...предыдущие опыты убедили нас, что критерий роста не зависит от степени контроля за окружением, физическим или социальным, равно как критерием распада не может быть утрата этого контроля....не существует строгого соответствия между способностью общества контролировать окружение и процессами надлома и распада цивилизации. Напротив, есть свидетельства, говорящие в пользу того, что если связи такого рода и существуют,то они состоят в том, что по мере укрепления власти над окружением начинается процесс надлома и распада, а не роста.
Прявляется это в эскалации внутренних войн. Череда войн ведёт к надлому, который, усиливаясь, переходит в распад. Прослеживая по нисходящей путь надломленной цивилизации, можно вспомнить слова Гераклита : "Война- мать всех вещей". Пагубная концентрация всех сил на ведение братоубийственной войны порождает военный психоз, способный воздействовать на различные аспекты жизни общества....Поскольку уровень человеческого процветания обычно оценивают по масштабам власти и богатства, часто случается так, что уже познанные главы истории трагического общественного упадка в обыденном народном сознании воспринимаются как периоды изумительного взлёта и процветания. ...Прозрение наступает, когда общество, неизлечимо больное, начинает войну против себя.
Тем не менее искать критерий распада цивилизации следует не здесь. Ключ к пониманию обнаруживается в расколе и разногласии, исходящих из самых глубин социального тела, ..основной критерий и фундаментальная причина надломов цивилизаций- внутренний взрыв, через который общество утрачивает свойство самодетерминации.
Социальные трещины- следы этого взрыва- бороздят тело надломленного общества. Существуют " вертикальные" трещины между территориально разделёнными общинами и "горизонтальные" - внутри смешанных общин, подразделённых на классы.
...процесс (распада ) определялся изменением положения правящего меньшинства. Творческое меньшинство, заключив некогда добровольный союз с нетворческими массами, пользовалось какое-то время их доверием ввиду очевидности выгод, дарованных обществу творческими усилиями избранных. Однако с течением времени правящее меньшинство утратило способность и право быть лидером, так как оно растратило творческую энергию и созидательный порыв. Это меньшинство, лишённое вдохновения, но продолжающее удерживать власть, оказалось неспособным управлять через доверие и пошло на нарушение общественного договора. Вместо того, чтобы уступить власть, оно прибегло к силе. Эта политика привела к ещё большему отчуждению от правящего меньшинства...
Неспособность лидеров продолжать игру с толпой, используя свойство мимесиса, тесно связана с неспособностью творчески ответить на специфический вызов...
Пока косное правящее меньшинство постоянно воспроизводит своё поражение, новые вызовы, побуждая к новым творческим ответам, активизируют новые творческие меньшинства. Они-то и становятся претендентами на возвышение.
Нетворческая масса распадающегося общества частично состоит из правящего меньшинства, почти полностью равнодушного к призывам творческого меньшинства. Более того, правящее меньшинство начинает всячески сопротивляться любым инициативам с целью удержать своё положение и привилегии. Выделение нового творческого меньшинства в столь специфических условиях внешне выглядит движением большинства, так как срабатывает механизм мимесиса и большинство начинает подражать творческому меньшинству.
....пролетарий-это скорее состояние души, чем нечто обусловленное чисто внешними обстоятельствами. Истинным признаком пролетария является не бедность и не низкое происхождение, а постоянное чувство неудовлетворённости, подогреваемое отсутствием законно унаследованного места в обществе и отторжением от своей общины.
Внешний пролетариат, ..в отличие от внутреннего, не только отчуждён от правящего меньшинства в сфере чувства, но также размежёван и территориально...
Мы обратим внимание на те формы пространственного контакта между цивилизациями, в которых взаимодействие происходит между цивилизацией и примитивным обществом или обществами, находящимися по соседству...
Излучение растущей цивилизации также распространяется вокруг,освещая множество примитивных обществ,.. пока не исчезает, утратив силу.
Общества, которые мы в наши дни называем примитивными, заслуживают этого названия только в некоторой степени. Эти общества скорее можно назвать варварскими цивилизациями...Оказавшись в состоянии распада, цивилизация перестаёт быть целым, которое можно скопировать и организовать по его подобию свою собственную жизнь. Поскольку двигательная сила экономического элемента оказывается наиболее мощной, характер общества распадающейся цивилизации всё больше смещается в сторону экономического развития...Усиление экономического и политического влияния сопровождается уменьшением культурного влияния.
Один из источников рекрутирования внутреннего пролетариата- внешние варварские отряды - внешний пролетариат. Если внутренний пролетариат находится в сфере досягаемости правящего меньшинства, то внешний территориально находится вне пределов военного контроля...Начинается вооружённая экспансия цивилизации, утратившей обаяние и авторитет у своих соседей. При таких условиях внешний пролетариат выбирает путь отражения агрессии с помощью силы.
РАСКОЛ В ДУШЕ.
..Раскол в человеческой душе- это эпицентр раскола, который проявляется в общественной жизни...проявляется в самых разнообразных формах.. каждый вызов встречает в душах людей отклик- от абсолютной пассивности до крайних форм активности. По мере нарастания социального распада альтернативные решения становятся всё более косными, полярными и более значимыми по своим последствиям. Пассивная попытка состоит в уходе. Душа наполняется верой от общения с Природой, она восстанавливает те творческие потенции, которыми была изначально наделена. Активная альтернатива пассивному уходу есть Самоконтроль. Душа " берёт себя в руки", ищет систему обуздания естественных страстей через систему духовных упражнений, исходя из убеждения, что " обрести вдасть над Природой"- единственный путь возрождения творческих способностей. Таким образом, существует две формы социального поведения, которые можно назвать альтернативами мимесису.
...Архаизм и футуризм- две альтернативные попытки заменить простой перенос во временнОм измерении на перенос поля действия с одного духовного плана на другой..как в архаизме, так и в футуризме, попытка жить в микрокосме вместо макрокосма отвергается в пользу Утопии, которая, возможно, могла бы стать действительностью, не будь вызова, обусловившего перемену в духовном климате.
...Как футуризм,так и архаизм, в конечном счёте приводят к разрушительному Насилию - даже в том случае, когда вожди..являются сторонниками Доброты.
Отшельничество и аскетизм.
....Отказ есть нечто большее, чем просто отказ от деятельности. Это состояние ума, в котором антиномичность принимается как таковая- сознательно или бессознательно, в теории или на практике- и служит заменой творчеству.
Труантизм (несвязанность моральными нормами) и мученичество
...как пути социального поведения полярно противоположны и представляют собой альтернативу мимесису.
Чувство неконтролируемого потока жизни,
Представляющее собой пассивное переживание утраты жизненного порыва, является одним из наиболее болезненных ощущений, ранящих души людей, на долю которых выпало жить в условиях распада, и эта боль, возможно, есть наказание за грех идолопоклонства, за воздвижение культа Тварного вместо Творца. Случай и Необходимость- две альтернативные формы, в которые облекается идол...
Понятия Случая и Необходимости коррелятивны по причине их противоположности, но противоположность эта не вытекает из самой природы вещей, а рождается в сознании человека, который чувствует, что не в силах изменить течение жизни и что мощные волны играют с ним как с предметом неодушевлённым и безвольным.
Западный мир..перенёс принципы детерминизма на экономическую жизнь..классическая формулировка экономического детерминизма принадлежит К.Марксу, но в современном западном или вестернизированном мире широкий круг людей, даже из тех, что не разделяет марксистской идеологии, вольно или невольно признаёт экономисескую необходимость как основу всего..
...в контексте понимания предопределения в фаталистическом мировосприятии ислама можно заметить гнетущее чувство неконтролируемого потока жизни..
Чувство промискуитета.
Чувство смешения представляет собой пассивную замену чувства стиля и проявляется в ходе социального распада во всех областях социальной жизни: в религии, в литературе, языке и искусстве, а также в той неопределённой области, которую принято называть " манеры и привычки".
...Наиболее чувствительной, впитывающей все влияния оказывается именно правящее меньшинство...
Творческий гений в роли спасителя.
...Различие в руководстве обществом, когда оно растёт и когда оно распадается,сводится к различию между способностью к творчеству и отсутствием таковой. Одним из симптомов социального распада и причиной социального раскола является вырождение меньшинства, ранее способного руководить, но теперь сохраняющего власть лишь благодаря грубой силе.
Творческие личности продолжают возникать. В распадающейся цивилизации Вызов-и- Ответ - всё ещё форма, отливающая действие, в котором имеет место тайна творчества. Но задача творческого лидера возникает уже в ином плане и имеет иную цель. В растущей цивилизации творец отвечает на вызов, играя роль завоевателя, всегда готового к победоносному ответу. В распадающейся цивилизации творец, приняв вызов, играет роль спасителя, и помогает обществу ответить на вызов, с которым неспособно справиться правящее меньшинство, утратившее творческие способности. Общество в этот период охвачено духовной войной.. (Спасители) начнут свои действия, стратегически отступая от распадающейся социальной структуры Настоящего. Спаситель- архаист и спаситель-футурист будут стараться уклониться от встречи с противником. Архаист будет стремиться избежать его, заняв оборону в цитадели Прошлого..Футурист попробует достичь того же результата смелым маневром прыжка в неведомое будущее.
Остаются две другие альтернативные стратегии - отрешения и преображения. Здесь спаситель появляется в совершенно другом одеянии. На пути отрешения он явится философом, скрывающимся под маской короля, а на пути преображения- Богом, воплотившимся в человеке.
Спаситель распадающегося общества нередко является с мечом в руке..Средство, бессильное спасти, способно карать..Спаситель с мечом сам приговаривает себя к поражению. Однако мы видим и поражение его соперников, ибо и спаситель с машиной времени, и мудрец, играющий роль наставника царя- философа в критический момент бросают свои хитроумные приспособления и хватаются за старомодные орудия убийства. Таким образом, мы свели все три столь различных типа к единственной фигуре человека с мечом.
Означает ли это, что любая попытка обрести спасение обречена на провал, если спаситель- просто человек?....
--
* *
(Эти несколько выписок из объёмистой книги Тойнби, изд. Прогресс, Москва, 1991, мне показались созвучными некоторым процессам современности. Книга, безусловно, богата и фактическими историческими примерами, сильно рекомендую прочесть.
Кстати, в терминологии даже Российского президента слова ВЫЗОВ-и-ОТВЕТ