|
|
||
Краткая характеристика нового направления методологии, выросшего на основе системного подхода. Объектом исследования в данном случае выступает не сама система, а ее изменение (динамика) по некой уровневой шкале; последняя отражает уровни организации системы |
Уровневый подход - определенная методологическая концепция, близкая по замыслу к системному подходу. Но объектом исследования в данном случае выступает не сама система, а ее изменение (динамика) по некой уровневой шкале; последняя отражает уровни организации системы, с учётом возрастающей сложности и поэтапного перехода от количества к качеству.
Можно воспользоваться термином Д.Андреева о "разнствовании подходов по горизонтали и по вертикали" - со смещённым акцентом в отношении объектов исследования: на смену сравнению (сопоставлению) и стыковке систем или их составных частей приходит сравнение (сопоставление) и стыковка достигнутых ими уровней.
Указанная версия уровневого подхода является относительно новым направлением методологии и призвана рассматривать динамику объекта (системы) как таковую, вне зависимости от конкретных форм. Поэтому уровневый подход, или уровневый анализ, может рассматриваться как междисциплинарное течение.
Данный подход, по-видимому, имеет гносеологический и онтологический аспекты.
Появление этого направления закономерно в условиях продолжающегося кризиса фундаментальной науки и методов научного познания на рубеже тысячелетий. Как сказано в предисловии к "Трудам" Санкт-Петербурского Конгресса-2004, наука должна изучать не только объекты, их состояния и свойства, но и процессы их изменения [1, с.93-105].
Уровневый подход как раз изучает изменение состояний. Но не только. Определенному состоянию системы соответствует определенный характер отношений между составляющими ее частями. И наоборот, характеристика связей между компонентами говорит нам о качественном состоянии системы и, следовательно, присущих ей свойствах. Таким образом, изменение отношений дает возможность проследить изменение состояний, выявляет обратную связь между состояниями и отношениями, и это также входит в сферу исследований уровневого подхода.
Поэтому, с точки зрения уровневого подхода, важно определять уровни взаимодействия между элементами. От уровня будет зависеть, формируют ли элементы - в зависимости от способа их "сборки" - систему (т.н. элементаристская парадигма системного подхода), или, напротив, система как нечто изначальное по отношению к элементам существенно определяет последние [2, с.122-135].
Следует подчеркнуть некоторое различие в трактовке понятия "уровень" в аппаратах системного подхода и уровневого подхода. Так, системный подход предполагает иерархичность познания: изучение самого предмета (собственный уровень), изучение этого же предмета как элемента более широкой системы (вышестоящий уровень) и изучение этого предмета в соотношении с составляющими его элементами (нижестоящий уровень). Типичным примером является цепочка: человек - группа людей - общество - человечество. В данном случае порядок построения цепочки не принципиален и зависит от целей и задач исследования и от того, каким именно вопросам необходимо уделить внимание. Таким образом, мы имеем своего рода избирательность, а также обратимость, линейность представленного ряда. Уровни здесь по сути параллельны друг другу, их можно уподобить параллельным мирам, или измерениям.
Однако, кроме "параллельных" уровней, есть ещё и "перпендикулярные". Это значит, что система человек может сама по себе иметь собственные уровни организации: низкий, средний, высокий и т.д.; то же допускаем в отношении, например, системы общество: низкоорганизованное, высокоорганизованное и др. (при этом важно выработать критерии оценки уровня организации). Такой взгляд приводит к повышению роли подуровня, т.е. уровня внутри уровня (уровня в миниатюре).
И системный, и представляемый здесь уровневый подходы учитывают оба варианта - и "параллельный", и "перпендикулярный". Однако системный подход в какой-то мере делает акцент на первом, в то время как уровневый - на втором. Именно поэтому в нашем случае правильнее говорить о нелинейном уровневом подходе, чтобы избежать недоразумений, нередко возникающих при недостаточном прояснении понятий.
Также целесообразно отметить и различие между предлагаемым уровневым подходом и синергетикой. Оба направления являются родственными, но по ряду основополагающих моментов у них согласия нет. Так, например, синергетика исходит из того, что системы стремятся к равновесному состоянию, а уровневый подход считает последнее вынужденным, - а стремиться к вынужденному состоянию нельзя (можно стремиться лишь к оптимальному состоянию). Синергетика видит мир непредсказуемым, постоянно взрывающимся, она идеализирует неопределённость, спонтанность, отстаивает творческую роль хаоса. Уровневый подход, в свою очередь, воспринимает такой взгляд как естественнонаучный экзистенциализм; с его точки зрения, мир более упорядочен, чем кажется, хотя данный порядок столь сложен (и одновременно прост), что открывается лишь с определенного уровня наблюдений.
В принципе уровневый подход призван решать те же задачи, что и синергетика, но с отходом от экзистенциальных моментов в методике решения.
В заключение отметим, что уровневый метод обобщенно можно представить так: на всякий процесс накладывается уровневая сетка - своего рода трафарет, и это позволяет упорядочить наше представление об исследуемом (меняющемся) объекте либо же группе объектов: их природе, организации, последовательности развития, причинно-следственных связях, иерархическом положении в некоем "уровневом пространстве" и т.п.
Предлагаемая концепция нелинейного уровневого подхода была разработана автором в 1995-2005 годах. Подробно она изложена автором в ряде работ [3, 4, 5, 6].
Литература:
1. Фундаментальные проблемы естествознания и техники. Труды Конгресса-2004, часть I. - СПб, изд. РАЕН и Международного клуба ученых, 2004.
2. Гурьянов В.Н. Методологические принципы системного анализа.
3. Бондаренко О.Я. Серия "Уровневый подход в естественных дисциплинах": Уровневая физика. Что это? Сб. статей. - Бишкек, Салам, 2005.
4. Бондаренко О.Я. Серия "Уровневый подход в маркетинге и рекламе": Реклама: чего мы о ней не знаем. Сб. статей. - Бишкек, Салам, 2005.
5. Бондаренко О.Я. Серия "Уровневый подход в биологии и теории эволюции": Эволюция и жизнь. Сб. статей. - Готовится к изданию в Бишкеке в 2006.
6. Бондаренко О.Я. Серия "Уровневый подход в социальных и гуманитарных дисциплинах": Основы этнической прогностики. Сб. статей. - Готовится к изданию в Бишкеке в 2006.