции Планетных Цепей, заключается в том, что она дает "ключ к семеричной природе человека, ибо каждый принцип соответствует известному плану, планете и расе, и человеческие принципы на каждом плане соответствуют семеричным оккультным силам, которые на высших планах обладают ужасающей мощью. Таким образом, семеричное деление дает ключ к страшнейшим оккультным силам, злоупотребеление которыми причинило бы неисчислимое зло человечеству" (там же, 23).
Если современное поколение, защищенное материалистическим неверием в оккультное, и не оценит значение такого ключа, то в ранние века христианства в руках людей, вполне убежденных в реальности Оккультизма, ключ оказался бы весьма действительным. Далее Блаватская пишет: "Мы говорим и утверждаем, что Звук есть, прежде всего, страшная оккультная сила; что это изумительная сила, которую не смогло бы уравнять все электричество, полученное от миллионов Ниагар, даже в самой малейшей ее потенциальности, если она направлена с Оккультным знанием. Звук может быть произведен такого свойства, что пирамида Хеопса поднялась бы на воздух, или же умирающий, нет, человек при последнем издыхании был бы оживлен и наполнен новой энергией и силой... Можно допустить и поверить, что писательница, как трижды спасенная от смерти этою силою, может знать нечто об этом.
И если все это кажется настолько ненаучным, что даже не заслуживает быть отмеченнным, тогда пусть наука объяснит, каким механическим и физическим законам, известным ей, подлежат недавно произведенные феномены так называемым двигателем Киили (Keely"s Motor)?
Если бы успех Киили был допущен, он мог бы на протяжении нескольких секунд разложить целую армию на атомы так же легко, как он привел в подобное состояние мертвого быка" (там же, стр. 317).
В очень давние времена существовала могущественная цивилизация с огромными знаниями, полные размеры которого никогда не могут быть открыты без знания Семи Ключей. Одним из ключей к этому знанию является чисто геометрическая и числовая система. Алфавит, которым была написана Библия, обладает числовыми величинами для каждой буквы. Эта система, содержащая элементы Геометрии и Исчисления, была использована евреями с целью сокрытия своего Эзотерического вероучения под маской популярной монотеистической Религии.
Целью построения Великой Пирамиды было измерение небес и земли, или согласно древним обозначениям - Воды, Огня, Воздуха и Земли; или Иам (iam) = Вода (море), Нур (nur) = Огонь, Руах (ruah) = Воздух (дух), Иабаша (iabashah) = Земля. Начальные буквы этих слов, записанных латинскими буквами, составляют I N R I - символ, который переводится как Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum - "Иисус из Назарета, Царь Иудейский". Если поставить числа, соответствующие четырем первым буквам еврейских слов в квадрат , то можно получить преобразование в = 1,6180339, названное божественной пропорцией (золотое сечение).
Кроме числовых значений каждая буква еврейского алфавита обладает определенной иероглифической величиной и значением, которые при правильном применении придают каждому слову ценность мистической фразы. Рассмотрим слово Элохим (Еloheem) - Бог. Числовое значение этого слова 31415.
"Если мы разделим его на составляющие его буквы и примем их за иероглифические знаки, то получим: "Воля, усовершенствованная через Жертву, развивающаяся через последовательное Превращение Вдохновением" (Блаватская, Т. III, стр.169). То есть, число Пи (Элохим - это армия творческих сил - Воля), развивающаяся через божественную пропорцию (Иисус - Жертва). Я использовал эту "формулу" при геометрическом построении скрипки (см. соответствующие главы моей книги), а сейчас сравним эволюцию Космоса, как ее трактует космология (по Блаватской), с конструкцией скрипки, в которой, на мой взгляд, зашифрованы Семь Творений (скрипичные символы, которые будут даны в скобках, в текст Блаватской введены мной).
I) "Первое Творение - Дух Вселенской Души - естественное следствие Вечной Причины или Воли Высочайшего (число Пи, которое взято мной в качестве модуля при геометрическом построении скрипки).
II) Второе Творение - Творение Стихий - Воздух, Вода и Огонь - принадлежит к троичному аспекту Аханкара. На астрономическом и космогоническом языке это Творение относится к Периоду Огненного Тумана, к первой фазе Космической Жизни, после ее хаотического состояния (три завитка улитки скрипичной головки, размеры которой "развились через божественную пропорцию от числа Пи).
III) Третье Творение: Третье или творение Индры было измененной формой Аханкара, названное Органическим творением (головка скрипки, размеры которой продолжают развитие через божественную пропорцию предыдущего завитка).
IV) Четвертое Творение: Мукхья или Первичное, ибо оно начинает серию четырех (четыре скрипичные струны). Мукхья есть органическая эволюция растительного царства. Порядок Начальных Сил здесь таков:
1. Нарождающиеся Центры силы, разумные (струны) и физические (шейка скрипки);
2. Рудиментарные Начала, нервная сила (натяжение струн), так сказать;
3. Нарождающееся самоосознание (настройка струн на определенные тона).
Итак, Мукхья Творение есть срединная точка между тремя низшими и тремя высшими царствами, представляющими семь эзотерических царств Космоса и Земли.
V) Пятое Творение: Творение немых животных. Именно, во время этого периода эволюции, абсолютное, вечное, вселенское движение или вибрация дифференцируется в предвечный, первопроявленный Атом (шейка с головкой вместе).
VI) Шестое Творение: Творение Божеств. Но эти Божества являются просто Прототипами Первой Расы, Отцами своего "Рожденного разумом" потомства (корпус скрипки с декой и дном, которые отождествляются с женским (дека) и мужским (дно) началами, где душка имеет фаллическое значение, вычерчивается при помощи спирали-клотоиды. По поводу спиралей Блаватская пишет: 'Фохат начертывает спиральные линии для соединения шестого с седьмым - Венцом. Это начертание спиральных линий относится к эволюции Человека, так же как и к эволюции Принципов Природы').
VII) Седьмое Творение, которое заканчивает "Творение" вообще, сотворение человека (вся скрипка в целом) (там же, стр. 177-191).
Иногда упоминается Восьмое Творение, которое не есть Творение: "это просто "сокрытие", ибо оно относится к чисто ментальному процессу, к постижению Девятого Творения (музыкальные звуки, имеющие свой смысл). Восьмое Творение, называемое Умственное Творение (смычок, который извлекает звуки из скрипки), противопоставляется органическому творению (первые Семь Творений) и ведет нас к Девятому Творению, которое непосредственно исходит от Высшего Начала и вновь появляется для продвижения человечества (там же).
Философичность же геометрии скрипки, которую я рассматривал в соответствующих главах книги, проявляется в том, что я пользовался не реальными величинами, а иррациональным отношением "золотого сечения" к трансцендентному числу Пи.
В соответствующих главах своей книги я уже отмечал, что циркульное построение скрипки, принятое сегодня в практике скрипичных мастеров, не выдерживает критики. Характер изгибов контура должен быть сохранен на протяжении всего инструмента, включая не только корпус, но и головку, эфы и своды деки и дна. Решить такую проблему позволит использование в качестве модуля какой-нибудь спиральной кривой. Анализируя различные спирали, известные не только в настоящее, но и в прошлое время, я пришел к выводу, что единственная спираль, отвечающая всем требованиям построения скрипки - это клотоида, которая описывается интегралом Френеля:
В отличие от других спиралей клотоида обладает важным свойством: радиус ее кривизны начинается от бесконечности и стремится к нулю, приближаясь к своей асимптоте, а кривизна стремится к своей идеальной форме - кругу.
Закон спирального движения в первичной материи есть наидревнейшее представление Греческой Философии, первые исторические мудрецы которой почти все были Посвященными в Мистерии. Греки восприняли это от египтян, а последние от халдеев, которые были учениками браминов Эзотерической школы.
Теория Начальных Вихревых Колец была известна Анаксагору и поддерживалась им за 500 лет до Р.Х. или почти за 2000 лет, прежде, чем она вновь была принята Галилеем, Декартом, Свиденборгом и, наконец, с малыми изменениями сэром В.Томсоном. Сведенборг, не имевший возможности знать что-либо об эзотерических представлениях Буддизма, совершенно самостоятельно подошел к Оккультному Учению в своих общих понятиях. Он пишет: 'Первая причина есть бесконечное или безграничное. Это дает бытие первому конечному или ограниченному, (Логос в его проявлениях и Вселенная). То, что производит границу, аналогичнодвижению. Проведенная граница есть точка, сущность которой есть движение; но будучи без частей, эта сущность не есть действительное движение, но лишь стремление к нему (у оккультистов это не есть 'стремление', но изменение Вечной Вибрации в непроявленном в Спиральное движение в феноменальном или проявленном Мире). От этого сначала происходит распростанение, пространство, форма и последовательность, или время. Как в геометрии точка порождает линию, линия - плоскость, и плоскость - тело, то тут стремление точки направляется к линиям, плоскостям и телам... Движение, к которому стремление направляется, есть круговое, ибо круг есть наиболее совершенная форма'.
Здесь я покажу связь клотоиды с числом Пи не только с математической точки зрения, которая и так видна из вышепреведенной формулы, но и с общефилософской. Клотоида стремится к кругу. Круг с диаметром - есть символ. Символ - это конкретное, видимое изображение или знак, представляющий принципы или ряд принципов, понятные тем, кто получил известные знания (Посвященные). В Мире Бытия Единая Точка оплодотворяет Линию, Действенное Чрево Космоса (яйцеобразный нуль), и непорочная Матерь даст рождение Форме, содержащей все формы. Круг, с единой центральной точкой в нем , не имеет числа, и когда Точка рождает линию, становится диаметром, представляющим андрогинного Логоса, тогда число становится 31415 или же - треугольник, линия, квадрат и вторая линия и пентаграмма. Когда Сын отделяется от Матери, он становится Отцом, диаметр представляет Природу или женское начало. Этот символ - круг, разделенный пополам горизонтальным диаметром, в древности означал первое проявление творческой Природы.
Таким образом, число Пи и клотоида стали своеобразными модусами в чертежном построении скрипки.
При изучении размеров и пропорций инструментов следует учитывать, что числовые символы применялись в музыкальной культуре еще на примитивном уровне. Пропорции инструмента могут отражать символические связи или отношения его частей вне прямой зависимости от музыкальных целей. Обряды, сопровождающие производство инструментов иногда имеют для мастера большее значение, чем технологические проблемы. Конечно, это больше относится к культовым инструментам, которыми пользовались шаманы и жрецы, но нельзя забывать, что струнно-смычковые инструменты пришли в Европу с Востока, где почти все музыкальные инструменты каким-либо образом были связаны с религиозными или мистическими культами. К сфере культа относятся украшения и техника создания инструмента. Так, например, резонаторные отверстия в виде змеи были заменены эфами (от лат. буквы f), которые похожи на клотоиду с двумя ветками, или двумя Змиями, вечно-сущим и его иллюзией (Дух и Материя), два хвоста которых соединяются на земле (проявленная Вселенная) в один, и эта есть великая иллюзия.
История музыкальных инструментов и специфика собственно струнно-смычковых инструментов неразрывно связаны с органическим комплексом явлений, определяющих собой генезис, историю и специфику музыки как особого искусства вообще. В музыкальном инструменте эпохи синкретизма была некая полуфункциональность, связывающая речь, живопись, труд танец в единое целое. Можно даже утверждать, что скрипка - это 'живое существо', которое отделилось от человеческого тела в виде жеста и звука. Продолжение речи дало в ней антиречь, а продолжение тела - антитело. Отсюда и сюрпризы скрипки, так как она таит в себе больше, чем вложил в нее сознательно человек.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что история скрипки начинается с тех пор, когда влияние церкви в Европе значительно ослабло и некоторые знания проникли в мирскую жизнь. Эта гипотеза может иметь основание, если предположить, что Джордано Бруно сгорел на костре инквизиции не за "ересь", противоречащую "канонам" церкви, а за разглашение основных положений Тайной Доктрины.
Примечательна в этом плане история жизни Гварнери дель Джезу, который находился под покровительством церкви, где он мог получить такие знания, которые не в состоянии был получить ни один скрипичный мастер. Наших современников до сих пор поражает скрипка Гварнери, прозванная "вдовой Паганини" с ее неисчерпаемыми возможностями.