Приемная фотосалона 'Калейдоскоп'. За стойкой - М а р и н а и Л и л я - сноха владельца салона. Входит посетительница.
П о с е т и т е л ь н и ц а. Готовы мои фотографии?
Л и л я (елейным голосом, с застывшей улыбкой). Пожалуйста!
П о с е т и т е л ь н и ц а (придирчиво рассматривая фотографии). А почему небо не очень синее?
М а р и н а. Естественное небо...
П о с е т и т е л ь н и ц а. Ну и что? А вы бы подсинили! Мне не нравятся фотографии!
Лиля стучит в дверь лаборатории, расположенной неподалеку за стеной.
Л и л я (требовательным тоном). Женя! Выйди на минуточку.
Из лаборатории (мизерной темной каморки) выходит молодой лаборант Ж е н я, весь увешанный фотопленками, 'запаренный'.
Л и л я. Перепечатай фотографии, чтобы небо стало ОЧЕНЬ СИНИМ!
Ж е н я. Но тогда и лица станут ОЧЕНЬ СИНИМИ! Фотографии нормальные. Я не буду их перепечатывать.
П о с е т и т е л ь н и ц а (недовольно хватает фотографии). Больше никогда к вам не приду! (уходит).
Л и л я. Вот, Женя! Не понравились ей твои фотографии!
Ж е н я. Ничего! Пусть привыкают к моему стилю! (уходит в каморку-лабораторию).
Л и л я. Свёкор придет - все ему расскажу.
* * *
Через внутреннюю дверь входит Евгений Семёнович Бурный (прозвище - С е м ё н ы ч) - главный шеф нескольких фотосалонов. Он одет домашне-спортивно, на голове видавший виды берет. На руке татуировка 'Не забуду мать родную'.
Л и л я. Пап, как вы кстати!
С е м ё н ы ч. А что случилось?
Л и л я. Клиентка пожаловалась, что небо не очень синее, а Женя ответил: 'Пусть привыкают к моему стилю!'
С е м ё н ы ч. Ничего себе! Так и сказал?
Л и л я. Так и сказал!
С е м ё н ы ч. Ну это ему даром не пройдет! Позови его сюда. (...выходит Женя...) Женя! Я тебе вот что скажу: Вон тебе Бог (привычным жестом указывает в угол, где висят искусственные цветы), а вон - порог! Ты понял? Ты уволен! (Женя с ошарашенным видом уходит). Вот так будет с каждым, кто скажет что-нибудь подобное. Клиентам нельзя грубить. А ты, Лиля, - молодец! Всегда рассказывай мне все обо всех. А не то я и тебя выгоню. А ты, Марина! Скажи спасибо, что я тебя люблю... как дочь, конечно. А то давно бы уже выгнал, потому что ты ни на кого не жалуешься, покрываешь таких, как Женя. Смотри у меня! (шутливо стучит кулаком о стойку).
М а р и н а. А кто работать-то будет?
С е м ё н ы ч. Ничего! Сами будем работать! Валера будет печатать, Филя будет печатать! Будет трудно, но не пропадем! Сейчас позвоню им.
* * *
ФИЛЯ, ИНГА И ВАННА С ПЕНОЙ (глава 2)
Через два часа. В приемной много людей. Кто-то хочет заказать фотографии, кто-то пришел за готовыми. Входит Маргарита Павловна - жена Семёныча, недоуменно смотрит на толпу.
М а р г а р и т а П а в л о в н а. А почему так много народу?
С е м ё н ы ч. Я выгнал Женю.
М а р г а р и т а П а в л о в н а. За что?
С е м ё н ы ч . Он сказал : - 'Пусть посетители привыкают к моему стилю'.
М а р г а р и т а П а в л о в н а. Вот это да! Ну как так можно?.. И все-таки жалко его. Он не плакал?.. А кто будет работать?
С е м ё н ы ч. Ждём Филю уже два часа. А вот и он ! (Входит Филипп - младший сын Семеныча, муж Лили). Филя, иди скорей печатай, люди ждут.
Ф и л и п п (очень спокойно). Сейчас все напечатаю.
* * *
Филипп в лаборатории печатает фотографии.
Ф и л и п п (сам с собой). Так, здеся подкрутим... Тута уберем... Теперя добавим синенького... Поменьше плотность... Готово! (смотрит на полученные фотографии, которые оставляют желать лучшего) Нормально!..
* * *
Филипп выносит фотографии в приемную, раздает клиентам. Те разглядывают их с изумлением.
К л и е н т ы . - Но они какие-то зелёные!.. А у меня - желтые!.. А я сам - желто-зелёный!
Ф и л и п п (невозмутимым, уверенным тоном). Фотографии нормальные. Пап, позвони Инге, вызови ее на работу, у меня есть дела и поважнее.
* * *
У себя дома в пенной ванне возлежит лаборантка И н г а, смазливая женщина лет тридцати. Рядом стоит телефон, так как она ждет звонка друга. Звонит телефон.
И н г а (в трубку, вальяжно). Да-а...
Вместо ожидаемого друга в трубке голос Семёныча.
С е м ё н ы ч. Инга, моя ты красота, как хорошо, что ты дома! (Инга роняет трубку в ванну) Что это у тебя там булькает?.. Короче, я выгнал Женю, так что приезжай на работу. А не придешь - и тебя выгоню. Жду!
Инга швыряет трубку и колотит кулаками по воде, отчего вокруг разлетаются брызги и пена...
* * *
В салон входит багровая от гнева Инга.
С е м ё н ы ч. Наконец-то! А то Филя уже устал.
И н г а (сдерживая гнев). Евгений Семёнович! Почему вы меня вызвали в мой выходной день?
С е м ё н ы ч. А что такого? Некому работать. Женю я выгнал. Он видите ли сказал, что пусть клиенты привыкают к его стилю!..
И н г а. Но это невозможно! Мне сегодня не до работы, у меня личные дела.
С е м ё н ы ч. Я же не просто так тебя вызвал, ты же деньги получишь за это. Вот и работай!
И н г а. А зачем мне деньги, если мне некогда их тратить? Если я никуда не хожу, кроме работы?
С е м ё н ы ч. А куда тебе ходить?
И н г а. Мало ли куда?! Я - молодая женщина! Может, у меня сегодня должно было быть свидание?
С е м ё н ы ч. Какое свидание? Вообще, надо набрать на работу девушек, которые ни с кем не встречаются.
И н г а. Наберите-наберите... Монашек!..
Инга досадливо машет рукой и идет в лабораторию. Минуты через три оттуда раздается ее дикий вопль.
И н г а. Опять?! Ненавижу!!! (Инга с разъяренным видом выскакивает из каморки). Опять Филя перестроил все каналы!!!
Ф и л и п п (невозмутимейшим тоном). Это, наверное, Женя... Займусь лучше компьютером...
М а р и н а (испуганно). Филя, не надо! У меня срочная компьютерная работа.
Ф и л и п п. Ну, тогда я поехал...
* * *
ЭТА ТЁТЯ ЕЩЁ ТА ТЁТЯ (глава 3)
Вечер. В приемной Семёныч и Марина.
С е м ё н ы ч. Марина, не торопись домой, пойдем, выпьем пива...
Семёныч и Марина сидят в кухне и пьют пиво. (Салон оборудован в бывшей обычной квартире).
С е м ё н ы ч. Хочу принять на работу еще двух лаборантов, а то Инга все плачет, что ей мало выходных. Завтра Валера приведет одного парня.
М а р и н а. Возьмите еще мою тётю.
С е м ё н ы ч. А что это за тётя?
М а р и н а. Эта тётя ещё та тётя, но я думаю, что у неё всё получится.
С е м ё н ы ч. Ладно, приводи свою тетю (задумчиво). Не все ли равно, какая там тётя... Я вам покажу, мало выходных... Ну, Инга, погоди!..
* * *
Марина и ее тётя Р е г и н а курят на кухне у Регины. Регине - за сорок, выглядит довольно моложаво, одета в спортивном стиле, на голове несколько 'лохматая' прическа из длинных темных волос.
М а р и н а. Наш шеф любит скромных, поэтому, чтобы он принял тебя на работу, ты тоже должна быть скромной.
Р е г и н а. Да я и так, можно сказать, ходячая скромность. Не пью, курю редко, последний раз замужем была три года назад...
М а р и н а. Но твоя внешность...
Р е г и н а (подходит к зеркалу). Терпимая внешность...
М а р и н а. Во-первых, ты красишься... Во-вторых, шеф любит гладкие прически. Может, ты подстрижешься?
Р е г и н а. Ну уж нет. Кажется, есть другой выход... (Достает из шкафа парик неопределенного цвета с неопределенной стрижкой, примеряет.) Пойдёт такая прическа?
М а р и н а. Да. Шефу должна понравиться. И поменьше красься.
Р е г и н а. Хорошо. Надену завтра парик, накрашусь минимально и всё такое...
* * *
Утро следующего дня. Семёныч и Маргарита Павловна просыпаются у себя в спальне.
С е м ё н ы ч (мечтательно). Сейчас видел во сне Ингу... Как будто она сидит в ванне вся в пене... А потом выходит из ванны вся в пене...
М а р г а р и т а П а в л о в н а. Ладно, мне некогда сейчас слушать твои сны, надо собираться в поездку.
* * *
Внутри салона 'Калейдоскоп' на декоративном бревне на фоне нарисованного пейзажа скромненько сидят будущие 'новенькие' - двадцатилетний К и р и л л и далеко не двадцатилетняя Регина. Она в строгом костюме, в парике, минимально накрашена. Здесь же находятся Семёныч и его старший сын В а л е р и й , у которого очень серьезный презентабельный вид: одет в приличный костюм, на лице - два дня небритости, на голове - три дня нестриженности. Семеныч одет по-прежнему просто. Валерий подает новеньким несколько фотографий.
В а л е р и й. Вот, возьмите эти фотографии в правую руку... Нет... Не в левую, а в правую ... Поднесите к глазам, посмотрите и скажите, какой цвет на них превалирует.
Р е г и н а. Здесь темновато, плохо видно...
С е м ё н ы ч. Ты что - дальтоник?! Женя тоже как-то говорил, что ни хрена не видит в темноте, так я его вчера выгнал... Если хотите здесь работать, вы должны видеть красоту фотографии при любом освещении!
В а л е р и й. Кирилл, так какой цвет тута превалирует?
К и р и л л. (смущенно) А что такое - превалирует?
В а л е р и й (ехидно усмехаясь). Ну, преобладает.
К и р и л л. Кажется, желтый...
В а л е р и й (поучительно) Нет, здеся преобладает красный цвет.
С е м ё н ы ч. Ну, ничего. Сейчас придет наш самый лучший лаборант Инга и всему вас научит. Будете учиться в течение месяца, зарплату платить вам пока не будем, а там посмотрим, выгнать вас или как....
* * *
СВОЛОЧНАЯ РАБОТА (глава 4)
В лаборатории Инга, Регина и Кирилл, которые уместились там с большим трудом.
И н г а. Сразу предупреждаю - работа сволочная. Объяснять вам сегодня ничего не буду, все равно ничего не поймете, только будете кивать с умным видом, я сама так делала в первый день работы... В общем, стойте и смотрите, а я буду печатать. Кирилл, гаси свет.
Ну что за болваны! Неправильно расписали кадры...
У Ларисы мозгов нет (безнадежно). Нет, точно нет! Я же не успею вовремя напечатать!..
О-о!.. И у Лизы тоже мозгов нет!..
А здесь, в 'Калейдоскопе', вообще невозможно работать. Постоянно кто-то стучится и... (раздаётся требовательный стук в дверь лаборатории). Ну вот! Теперь надо закрывать бумагу, чтобы не засветилась!
Открывают дверь, за которой стоит Лиля.
Л и л я. Инга, выйди, пожалуйста, к клиентке!
Приемная.
К л и е н т к а (Инге). Вы мне плохо напечатали фотографию!
И н г а. Это почему же?
К л и е н т к а . У меня платье другого цвета.
И н г а. Не может быть!
К л и е т н к а. Я вам сейчас докажу. (Уходит и через некоторое время возвращается). Вот, я принесла пояс от платья. Смотрите, оно розовое, а у вас получилось какое-то оранжевое!
И н г а. Какая разница?! Главное, что лицо у вас получилось нормальное!
К л и е н т к а (капризно-требовательно). Хочу, чтобы платье было розовым!
Лаборатория. Инга со злостью перепечатывает фотографию.
И н г а. Нет, вы только посмотрите, какая у нее теперь получилась смуглая рожа! Зато платье розовое! (Выносит фотографию).
К л и е н т к а. Вот теперь хорошо. Платье натурального цвета. (Уходит).
И н г а (вслед). И физиономия теперь натурального цвета! Черная, как чугунок!
* * *
ЭРОТИЧЕСКАЯ ПРОЯВКА ПЛЁНКИ (глава 5)
В одной из подсобных комнаток Регина сушит фотографии на довольно примитивной сушильной машине. Входит Валерий.
В а л е р и й. Сейчас я научу вас, как сушить фотографии.
Р е г и н а. Вообще-то Инга уже меня научила.
В а л е р и й. Ничего, я еще раз покажу. Вот, смотрите! Берете фотографию правой рукой, левой рукой регулируете скорость, сушите, потом быстро выключаете машину, кладете высушенные фотографии в пакетик и выносите в приемную.
Р е г и н а. А с какой ноги начинать шагать?
Входит О с т а п , средний сын Семёныча, не работающий в фотосалонах.
О с т а п. Ты неправильно вставляешь фотографии, надо вставлять не поперёк, а вдоль, а то они застрянут.
Р е г и н а. Не дай Бог!
Вставляет фотографии 'вдоль'. Входит Валерий.
В а л е р и й. Вы неправильно вставляете фотографии. Надо вставлять не вдоль, а по горизонтали.
Р е г и н а. Остап только что сказал мне наоборот.
В а л е р и й. Кто такой Остап? Остап здеся не работает. Вы его не слушайте. Вообще, желательно слушать только меня.
Оба уходят, входит Филипп.
Ф и л и п п. А вы как вставляете фотографии , по горизонтали или по вертикали?
Р е г и н а. По диагонали, Филипп, по диагонали...
* * *
Пока Регина сушит фотографии, Инга учит Кирилла заряжать фотопленки в бачок для проявки. Это происходит в лаборатории в кромешной темноте.
И н г а. Кирюша, бери пленку и наматывай ее на катушку, точно так же, как ты тренировался при свете.
К и р и л л. Катушка куда-то укатилась...
И н г а. Возьми другую. Они лежат на полочке... О, нет, полка не здесь, здесь я. А это совсем не катушка... Ну что, нашёл?
К и р и л л (смущённо). Нашёл...
Несколько секунд длится напряженная тишина, только Кирилл тягостно вздыхает.
И н г а. Ну что, получается у тебя?
К и р и л л. Никак не могу вставить конец...
И н г а. Давай. Я тебе помогу. Где твои руки?..
К и р и л л. Ай-ай ! Это не руки! Вот руки...
И н г а. Ну-ка, держи вот так, немного наклони... Теперь получается?
К и р и л л. Да. Кажется, я закончил... Где бачок?..
И н г а. Все? Можно включать свет?
К и р и л л. Да.
Включают свет. Кирилл, красный как рак, выскакивает из комнатки. Следом, хохоча, выходит Инга.
И н г а. Ну, до чего это эротично - обучать новеньких проявке ...(хохочет).
* * *
БРЫЗГИ И ПЕНА (глава 6)
Поздний вечер. В салоне остались только Инга и Сёменыч. Инга допечатывает последние фотографии, Семёныч закрывает салон изнутри.
С е м ё н ы ч. Инга, пойдем, выпьем пива, мне скучно одному дома, Маргарита Павловна уехала.
И н г а. Я не хочу.
С е м ё н ы ч. Ну давай! Пока не выпьешь, не открою дверь.
В кухне на столе кроме пива стоит еще и водка, которую они по настоянию Семёныча выпивают. Семёныч сильно пьянеет.
С е м ё н ы ч. Инга, я сегодня видел тебя во сне в ванне всю в пене...
И н г а (с иронией). Очень приятно.
С е м ё н ы ч. Да, очень приятный сон! О, Инга, Я так хочу, я так хочу тебя... сфотографировать в таком виде... Сейчас!..
Находит в каком-то шкафу флакон с пеной для бритья, хочет обрызгать ею Ингу.
С е м ё н ы ч. Ну давай, Инга, я сфотографирую тебя в пене! Инга!..
Инга и Семёныч носятся по всему салону, Инга уворачивается, Семёныч брызгает на нее пеной для бритья, по пути хватает фотоаппарат, несколько раз фотографирует возмущенную Ингу.
И н г а. Ну хватит! Сейчас же откройте дверь, я пойду домой!
С е м ё н ы ч. Не открою! Будешь ночевать здесь.
И н г а. Если сейчас же не откроете дверь, расскажу все Маргарите Павловне.
С е м ё н ы ч (трезвея). Ну что ты, я же пошутил (открывает дверь). До свидания! Не забудь, что завтра ты и Регина выходите в 'Вечность', а здесь будут работать Макс и Кирилл.
* * *
Семёныч входит к себе домой, где давно 'надрывается' телефон. Берёт трубку. Звонит Маргарита Павловна.
М а р г а р и т а П а в л о в н а. Я уже на месте. Доехала хорошо. А почему ты так долго не подходил к телефону?
С е м е н ы ч. А я заснул.
М а р г а р и т а П а в л о в н а. Надеюсь, тебе больше не снилась Инга в пене?
С е м е н ы ч. Вот именно, что не снилась. Лапочка, мне никто не приснится, кроме тебя.
* * *
На следующий день. В салоне 'Калейдоскоп' работает М а к с - лаборант тридцати лет, и отныне его ученик Кирилл.
М а к с. Кирилл, в салонном фотоаппарате закончилась плёнка. Прояви её и попробуй напечатать фотографии, а я схожу за сигаретами.
Кирилл проявляет плёнку, печатает несколько фотографий, на которых видит Ингу, с взбудораженным видом отряхивающую с себя пену и закрывающуюся ладонями от объектива. Кирилл с изумленным лицом выносит фотографии в приемную, где пребывают Марина, Макс и Семёныч.
К и р и л л. А что это здесь наснимали?
Все с удивлением рассматривают снимки. С минуту длится немая сцена. Затем Семёныч резко хватает фотографии, небрежно рвет их и бросает в урну.
С е м ё н ы ч. Ну, чего уставились? Это мы вчера апробировали новую пленку... Не понятно, что ли?
М а р и н а. Как раз таки понятно... И очень оригинально...
С е м ё н ы ч. Инга вообще такая!.. Умеет позировать, ничего не скажешь!..
Макс и Кирилл с изумлёнными физиономиями удаляются в лабораторию.
ВЫПИВКА, ЗАКУСКА И НЕМИНУЕМЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ (глава 7)
Через три дня. Раннее утро. Салон 'Калейдоскоп' еще закрыт. В приемной на диванчике, согнувшись от тесноты и прохлады, спит Макс. Семёныч открывает внутреннюю дверь, спокойно входит в салон, попивая пиво из банки. Увидев Макса, страшно удивляется и от неожиданности роняет банку с пивом. Банка с грохотом катится по полу. Макс просыпается.
С е м е н ы ч. Ты как здесь очутился?
М а к с. Как, как... Ночевал тут...
С е м ё н ы ч. Как так получилось, что я вчера закрыл салон и даже не заметил, что ты остался здесь? (хохочет). Я же ушел поздно...
М а к с. А я еще долго работал после того, как вы ушли. Лег спать только под утро.
С е м ё н ы ч. И откуда только так много работы?
М а к с. Из 'Вечности' вчера передали очень много заказов.