Ботев Антон Алексеевич : другие произведения.

Истинный коан N0 17

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 5.26*7  Ваша оценка:


Истинный коан N17

В "Мумонкане" мы можем прочесть следующий коан (Нансэн убивает кошку):

Случай XIV

Однажды монахи западного и восточного крыла ссорились из-за кошки. Нансэн поднял кошку и сказал:

-- Слушайте меня, монахи! Если кто-нибудь из вас сможет сказать хотя бы одно слово дзэн, я выпущу ее; если нет, я убью ее!

Ему никто не ответил, и он убил кошку. К вечеру в монастырь вернулся Дзёсю.

Узнав от Нансэна о случившемся, он снял туфлю, положил себе на голову и ушел.

-- Если бы ты был здесь утром, я бы пощадил кошку! -- воскликнул Нансэн.

В лекциях Барабашева, читанных на мехмате МГУ, встречаем следующую удивительную интерпретацию:

-- В современной мистической философии, -- говорит Барабашев (он относит дзэн к современной мистической философии -- ха, ха!), -- истина зачастую передается от учителя к ученику посредством не слов, а действий. Вот пример, который приводит Судзуки в своей книге (Дзэн-буддизм -- А.Б.). У одного мастера было двое учеников. Уроки проходили примерно так. Однажды мастер поймал кошку и принес ее в помещение, где они там занимались (Видимо, имеется в виду платный американский мастер дзэн, из тех, которые появились в XX веке -- А.Б.). Принес и говорит своим ученикам: "Если кто-нибудь из вас скажет мне, почему эта кошка должна жить, я ее отпущу; а иначе задушу ее". А одного ученика не было --ну, не пришел на урок. Второй ученик думал-думал: "А ведь убьет же"; или: "Что бы такое ему сказать"; или: "Скорее бы задушил ее, чего бедное животное мучить"; или честно пытался убедить преподавателя не убивать кошку -- но ничего, видимо, сказать ему не мог, и тот, на его глазах, эту кошку при нем задушил. Представляете, какое потрясение этот ученик испытал -- на всю жизнь урок запомнил! Ну, вечером пришел второй ученик, и ему учитель все рассказал. Тогда ученик взял свои гэта и одел себе на голову. И учитель ему сказал: "Если бы ты был сегодня, то я бы эту кошку не задушил".

И Барабашев дальше продолжает свою лекцию.

На самом деле все происходило не так.

История эта, конечно, произошла с Нансэном (748-834) и двумя его учениками. Нансэн поймал кошку, понес ее к себе в монастырь с мыслью спросить у учеников хоть одно слово дзэн, и в ответ на любое слово или действие любого из них

отпустить кошку -- ибо всё есть дзэн. Так что Нансэн вовсе не собирался убивать кошку. Но когда он пришел в монастырь, он не застал там ни одного из учеников. Верный своим правилам, Нансэн спросил у монахов хоть слово дзэн, но, поскольку никто ему не ответил, ему пришлось, со слезами на глазах, убить кошку. А его слова Дзёсю о том, что он, дескать, пощадил бы ее - это неумелая попытка пристыдить ученика за отсутствие, попытка переложить часть своей вины на другого, успокоить разбуженную совесть.

Это показывает, что Нансэн не был истинно мудр, потому что достигший просветления не должен иметь совести; кроме того, было бы в духе того урока, который хотел преподать Нансэн монахам, отпустить кошку, даже не застав никого;

ибо даже молчание и отсутствие являются Словом и Действием дзэн. Видимо, подсознательно Нансэн хотел все же убить тварь, перессорившую монахов западного и восточного крыла его монастыря и послужившую причиной очередной гражданской войны.


Оценка: 5.26*7  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"