Ее отец был инженером. Он боготворил "Даймлер", так что это была единственная возможная для него карьера. У него не было никакого определенного мнения насчет евреев, если бы вы задали ему вопрос, он не заинтересовался бы. Возможно, это - нация неуместная, но ему неинтересно. Если вы - инженер, единственное, чем вы интересуетесь - это механизмы. Человеческое существо никогда не будет столь совершенным, как механизм, так что инженеру неинтересно думать о расовой чистоте.
Она говорила Нуале, что люди, которые рассматривают картины, не чувствуют, что находятся под надзором. Это всегда немного напоминает работу в "Top Shop", "Dorothy Perkins" или "Wallis", в этих магазинах, где по правилам покупатель должен находиться на расстоянии вытянутой руки от товара.
Эти дни открытых дверей сначала проходят тяжело, но потом к ним привыкаешь. Люди приходят в студию, иногда - сразу же уходят. Или смотрят на картины и хотят увидеть в них какую-то тайную метафору, но в картинах нет никакого скрытого смысла. И все-таки картины производят эффект разорвавшейся бомбы, так что они просто не знают, куда деваться. А ты сидишь тут за этим долбаным столом с миской сырных крекеров и чувствуешь себя полной дурой.
Этот парень просто прохаживался.
Иногда охватывает мания гостеприимства. Она спросила, не хочет ли он сырные крекеры.
Он ответил: "Нет, всё в порядке, спасибо".
У него был итальянский акцент. Одна из этих стрижек, которые сейчас у всех мужчин, там почти нет волос, похоже на короткий мех на черепе. Глаза у него светились ярким серым цветом, как у тех маленьких обезьянок, у тех лемуров, которых вы видели по телевизору или в зоопарке, и такие пухлые губы, которые очень хотелось поцеловать. Он стоял возле картины 1.1.4.
Когда люди нумеруют картины, они поступают неправильно. Когда вы работаете над картиной, у вас возникает идея, и вам следует воплотить ее в другой картине, иначе вы просто используете первую картину. Это как делать обрезку растения. Так что если вы просто используете порядковые номера, всё теряется. Теряются различия, потому что иногда картина появляется просто на ровном месте.
Иногда, знаете ли, бывает зазор между первой и второй картиной, это - картина, которую вы не нарисовали, так что этот зазор можно обозначить номером, и это - хорошо, у пропущенной картины тоже есть свой номер, подобно имени на могиле.
На нем была черная футболка, черный кашемировый пиджак и черные джинсы, эти действительно дорогие джинсы, и эти красные ковбойские сапоги.
Краска всегда белая, такая жирная липкая субстанция, люди никогда не видели ничего подобного. Иногда слой краски составляет 20 сантиметров, или даже больше, нужен год, чтобы она полностью высохла. Покупателям нужно давать очень подробные инструкции. Когда эта пара геев влюбилась в ту картину, она на самом деле еще не была готова к транспортировке, но они сказали, что будут следовать ее инструкциям беспрекословно, и, конечно же, Серж очень хорошо умеет продавать, так что они забрали картину, и это огромное грязное пятно посадили на совершенно новый ковер.
Не предполагалось, что ты будешь жить в студии, но, конечно, люди так делают втайне.
Если вы работаете с белым цветом, у вас возникает фанатичное желание получить особенный белый цвет, и вы постоянно паникуете, что белую краску отменят. Роберт Раймен предпочитал работать с белой краской фирмы "Winsor & Newton" под названием "Уинзор Белый", так что когда фирма "Winsor & Newton" решила прекратить производство, он скупил всю партию и забил кладовку банками с краской. Вы себе это можете позволить, если вы - Роберт Раймен. Вот проблема бедности - вы не сможете продолжать работу, которую хотите закончить, если белую краску перестанут выпускать. Это люди способны понять - цена материалов, это можно увидеть и потрогать. Но если выбирать между картиной, которая высохнет через неделю, и картиной, которая высохнет через полгода, возникает соблазн нарисовать что-то, что вы точно сможете себе позволить нарисовать до конца. Таков компромисс: чем больше белой краски вы покупаете, тем меньшее количество времени можете оплатить. Поэтому всегда живете скудно.
Она два месяца не платила за аренду студии. Если ее выбросят на улицу, она никогда больше не найдет другую студию за 300 фунтов в месяц.
Серж задолжал ей 5 000 фунтов после Лондонской художественной ярмарки, которая прошла два года назад.
Парень рассматривал картину 1.1.11111.1.
Нуала восседала на высоком стуле, благодаря чему не чувствовала себя в полной заднице.
Она рассказывала, что во времена ее юности люди не говорили о Войне. Была эта очень чистая поверхность, и вы не знали, что есть еще что-то, кроме этой поверхности. Не говорили о лагерях. Когда ей было 16, Макс рассказал ей о лагерях, и она поняла Баадера и Майнхоф, ей захотелось взорвать здание. Отец заставил ее пойти в подмастерья, это были три года в аду. Она поняла, что покончит с собой, если останется, поэтому почти шесть лет путешествовала на попутках по Азии.
В юные годы вы не думаете, до какого возраста можно получить Премию Тернера. Не понимаете, что люди, которые собираются достичь определенного уровня в работе до наступления этого возраста, не ездят на попутках по Азии. Если бы вы это понимали, всё равно ничего не смогли бы с этим поделать. потому что вы не стали бы художником, если бы не ездили на попутках по Азии. Так что неизвестно, поступили ли бы вы в художественный колледж.
Нуала угощалась сырными крекерами и хлопьями, еще там был сок. Вино было бы лучше, но какой смысл ставить дешевое пойло? А что она могла бы поставить, кроме дешевого пойла?
Она сказала, что в юности отец не позволил ей поступать в высшее учебное заведение, считал, что она слишком тупая, заставил ее идти в учение в мастерскую по пошиву дамского платья. Они сидели там в этом подвале, всё нужно было делать правильно, нужно было вымётывать петли, а если что-то сделали неправильно, нужно было переделывать снова и снова, и так - три года. В конце нужно было пошить наряд-шедевр, Gesellenstuck, такое устаревшее слово, наверное, в английском такого нет, нужно было показать, что ты овладела мастерством. Должно быть всё это - специальный воротник, специальные манжеты и специальные карманы.
У нее до сих пор хранился костюм, который она пошила.
В углу скрывался платяной шкаф. Там были специальные вешалки с мягкими плечиками.
- Можно взглянуть?
Парень-итальянец стоял у нее за плечом.
Она ответила:
- Да, конечно, почему бы и нет.
Это был костюм из грубого сукна. Коричневый оттенка грязной горчицы. Нельзя было выбрать, из чего шить костюм, это была просто возможность для портнихи избавиться от ткани, которую она не могла использовать, она слышала, что в других местах с подмастерьями обращаются лучше. У костюма были эполеты на пуговицах, полоски ткани с пуговицами на манжетах, тканевый хлястик и накладные карманы на пуговицах, и, конечно, подкладка, и фальшивые пуговицы. Темно-коричневый кант. Три полусборки над каждой грудью, на каждой - по карману. Костюм висел на своей вешалке, этот зловещий наряд, который никто никогда не наденет из-за отвратительной ткани, покроя, тканевых полосок и швов, и всё это время наряд был заперт в деревянном гробу, никто не видел его безумие.
Он сказал:
- Ma che brutto, как грубо!
Он сказал:
- Вынесите его на свет.
В белом свете студии шерсть грязно-горчичного цвета, истеричные швы, грубая неряшливость ощерилась миру.
Он воскликнул:
- Мадонна!
Спросил:
- Когда его пошили?
Она ответила:
- В 1962-м.
Он спросил:
- Можете пошить еще такой же?
Она ответила:
- Я этим больше не занимаюсь.
Он сказал:
- Хочу этот.
Она ответила:
- Он не продается.
Он сказал:
- Хочу 20 таких же.
Она ответила:
- Я - не портниха.
Он воскликнул:
- Нет-нет! Кто будет носить такой ужас? За кого вы меня принимаете? Нет. Вы - художница. Я заплачу вам 1 000 фунтов за каждый.
Она сказала:
- Хоть бы один такой же пошить.
Он возразил:
- Этого недостаточно. Я хочу устроить показ. Мне нужно еще 19.
Он сказал, что устроит показ в своей галерее в Милане.
Сказал:
- Картины меня не интересуют.
Он сказал:
- Я предлагаю нормальные условия, 50% от выручки, бонус - 20 процентов.
Она сказала, что, может быть, найдет помощниц, он сказал: "Нет, шить должны вы, иначе сделка отменяется. Вы ведь знаете, что не найдете никого, кто выполнит такую работу".
Он спросил:
- Сможете ли вы найти...
Нет, материал поищем вместе.
Может быть, полетим в Лейпциг, думаю, у них там много старого материала накопилось до 89-го года, да, бьюсь об заклад, нам это удастся.
Она не знала, что делать, она просто не могла.
Потом пришел Серж, он был вниз по коридору в студии Дэнни, пудрил мозги покупателю, который, может быть, что-то купит для центрального офиса компании. Серж воскликнул: "Адальберто!!!!! Боже правый, я не догадывался, что ты в городе".
Представьте, что пятерых ящериц держали в морозилке, а потом кто-то их бросил за шиворот вашего джемпера, и теперь они ползают по вашей спине своими холодными лапами, потому что, будем реалистами, сколько в мире искусства людей по имени Адальберто...
Адальберто сказал:
- Да, меня поистине восхищает это произведение, созданное ею еще в 60-х.
Сначала Серж пришел в восторг от перспективы продажи, а потом увял, потому что Адальберто хотел устроить показ в галерее в Италии, так что Серж не получит комиссионные. Но Адальберто сказал: "Нет-нет, это не обсуждается, это - самая восхитительная работа из всех, что я видел за долгое время, но я хочу получить карт-бланш, чтобы отвезти ее туда, где ей следует быть, мы как-то это уладим, не будем сволочами".
Это всё вообще не произошло бы, если бы Серж вернул ей 5 000 фунтов, которые задолжал со времен проведения Лондонской художественной ярмарки.
Люди приходили в студию и смотрели на картины, а купить в итоге хотят вот это.
Она могла бы сказать, что Серж был польщен, а Адальберто заговорил об обеде, она могла бы сказать, что Адальберто пытается одурачить Сержа, чтобы тот согласился на что угодно.
Серж раздумывал, что сможет наладить выгодные контакты, а если он познакомится с нужными людьми, сможет разрекламировать открытие следующей своей выставки, может быть, придет Ник Серота. Если придет Ник Серота, будет круто.
У нее не было ни гроша.
Она сказала, что ей нужно подумать, потому что она вообще не работала в такой манере, а Адальберто сказал: "Да, конечно, подумайте, я на следующей неделе лечу в Нью-Йорк, так что хорошо было бы полететь завтра в Лейпциг, чтобы вы пошили что-то до моего возвращения".
Адальберто сказал:
- Послушайте, не буду жмотом, дам вам 2 500 за штуку, это бонус 50 процентов.
Серж стоял, как громом пораженный.
Можно сказать, легко отделались.
Они полетели в Лейпциг первым классом из городского аэропорта. Это было путешествие, которое вы обычно себе представляете, если вам выпадет удача сделать перерыв, вы знаете, что спите в спальном мешке на бетонном полу, у вас нет отопления и туалета, но вы думаете, что, может быть, в один прекрасный день вас откроют, но пока все бедны. Когда она шла обедать с Сержем, он всегда выбирал какое-нибудь действительно дешевое заведение, и каждый платил за себя. А пока Серж рассказывал ей про Адальберто, конечно, слыхала она всякое, но он оказался действительно тем еще перцем, он был членом жюри Венецианского биеннале, так что если Адальберто понравится ее работа, это будет феноменально.
Прилетев в Лейпциг, они взяли такси и поехали в роскошный отель. Адальберто сказал, что неизвестно, найдут ли они в Лейпциге то, что нужно, может быть, придется поехать вглубь страны, но, может быть, им повезет.
Чем славится Лейпциг - так это переходами. Целые пассажи. Самый знаменитый - Мадлер-Пассаж, но они повсюду - эти переходы между улицами, их построили как модные заведения для зевак, в них были магазины, где продавалось то, что захотелось бы купить модным людям, можете себе представить, насколько это было популярно в социалистической республике. Так что они прошли по пассажу и вышли на улицу, потом - по другому пассажу, искали то, что задумал найти Адальберто.
Если бы вы полетели тогда в Восточную Германию, вы бы увидели, что там всё - как при коммунистах. Заходите в магазин, а там - словно искривление времени, пара панталон и упаковка колготок. Там вы просто забывали, что люди обычно носят, и если вдруг видели это в витрине, просто не могли глазам своим поверить. Вы просто не могли поверить, что это выглядит абсолютно нормально. Так что их затягивало в эти магазины, где не продавалось то, что им нужно, потому что магазины были - как музеи.
На Адальберто по-прежнему были красные ковбойские сапоги. Он видел все эти материи и просто с ума сходил. Он мог увидеть пояс для чулок в витрине магазинчика, и становился словно одержимым, мог скупить все запасы поясов для чулок. Спрашивал, как это на немецком, это мог быть пояс для чулок или древняя пара панталон, или нижняя юбка.
Потом он сказал:
- Нам нужно сосредоточиться, нужно полностью сосредоточиться на этом, это будет, как это сказать, монструозно. Чудовищно.
Потом они нашли галантерейную лавку.
Там лежали отрезы этого отвратительного бежевого джерси. Адальберто сказал: "Нам нужно сосредоточиться. Нужно полностью сосредоточиться".
Сказал:
- Спроси, где они хранят ткань для костюмов.
Так что они пошли в подсобку, она думала, что ее стошнит. Там были все эти отрезы сукна.
Адальберто повторял:
- Мадонна.
Там были все эти консервативные цвета, которые больше нигде не увидишь, этот темно-синий, к темно-синему сложнее всего подобрать одежду, он очевидно вышел из моды, потому что представление людей о нейтральном темно-синем менялось с годами, на людей в индустрии моды, на их способ восприятия темно-синего влияли другие цвета, с которыми она работали в то время, А здесь был темно-синий, который выжил, как вьюрок на Галапагосах, и некоторые оттенки серого тоже очень быстро выходят из моды. Это были не утилитарные цвета, просто цвета ткани, из которой в конце концов должны пошить респектабельную одежду, невозможно было представить туловище в этой ткани, невозможно было представить, что люди подписывали бланк, чтобы загрузить других людей в вагон и отправить на смерть.
Адальберто повторял:
- Ma che brutto! Che brutto!
Говорил:
- Если бы мы не пришли сейчас, было бы слишком поздно.
Говорил:
- У вас специальное образование, вы должны подобрать то, с чем будете работать, с чем вас учили работать.
Она ответила:
- Я не могу.
Он сказал:
- Если я что-то скажу, это может исказить то, чему вас учили.
Она сказала:
- Я не могу.
Он сказал:
- Ладно-ладно. Послушайте, заберем это всё. У меня нет времени с этим разбираться, когда вернемся, сами решите, что вы хотите использовать.
Он подошел к продавщице и махнул рукой назад:
- Ich will alles verkaufen, продаю всё.
Можно сказать, она не привыкла к покупателям, которые не знают немецкий. Можно сказать, Адальберто не привык к людям, которые не сворачиваются в клубок и не притворяются мертвыми, если им предлагают уйму денег.
Она сказала:
- Kaufen, Адальберто, купить. Вы сказали, что хотите всё продать.
Адальберто сказал: "В свое время всё продам. Но ладно. Ich will alles kaufen, мадам, всё покупаю".
Она просто не могла всё это выдержать - все эти деньги, которые лились рекой, пока она мучилась в поисках 600 фунтов арендной платы за студию и раздумывала, где повесит картины, если не сможет оплатить аренду.
Так что она сказала:
- Нет, это глупо. В студии негде всё это сложить.
Она сказала:
- Послушайте, Адальберто. Давайте уйдем. Прогуляемся. Пойдем в кафе. Вряд ли вы там будете стоять и восклицать "Сhe brutto".
Это был один из ее самых удачных поступков в жизни.
Адальберто сказал:
- Ладно. Вы - босс. Я вернусь через час.
В Германии всё не так, как в Британии, где вы идете в магазин и просите совет, а они не смыслят ни бельмеса. Если вы идете в магазин строительных материалов, люди, которые там работают, будут знать всё о разных породах древесины. Если вы идете в магазин кроватей, люди, которые там работают, будут знать всё о конструкции кроватей и о том, какие кровати удобны для спины, и все кровати действительно хорошо сконструированы, потому что люди знают свое дело. А если идете в галантерейную лавку, персонал будет знать всё о разных видах ткани, о том, какие использовать нитки и какую пришить молнию на ткань определенного типа, и если вы попытаетесь купить что-то не то, они будут с вами суровы. Это сдерживает рост экономики, поскольку, чтобы получить такого рода работу, нужно пройти специальное обучение, но если вы придете в магазин, персонал там будет действительно знающий. Так что Адальберто разбирался в этом проекте, но делал всё в импульсивной итальянской манере, поэтому у него не могло всё получиться правильно, потому что для того, чтобы всё сделать правильно, смотрите, есть продавщица, которая работает в этой отрасли с юных лет, а Адальберто хотел положиться на память женщины, которая была в подмастерьях в далеком 1962-м.
Это вам и должно нравиться в итальянцах - то, что они абсолютно импульсивны и непредсказуемы, и непоследовательны, и во время Войны они вовсе не были заточены на то, чтобы уничтожать евреев, после того как немцы оккупировали Францию, евреи бежали в Италию от режима Виши, и это вам должно нравиться в итальянцах. А если посмотрите на Гёте, посмотрите на немцев, которые живут на юге, увидите, что им нравится в итальянцах - эта любовь к мгновению.
Но если вы собираетесь что-то сделать надлежащим образом, вам следует заранее составить план, семь раз отмерь, один раз отрежь. Отрежете неправильно - и ткань сморщится, всё пойдет наперекосяк.
Она принесла костюм с собой, поскольку, если покупаете то, что задумали, нельзя полагаться на память. Так что теперь она вытащила костюм из сумки и объяснила, что ее друг хочет костюмы, похожие на этот, но, наверное, это будет сложно пошить, потому что костюм пошит в 1962-м году. А потом она немножко солгала, потому что если бы сказала правду, прозвучало бы совсем, как дичь какая-то. Она сказала, что, думает, наверное, ее друг снимает фильм, и хочет, чтобы костюмы были аутентичные. Немка такое поймет - все детали должны быть точными.
Продавщица посмотрела на костюм. Спросила:
- Это вы пошили?
Она ответила:
- Да, очень давно.
После своего отъезда она ни разу не была в Германии. После шести лет путешествий автостопом по Азии она полетела в Британию, потому что, если бы вернулась в Германию, тут она покончила бы с собой. Словно она перестала быть немкой, а теперь вдруг раскопала в недрах шкафа немецкую капсулу времени.
Продавщица смотрела на костюм, изучала пошив и кивала, издавая тихие возгласы восхищения. Потом сказала, что, думает, у нее есть кое-что, что должно сработать.
Потом она вынесла этот отрез ткани, который никто никогда не выбрал бы для пошива какой-нибудь одежды. Если из этого пошить костюм, костюм будет существовать миллион лет. Ткань этого грязно-оливкового цвета.
Женщина спросила:
- Он хочет другие цвета?
Если вы решили пошить что-то уродливое, это всё равно что решить пошить что-то красивое - в итоге у вас получится китч.
Так что она притворилась, что просто шьет костюмы так, как обычно шьют костюмы.
В магазине было два вида серого, темно-синий, тусклый горчично-коричневый, черный, два оттенка черного, а еще - фурнитура. Тут стоял комод с 25-ю ящичками, и в 5-ти ящичках лежали пуговицы. Целая коллекция пуговиц. И эти зеленые молнии, которые никто уже не использует.
Было видно, что этот магазин открылся еще до Войны, фурнитура не изменилась. Комод для пуговиц остался неизменным, но производство пуговиц прекратилось во время Войны, производство роскошных пуговиц, а во время правления коммунистов восстановление производства пуговиц не было в приоритете. После падения Стены пошив дамского платья, наверное, не казался чем-то секси, так что магазин не спешил расширяться. Было что-то трогательное в этих пяти пуговицах, вам хотелось их купить, но, чтобы пошить костюм правильно, пуговицы нужно обшить той же тканью, чтобы показать свое мастерство.
Тут было еще кое-что довольно старомодное: в магазине продавалось полотно, которое когда-то использовали для подбивки. Раньше полотно использовали для подбивки, его пришивали под воротник этими большими стежками, с наметкой, а теперь здесь продавался искусственный материал, его даже можно было гладить, но в Восточной Германии, наверное, люди более консервативны, так что такой тут был магазин в 1992-м году.
Адальберто вернулся. Посмотрел на то, что лежало на прилавке, и сказал: "О'кей, мы заберем всю ткань, потому что, наверное, ее перестали выпускать".
Если воротник костюма правильно завернуть, изнанка будет меньше, чем наружная сторона. Так что нужно формовать ткань, чтобы придать ей правильную форму. В магазине есть специальная деревянная стойка с деревянной планкой, обитой тканью, вешаете на нее куртку, а потом можете работать утюгом. Не только шитье - много чего еще можно делать с помощью пара. Но вам нужно правильное оборудование. Так что они не нашли оборудование в Лейпциге и полетели в Берлин, купили то, что нужно, посадка на самолет обернулась просто ночным кошмаром, но если вы летите в первом классе, к вам относятся добрее и больше стараются помочь, даже немцы. Складывалось впечатление, что Адальберто - их новообретенный дядюшка, все так переполошились, чтобы помочь со стойкой и отрезами ткани.
Потом Адальберто улетел в Нью-Йорк, сказал, что хочет провести показ через два месяца.
Когда шьете шедевр для получения звания мастера, в соответствии с условиями экзамена вам дается неделя. Вы не можете ни у кого спрашивать, как что-то сделать. Комната забита оборудованием, приходите туда в семь часов утра, уходите в шесть часов вечера, работаете там. Но это была просто одна неделя для одного костюма после трех лет ада, так что вы сможете пошить его даже во сне. И ткань уже для вас раскроили, потому что вы учились создавать выкройки, а кройка - это уже следующий уровень, вот когда вы начинаете проявлять креативность. Хотя что-то можно делать механически, говорить о том, чтобы одному человеку пошить 19 костюмов за 2 месяца - это просто безумие. Но если вы выльете ушат холодной воды на идею человека вроде Адальберто, он не найдет другой выход и не даст вам еще один месяц, он просто утратит интерес и займется чем-то другим.
Люди думают, что уйти легко.
Художникам очень повезет, если они найдут галериста, и вы думаете, что, если найдете галериста, ухватите Бога за бороду, а потом, когда нашли галериста, всё равно продолжаете работать в школе или в колл-центре. Но если бы Чарльз Саатчи пришел в галерею и купил всё на показе, или пришел бы в студию и купил все картины в студии, вам больше не пришлось бы волноваться. Есть коллекционеры, которые могут помочь вам сделать карьеру. И есть галеристы, на которых смотрят люди: они могут помочь вам сделать карьеру. Так что вы знаете: если вы скажете убираться кому-то, кто интересуется чем-то, что не интересует вас, вероятно, вы никогда больше никого подобного не встретите. .
В уик-энд открытых дверей в студии администратор написал ей про арендную плату уже в третий раз. И, естественно, речь зашла про Адальберто. Если вы думаете, что люди, управляющие галереей, мечтают, что кто-то вроде Адальберто просто придет, и если он выберет художника, они будут на седьмом небе от счастья, нет, они просто не выбросят художника на улицу из-за арендной платы. Но если они услышат, что сделка не выгорела, просто затравят вас из-за чека.
Картины на стенах были беззащитны. Они не высохнут быстрее, если вы не сможете заплатить арендную плату за студию. Краска абсолютно доверчива. Вы думаете, что, если никто больше не собирается за ней присматривать, всё зависит от вас.
У нее было суеверие. Если вы пошили наряд на соискание степени мастера, его нельзя отпускать. Так что она пошила 20 новых костюмов вместо 19-ти, и это было очень умно с ее стороны.
Если вы следите за аукционами произведений искусства, наверное, думаете, что есть какие-то очень богатые художники, потому что "Портрет Ника Уайлдера" Хокни ушел за 3 миллиона фунтов стерлингов. Но Хокни продал эту картину давно. Это картины 60-х и 70-х годов заколачивали такие деньги, люди, которым принадлежат эти картины, и те, кто управлял продажами, зарабатывали. Так что очень плохо для Хокни, что он тогда не бросил рисовать.
Никто не просил Хокни, во всяком случае, вы думаете, что никто не просил Хокни вернуться к тому раннему своему стилю. Вы думаете, что у него, должно быть, много денег, и он вовсе не находится под давлением. Но что если кто-то выяснит, что вы делали в 1962-м, и закажет вам еще 19 штук того, что вы делали в 1962-м? Если вы смогли создать одну такую вещь, если смогли создать 19 таких вещей, следовательно, сможете создать и 20.
Так что она пошила 20 костюмов, и Адальберто никогда больше не видел ее шедевр, ее Gesellenstuck, потому что костюм остался на вешалке с мягкими плечиками.
Адальберто выписал ей чек на 45 000 фунтов стерлингов, потому что вычел стоимость материалов. Так что он сделал этот действительно широкий жест, выразив желание купить всё в магазине, но если бы он это сделал, ей пришлось бы платить за все эти бесполезные материалы, а у нее всё равно оставались рулоны материи.
Если вы вообще следите за британским арт-рынком, вам известно, что там многое делегируют. Трейси Эмин создала палатку под названием "Всё, с чем я когда-либо спала", и дело там было не в качестве стежков. Потом Эмин создала еще одно пошитое произведение, но для пошива наняла других, а точечные картины Херста нарисовал не Херст, и всё это - в традициях "Фабрики" Уорхола.
С Адальберто это не пройдет. Эта омерзительность карманов, сборки, петлицы, ужасные стежки - именно из-за этого наряд выглядел грубо. Как наряд может выглядеть грубо, если его пошил человек, которому повезло найти работу?
Так что Адальберто вернулся из Нью-Йорка и ходил туда-сюда перед двадцатью костюмами. Их отутюжили правильным паровым утюгом. Жались к стенке, словно аутсайдеры.
Он сказал:
- Как это будет по-немецки? Schrecklich, ужасно.
Он повесил 20 ужасных костюмов в своем выставочном зале в Милане. В Милане еще никогда не проходил столь трансгрессивный показ - если у вас нет чувства стиля, вы не сможете увидеть тупость уродливого кармана, который только обученный подмастерье смог бы выкроить правильно. В Милане все практически упали в обморок. Миучча Прада купила все костюмы с показа.
Адальберто еще хотел устроить показ в Нью-Йорке. Прада сказала: "О'кей".
Адальберто не понравился каталог, в котором содержится биография художника.
Адальберто не понравилось, что лицо художника используется для его обозначения.
Адальберто пришел к ней поговорить. Сказал:
- Мы устраиваем показ в Нью-Йорке. Это - не Италия, там люди не такие утонченные, там людям нужно, чтобы всё говорили четко по слогам.
Он сказал:
- Мне нужен, как это сказать, образец мочи.
У него был один из этих пластиковых стаканчиков, и, знаете, можно ведь подумать, что это - для получения визы или чего-то такого, так что она пошла в туалет.
Адальберто сказал:
- Прекрасно. А теперь нам нужен образец кое-чего еще,
и она поняла, что слышала бы, если бы правительство США заставляло людей сдавать образец кала.
Она спросила:
- Адальберто, что ты делаешь?
Адальберто ответил:
- Мы устраиваем показ в Нью-Йорке. Нам нужно быть более прямолинейными. Вот и всё.
Он сказал:
- Это - про тело. Ненависть к телу. Отрицание тела. Виселица, которая нужна телу.
Он сказал:
- Ненавижу вывешивание, которое мы видели миллион раз, освещение - клише, рамы - клише, а потом покупатель хочет узнать, продается ли картина вместе с чертовой рамой, и тебе хочется сказать: "Конечно, и лично для вас предлагается бесплатно упаковка нижнего белья с автографом художника", ненавижу это дерьмо.
Адальберто сказал, что Миучча Прада сказала, что, может быть, покажет эти костюмы в своем магазине в Токио.
Это благодаря чистоте идеи образца мочи. У людей есть представление о раме, о куске дерева, о куске металла, прилегающего к картине, нам действительно нужно от этого отказаться.
Адальберто сказал:
- Не смотри на меня так ошарашенно.
Сказал:
- У тебя еще есть менструации?
Если вы едете в новую страну, вам кажется, что вы можете оставить позади вселенную слов, с которыми выросли, но даже в новой стране люди всегда строят клетку из слов, вот почему хорошо, что искусство может быть значимым. Но люди всегда думают, что могут вырваться из клетки как-нибудь иначе. Когда она училась в 70-х в художественной школе, было время очень радикальных экспериментов, иногда студенты создавали искусство, которое преподаватели не понимали, был тот парень, который создал инсталляцию в Манчестере, или, может, в Брэдфорде, экзаменаторы пришли на нее посмотреть, и просто ушли. Так что он не получил диплом. Даже в те времена было странно, что искусство, как предполагалось, должно быть трансгрессивным, но вы, как предполагалось, должны были получить диплом, но ведь быть художником и при этом не ходить в художественную школу - это просто яма. Но было захватывающе, потому что знаменитые художники приходили поговорить со студентами, или можно было поехать в Лондон и посмотреть выставки, и всё это происходило прямо тогда.
Там был парень, Керри Тренгроув, он курил и пил, а если делать это одновременно, это плохо, он заработал рак горла и языка. Большинство картин оказалось в мусорном контейнере. Но он создал революционную работу. Устроил выставку в Ковент-Гардене, все ходили наряженные, а он вырыл глубокую яму в земле галереи, достаточно большую, чтобы можно было там спать и шевелиться. Он поставил там кровать и стену Комплана, которую покрыл толстым слоем стекла, оставив достаточный зазор для того, чтобы проникал воздух, и оставался там неделю, делал там всё - спал, ел и мочился, а люди могли прийти и увидеть его там в яме. Это была революционная работа. Это было еще в 70-х. А было еще одно произведение - он достал собак, они были взбудоражены или беспризорные, и оставался с ними в комнате неделю, и приручил их, просто оставив на неделю в комнате рядом с собой.
А сейчас кто слышал о Керри Тенгроуве. От силы человек пять.
Или другой художник, Стюарт Брисли. Он был перформансистом в 70-х. Достал ванну, наполнил ее потрохами и лег в нее. В другой раз он поднялся на крышу галереи Хэйвард и повис нагой вверх ногами. Сначала он намазал себя толстым слоем глинистого раствора - в его работах всегда была эта живописная составляющая, уже была осень, так что было довольно холодно, а кто-то стоял на земле со шлангом и поливал его - очищал.
И он - в учебниках. О нем можно прочесть в учебниках. Есть запись. Вот почему записи так важны. Вам нужен кто-то, кто будет присутствовать, будет свидетелем.
Но вся эта экспрессивность, эта исповедальность, этот эксгибиционизм, эта штукатурка новых смыслов на слове - может быть, вам захочется от этого уйти, может быть, вы просто от этого уходите.
А потом, возможно, вы думаете о картинах, которые летят в мусорный контейнер. Может быть, вы думаете: если кто-то захочет быть свидетелем такого рода завуалированного эксгибиционизма, картины не полетят в мусорный контейнер.
Это были те плохие времена, когда Национальная галерея мастерски наносила штукатурку смыслов на свои коллекции, так что раз в год они проводили выставку и вывешивали огромный плакат на фасаде Национальной галереи, который гласил: "Созидание и смысл", и если бы она проехалась на автобусе по Трафальгарской площади, ее бы стошнило, в автобусах, которые ездят по Трафальгарской площади, должны быть пакеты для тех, кого тошнит от искусства во время Сезона Созидания и Смысла, но таких пакетов там нет.
И тут явился Адальберто со своей идеей, что он - гениальный куратор, и если другие подхватят эту идею, все галеристы тоже подтянутся.
Но, возможно, вы не понимаете: если вы сделали что-то, что никогда больше делать не собирались, и кто-то просит вас сделать что-то еще, вам на самом деле нелегко будет идти по этому пути.
Адальберто сказал, что, если у нее нет менструаций, просто сделают забор крови шприцом, но это будет не то. Сказал, что используют кого-то еще, чтобы получить грудное молоко, но это - не то.
Иногда правда заключается в том, что кто-то с легкостью вас соблазняет. Это не то что сделать петлицу или сборку, тело выделяет эти жидкости, и их так легко собрать.
Адальберто привел ее в спортзал как гостевого члена, как ловко. Сейчас у мужчин такие тела, которых вы раньше никогда не видели, они тратят на такое тело много часов. Если посмотреть на Джима Моррисона, такое тело обычно было у мужчин, а тело, как у Энтони Куинна в фильме "Дорога", на самом деле смущало, потому что это было что-то запредельное, но в наши дни никто не хотел бы тело, как у Энтони Куинна, потому что оно не накачанное. По сравнением с тем, что у мужчин есть в наши дни, это - просто ничто, и тут появился Адальберто с одним из таких тел, он сказал, что ей следует надеть три свитера и две пары спортивных штанов и бежать на беговой дорожке, но это было непрактично, потому что она так долго была бедной. Так что она ответила: "О'кей", и он жал на эту кнопку, пока беговая дорожка не разогналась до достаточно высокой скорости. Он принес мотоциклетный шлем и надел его ей на голову. На шлеме была резиновая манжета с подбородочным ремнем, он сказал, что вернется через 15 минут.
Чтобы собрать пот, понадобился примерно час.
Он сказал, что она может использовать лук, чтобы заплакать.
Сказал, что даст ей чашку, в которую можно собирать слёзы.
Сказал, что, может быть, ей удастся по-настоящему напиться, так что они могли бы собрать рвоту.
Если вы там никогда не были, вы думаете, что уйти - легко.
Она полетела на показ в Нью-Йорк. Летела в первом классе. Ее поселили в шикарном отеле "Морган".
Когда она увидела показ, всё оказалось не так плохо, как она думала. С одной стороны комнаты, вдоль длинной стены, висели костюмы. На противоположной стене были эти крошечные полочки, может быть, 4 х 4 см, из алюминия, а на каждой полочке стоял стеклянный контейнер с толстыми стенками, вровень с краями полочки, и в каждом контейнере была моча, пот или кровь, так что в этом действительно была своя красота. Хорошо, что был большой зазор между произведением искусства и рамой, вам ведь знакома эта мания кураторов - приделывать слова и факты, на стене будет висеть маленькая карточка, люди будут подходить с любопытством к карточке, чтобы познать ее мудрость, а потом будут возвращаться к произведению искусства с маленьким трофеем - этими словами на карточке, а иногда можно увидеть людей, которые маниакально охотятся за карточкой....
Так что в этом пространстве была дерзость, и хорошо было, что произведения искусства висели на одной стене, а номера были указаны на стеклянных сосудах на противоположной, и на стене не было вообще ничего, связанного с произведениями искусства. Так что это было довольно умно и бесшабашно.
Наверное, если вы создаете произведение искусства, это - вещь, возможно, вы погружаетесь в вещность. Если проводите там всё время, не прикрепляете слова, возможно, со временем вы начинаете их терять, потом приходит кто-то, кто действительно хорош в манипуляциях, и вы не можете найти слова, чтобы постоять за себя.
Но, может быть, просто эти итальянцы - скользкие. Во время Войны нацисты слали итальянцам директивы о выдаче евреев, но им не удавалось заставить итальянцев сотрудничать. Итальянцы были от этого не в восторге, а если они от чего-то не в восторге, они это не будут делать. Но если они чем-то загорятся, вы их не сможете остановить.
В газетах написали, что Миучча Прада купила костюмы с показа за 1 миллион долларов. Возможно, это была неправда. Она репетировала, что скажет Адальберто, но его не так-то просто было подловить.
Потом в один прекрасный день в газетах написали, что художница объявила себя банкротом. Если вам кто-то не заплатил, вот что вы можете сделать - можете объвить себя банкротом. Эта художница была довольно умна, у нее был контракт, это позволило выплатить долг. Но у всех остальных художников, которым задолжали, денег не было, и контрактов у них тоже не было. Не было ничего на бумаге, что подтверждало бы их права. И, в любом случае, у него была компания с ограниченной ответственностью.
Так что 45 000 фунтов стерлингов - вот и всё, что осталось от двадцати костюмов, и некоторая часть этой суммы пойдет в Налоговое управление. Так что единственный выход - устроить показ, пока царит воодушевление.
Это было действительно сложно, потому что Серж не хотел, чтобы его бросали, но чувствовал, что на него спихнули какую-то менее интересную работу, это отравило его интерес к живописи. Серж хотел, чтобы она пошила новые костюмы для Лондонской галереи. Он отчаянно жаждал выйти на передовой рубеж. Если он выставит костюмы, все большие шишки Лондона придут, потому что они не видели эти костюмы в Милане и Нью-Йорке. Но это тянулось так долго, что многие картины уже действительно высохли. Так что она сказала, что может показать один костюм, если он устроит показ для картин, но костюм будет не на продажу.
Так что Серж устроил этот показ. И, конечно же, номинировал ее на Премию Тернера. Номинировать можно кого угодно, но благодаря Адальберто она попала в шорт-лист. Ее пригласили подать произведение, иногда ваше произведение вызывает отвращение. Вы продолжаете думать, что ветер подует в другую сторону, живопись снова войдет в моду, и тогда было бы здорово попасть в шорт-лист премии Тернера. Но Тернер выбирает такие вещи, которые восхищают людей, ничего не смыслящих в искусстве. В художественной школе на каждом курсе есть кто-нибудь, кто занимается минимализмом или концептуализмом, а потом Тернер выбирает кого-нибудь, кто делает то, что делают на первом курсе художественной школы, так что, если тебя выберут, это будет своего рода отвращением. Так что потом Серж говорил: "Я ни слова не сказал. Рот на замке. Ты знаешь, что я думаю, но я никоим образом на тебя не давлю, потому что это исключительно твое решение". И, может быть, вы подумаете, что за прекрасный шанс - показать то, что вам интересно. Но в том то и дело, если вы художник, с первого мгновения вашего поступления в художественную школу вы сразу же понимаете, что здесь нужно быть себе на уме. Нужно сделать себе имя. Нужно уметь договариваться с людьми, у которых есть власть. И Тернер делал это столь же часто, как все остальные, Тернер был гением, но делал то, что нужно делать, чтобы попасть в Королевскую академию. Так что когда она подала заявку на получение гражданства Великобритании, это был не просто отказ от Германии. С чего бы она это делала, если бы не для того, чтобы получить возможность претендовать на Премию Тернера? Так что если вы решили дать себе такой щанс, очевидно, это - следующий шаг, который нужно сделать, дайте им то, что, как как вам кажется, они хотят получить, чтобы дать вам премию. Она устала и волновалась из-за того, что Адальберто обанкротился, а окончательный возраст составлял 50 лет, так что это был последний год, в котором она могла претендовать на премию, и иногда в истории бывает свой собственный импульс, это было, как если бы номинировали марионетку. Так что она подала свой шедевр, свой Gesellenstuck, вот так она его выставила - повесила на стене в естественном освещении, а на противоположной стене, в дальнем углу комнаты, поставила стеклянный сосуд желе из спермы.
***
<Мое сердце принадлежит Берти>
Вот двое людей, А и В. А - героинщик, представления В о наркотиках ограничиваются чаем 'Эрл Грей'.
Вибираем наугад ребенка, подбрасываем монету, смотрим, что выпадет: А - орел, В - решка.
Повторяем процедуру.
Если подбросить монету десять раз, скорее всего, орел выпадет пять раз. Если мы сформируем последовательность по десять попыток, иногда у нас будет меньше, чем пять, иногда - больше, распределение результатов будет следовать известной 'кривой Гаусса':
При двадцати попытках наиболее вероятное количество 'успехов' - 10. то есть, Кривая Гаусса смещается вправо:
Две распечатки неуклюже свешивались со стола возле Питера, прижаты диспенсером салфеток, сахарницей, солонкой и перечницей, красной пластиковой бутылочкой кетчупа, желтой пластиковой бутылочкой горчицы.
Когда человек читает лекцию или проводит семинар, он не готов воевать с приправами. Он не готов к такой вероятности.
- Если мы повторяем эту процедуру ежедневно,- сказал Питер, безуспешно отодвигая папки, чтобы Джиму было лучше видно, - склонность ребенка к нерациональному использованию ресурсов будет коррегироваться относительной частотой, но, с другой стороны, никто не гарантирует, что ребенок долго будет получать хорошие результаты. Если проводить процедуру каждую неделю, больше зависит от результата, если каждый месяц, каждый квартал или каждый год, к результатам можно относиться более спокойно.
Он прижал ладони к глазам. .
Питер написал книгу рассказов о роботах - начало оказалось удачным, на книге он заработал то, что казалось ему уймой денег, но всё же этих денег было недостаточно, чтобы смягчить договорные отношения с людьми, которым книга нравилась. но которые всё равно пытались изъять отсылки к eiπ. Он объяснял, что только открытие eiπ в возрасте девяти лет спасло его от самоубийства, этот аргумент снисходительно отметали.
Но, как оказалось, денег всё-таки хватило на то, чтобы Джим (которого называли 'опытным литературным агентом') представлял интересы Питера при издании второй книги рассказов о роботах. С этой книгой оказалось сложнее, чем ожидалось.
Джим не знал секрет счастливого начала: 'Мои родители умерли, когда я родился'.
Питер специально прилетел в Нью-Йорк, чтобы лично объяснить Джиму биноминальное распределение. Он хотел снизить вероятность договорных обязательств перед людьми, которых знал слишком хорошо.
Теперь они сидели в кабинке дайнера.
Питер предложил встретиться в квартире Джима, предполагая, что это сведет к минимуму количество людей, которые по ошибке окажутся рядом с Джимом.
Джим настоял на дайнере.
Питер предложил, чтобы Джим надел желтый свитер, чтобы его легко можно было узнать.
Джим не принял это предложение.
Джим надел коричневый пуловер и коричневые брюки. Он был шатеном с карими глазами. Всю дорогу из офиса в дайнер Питер боялся потерять Джима из виду в толпе, боялся, что не узнает его снова. Теперь он волновался, что, если Джим пойдет в туалет, а кто-то другой придет и сядет за столик, Питер не заметит разницы. Это был один страх, а второй - что имя 'Джим' выскользнет у него из головы, как обычно происходило с именами.
Поверхность стола была заставлена избыточным количеством атрибутов, не говоря уж о том, что они мешали умозаключениям. Питер сделал всё, что мог, чтобы максимально расчистить поверхность для демонстрации иллюстративных материалов, отказался заказывать ланч. Джим заказал что-то. Обменялся шутками с официанткой.
- Мы кладем в основу доводов ежедневное перенаправление, - упрямо продолжал Питер. - Когда количество попыток приблизится к ста, конечно, орел выпадет у ребенка примерно 50 раз: