Бондаревский Лев : другие произведения.

Из "Дневника" Жюля Ренара

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Немного цитат .


  
   ИЗ ДНЕВНИКА ЖЮЛЯ РЕНАРА.
   (Цит. по кн. ИЗБРАННОЕ, ОГИЗ, Москва. Перевод Н. Жарковой и С.Парнок.)
  
  
  
   1887 год.
  
   Талант- вопрос количества. Талант не в том, чтобы написать одну страницу, а в том, чтобы написать их триста...Литературу могут делать только волы...Слава- это непрерывное усилие.
   *
   Быть настоящим художником- не значит впрячься в какую-нибудь большую работу, например, в писание романа, где все мысли должны подчиняться требованию засасывающего сюжета, заранее себе заданного.Быть настоящим художником- значит писать рывками, на сотни тем, которые возникнут сами по себе...Тогда ничто не будет притянуто за волосы. Всё будет полно непроизвольной прелести, естественности. Не создаёшь образы, а ждёшь их.
   *
   Стиль вертикальный, алмазный, без слюней.
   *
   Нет ничего несноснее, чем портреты героев у Готье. Лицо выписывается черта за чертой, со всеми деталями и загромождающими мелочами. Для мысли не остаётся места...Теперь описывают точными словами, а не забавляются разглядыванием в микроскоп.
   *
   Красноречие. Св. Андрей, распятый на кресте, в течение двух дней проповедует двадцатитысячной толпе. Люди слушают зачарованные: ни один не подумал о том, чтобы освободить его.
   *
   1889.
  
   -Что же делает Жюль?
   -Работает.
   -Работает? Над чем?
   -Я же вам говорил: над книгой.
   -Неужели нужно столько времени, чтобы переписать книгу?
   -Он не переписывает. Он сочиняет.
   -Сочиняет? Значит, то, что пишут в книгах- неправда?
   *
   Огромная лёгкость, с которой он усваивал идеи и чувства своих любимых авторов, парализовала его своеобразие. Он не мог осесть. Каждая книга, казалось ему, сожержала какое-нибудь превосходное изречение, какую-нибудь замечательную идею. Отсюда рассеянность мысли, множественность вкусов, легко удовлетворяемых, и в то же время неясное представление о конечной цели..
   *
   ..Как писателя Барреса лучше всего определяют слова, сказанные Риваролем о Лораге: "Его мысли похожи на сложенные в ящике стёкла - каждое стекло в отдельности прозрачно, но все вместе- темны."
  
   1890.
  
   Реализм! Реализм! Дайте мне прекрасную действительность, и я буду работать, следуя ей.
   *
   Художник- это человек, носящий берет.
   *
   1891.
  
   Возможна такая сцена. Умер ребёнок. Мать и отец в слезах. Но любовник берёт за руку жену, хлопает по плечу супруга, и говорит ему:-Ну, ну, мужайтесь! Мы сделаем другого.
   *
   Что наша фантазия в сравнении с фантазией ребёнка, который задумал построить железную дорогу из спаржи!
   *
   Я очень хорошо знаю, что фраза меня замучит. Наступит день, когда я не смогу написать ни слова.
   *
   В прозе я хотел бы быть поэтом, который умер и оплакивает себя. Проза должна быть стихом, не разбитым на строчки.
   *
   1892.
  
   Движения актёра, который уходит на цыпочках, прислушиваясь, не аплодируют ли.
   *
   Разговор богатого с бедняком:
   -Вот вам, друг мой, кусочек хлеба. Один лишь хлеб никогда не приедается.
   *
   Ирония- стыдливость человечества.
   *
   Ясный стиль- вежливость литератора.
   *
   1893.
  
   В зоологическом саду. Тюлени толкают локтями друг друга, как овернские крестьяне в гостях. Совсем маленькие попугайчики, как поющие булавки для галстука.
   *
   Убийца вымыл руки и стал пускать мыльные пузыри.
   *
   Если в фразе есть слово "задница", публика, как бы она ни была изыскана, услышит только это слово.
   *
   Нужное слово- вот что такое стиль. Всё остальное не важно.
   *
   Швоб рассказывал : Анри Мониве был приглашён на похороны. Он опоздал, вошёл в пустую уже комнату покойного и, надевая перчатки, спросил слугу:- Итак, никакой надежды?
   *
   Почему вы так упорно хотите жить в Париже, милая барышня? Вы будете вполне на месте в публичном доме в провинции.
   *
   Мои книги- это как бы письма к самому себе, которые я позволяю читать другим.
   *
   Писать- это особый способ разговаривать: говоришь - и тебя не перебивают.
   *
   Не воображай, что есть непризнанные великие люди.
   *
   Жирная служанка, которая жирно целуется, точно наклеивает почтовые марки.
   *
   1897.
  
   Говорить курсивом.
   *
   Малларме, непереводимый даже на французский.
   *
   Солнце ещё не село, и луна восходит, чтобы поглядеть на это пресловутое светило, о котором столько говорят.
*
   Эти литераторы, как бочки Данаид: Человечество через них только протекает.
*
   Молодой- это тот, кто ещё не солгал.
   *
   " На службе,- говорила одна женщина,- у нас теперь новый начальник, очень учёный человек. Он нам сказал, что люди происходят от Дарвина."
   *
  
   1899.
   -Господа, если мои сведения точны, отечество в опасности!
   *
   Нужно, чтобы слово боролось с мыслью, но не давало ей подножек.
   *
   -А как поживает ваша внучка, мадам?
   -Спасибо.
   -И вы попрежнему думаете сделать из неё проститутку?
   *
  
   У меня из слоновой кости не башня, а записная книжка.
   *
   Колокола живут в воздухе, как птицы.
   *
   Из всего, что мы пишем, потомство сохранит, самое большее, одну страницу. Я хотел бы сам выбрать для него эту страницу.
   *
   В моём памятнике выдолбите маленькую дырочку на макушке, чтобы птицы прилетали сюда пить.
   *
   1900.
   У меня работа спешная - для потомства.
   *
   Перелистываю страницы этого "Дневника" : всё же это лучшее и наиболее полезное, что удалось мне сделать в жизни.
   *
   1901.
  
   Слишком сжатый стиль. Читатель задыхается.
   *
   -Я бы охотно отдала тебе мою игрушку,- говорит маленькая девочка.-Но я не могу: она моя.
   *
   Вкус- своего рода смертная добродетель.
   *
   Не принимать дурное настроение за хороший вкус.
   *
   1902.
  
   Плачь, но берегись, чтобы хоть одна твоя слеза скатилась к острию пера и примешалась к чернилам.
   *
   Пьеса окончена тогда, когда она нас больше не интересует.Вот почему пьеса часто оканчивается ещё прежде, чем она начата.
   *
   1903.
  
   Религия служит извинением их умственной лени. Она даёт им совершенно готовое посредственное объяснение вселенной. Они не ищут иного : во-первых, потому, что это им глубоко безразлично. Нет ничего более низменно практичного, чем религия.
   *
   Каждая строчка в записной книжке должна быть сочной, как земляника.
   *
   1905.
  
   Свободомыслящий. Достаточно просто "мыслящий".
   *
   Париж становится фантастическим. Эти омнибусы без лошадей..Кажется, что живёшь в царстве теней.И мне в голову приходит такая мысль: а что если мы и в самом деле вдруг все умерли и не заметили этого? В этом шуме, в этих вспышках света, в этом тумане хродишь со страхом, боишься не того, что тебя раздавят, а того, что ты больше уже не живёшь..
   Сколько нужно нотариусов, торговцев, инженеров, путешественников и коммивояжёров, чтобы получилась публика, которая судит артиста?
   *
   1906.
  
   Быстрый полёт собранных в комок воробьёв, будто они вылетели из ружья, как свинцовая дробь.
   *
   Я- социалист, но становлюсь свирепым собственником, когда мальчишки швыряют палками в мою яблоню, и грожусь взять ружьё.
   *
   Ницше? Что я об нём думаю? Что в его фамилии много лишних букв.
   *
   Я не тороплюсь увидеть будущее общество: сегодняшний день благоприятствует литературе, его уродства, несправедливости, пороки и глупость дают пищу наблюдениям писателя. Став лучше, люди станут приторными.
   *
   1907.
  
   Политика должна бы быть прекраснейшим на свете делом: гражданин служит своей стране. А в действительности она- самое низкое дело на свете.
   *
   1908.
  
   Создать идеальную общину - прекрасно. Но из кого?
   *
   1909.
  
   Слово существует только в силу того места, которое ему отводят. Лиризм с излишней лёгкостью удовлетворяется приблизительным,- отсюда столько холодных лириков.
   Реализм побеждает только в деталях... Самая высокая лирика должна быть реалистичной.
   В общем, нужно создать произведение искусства, которое, ускользая от сознания публики, на неё воздействовало бы.
   *
   1910.
  
   Юмор- это стыдливость, игра ума. Ежедневное нравственное и духовное омовение.
   Воображение может заблуждаться. Чувствительность опресняет.
   Юмор- это в конце концов разум.
   Впрочем, в юморе содержится всё.
  
   ***
  
   Жюль Ренар, (1864-1910), французский писатель, автор великолепной минималистской прозы и Дневника.
   Его рассказы и повесть "Рыжик" имеюся в библиотеке Мошкова.
   ***
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"