Аннотация: Обзор финала конкурса мистика "ОтражениЯ"
Мистика - один из моих любимых жанров. Уверена, финал доставит огромное удовольствие от чтения - ведь это лучшие рассказы конкурса. Но при этом нужно выставить оценки, поэтому, увы, придется и придираться. Надеюсь, никого не обижу. Конечно, все финалисты в курсе: мнение судьи - всего лишь одно мнение. Верно?
Итак, мои впечатления от финала.
Кашин А. Под пятницу
Мысль о соприкосновении миров и встречах влюбленных в разных реальностях - одна из излюбленных в мистическом жанре, потому что по-прежнему не перестает волновать. И действительно, сны порой настолько ярки и увлекательны, что трудно отделаться от чувства, будто за ночь побывал в другом мире. Правда, идея о самопожертвовании ради спасения воображаемой/настоящей возлюбленной не особенно оригинальна, зато очень интересна развязка истории, где главный герой все-таки сумел проникнуть в иную реальность, умерев в своей.
Написано неплохо, стиль легок для восприятия и минималистичен, совсем без изысков. Немного смягчают скупость изложения несколько черт к портрету героини в начале, выписанных изящно и привлекательно, но их мало, мало для изображения внутреннего мира главного героя, и даже его отношения к героине. Тем более что весь остальной текст является только фиксацией происходящих событий, и герой больше вовсе не обращается к осмыслению своих ночных похождений и своего чувства, а воспринимает их как данность.
С грамотностью все более-менее, только немного раздражают стоящие как попало запятые. Что касается композиции, то мне так и не удалось понять, для чего автор ввел в такой короткий рассказ описание трудовых будней героя и диалог на производственную тему; кроме самого факта командировки они не имеют никакого отношения к сюжету.
Итог: мне показалось, что интересный по задумке рассказ чересчур схематичен и больше похож на набросок, чем на полноценное произведение.
Ink V. Третий лишний
Рассказ непростой, не на одно прочтение. Вдумчивое, неспешное повествование, хоть и ведет речь о событиях, но все время чтения не оставляет мысль, что каждое из них - в большей степени метафора. И как всякая метафора, дает большой простор для воображения читателя, очерчивая сюжет тонкими штрихами и позволяя каждому раскрасить его по-своему вкусу.
Мы видим героев, живущих словно бы на границе двух миров, будучи частью обоих одновременно, отчего чувствуют себя в какой-то степени лишними в каждом. Оба однажды делают выбор. Разница между ними в том, что Лика предпочла остаться в своем мире, а Виктор - уйти в другой. Но оба всю оставшуюся жизнь будут тосковать по своей второй, утраченной части.
Отдельное спасибо за меткие формулировки вроде "бдительных тамбурных храбрецов", "прорехи - в голове, в сердце? - нельзя заполнить, вырвав кусок из себя же", "время не меряют по компасу". Размышлизмы и яркие наблюдения всегда придают тексту особую глубину.
Итог: рассказ не развлекательный, сложный для восприятия, наполненный грустью неизбежности и ощущением зыбкости бытия. Это его главное достоинство и недостаток одновременно. Очевидно, его оценки будут полярными, а не средними.
Клеандрова И.А. Маска Психеи
Рассказ-мир, рассказ-атмосфера, рассказ-ощущение. С первых строк затягивает внутрь зазеркалья, в окружение мистики и тайны, в неторопливый лабиринт головокружительных неправильностей, полутонов и полунамеков. Вместе с героиней в них погружаешься с головой, тонешь не спеша, с наслаждением. Иллина уходит в вечность, а читатель выныривает на поверхность с ощущением, будто побывал во сне. И так же, как наутро вспомнить сон, очень трудно пересказать, о чем же был рассказ. О том, как девочку пленило зеркало и в конце концов увело в иной мир? В чем его идея - в свободе выбора? Но ведь выбора нет!
Этот рассказ показался мне блестяще, любовно выполненной оправой для зеркала или картины, такой, засмотревшись на которую, не сразу обнаруживаешь, что она пуста. И которая, в целом, вполне способна обойтись и без наполнения - такой вот парадокс. Ведь в действительности в рассказе почти нет ни сюжета, ни конфликта, ни идеи. Только мистика, мистика, мистика в чистом виде.
Возможно, наличие внятного сюжета разрушило бы сказку. Но мотивация героини, чуть большая, чем непреодолимый призыв зеркала, чем ущербная свобода без выбора - уж точно нет. Финал рассказа был предопределен с первых строк, а героиня покорно и безропотно выполнила свое предназначение.
Рассказ мне понравился - но лишь процессом, а не результатом.
Тихонова Т.В. Воспоминания Ундервуда
Выброшенные вещи, которые живут воспоминаниями, и каждый за долгую жизнь приобрел свой собственный характер. Один-единственный эпизод из будней людей, раскрывающий характеры и судьбы. Ломкое переплетение надежд и разочарований, одиночество в толпе, неуютный черно-белый мир, похожий на старое нуарное кино. Уныние и жалкие попытки бороться за жизнь, любовь, свой кусок счастья. Однако все это отступает, отступает сама смерть, когда есть нечто действительно важное. Умершая мать не может умереть окончательно, пока не будет уверена, что о ее маленькой дочери позаботятся.
Написано просто здорово, затягивает и внушает. Разве что, постоянно обдает холодом, сыростью и неустроенностью дымного ноября. И только ребенок помогает отогреться.
Не отношу себя к любителям постмодернизма, но конкретно данный образчик мне весьма по вкусу. Рваность повествования и смешение миров создают тяжелое, но и яркое впечатление.
Пик А. Коварный притворщик
Классическая суровая легенда, мистическая история надменной гордыни и жестокого наказания. Щекочущий нервишки хоррор, странные, но красивые, удачно поданные детали чуждой нам восточной культуры. Для такого небольшого объема автору многое удалось.
Написано хорошо, отличная стилизация под японскую литературу. И хотя в последнее время я не очень жалую японский фольклор, здесь моей фобии пришлось заткнуться. Почитала не без удовольствия. Правда, построенный по канонам легенды текст не лишен и недостатков устного народного творчества: схематичные персонажи, обладающие всего одной-двумя нужными для однозначной морали чертами, монотонность речи рассказчика без резких всплесков эмоций, невозможность влезть в шкуру персонажа и прочувствовать его мотивы и действия.
Рассказ неплохо оживляет неожиданная концовка.
Встречаются ошибки, которые, правда, не особенно беспокоят при чтении.
"голосов было явно двое" - голосов было ДВА, потому что они неодушевленные, в отличие от их обладателей.
"печально-известным мечем" - сразу две ошибки: 1) мечОм 2) печально известным без дефиса.
Баев А. Наледь, снятая с души
Теплый рассказ, несмотря на "наледь". Невероятное среди обыденности, боль, ставшая силой, и победившая. Глубокий и в то же время простой, ясный посыл в мистической обертке. Мы ведь все тоже способны на чудо, подвластное Гоше Лисицину. Не такое уж хитрое дело - не копить в себе горечь, злобу и раздражение, не травить себя и окружающих ядом неудач, обид и утрат, а выплеснуть их в пространство в некоем деятельном порыве и жить дальше. Просто жить и радоваться жизни. Не умеем замораживать воду? Ну, значит, надо просто найти свой способ.
Это не из тех текстов, что увлекают или нравятся - из тех, что западают в душу и где-то, когда-то, может быть, делают нас лучше.
Замеченная опечатка:
"Коморку" - кАморку.
Царицын В.В. Смерть - дело добровольное?
Яркий главный герой получился, просто заслоняет своей могучей личностью все остальные составляющие. Не знаю, то ли автор тонко продумал его характер, то ли вложил значительную часть своего собственного тяжелого нрава - но половина рассказа состоит из брюзжания желчного одинокого пенсионера, его хмыканья и язвительных замечаний. Почти шестьдесят, дети выросли, на работу не надо - стало быть, раз заботы кончились, значит и ежедневное бытие только раздражает своей нудностью. Умереть бы, что ли. М-да.
Я бы всегда держала этот рассказ в комплекте с предыдущим - для контраста.
Написано в целом неплохо, перипетии загробного мира вызывают любопытство. Непонятно, для чего нужна отсылка к Стасу Михайлову. Развязка с Хароном не блещет оригинальностью, и как-то интерес идет на убыль. Прямо обидно за бухгалтера и байкера: они-то ведь жить хотели! Почему по разнарядке не прошел именно гг, за шестьдесят лет так и не нашедший, ради чего стоит жить? В чем главная мысль рассказа - умирать пора только тогда, когда найдешь смысл жизни? Может, и так, но... не хочется в это верить.
Крошка Ц. Поводок
Хоррор. Страшный. Как положено - без философии или завалящей морали, зато пробирающий ужасом, держащий в напряжении. Мистическая сила пациентки психбольницы, не желающей признавать свою болезнь. Саспенс есть, но больше, собственно, по существу сюжета сказать нечего.
С грамотностью завал:
"виднелся отпечаток пальца. Наверняка, это его предшественник, доктор Зебски." - видимо, не отпечаток был доктором Зебски. А доктор оставил отпечаток пальца, так?
"бижютерии" - это что, издевка? Тогда кавычки надо. А иначе, пишется бижУтерия.
"- Как себя чувствуете, Миссис Паркер,- спросил он." - вопрос обычно обозначают вопросительным знаком. А "миссис" незачем писать с большой буквы, это не имя.
"что-ли", "такой-же" - что ли, такой же - без дефиса.
"Ему жить здесь год, пока не закончится контракт с больницей. Поздняя луна освещала выложенную плитами дорожку. После этого он не останется здесь ни на день." - удивительная конструкция. Описание луны явно не к месту в середине размышлений героя.
"странного ощущения непонятной тишины" - странное всегда бывает от непонятного, не так ли?
"корридоре" - коридор не имеет ничего общего с корридой!
"безудельным ужасом" - может, безудержным?
После многоточия ставить точку не нужно. А опечатки, пропущенные буквы, пробелы и лишние абзацы в середине предложения достаточно легко вычитать. Отчего автор этим не озаботился?
Рашевский М.В. Простое задание
Классный рассказ. Обыденное начало, от которого не ожидаешь подвоха, внезапно переходит в хоррор - и это реально жутко воображать, каково герою застрять в снегу вдали от жилья, под прицелом сумасшедших хуторян. А потом еще и нарваться на призраков, и беспомощно ждать их приближения, не способным даже двинуться с места. И вдруг - новый вираж сюжета - и драма, и понимание, и проникновение героя в прошлое, а прошлого - в него. Захватывающий сюжет и острая концовка, наполненная смыслом.
Герой по началу не кажется ярким, но финал раскрывает его с неожиданной и значительной стороны. Здорово.
Вот только написано стилистически несколько небрежно. Лезет в глаза былье, повторы, ошибки вроде:
"цепи на колёса одеть" - надеть
"по сотовой связи с ним связаться невозможно"
"её заносило, но всё же она продиралась сквозь снежные заносы. Следы протекторов и цепей быстро заносило"
"ловили свет невидимого уже светила"
"В окне усадьбы светилось окно"
Малухин С.С. Которой нет
Очень милый, добрый, приятный рассказ об ангеле-утешителе, ангеле-избавителе. Написано хорошим языком, образно и чисто. В меру живые, исключительно хорошие герои, достаточно удачная композиция. Словом, одни положительные эмоции и тихая грусть в финале.
Но нет от текста ярких впечатлений, и не только в слабоватой кульминации дело. Не хочется об этом говорить на фоне столь согревающих ощущений от рассказа, но идея донельзя избита, и потому произведение забудется назавтра, потерявшись в длинном списке таких же.
Маверик Д. Я и мои злые гномики
Рассказ из тех, что читаются на одном дыхании. С первой строки до последней не оторваться, хотя в нем и нет явных якорей читательского внимания; несмотря на угрозу от самолично вскормленных монстров нет саспенса. Автору это и не нужно, он привлекает другим: живым, реалистичным, погружающим изложением, создает эффект присутствия. Главный герой - словно бы сам читатель, его воспоминания о прошлом, когда однажды, быть может, под влиянием обиды или боли он дал волю гневу, позволил увлечь себя злу. И вот, гномики становятся кровожадными монстрами, растут и требуют пищи.
Идея на поверхности, изложена увлекательно и в то же время внушительно. Бесспорно, отличный рассказ.
Львова Л.А. Барисан
Необычный рассказ. Сюжет вроде бы прост - два юных кладоискателя раскапывают древнюю могилу, тревожат неупокоенных духов и нарываются на неприятности. Однако проникновение в настоящее далекого прошлого через Галчи-призрака и видения одного из героев придает тексту совсем иной колорит. Здесь дымы стойбищ, дикие всадники, мифические существа, странные и варварские обряды, эпидемия чумы - и на их фоне трогательная и нелепая история увечного юноши, погибшего и оставшегося призраком только оттого, что пытался вымолить милость у предков для подруги.
Развязка жестока - дух Галчи наконец обретает покой, но для этого Тимоха должен был погибнуть под колесами КАМАЗа.
В целом, очень качественный текст. Композиция построена грамотно, прошлое и настоящее переплетены умело.
Единственное, что вызывает вопросы - герои. Вернее, герой: Колян вышел вполне достоверно, а вот Тимоха показался не очень логичным. То он выглядит рассудительным, знающим, интересующимся историей, и заводилой в их команде - а то истерит, как барышня, без конца обвиняет товарища, что-де тот во всем виноват, сыплет противоречивыми фразами вроде:
"Вот зря тебя с собой взял" и тут же: "А кто меня на то место притащил?"
В конце рассказа его бессвязные вопли и упреки начинают надоедать, и уже не жалко, что дорожка ему под колеса КАМАЗа.
Вдовин А.Н. Обратный отсчет
Странный рассказ. Понимаю, что мистика, что смешение времен и реальностей... Эпизоды обычной жизни гг безупречны. Все нормально с образами героев, журналист хорош, даже мелкие второстепенные персонажи зримы. Жена, правда, явно проходной персонаж, у нее нет каких-либо собственных черт, только собирательный образ, но от нее многого не требуется.
А вот в ночных видениях гг какая-то бессвязная фантасмагория, которая действительно напоминает бред или кошмар перетрудившегося за день мозга. Смысла во всех этих клещах, выстрелах осколками сознания, терминаторе Т-1000 никакого. Картины боев, наступлений, перестрелок выглядели бы внушительно, но, перемежающиеся бредовыми спецэффектами сна, вызывают только недоумение.
В действительности, единственный мистический элемент в рассказе - исчезновение моста. Но и он вполне подходит под диагноз 'переутомление главного героя'.
Не оставляла надежда, что все это ведет к некоей резкой, неожиданной развязке, которая обязательно окажется только началом чего-то более значительного: ведь на это намекает название. Но ничего подобного, в финале герой пришел к выводу, что ничего из описанного в рассказе просто не было. Жаль.
Токарева М.Ю. Бесконечно в бамбуковое зеркало текут сны
До прочтения: название вкусное. Цепляющее, но противоречивое, на такое не всякий автор отважится. Потому что может оказаться лишним пафосом, который сразу поставят рассказу в жирный минус, поскольку будет бросаться в глаза. А вот если текст его оправдает, будет громадным плюсом. Что ж, посмотрим.
К сожалению, первое. Хотя лишним пафосом это не назвать - пафоса в тексте столько, что название сильно картину не портит.
В рассказе есть несколько дельных мыслей. Но все они тонут в бессвязном и не особо грамотном нагромождении слов. Очевидно, начинающий автор, пока еще слабо владеющий русским языком и не умеющий толком выражать свои мысли, взялся за слишком сложную для себя тему и безнадежно увяз в попытках передать максимум образности и эмоциональности - а на самом деле пихая в текст все подряд многозначительные слова, которые приходят в голову. В итоге ничего путного не вышло - ни образности, ни эмоциональности, ни даже внятного сюжета. Сплошной ходульный поток сознания. Дочитала с трудом и только из чувства ответственности.
'голос слышал весь бирюзовый снаружи, словно раковина изнутри песочный вагон, длинною в поезд' - ? Снаружи бирюзовый, словно изнутри песочный? Даже в сюре 'длина' пишется с одной буквой 'н'.
'молчали витые короткими черными львиными ножками белые скамейки' - ? Молчали ножками? Витые ножками скамейки? Что все это значит?
'заломив руки кверху локтями'
'сощурился с легким оттиском пренебрежения', 'без оттиска сонливости'
'улыбающемуся через плечо в повороте ухода'
'Неустаивающие'
'по рельсам безосновным'
'Затем снова веселые, хоть в туннеле жутком, затем снова ленивые - проводник вместе с чаем принес' - набор слов.
'не желали замечать слишком скорое для них создание, не привыкшее к желанию выгоды, к желанию вещей и использования друг друга' - то же самое.
'свежая, точно морской бриз в ватной пустыне'
'исчезла радость девушки, ее постоянная радость куда-то исчезла' - это для кого повтор?
'Пассажи вздрогнули в суеверном страхе'
Если честно, я очень удивлена тем, что этот текст оказался в финале.
Мшанкин П. Человек, творивший добро
Жестко. Я не любитель излишне реалистичных деталей сексуального характера, но не могу не отдать дань смелости автора - именно потому, что многих читателей покоробит, и они невольно занизят оценку.
Могу понять и представить, как человек поддается соблазну зла, но мне все же кажется, что в случае гг описанная ситуация несколько притянута за уши. С какой радости он поверил в написанное на дешевом сайте, к которому сам же отнесся с презрением, и бросился приносить жертвы? Дебилка случайно подвернулась? И что? Нам каждый день встречаются попрошайки и алкаши-синюхи, мы что, испытываем соблазн их убить?
'Типа, избранность' немного напоминает 'Преступление и наказание' на современный лад. Плюс 'Дориан Грей'.
Вот это понравилось: Бог и диавол - явления природы, а весь остальной антураж - ширма реальности, понятный тебе способ контакта с самим собой.
'Придя домой и, относительно, успокоившись. Во всяком случае, до степени позволяющей попадать дрожащими пальцами по нужным клавишам. Сашка полез в интернет' - вместо точек должны быть запятые, верно?
'раскуручивается' - что делает?
'Видио...' - видео
'Навивало' - навевало
Хорошо, но не отлично.
Липова М.К. Любава
И вновь сюжет, построенный по схеме преступление - расплата. Героиня, от лица которой ведется рассказ, равно как и сказитель дед Михей - не особо нужны, только для объема. Сама же история - красивая местная легенда. Написано живо, но орфографических ошибок хватает, да и какой-то яркостью, цепляющими деталями рассказ не отличается.
Макдауэлл А.К. Солнышко отведет беду
Не знаю, причем здесь мистика. Это рассказ о том, как маньяк заманил двух мальчиков в лес, и одного убил, а над другим издевается, запудривая мозги бредом своего больного воображения. И это ему удается настолько, что податливая детская психика воспринимает все за данность и начинает видеть Пустых.
Возможно, автор задумывал иначе, но я почла именно так.
Рассказ написан здорово, красочно и на редкость достоверно, но выбор темы и то, как автор смакует мучения ребенка, лично мне претит. Впрочем, я понимаю, что у такого стиля наверняка найдутся поклонники.
Петрова З. Снежаны
Прекрасный образный стиль, богатый мир фантазий, оживающий в каждой строке, особенная, яркая героиня. Великолепный рассказ. По сюжету или грамотности придраться не к чему.
Знаю, что рассказ участвовал в конкурсе хоррора - а возможно, и писался под него, на что намекает концовка. Как по мне, финал выглядит несколько чужеродно, словно в концовке автор подгонял уже живущий своей жизнью текст под конкурсные рамки, и оттого получилось неестественно. Вернее, финал, конечно, укладывается в общую сюжетную, атмосферную, настроенческую канву. Но в 'теле' рассказа нет безнадежности: есть девочка и мир, созданный ею самой, в котором из-за давней катастрофы родились злобные существа. При этом логично, что мир отражает характер героини: она сама - хороший человек, а зло проникло извне, от грубости соседки или от грязных потеков на картине, но это внешнее. Откуда зло взялось внутри самой героини? Почему вдруг попытки спасти мир от снежан обернулись еще худшим злом? Почему концовка безысходна? Я не увидела логики этого в тексте.
Поэтому, хотя рассказ очень понравился, концовка прозвучала диссонансом, и максимального эффекта от прочтения не достигнуто.
Ролдугина С. Глаз
Вот это - потрясающе. Не знаю, возможно, и были мелкие недочеты, но я их не хочу замечать. Идея оригинальна и щемящее глубока. Штопать прорехи в вещах, людях, самой ткани мира - это, я вам скажу, блестящая мысль и достойная цель жизни. Стиль хорош. Главный герой самодостаточен. Немного туманны 'арестанты', но это мне тоже нравится: их можно домысливать и развивать по своему вкусу. Закольцованность сюжета - весьма удачный ход.
А, знаю, к чему придерусь. Не особенно привлекательное название: слишком безликое.
В остальном - безупречно. Спасибо, автор.
Юс. С.С. Созерцание конечной бесконечности
Еще одно сложное название, но на этот раз еще один прекрасный рассказ. Авторский образнейший стиль просто вызывает наслаждение процессом чтения, каждое слово значительно и атмосферно. Рассказ пронизан тихой грустью, потерянностью мальчика между слишком большим, опустевшим домом и игрой в войну.
Горькая концовка с осознанием своей сущности не оказалась неожиданной. Будь мальчик жив, он не был бы менее одинок в этом заснеженном мире. А так он хотя бы иногда может забыть обо всем на свете, увлеченный игрой, и думая, что няня ждет его дома с горячим чаем.
Высочайший уровень.
Калугина Л. Простишь?..
Рассказ поднимает вечную и сложную тему прощения - прощения самых близких людей, которые никогда таковыми не были. Написано неплохо, но стиль слишком похож на рассказ того же автора 'Тридцать шагов', а в сравнении с ним сильно проигрывает. Не будь этой отсылки, этого сравнения, рассказ смотрелся бы выигрышнее.
Тема - семейные отношения - те самые, где сестры должны быть сестрами, но что делать, если так и не смогли друг друга полюбить? Да-да, не только старшая. Слова 'должен' и 'любить' не имеют права стоять рядом. Любовь или есть, или нет, и никакие семейные узы не создадут ее. Думаю, не только старшая - корень зла, но и младшая никогда не стремилась наладить отношения. Они просто стали чужими, вот и все. Есть такие семьи, увы, есть. Поэтому прощать некого и не за что, между ними не обида - пустота.
Рассказ, по-моему, написан слишком сжато, схематично, чтобы можно было прочувствовать глубже. Хотя и достаточно ярко, чтобы проблема зацепила.
И да, образ старого зеркала красивый, но какого-то отношения к семейной драме не имеет.
Градов И. Кладбищенский смотритель
Номинально это не мистика. А в действительности - какая разница? Написано хорошо, проникновенно. Целая история одной семьи в кратких записках кладбищенского смотрителя. Текст больше похож на дневник, в нем нет композиции как таковой, кульминация лишь намечена, а остроты в ней нет. История добрая, спокойная, окрашенная в потускневшие тона тихой печали. Вот, собственно, и все.
Ivanoff А.Н. Смерть герцога Люденгорфа
Этот рассказ мне уже довелось оценивать на 'Уколе ужаса', поэтому продублирую отзыв.
Отличный рассказ в стиле 'ретро' - гг не зря напоминает доктора Ватсона. Именно так и описывали странные истории о восставших мертвецах, спиритизме, невероятных происшествиях Конан Дойль, Агата Кристи и другие мастера той эпохи. В тексте заложен не столько страх в полном смысле, сколько мистическая тайна, темная загадка, в которую все глубже проникает герой несмотря на опасность, и в конце концов окончательно запутывается в сетях расследования. В финале рассказа хватает и откровенной жути, угрозы.
Только один вопросик: ведь смерть ждет игрока в случае выигрыша в таинственные шахматы. Так не будет ли для гг простым и естественным выходом - проиграть?
По прошествии времени - рассказ замечательный, но не самый яркий в финале 'Отражений'.
Ефимова М. Миханик
Очень даже. Необычно и захватывающе. Интересен ракурс подачи, стиль повествования от лица двенадцатилетнего мальчика выдержан неплохо. Вполне верю в происходящие события, и в то, как герой отдавал миханику своих обидчиков - будь гг постарше, возможно, испугался бы ответственности за смерти людей: до поры дети не воспринимают чужую смерть как трагедию. Но именно поэтому в самопожертвование ради друга верится с трудом.
Не совсем ясна связь между михаником (вообще, неясно, что это за создание), и необычной способностью гг видеть болезни в виде крабиков-капканов-чипов. Не совсем ясно, каким образом гг догадался, что миханик приходит за ним, но промахивается из-за девчачьего имени.
Вопросы остаются, но все же, несмотря на них - это хороший, качественный рассказ.
Мартин И. Уходящие тени
Настоящая, ощутимая мистика - такая, что на грани обыденности, близка к таинственным играм разума, почти незаметна, но глубоко погружает в неизведанное и невозможное. Герой застрял между двумя реальностями: своей городской, налаженной жизнью - и далеким, прочно забытым прошлым со своими значительными вехами, со своими скелетами в запертом пыльном шкафу. Это та самая проникновенная мистика, которая наполнена смыслом, и которая заставляет взглянуть на наш обыкновенный, прямолинейный, привычный мир иначе. Мы воображаем, будто знаем этот мир, будто отчетливо видим свое место в настоящем. Но так ли это?
Еще один великолепный рассказ. Сегодня мне ощутимо везет на прекрасные тексты.
Дошан Н.В. Обманувшие Смерть
И вроде бы неплохо, но как-то недостаточно внятно все. Доброта и мимолетная помощь как идея переднего плана - хорошо, но слишком много оборванных концов. Как дядюшке Моро некогда удалось обмануть смерть? Кто такой 'небритый, но красивый мужчина'? В чем его цель? Персонажи намечены несколькими штрихами, композиция слабовата. Рассказ словно бы без начала и без конца, только несколько эпизодов из длинного списка деяний некоего мистического персонажа, способного перешагивать через эпохи, расстояния, видеть прошлое и будущее, обманывать смерть. Одним словом, идея замечательная, но она недопрописана до полноценного произведения.
Керлис П. Для неё
Хорошо написанная бредовая фантасмагория. Героиня определенно очень, очень больна. Причем, скорее всего, была безнадежна еще до катастрофы, а взрыв окончательно перемешал для нее вымысел и реальность. Мне видится, что во всем этом вообще нет мистики, а есть только бред пораженного шизофренией мозга. Потому-то и события рассказа чрезвычайно сумбурны, а поведение героини не особо осмысленно. Она - комок нервов, бросается из стороны в сторону, влюбляется в мертвую девушку, впадает в истерики и стремится к самоубийству. До первой попытки суицида сюжет крайне предсказуем и несколько скучноват. Потом, когда намечается перевертыш, становится интереснее, но увы, концовка ведет к тому же самому, неизбежному финалу, только ненадолго отсроченному.
Рассказ неплох, но здесь слишком много бреда на килобайт текста, и потому вычленить из всего этого какую-то идею слишком сложно.
Тор А. Seele
Одна из чрезвычайно истрепанных идей - оживление рисунков и уход в картину от реальности. Сюжет довольно наивный, но добрый, и в этом, в прославлении доброты, пожалуй - его главный и едва не единственный плюс. Мило, просто, приятно. Язык заметно слаб, стиль хромает на одну из потерянных ног:
'заменяющий одну из потеряных во время войны ног' - интересно, сколько ног он потерял во время войны? Если обе, то 'пройти' на одном протезе он в комнату не мог, а только пропрыгать, даже с помощью трости.
'заменяющей хозяйке сей обители кровать. Последняя как раз стояла у мольберта и работала' - ничего себе кровать!
'Уже приличное его "собратьев по несчастью" занимали весь периметр маленькой студии' - приличное - что?
'в галереи' - в галереЕ
'поднялся с матраца, на котором видел до этого' - видимо, Сидел на матраце
'Девушка открыла глаза, и следом за ними непроизвольно последовал и рот' - куда последовал рот?
'ее жизнь кончина' - кончИна - это смерть, а не жизнь
Автор явно начинающий, но, определенно, способный. Немного опыта - и все получится.