Аннотация: Рассказ о недоразумении, возникшем между двумя знаменитыми древнегреческими философами.
IPSO FACTO 1)
Аристотель – знаменитый философ, вдохновивший великого католического идеолога Фому Аквинского на разработку христианской метафизики, не ведал о том, что сказанная им однажды фраза станет крылатой, когда поспорив со своим учителем и другом Платоном, который уподибился тем безрассудным, кто не разбавляют вина водою, увлёкшись спором и будучи совершенно трезвым, приподнялся со своего ложа, чтобы шепеляво изречь:
«Платон! Ты, конечно, мне – друг, но Истина дороже!»
При этих словах он взял восковые дощечки, испещрённые символикой их дискуссии, и бросил их под ноги окружавшего философствовавших мужей демоса, с любопытством взиравшего на их диалог и при сем действе возликовавшего.
Однако, великий ученик Сократа оказался таким же ветийствующим психологом в знании диалектики спора, как и его учитель и будущий заочный ученик из далёкой северной страны (не то Гегель, не то Бебель, не то Гоголь, не то Моголь).
Покачиваясь от хмеля, разлившегося по его жилам и ударившим в голову, – по естественной человеческой слабости, Платон, готовый уже было склониться на какую-нибудь горизонтальную субстанцию, под смех и говор люда, нашёл в себе силы и стал собирать omnia tabulis 2). Окончив сей нелёгкий для его психического состояния труд, автор бессмертных диалогов вернулся на своё место и громко сказал:
«Аристотель! Не брыкай, как сосунок-жеребёнок, свою мать, а лучше познай самого себя! Своё же возьми себе!»
При этом дощечки полетели к ногам Аристотеля, а Платон удалился прочь, слегка покачиваясь, подобно моряку, неожиданно оказавшемуся на берегу.
Аристотель опустился на своё ложе. Его окружили риторы и софисты, стали что-то ему говорить, а демос – постепенно расходиться, не находя для себя более ничего специфически забавного.
Прошло несколько дней. Не с кем стало Аристотелю поспорить. Риторы и софисты не были способны развлечь его скучающий ум. По слухам, Платон куда-то совсем исчез из города. Киники говорили в шутку: «Ученик вслед за своим учителем Сократом пошёл искать Истину». Софисты переводили для демоса их шутку просто: «Широкоплечий сыграл в ящик». А у моряков и рыбаков появилось новое устойчивое фразеологическое лаконское выражение: «Пнуть ведро». Аристотель и сам теперь от скуки начал пить неразбавленное вино, даже когда солнце ещё стояло высоко небе.
«В чём же Истина?» – неединожды задавал себе сей вопрос создатель силлогизмов, восседая в своей Ликее, не ведая о том что уже через несколько столетий прокуратор Синедриона навсегда превратит подобный вопрос в риторический. – «Почему и куда удалился Платон? Ведь он же умный человек и поэтому должен согласиться, что дружба – дружбой, а канапель – врозь...»
«Он уже старик», – отвечал себе Аристотель. – «Совсем исписался в своих «Диалогах»... Что он имел ввиду под ходячей дельфийской фразой Сократа: «Познай самого себя»? Нет! Истина не здесь... Истина – в объективном мире! Учение Сократа и Платона устарело!»
Незаметно шло время в спорах с софистами и риторами о поэтике, в сочинении «Аналитик», в разрешении и составлении силлогизмов.
Однажды во время интимного отдыха ему сообщили о возвращении Платона. Усмешка скривила губы философа. Прервав игру с обнажённым мальчиком, он подумал: «Посмотрим, нашёл ли Широкоплечий Истину...»
Прогнав мальчишку, философ задумался: «Аналитически размышляя, в пропедевтических целях будет лучше,чтобы Платон пришёл ко мне первым, – либо чтобы согласиться со мною, либо преподнести свою долгожданную Истину... Он знает дорогу в Ликею, где я бываю каждый день, и специально приглашать его я не намерен...»
На дискуссию к перипатетикам Платон пришёл, с бутылью неразбавленного вина и краем свежеиспечённого хлеба.
Платон, подошед к собранию, опустил бутыль к ногам Аристотеля и сказал:
«Да! Я принёс вам Истину в Агапе 4)». При этих словах он протянул Аристотелю хлеб.
«Неужели?!» – засмеялся возлежавший рядом с Аристотелем Феовраст. – «In concreto?» 5)
«In compacto», 6) – ответил Платон.
«In corpore?» 7) – спросил Стратон, находившийся там же.
«Hic et ubique», 8) – Платон опустился на ложе. – «Hominibus bonae voluntatis!» 9) – «Нальём, друзья, вина и продолжим нашу беседу!»
Подоспевшие с кувшинами рабы, разбавляли вино водой и подавали возлежавшим философам, которые о чём-то тихо перешёптывались друг с другом, медленно пили, поглядывая на Платона, который продолжал держать в руке чашу с вином, не приближая её к губам, будто задумавшись над чем-то так, что странная печаль вдруг обозначилась на его лице, обнажила его псюхе. 10)
Аристотель внимательно наблюдал за своим учёным соперником.
И тут кто-то будто бы случайно задел Платона локтём, и чаша с вином выскользнула из его пальцев.
«Ты разлил Истину!» – закричали собравшиеся все разом, будто по сговору.
«Платон!» – воскликнул Феофраст. – «Клянусь Бахусом! Ты был нам друг! Ты принёс нам Истину и ты же разлил её! По словам нашего великого Аристотеля, Истина – всего дороже. Следовательно, сей силлогизм имеет такое решение: Платон! Ты нам больше не друг!»
Смех разразился среди возлежавших перипатетиков, передался демосу, смотревшему на происходившее из-за ограды Ликеи. Смеялись все, даже рабы.
И вдруг кто-то воскликнул:
«Гнать его!»
А кто-то другой:
«Бей!»
Но тут поднялся Аристотель, и все замолкли.
«Итак, Платон,в чём же Истина?! – громко прошепелявил он.
Платон медленно поднялся и посмотрел на своего бывшего ученика. Всё та же печаль оставалась в его глазах, остановившихся на Аристотеле.
«Я тебя спрашиваю! Отвечай! – повторил Аристотель, начиная нервничать от напряжения.
«Отвечай, старик!» – закричал он, – «Не то мы устроим тебе хорошую взбучку и не посмотрим на твой возраст! Отвечай, рудимент философии, в чём твоя Истина?!»
Неожиданно Платон шагнул к Аристотелю и, остановившись, тихо сказал у самого его уха:
«В любви!»
Следующий шаг увёл его за Аристотелеву спину и повёл его медленной поступью прочь из Ликеи, под свист и улюлюканье демоса.
Кто-то, оказавшийся при сей развязке диалога двух философов, будто бы, подслушал то, что сказал Аристотелю Платон, и передал его слова так: «Не ври!». Какой то пятый по счёту софист нарочно исказил их, из чего получилось: «Умри!». Девятый, передавая их десятому, превратил их в неприличное и непереводимое даже на латинскую vulgata 11) ругательство.
1) Ipso Facto – В силу очевидности, Самим фактом, Тем самым, – (лат.)
2) omnia tabulis – все таблички (лат.)
3) In vino veritas! – Истина в вине! (лат.)
4) Агапе – Трапеза любви (греч.)
5) In concreto? – В конкретном виде? (лат.)
6) In compacto– В сжатом виде. (лат.)
7) In corpore – В полном составе (лат.)
8) Hic et ubique – Здесь и всюду(лат.)
9) Hominibus bonae voluntatis – Для людей доброй воли (лат.)