Боуви Николай Ильич : другие произведения.

О необоснованности опасений насчёт очередного введения единомыслия в России

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Опыт рассмотрения современных проблем России с точки зрения социалистической идеологии


О НЕОБОСНОВАННОСТИ ОПАСЕНИЙ НАСЧЁТ

ОЧЕРЕДНОГО ВВЕДЕНИЯ ЕДИНОМЫСЛИЯ В РОССИИ

  
   Отрадно сознавать, каких высот прогресса в сфере интеллектуальных поисков достигло любезное Отечество по сравнению с временами незабвенного Козьмы Пруткова. Сейчас уже никто не осмелится - даже в шутку - отрицать право на "собственное мнение у людей, не удостоенных доверием начальства". Формально независимость суждений российского гражданина давно стала общепризнанной нормой (особенно если деликатно отвести глаза от их финансовой подоплёки либо вызванной воспроизведением пропагандистских штампов вторичности). А по факту от них действительно ничего не зависит, жизнь почти механически катится и пробуксовывает по избранной треть века назад колее. В подобных условиях были излишни наивные попытки "дарования подданным надёжного руководства к составлению мнений". В форме разработки сколь-либо внятной государственной идеологии. Под чем устроители "новой" России не без толики лицемерия и подписались, вынося 12.12.1993 на "всенародное голосование" проект действующей Конституции. Изобилие конъюнктурно-косметических изменений 2020 года привнесло в Основной Закон упоминание о предках, которые на протяжении тысячелетней истории сформировали и передали нам некие "идеалы и веру в Бога" (Гл. 1, ст. 67.1, п. 2.). Последнее, впрочем, чудесным образом не помешало РФ остаться светским государством. В котором правящий класс до поры до времени весьма мудро воздерживался от концептуального оформления своих мировоззренческих устоев.
  
   При несомненности присущей ему побудительной силы лозунг "делайте деньги, господа!" (даже в высокохудожественной редакции "Деньги-деньги дребеденьги, Позабыв покой и лень Делай деньги, делай деньги, А остальное всё - дребедень") сам по себе оставляет прискорбно мало места для возвышенных мудрствований, а уж отвратительные подробности его реализации на российской земле тем более требовали сокрытия за священным занавесом абстрактного патриотизма. И сопутствующей маскировки красочным живописанием ужасов и тягот советского прошлого как за счёт явных фальсификаций, так и безальтернативного трактования имевших место быть фактов с точки зрения эксплуататоров, возмущённых бесчинствами разнузданной и много о себе возомнившей "черни". Однако в условиях углубляющегося кризиса выяснилось, что привычных средств социального манипулирования определённо маловато будет, вследствие чего начинаются комичные попытки выпекания идеологических "пирожков", призванных удовлетворить, хотя бы на время, изголодавшееся по справедливому слову население (в современных буквально сотканных из противоречий условиях предельную актуальность приобрели проникновенные строки А.Т. Твардовского: "Но всё, что было, не забыто, Не шито-крыто на миру. Одна неправда нам в убыток. И только правда ко двору!"). Автор не станет высказываться о перспективах подобных покушений с негодными средствами. Не из боязни последущих обвинений: "Вот ты-то и накаркал!" По осмысленному отсутствию желания определять ради удовлетворения научного интереса глубину кровоточащих ран общественного сознания.
  
   Сползающей в тартарары стране идеологические примочки не помогут. А то и положительно усугубят её незавидную участь. Несмотря на колоссальные изменения, которые претерпело человечество за последние полтора века, пространство идейного выбора для устремленного в будущее соотечественника по-прежнему невелико: либо социалистическая идеология, либо буржуазная. При всём многообразии их существующих, впавших в "спячку" и отмерших модификаций. Или выбор тернистого пути революционного разрешения наличествующих общественных противоречий (никак не исключающего опасностей бюрократических и оппортунистических извращений данного курса, более того, скорее уж предполагающего по умолчанию их возникновение), или избрание благой части игнорирования их бытования и обострения со ссылками на непреодолимую силу несовершенства - а то и порочности - человеческой природы (посмотрит гражданин в зеркало, покривится, да и вынесет вердикт: разве с такими коммунизм построишь?). В последнем случае можно лелеять надежду найти в столь медленно и ароматно загнивающем капитализме персональный оазис комфортного существования (на наш век хватит!), а с началом исторических катаклизмов истово искать утешения в религии, вере в бессмертие души и загробное воздаяние за земные страдания.
  
   Поиск концептуальных основ третьей доктрины (а также четвёртой и всех последующих) на практике сводится к потугам "усовершенствования" классической буржуазной идеологии с её громогласно декларируемыми, закреплёнными в социальной памяти и исторической традиции, но при этом всё более накладными для власть имущих общедемократическими атавизмами посредством внедрения агрессивно-националистических (нередко с отчётливо фашистским душком) и сословно-феодальных (как плода своего рода некромантских ухищрений и свидетельства слишком далеко зашедшей интеллектуальной немощи правящего класса) элементов вкупе с актуализацией последнего писка геополитических фантазий. По счастью, очередные кампании идеологического строительства сами по себе жизнь россиян не отягащают, давая в итоге лишь новые примеры сравнительного лёгкого, хотя и особо циничного, освоения бюджетных и спонсорских средств. Причём именно примитивность присваивающей экономики (по преимуществу экономики "трубы", сохраняющей, к примеру, высокотехнологичную атомную энергетику в значительной мере благодаря чернобыльскому синдрому, который воспрепятствовал движению шаловливых ручек приватизаторов в данном направлении) сама по себе обуславливает убожество её мировоззренческого отражения.
  
   У достаточно широкого круга взыскательных читателей может сложиться впечатление, что автор явно перебарщивает с классовым подходом: "Всё-таки не XIX век на дворе. И даже не середина 20-го. Постмодернистскую заумь мы и сами на дух не переносим, но чем плоха концепция "Россия - последний оплот традиционных ценностей"? А Москва при этом третий Рим. Два, как известно, пали, а четвёртому не бывать. Простенько, но до высшей степени благостно и скрепоносно..." Приходится начать с того, что вставая в позу светлых воинов, защищающих всё нутряное, почвенное и посконное, мы по умолчанию исходим из посыла, что "мир насилья" спит и видит, как бы нас всех признаков душевного благородства (каковые в совокупности почему-то без особых доказательств выступают ещё и гарантией невозможности продвижения социума к высотам коммунистического общежития) безжалостно лишить. Однако даже сейчас, при всём кретинизме попыток унять не вовремя расшалившегося претендента на львиную долю наследства уходящего миропорядка, мы не слышим ультимативных требований немедленно разложиться, подкреплённых убийственной угрозой прекращения закупок нашего титана. Проявления мощной социально-нравственной деградации, которую не следует сводить к обеспечению максимально возможного раздолья для самовыражения активистов ЛГБТ, вызваны отчаянной борьбой правящих, в том числе непосредственно из закулисья, элит капиталистического мира за сохранение господства в условиях острого цивилизационного кризиса, который перемещает отношения финансового паразитического капитала и невероятно раздутого среднего класса в плоскость "кто кого".
  
   Памятный кремлёвский спуск государственного флага СССР сопровождался исполнением неуслышанного современниками гимна торжествующего мещанства. После чего наступило продолжительное доминирование фанатиков политического культа карго: проникнемся общечеловеческими ценностями, зафиксируем священность и неприкосновенность частной собственности, декоммунизируемся, осуществим разделение властей, переймём практику конкурентных выборов, добьёмся сменяемости власти и независимости судебной системы, в крайнем случае ещё и коррупцию начнём теснить - и будет всем счастье. А за дымовой завесой разглагольствований о высоких материях происходила бескомпромиссная борьба за роль (никак не титул!) царя "горы", в которой сокрыты кладези полезных ископаемых страны. Не только фавориты, но и все прочие участники этой распри проявили свои сильные стороны не самым приглядным образом. В конце концов победили наиболее смышлёные, те, что сумели понять значение выкованного большевиками ключа от кладовой, где хранятся извлекаемые из-под земли "все богатства". При Советской власти назначение природной ренты никаких сомнений не вызывало: она естественным образом должна служить удовлетворению потребностей всего общества (другой вопрос, насколько эффективно данный подход реализовывался на практике). В привычную постановку задачи было внесено маленькое дополнение. Всего высшего общества. Велика ли разница?
  
   Вот только эта корректировка в открытой всем ветрам глобализации стране (чего стоит героическая эпопея проникновения в явно обветшавшее капище ВТО хоть тушкой, хоть чучелом!) почти угробила прикладной потенциал отраслевой науки и грубо вытолкнула за границы рентабельности основной массив производственной деятельности, особенно в отраслях продукции высокого передела. Чтобы своё да качественное, это ж какая докука, кто этим будет заниматься, ведь разворуют всё подчистую, знаем мы вас как облупленных, проще купить у зарубежных фирмачей. Бренд, понимаешь ли! Оборотной стороной данной медали стало формирование слоёв населения, которые по условиям своего существования крайне отзывчивы на исходящие от Запада позывы к социальному разложению. Как по характеру группового доступа к потокам финансирования, так и в порядке проявления патрицианской спеси: мы не из тех лохов, что настойкой боярышника травятся! Нам кокаин подавай... Премиального качества. "Соль земли российской" на меньшее категорически не согласна.
  
   Если судить по справедливости, нельзя утверждать, что правящие круги совершенно не реагируют на симптоматику крайнего неблагополучия страны. Напротив, дело доходит до создания реальной почвы для административного восторга. Проекты документов, которые месяцами ждали согласований в министерских канцеляриях, волшебным образом начинают получать надлежащие визы на протяжении нескольких дней. Маховик правительственной активности набирает обороты. Дело делается. Бюрократически, бессистемно, непланомерно (что болит, то и лечим, отстаньте уж со своей профилактикой), без непосредственного допуска на политическую кухню изрядно ошелевших от произошедшего за последние десятилетия народных масс. И главное, безотчётно. Массовое нежелание выдавливать из себя по капле раба прискорбных обстоятельств много способствует тупиковой стабильности. А чтобы избежать обвинений в том, что власть совсем мышей не ловит, нет лучше способа, чем исподволь создать напряжением горячечного измышления и внедрить в общественное сознание образ до смертельной жути опасного грызуна, а потом вступить с ним в бой "не ради славы..."
  
   При достижении абсолюта пропагандистской невменяемости теснимый на международной арене отечественный капитал предлагает россиянам следующую картину мира: мы - это МЫ (обширный перечень наших несравненных достоинств прилагается), а вокруг сплошные мумбо-юмбо (то есть в настоящее время злокозненные англо-саксы с полчищами их вольных и невольных подельников). Насквозь реакционное окружение тянется загребущими лапами к нашим природным ресурсам, которые мы и сами рады предоставить всех желающим за самую скромную плату. В очередной раз подтвердив, что Россия - щедрая душа, мы начинаем сокрушаться: за наше добро нам же и по загривку! (При проецировании на зарубежье "мягкой силы" общая организационная немощь и приоритет красивой отчётности над живым делом проявляются наиболее резонансно.) Что не мешает подвязаться в качестве боевого авангарда всех угнетённых и свободолюбивых народов, отвечая таранными ударами на обидное высокомерие и гнусные происки супостатов. Подобная простота восприятия современных коллизий не предполагает обращения к сокровищнице советского опыта практического использования межимпериалистических противоречий. Что уж говорить о творческом её обогащении. Не до жиру, быть бы живу. В такого рода условиях попытки разглядеть свет в конце тоннеля многим представляются не вполне адекватными...
  
   Однако лично я придерживаюсь оптимистического взгляда на будущность России, которая сумеет найти правильные ответы на вызовы времени. И тогда предельную актуальность приобретёт преодоление последствий былой догматизации "единственно верного учения". Поверхностное знакомство с марксистско-ленинской теорией начиналось в Стране Советов на школьной парте, весьма основательно продолжалось в вузовских аудиториях и сети партполитпросвета. Превращаясь зачастую в своего рода повинность по конспектированию произведений и заучиванию тезисов, которые в первые послеоктябрьские десятилетия дали простор для реализации колоссальной социальной энергии, что позволило преодолеть не имеющие аналогов в мировой истории трудности, но в условиях "застоя" как руководство к действию уже не воспринимались. Советское общество медленно и мучительно трудно осознавало, что в новой исторической реальности "булыжник" перестал быть орудием борьбы за социальный прогресс. От романтики штурмовых прорывов в будущее нужно было переходить к прозаичности методичного подтягивания резервов, расшивания "узких мест", обеспечения динамичного роста экономики на основе неразрывной связи идеи и интереса. Для чего требовались категорический отказ на деле от политического пустозвонства и последовательное исправление допущенных ошибок, в том числе и кадровых. А также соответствующая накопленному историческому опыту и потребностям текущего момента перемена взгляда на проблемы коммунистического строительства в плане изживания ранее неизбежного элемента умозрительности.
  
   Вместо этого "перестроечное" колесо двинулось в попятном направлении. Идеологическую работу возглавил бывший стажёр Колумбийского университета А.Н. Яковлев, который в своих мемуарах простодушно засвидетельствовал, что в высших коридорах власти ему довелось общаться лишь с подобными ему "циниками". Так или иначе, но принцип "рыбак рыбака видит издалека" сработал по максимуму. Яковлевские выдвиженцы, расставленные на ключевые посты в системе органов информации и пропаганды, проявили чудеса политической акробатики. Так, В.А. Коротич, автор проникновенных поэтических строк о немеркнущем ленинском величии, удостоенный в 1985 году Государственной премии СССР за публицистическую книгу "Лицо ненависти", где пафосно разоблачался звериный облик американского империализма и прославлялись достижения Советской власти, заняв кресло главного редактора "Огонька", превратил этот журнал в фонтан столь порицаемой им недавно "наглой антисоветчины". Какая разница: пребывать у кормушки в качестве убеждённого советского патриота или столь же искреннего антикоммуниста-космополита? Подобных обладателей кредо "всегда!" проявилось с избытком. Начальственную эволюцию чутко восприняли и поддержали массы активистов-общественников, многие из которых заслуженно пользовались авторитетом за достижения в сфере культуры. Даровитый писатель В.П. Астафьев вслед за несколько запоздалым, но истовым откликом на андроповский поход за укрепление трудовой дисциплины, который по степени идиотизма лишь немного уступил горбачёвской антиалкогольной кампании, в романе "Печальный детектив" (совсем народ распустился, Сталина на них нет!) прилежно приступил к написанию так и незавершённой эпопеи "Прокляты и забыты", где пылкое изобличение ужасов сталинского тоталитаризма соседствует с признанием гитлеровского нашествия в качестве Божьего наказания советского народа. Классическое "чего изволите-с!"
  
   Нет никаких оснований демонизировать А.Н. Яковлева, достаточно серого бюрократа-двурушника, который с группой единомышленников не придумал ничего лучше, как "авторитетом Ленина ударить по Сталину, по сталинизму. А затем, в случае успеха, Плехановым и социал-демократией бить по Ленину, либерализмом и "нравственным социализмом" - по революционаризму вообще". А остаток жизни провёл в оправданиях своего ренегатства в форме тупой антисоветской истерики. Задвинутый на задний план более энергичными участниками тогдашних политических игрищ агент влияния мировой реакции - жалкая участь! Идеологическая диверсия конца 1980-х годов самым негативным образом повлияла на умонастроения и социально-психологический климат в СССР, но добили его провальные экономические реформы. Паразитирующие на государственных предприятиях кооперативы, волюнтаристская ломка устоявшихся механизмов управления экономическими процессами, бестрепетная разбалансировка денежного обращения, печальные последствия непродуманной отмены госмонополии внешней торговли, почти магическое исчезновение с магазинных полок привычно доступной населению по фиксированным ценам товарной массы (какие бы нарекания, а в настоящее время они явно преувеличены, ни вызывал у разъярённого постоянством дефицитов потребительского рынка населения её ассортимент и качество)... А финальной насмешкой над трагедией народа стал изъятый у М.С. Горбачёва чек на 100 тысяч долларов (курочка по зёрнышку клюёт!), полученный от южнокорейского президента Ро Де У, за коррупционные проделки приговорённого впоследствии к тюремному заключению. Естественно, на своей родине. Интеллектуальное и нравственное ничтожество лицемерных борцов за встраивание, неважно на каких условиях, Советского Союза, который день за днём всё больше становился бывшим СССР, в капиталистический мир вполне соответствовало разрушительному характеру их миссии. Итоговой платой за авантюризм апологетов абстрактного гуманизма стали миллионы человеческих жизней.
  
   Господство денежного мешка над российским обществом, переживающим ныне вызванное участием в антисоветском шабаше мучительное похмелье, повлекло множество неприятных последствий. Среди них к числу наиболее тяжких и вредных следует отнести возникновение сомнительной аксиомы принципиальной несочетаемости наличия разделяемой большей частью населения страны современной прогрессивной (как представляется, основанной именно на фундаменте марксистско-ленинской теории, иного в данном случае действительно не дано) идеологии, по сути своей непротиворечиво органичной и действенной идеологии развития, с гарантированным соблюдением на деле свободы мысли и слова вне очерченных законом границ человеконенавистнического злоупотребления. Между тем именно чёткое определение практически общепризнанных тактических и стратегических задач и целей, которые стоят перед обществом, предполагает наличие широкого диапазона подходов к их осуществлению. Что обусловлено как воздействием фактора необычайного хозяйственно-географического разнообразия огромной страны, так и множественностью личностных профессиональных и мировоззренческих характеристик отдельных граждан, которая в сложных современных условиях далека от гармонизации в гибких рамках "регулярных" политических процессов. Причём повышение культуры взаимодействия при выработке конкретных управленческих решений с неизбежностью заостряет проблему обеспечения неукоснительной персональной ответственности за их реализацию. Снизу доверху.
  
   Путеводной звездой при выверке практических шагов по выходу из цивилизационного тупика является идея социалистического народовластия. Необходимо проявить максимум политической воли для того, чтобы попытки фальсификации народного волеизъявления не просто встали в ряд тяжких государственных преступлений, гарантированно влекущих суровую кару закона, но и воспринимались обществом как предельно аморальные деяния, возбуждающие "всеобщую ненависть и презрение трудящихся". Без определённой доли взаимного доверия никакая совместная деятельность невозможна. Это тем более верно в масштабах всей страны. Подозрения в жульнических махинациях с избирательными бюллетенями уничтожают возможность для сотрудничества на принципиальной основе вернее, чем ржавчина железо. Поскольку каждый, кто вступил на общественно-политическое поприще, должен исходить из того, что народ всегда прав. Именно в том смысле, что неправы, а то и просто виноваты как раз те, что не удосужились либо не сумели разъяснить согражданам предельно простые и несомненные (на их просвещённый вкус) истины. Хула по адресу косных и подверженных манипуляциям "ватников" является отличительной чертой политических маргиналов, самой убедительной характеристикой их инфантилизма и оторванности от жизни. Тому, кто впадает в истерику по случаю электорального провала, сердобольные единомышленники могут лишь вскладчину приобрести путёвку в санаторий неврологического профиля. Ближайший. А по возвращении задушевно приветствовать словами: "Оклемался? Молодец! А теперь народу делом доказывай."
  
   Ещё Ф.Энгельс убедительно разъяснил, чем отличается самый плохой архитектор от самой хорошей пчелы. Прежде чем собраться с духом и ринуться к сияющим вершинам прогресса, бывалый первопроходец (каковым мы в конечной совокупности являемся) проложит на карте оптимальный маршрут движения. В нашем случае это приходится делать с учётом явной неоднозначности исторического опыта и противоречивости современных реалий. И прежде всего следует без гнева и пристрастия проанализировать советский феномен однопартийной системы. Поскольку рассмотрение деталей её возникновения и функционирования уведёт нас очень далеко от темы, которой посвящена данная статья, придётся удовольствоваться кратким их обобщением. Система (с учётом негатива постреволюционной групповщины, складывания слоя "неприкасаемых" руководителей, которые на основании былых заслуг считали себя вправе не только игнорировать призыв "учиться коммунизму", но и вообще ничему не учиться, необходимости чисток и их издержек, бюрократических извращений демократических норм внутрипартийной жизни и пр.) достаточно эффективно работала в условиях "осадного положения", что позволило преодолеть беспрецедентные в мировой истории трудности. Однако именно на вершине её успеха обнаружилось, что даже при наличии множества действующих "приводных ремней" (профсоюзы, комсомол, всякого рода общественные организации) ядро политической системы не в состоянии воспринять все многозначные сигналы о потребностях и противоречиях различных общественных групп.
  
   То, что устояло в величайших бурях века, начало осыпаться под мелким осенним дождиком. Верная на все времена установка "народ должен жить лучше" претерпела изменение последнего слова на "легче". Попутно аналогичную льготу получило и руководство. А отсюда был уже только один шаг к тому, чтобы защищённое номенклатурными доспехами начальство осталось единственным выгодоприобретателем всеобщей расслабленности. Причём корни зла широко и глубоко внедрились в общественное сознание. На этой почве взросли партократы-перевёртыши, зримая перспектива бесстыдного торжества которых с неизбежностью вела к агонии державы. Стране Советов за топтание на месте и триумф алилуевщины пришлось дорого заплатить необходимостью новых революционных преобразований. Вместо них к удовольствию соперников в Холодной войне был устроен аттракцион несусветной глупости. Ныне остаётся лишь с чувством глубокого прискорбия констатировать, что политические деятели ленинского масштаба рождаются не каждый век. Зато разнообразные "Миши-конвертики" всегда в широком ассортименте.
  
   Что блестяще подтвердили "мальчики в розовых штанишках". Можно долго спорить, могли ли они адекватно воспринять горькие последствия столкновения зазубренных ими экономических догм с жизнью и попытаться мерами государственного регулирования смягчить вакханалию рыночного безумия. Или хотя бы личными бессребничеством и самоотверженностью дать пример моральной стойкости перед лицом цивилизационной катастрофы. В итоге придём к выводу, что не надо было ломать советскую систему. Который ничего нам не даёт. Абсолютно. Как раз тот случай, когда справедливо, но не утешает. Этот поезд уже ушёл. Остаётся лишь задуматься, переминаясь на стылом перроне, о судьбе России в случае, если бы страна осенью 1917 года не покинула путь капиталистического развития. С учётом всех тогдашних обстоятельств, которые явно были не чета нынешним. Как скоро она превратилась бы в выжженное Дикое поле? К чему некоторые осколки СССР уже очень близки.
  
   Чтобы устремление политического проектирования не приняло характер пустопорожнего прожектёрства, следует изначально определить необходимость поправки на человеческий фактор. Историю творят именно люди с их убеждениями, предрассудками, эмоциями и интересами. При этом они с необходимостью представляют определённые классы и группы населения, преломляя в своей деятельности закономерности социального развития. Чаще всего им просто неведомые. Нарастающие издержки капиталистического "грехопадения" России безостановочно множат ряды сочувствующих (в той или иной мере) симпотизантов и определённо несгибаемых сторонников возвращения на путь социализма. Рано или поздно количественные изменения приведут к приобретению нового качества. Когда ведущую роль на политической арене нашей страны начнут играть различного рода прогрессивные силы. Успеху их деятельности много поспособствовала бы сознательная поляризация по условным признакам "революционеры" - "консерваторы", "реформаторы" - "эволюционисты", "интернационалисты" - "державники", "твёрдокаменные левые" - "умеренные левые" и т.п.
  
   С организационным оформлением соответствующих движений (блоков) на основе существующих политических партий. Что обеспечит обществу стабильность и сохранение политического курса при изменении властной конфигурации по принципу: эти вроде как выдохнулись, запрягаем тех. После чего победители лезут из кожи вон ради выполнения предвыборной программы, демонстрируя готовность идти ради этого на разумные компромиссы. А побеждённые не плачут, уважаемые товарищи, выискивая внешние причины неудачи, но доказывают делом, реализуя в конечном счёте собственные возможности "изменить мир". В лучшую сторону. С учётом перспективы сохранения рыночных отношений неизбежно равноправное участие в политической жизни России организационных структур правых (в различной степени) сил, представители которых в случаях столкновения интересов труда и капитала склонны отдавать предпочтение последним. Имеют право поступать согласно своей классовой природе. По понятным причинам пребывание в их рядах козлищ нацистского толка недопустимо...
  
   Давно прошли чуть ли не допотопные времена, когда лишь к ста устам прислушивалось ухо мира. Причём источники общественно значимой информации по преимуществу носили жреческие хитоны и аристократические тоги. Хотя уже в античной Греции их внушающее простонародью священный трепет великолепие облачений иной раз соседствовало с затрапезным одеянием киника. Достаточно вспомнить Диогена, который вылез-де из своей бочки погреться на солнышке и небрежной фразой "срезал" Александра Македонского, величаво шествующего по пути потрясателя вселенной. Воистину невероятное усложнение современной жизни и прогресс технических средств коммуникации сопровождаются стремительным расширением круга лидеров общественного мнения. Причём данный процесс уже не остановить. А это прежде всего заостряет проблему ответственности за адекватность той картины мира, что транслируется окружающим...
  
   С глубоким удивлением обнаружил, что кипение разума начали проявлять самые стойкие читатели настоящей статьи: кое-кто (в моём лице) явно несёт какую-то философическую ахинею, а на носу очередное цензурное ужесточение!.. Ну что же, подобные притеснения как правило изумительно способствуют развитию культуры обращения к эзопову языку. А сама надежда на благодетельность долгого повторения простенького заклинания "Наша Родина прекрасна И цветёт, как маков цвет! Окромя явлений счастья, Никаких явлений нет!" не нова. Вот только о достигнутых при этом успехах история умалчивает... Ага, оказывается, собака зарыта в проблематике охранения военной тайны. Дело благое, вот только устроить его наилучшим образом следовало бы ещё в мирное время. Как и многое другое. Тем не менее, приношу извинения за попытку поделиться несвоевременными мыслями. В минуту гражданской скорби и громогласия войсковых оркестров. Моя вина, моя большая вина. А напоследок замечу, что горшая участь, которая может ожидать самую непутёвую власть - это вынесенный согражданами приговор презрительного отстранения. Причём вынесенный безо всякого предварительного сговора. По причине окончательной утраты иллюзий. Последствия данного явления будут крайне печальны. Для всех.
   30.11.2022
   Н.Боуви

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"