Борисенко Дим : другие произведения.

Организация утренников в детских садах

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Две статьи, которые я написал для музыкального руководителя детского сада в 2017 году. Не удивляйтесь, что автор упоминает себя в женском роде :)

  1. личность человека формируется в раннем детстве
  2. роль музыкального руководителя в формировании личности
  3. утренники как самое яркое воспоминание о ДС
  4. формирование позитивных образов и модели поведения через организацию утренников
  
  Личность человека формируется в раннем детстве. Об этом написано много статей и больших трудов по педагогике. И как в сознании ребёнка сложится понимание окружающего мира и своей роли в нём, так он и пронесёт это понимание через всю жизнь. Оно будет влиять на его поступки, принятие важных решений, выбор жизненного пути, а так же на процесс воспитания им своих собственных детей, внуков или воспитанников. Такая вот синергетика.
  Сознание человека в дошкольном возрасте очень цепко впитывает все происходящие вокруг события - это и родительская любовь, и семейные ссоры родителей, и сказки на ночь, и телевизионно-интернетный сумбур, и дружба со сверстниками, и культурно-развлекательные мероприятия. Таким образом, влияние на формирование личности оказывают совершенно разные люди, и результатом этого является как бы суммарный вектор всех этих разнонаправленных воздействий. И какие впечатления от происходящего будут наиболее яркими и устойчивыми для ребёнка, те и окажут наибольшее влияние на его развитие. И, наверное, глупо опять повторять прописную истину, что неверно сваливать всю вину за неправильное воспитание только на воспитателей детсада, или только на родителей, или даже просто на "плохих" друзей. Всё это слагаемые одной и той же суммы. Если ребёнку не хватает общения с родителями - он будет с удвоенной силой искать общения с воспитателем, если с воспитателем он не найдёт общего языка - тогда поиски с утроенной силой продолжатся на улице... И музыкальный работник так же непосредственно участвует в этом процессе. Регулярные занятия музыкой, танцами и пением прививают в раннем возрасте развивают полезные навыки восприятия более сложных музыкальных произведений и понимание их красоты, навыки взаимодействия со сверстниками и руководителем в процессе обучения и музыкальных игр, даёт дополнительные возможности для творчества и самовыражения. Эти занятия могут сформировать у некоторых детей увлечение и желание продолжать более серьёзные занятия в дальнейшем - в школьном возрасте. Но и для всей остальной массы детей он не должны пройти даром или ограничиться только музыкальным образованием. В обязанности музыкального руководителя помимо регулярных занятий входит так же и организация и проведение праздничных утренников, показательных выступлений детских коллективов и так далее.
  Такие мероприятия обычно сопровождаются детскими выступлениями, нарядной или тематической одеждой, приглашением родителей в качестве зрителей, небольшим театральным представлением с участием самих детей, фотосъёмкой - которая попадёт в семейный архив и будет много лет поддерживать приятные воспоминания об этом событии. А так как это событие выбивается из ряда повседневных занятий и развлечений ребёнка, то оно оставляет в его памяти особенно яркие впечатления. Из общих положительных моментов от проведения таких мероприятий можно выделить следующее:
  - дисциплинирующий фактор в процессе подготовки участия ребёнка в мероприятии,
  - коллективная работа и развитие чувства ответственности перед товарищами,
  - демонстрация комплекса артистических навыков, полученных на регулярных занятиях,
  - укрепление контакта ребёнка и родителей, которые участвуют в качестве зрителей.
  Особенно хотелось бы отметить тот факт, что дети на таком мероприятии являются не только участниками, но и зрителями одновременно. Это делает такой театрализованный утренник похожим на новомодные интерактивные спектакли, но с существенными отличиями. Если в интерактивном спектакле ребёнок участвует более как зритель и сосредоточиться должен только на коротких и простых заданиях аниматора, а успех всего представления полностью лежит на плечах аниматоров и профессиональных артистов, то к утреннику дети серьёзно готовятся руководителем, учат стихи, отрабатывают выступления, и могут взаимодействовать со своими же друзьями и привычными воспитателями в новых ролях, предписанных сценарием утренника, могут оценить подготовку друг друга, и примерить на себе роль и линию поведения героя сюжета, а могут и ощутить свою долю ответственности в общем деле через выполнение своей подготовленной роли.
  Таким образом, при организации утренника следует обратить внимание на следующие аспекты:
  - Так как утренник имеет довольно сильный воспитательный потенциал - его следует максимально использовать для моделирования правильных линий поведения детей через обыгрываемых ими героев. Герои должны демонстрировать доброту, отзывчивость, уважение к старшим, взаимовыручку, стремление к знаниям, здоровый образ жизни, активную позицию, способность признания своих ошибок. Следует исключить сцены насилия. Отрицательные черты характера негативных героев должны добродушно и иронично дискредитироваться.
  - Стремиться к максимальному участию детей в действии. В идеале каждому ребёнку должна быть определена какая ни будь активная роль со словами, соответствующая его способностям. Таким образом, каждый ребёнок почувствует своё конкретное участие в общем деле, и все дети смогут увидеть и оценить работу каждого. Следует серьёзно отнестись и к подготовке ролевых костюмов - тут будет трудно обойтись без помощи активных родителей.
  - Предполагается, что утренник будет состоять из серии выступлений детей и конкурсов для них, которые равномерно чередуются с постановочными эпизодами сюжетного повествования, обыгрываемыми главным образом самими детьми при минимальном участии взрослых актёров. Сюжетная линия должна логически объединять все выступления, создавая непрерывную нить повествования. Это создаст единую завершённую картину некоего действия, в которой каждый участник сможет безошибочно определить своё место, получив ощущение своей необходимости в общем большом деле. Говорят, из песни слов не выкинешь. Так и с участниками представления - лишних быть не должно. Утренник по этой идее не должен представлять из себя непрерывный поток выступлений детей без какой либо связи их между собой.
  - Исходя из предыдущего замечания - сюжет повествования должен быть достаточно простым для понимания ребёнком соответствующего возраста. Созданию такого легко понятного сюжета помогут хорошо известные детям сказки и сказочные герои, которые должны быть легко узнаваемы детьми, но не скованны "догмами" народного фольклора. То есть, старые знакомые герои могут предстать в обновлённом, возможно, усовременненом виде, не противоречащем их изначальной сути. При подготовке к мероприятию полезно будет провести детям дополнительное ознакомление с используемыми в мероприятии сюжетами сказок и сказочными героями - это и чтение книг детям, показ мультфильмов, тематические игры.
  - При создании сценария стоит избегать штампов западной культуры, массово используемых в мультфильмах иностранного производства и компьютерных играх. Они включают в себя очень яркие и сильно разрекламированные образы, с закреплёнными за ними шаблонами поведения, которые помешают на их основе создать сюжет, отличимый от источника заимствования. Представьте себе Спайдермена, помогающего Деду Морозу раздавать подарки - дети будут ожидать от него акробатических трюков, исполнение которых в условиях детского сада сомнительно. Есть риск вместо уникального произведения получить бледную пародию на известные медийные брэнды.
  - Если есть необходимость включить в сюжет отрицательного героя, то стоит поручить эту роль только взрослому актёру. Если ребёнок сыграет отрицательную роль, то она может закрепиться за ним в дальнейшем, что идёт в разрез с первым аспектом организации утренника. Следует так же понимать, что если сцены насилия исключены, то для победы над отрицательным героем годится только убеждение. Победой над злодеем будет преодоление детьми всех злых козней и выявление бессмысленности всех злых замыслов. Капитуляция злодея должна обозначаться его раскаянием и исправлением последствий злых дел, а так же либо бегством злодея, либо замирением с остальными героями. Здесь следует понимать, что не во всех ситуациях возможно примирение - с некоторыми поступками мириться невозможно. Повествование не стоит завершать на капитуляции злодея, лучше провести ещё одно массовое выступление детей, финальные напутствия героев и возможна раздача подарков, если это уместно.
  -
  
  
  
  Раскрытие роли отрицательных персонажей в театрализованных утренниках для ДОУ
  1. Роль театрализованных утренников в воспитании дошкольников.
  2. Краткие рекомендации по составлению сценария утренника
  3. Включение отрицательных персонажей в сюжет
  В ранее в своих статьях я развивала идею применения театрализованных утренников в ДОУ для воспитания дошкольников. Если кратко, то утренники являются наиболее запоминающимся событием, связанным с детским садом, в период формирования личности. Поэтому организация и проведение утренников имеет очень важную роль в воспитании. Мною на основе личного опыта были разработаны рекомендации по максимальному использованию такого ресурса воспитания. Это: вовлечение всех детей в активное участие в представлении для развития навыков коммуникативности и ответственности; создание сюжетной линии театрального представления, достаточно простой и понятной для детей - для развития навыков целостного восприятия картины окружающих событий и своей роли в них; использование знакомых детям сказочных или классических сюжетов и героев для облегчения восприятия; обыгрываемые детьми роли должны представлять модель поведения, включающего в себя доброту, отзывчивость, уважение к старшим, взаимовыручку, стремление к знаниям, здоровый образ жизни, активную позицию, способность признания своих ошибок; участие родителей в подготовке мероприятия и в качестве зрителей с фото-видеосъёмкой очень предпочтительно - это налаживает их контакт с детьми и закрепляет впечатление от мероприятия на долгие годы.
  В этой статье хочется уделить особое внимание к подбору действующих персонажей театрализованного утренника. Как я писала ранее, лучше опираться на знакомые детям образы из сказок и классики, избегая разрекламированных героев современных мультсериалов. Будет хорошо, если каждому ребёнку достанется своя роль, соответствующая его способностям, дающая возможность раскрыть свои таланты, почувствовать свою необходимость в театрализованном действии, отработать взаимодействие с остальными участниками и так далее. Но если в театрализованном действии участвуют отрицательные персонажи - то их роль должны исполнять только взрослые актёры - это могут быть работники ДОУ или родители. Если ребёнку поручить роль отрицательного персонажа, то такая линия поведения может закрепиться в его сознании, и остальные дети могут начать воспринимать его в дальнейшем именно как отрицательного героя, но уже в реальной жизни. Очень много хороших сюжетов может быть придумано и без участия отрицательных героев, но систематическое исключение их из утренников может привести к замещению этого образа в сознании ребёнка более яркими образами злодеев из мультсериалов. В современных мульт-сериалах отрицательные персонажи часто изображаются очень милыми и обаятельными, их плохие поступки вызывают веселье или даже преподносятся как норма поведения. Такие герои не только часто остаются безнаказанными, но в некоторых произведениях даже занимают роль главного героя, вызывая у детей желание подражать им. Необходимо стремиться не допустить всего перечисленного. При правильной организации театрализованного утренника, впечатления от него для активно участвующих в нём детей должны оказаться сильнее впечатлений от безучастно просматриваемых мультфильмов. Дети должны научиться самостоятельно отличать плохое от хорошего, избегать негативных влияний и консолидироваться в противодействии негативным проявлениям окружающего мира.
  Очевидно, что включение отрицательного персонажа в театрализованный утренник может принести пользу для воспитания детей только при правильном его использовании. Рассмотрим аспекты участия отрицательного персонажа:
  - отрицательный персонаж не должен быть главным действующим лицом,
  - отрицательный персонаж создаёт интригу, нарушает благополучное течение событий сюжета
  - отрицательный персонаж руководствуется личной корыстью или свойственными ему негативными чертами характера (Баба Яга любит всем пакостить просто так, а Кощей Бессмертный стремится к власти и богатству)
  - отрицательный персонаж часто может использовать магию и обман для своих тёмных дел, заколдовывает других, ворует или портит вещи, устраивает ловушки, ссорит героев
  - все остальные персонажи должны объединиться в борьбе против отрицательного персонажа
  - средства борьбы с отрицательным персонажем должны быть достаточно простыми и понятными (желательно без магии) - это добрые дела, исправление испорченных вещей, примирение поссореных персонажей, убеждение отрицательного персонажа.
  - все плохие поступки должны быть обличены, негативные последствия устранены, а отрицательный персонаж должен раскаяться в содеянном.
  Однако, автору сценария следует помнить, что сцены насилия в детских мероприятиях недопустимы, поэтому такие сюжеты как "Бой на Калиновом мосту" с подробностями отрезания голов змею и забиванием богатыря в землю по пояс должны быть исключены. Поэтому бороться с отрицательным персонажем остаётся только мирным путём и он не может быть уничтожен физически. Следовательно, победа над ним должна обозначаться его раскаянием и бегством - тогда театрализованное представление должно продорлжаться без него, обозначая таким образом что отрицательный персонаж не являлся в этом представлении главным героем, и без него жизнь продолжается. В некоторых случаях отрицательный персонаж после признания своих ошибок и исправления содеянного может помириться с остальными героями и остаться среди участников продолжающегося представления, но в этом случае следует учитывать, что дети часто его как бы не прощают и не хотят с ним играть или участвовать в конкурсах или танцах.
  Следует учитывать, что некоторые дети пугаются приближения отрицательного персонажа. Поэтому есть успешный опыт изображать отрицательного персонажа на экране проектора с помощью видеозаписи - так дети легче его воспринимают и не боятся. Например, по сюжету Баба Яга общается с детьми по интернету. В сравнении с ситуациями личного появления Бабы Яги - при виртуальном общении с ней дети чувствуют себя свободнее, что позволяет сохранить дух праздника и хорошие впечатления.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"