Михал Витольд Гайда
Конец бара Якубека
Дождь обежал календарь с августовской паненкой,
посмывал дохлых мух с оконного стекла,
чей от холодной воды расстроенный экран
показывал сумеркам посеревшую физиономию.
Пустое небо залегло на липких столиках,
терялись под пивной пеной клепсидры бутылок.
Размазанная по их стеклу , постарела улица,
когда колпак фонаря свесил слепой череп.
В безделье каменели пара сухих дедков,
следящих как в пепельнице кадят окурки.
Упала большая тишина храмового атриума,
минута молчания по ушедшим пьяницам.
***
Помойка
Распад красив и приманчив, потому что
словно грех, влечёт сладковатым и острым
запахом, манит смрадным секретом
мух и прочих незваных гостей.
Тайный импульс движет материей,
оживляет тело и одаряет формой,
та роится постоянно играющим цветом,
одевает брони хитиновый панцирь.
Масса клубится , теряются контуры,
но по-прежнему бдит незримый шаман,
управляющий миром хаотичной течки
в неустанном чуде воскресения.
***
Последние минуты веселья .
Под конец короткой ночи стулья охромели
и застыли, опершись на потные стены.
А оркестр всё играл , не хотел умолкнуть,
хотя его ноты все знали наизусть.
Шторы вспархивали на открытых окнах,
июнь веял своим запахом в смеси с навозом
полей, распахнутых как плебейская книга
о вечно сухом похмелье занудной жизни.
Среди остатков поршества у разграбленых столов
спали останки пьяных собеседников.
Одна пара танцевала, раскачиваясь и кружась,
потому что пришли сюда сами и со своей музыкой.
В конце концов и они пошли восвояси ,
но придут сюда через месяц в субботу.
Потому что отсюда нет исхода, и каждый побег
это петля, которая всегда кончается возвратом.
***
Визит Курносой в деревенскую глушь.
Первыми птицы замолчали , сбившись тесно,
спрятались в хлебах или в густой листве.
Вокруг всё замерло, даже лёгкое дуновение
не пошевелило ветвей, когда она пришла.
Куда-то пропала колыбельная мелодия кустов,
погасла узкая опояска полевого ручья.
Бог не хотел отзываться, хотя не мог он не смочь,
так что прикинулся спящим, или и впрямь задремал.
Люди деревни стояли на коленях у часовенки
белеющей среди флоксов возле кооператива.
Но святой, как деревянный - смутно смотрел молча;
он знал, что должное случиться произойдет.
Лишь черный жук навозник в песке торил тропу,
равнодушный к тому что будет, и видел всё это иначе.
Он катил шар перед собой, ибо знал, что ещё
осталась часть дороги туда, где закончится работа..
***
короткие дни
Мороз пишет что-то на стёклах далекой весне
от скуки - зная, что в марте письмо не дойдёт.
Слабое солнце светит сквозь сотни пальцев сосулек,
цепляющихся за за жёлоб, приросших к его жести.
Иногда ветер сыграет несколько шопеновских тактов
на кривой клавиатуре почерневшего забора
для пробы - почувствовать немного романтики
и в пейзаж грязных кварталов вдохнуть тихую красоту.
Напрасно. Дни рождаются неизменно мертвыми,
и белизна снега слишком быстро умирает под сажей.
Тени черных тополей укладываются вповалку;
скоро поглотит их горло долгой ночи .
Только когда надо тьмой рассеется
море звезд, облачённых в чистоту света,
следя за полётом малой искры,упавшей с неба,
увидим частицу Бога сквозь око Иуды.
***
фреска
Растрепал тучам кудри неведомый парикмахер,
взъерошенная грива неба бурно пенится,
опуская водяную тюль по штукатурке
фасадов домов и скользя к земле.
На неспокойном верху ломается свод,
ищет места для себя бездомная ватага
греческих богов, и даже напуганный Эреб
ломится в черном капюшоне на городские заставы.
Плафон медленно опадает чтобы как -то осесть
на высоких колоннах фабричных труб,
среди которых смерть бродит с натруженной косой ,
в окружении семьи пернатых ангелов.
Все святые загубленные святые из агиографий
сбегаются под сияние открытых рынков,
однако в лучах неона никому не получится
найти путь назад, так что они не отлетят отсюда.
Теперь они вместе с нами на повседневной фреске,
где форма и цвет умирают,чтобы вдруг возродиться,
когда мы идем неразличимой для времени чередой
в процессии с ангелом, дьяволом и Смертью.
***
Смерть осени в предместье
Повымерли старые королевы предместья,
съеденные сифилисом или циррозом печени.
Список имён шлюх на гнилых досках
заборов украсил пошарпанный пантеон.
Среди дрянных вывесок закрытых мастерских,
в тенистом холоде Альгамбры стоят нагие
деревья, поздний вечер начал творить
новые главы неписаной саги.
Потому что в подполье сегодня лихая забава;
кто свой, тот принял секретный сигнал .
Порой мелькала крадучись некая фигура ,
как удар, нанесённый втихаря под ребра.
Никто не хотел знать, что холодный ноябрь
заостряет вихри , оттачивал на круге
месяца, который поглядывал сверху
и предвещал городу, что станет больно.
Водка убила всех где-то под утро,
начался день, алкоголь закончился.
улицы спали густо усыпанные листвой,
блестящей подстилкой гончих листов.
***
желание доброго дня
ещё октябрь - облака над городом
лепят на небе странный орнамент.
Ковыляет ветер, толи обувь не по размеру,
толи пьян.
Труба котельной как большой перископ
вырастает из глубины и во мгле прячется.
Сквозь неё видно за матовым стёклышком
спящего бога.
Покупаю день вслепую, беру по его цене.
И эту улицу - мокрую и грустную.
Не надо мне многого, мне бы только
ещё один день.
***
Михал Витольд Гайда
http://pisarze.pl/poezja/11150-wiersze-michala-witolda-gajdy-rekomenduje-jan-stanislaw-kiczor.html
Михал Витольд Гайда родился в 1959 году, умер в январе 2017.
Перевод выполнен без рифм.