|
|
||
В МАСКАХ ДЬЛО
Комедия в четырех действиях с прологом и двухчастным эпилогом
По мотивам рисунков Обри Бердслея
"Причёска", "Смерть Пьеро"
и А. Сомова "Арлекино и смерть
ПРОЛОГ
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ.
И вот, Коло Варлен пошла гримироваться. Она едва нашла гримерную, куда её направили - забралась на самый чердак театра. Протиснувшись между ящиками, какими-то холстами и частями конструкций, она, наконец, увидела дверь с надписью по-немецки: "Цирюльник Белькампо здесь". Тихо отворив дверь, Коло вошла в полутёмное помещение, освещённое лишь несколькими огарками. Но огоньки свечей отражались в зеркалах и многочисленных склянках вокруг, и от этого призрачного мерцания всё же было светло.
За столом, колдуя над париком, склонился старик. Он вскинул голову, зыркнув на девушку и седая косичка дёрнулась над его плечами, он улыбнулся.
Коло слушала безумолчного цирюльника, а между тем старик распустил и расчёсывал её волосы. Коло прикрыла лицо маской, что лежала перед нею, чтобы скрыть улыбку.
Так, не давая Коло и слова вымолвить, мастер усадил её перед зеркалом. Горели свечи, на столике сверкали всякого рода баночки, скляночки с кремами помадами, пудрой. Пахли свечи и духи, лоснились румяна. Рассыпались блёстки и накладные мушки. Белькампо, болтая умолку без, умащивал волосы Коло бальзамами. Он торопливо, а то вдохновенно и с восторгом говорил или ворковал, пригнувшись к голове Коло.
Белькампо сплетал волосы в причудливые косицы. Он эти пряди лелеял, завивал их горячими щипцами и тщательно укладывал завитками в причёску, переплетал их золотистыми нитками, уверяя, что в этом есть тайный смысл и это преобразит Коло.
Коло сплела из сухих трав и злаков, лежащих среди флаконов, венок. Завершив работу, Белькампо взял его из рук девушки и приколол к причёске.
Занавес опускается.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ.
У высокого зеркала Коло примеряет наряд Коломбины. Входит Пьер.
Коло отнимает маску от лица.
Коло засмеялась и закружила по комнате, увлекая Пьера.
Пьер срывает с себя и плащ и шляпу,
бросает их на светильник. Свечи гаснут, слышен звон ссыпающихся с полок банок.
Пьер порывисто обнимает Коло, рассыпав её пахучую причёску.
Занавес опускается
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ.
Первым на репетицию пришёл Арле. На пустынной сцене кто-то в чёрном плаще сидит и не откликается. Ах, так! Арле подошёл к незнакомцу, чтобы скинуть с его лица капюшон, но человек в плаще вдруг схватил Арле и так крепко, что тот не мог вырваться.
Человек приблизил лицо к лицу Арле и тот откинул капюшон другой, свободною рукою. Капюшон скрывал голый и жёлтый череп скелета. Он клацал челюстями.
Смерть пытается обнять Арле, но он, наконец, опомнившись, вырывает свою руку из костлявого рукопожатия.
Арле показывает на костюм.
Смерть взмахнула чёрным плащом, и, шурша накрахмаленным саваном, скрылась, словно её и не было.
В зал, на сцену входят другие актёры.
Входит Коло.
Немая сцена.
Занавес опускается.
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЁРТОЕ.
От Белькампо Коломбина приходит на репетицию. Все почти в сборе, уже готовы, но репетировать не очень хочется, тем более что ждут Пьера. Пьера нет, все ждут и скучают. Но нет и нет Пьера. Выясняется, что он не здоров и, даже, присмерти. Актёры в смятении убегают.
Одна Коло остаётся на сцене, где брошены декорации, оставлен, забыт реквизит. Выходит из-за кулисы цирюльник Белькампо.
Белькампо ведёт Коло за кулису, в потайную дверь, зажигает свечной фонарь, и они оба выходят в тёмный коридор. В неярком свете фонаря Коло мерещатся какие-то маски, чьи-то голоса слышны. Она теряется, её пугает длинный коридор - им на встречу движутся какие-то фигуры с фонарём. С ужасом Коло видит, что впереди Белькампо и Коломбина. Ах! Но оказалось, что это только их отражение в зеркальной двери. Послышался где-то приглушённый смех, но вмиг всё стихло, и отворились двери. Там оказалась светлая комната. Оплавлялись высокие свечи у кровати под пологом. Белькампо подошёл к кровати на цыпочках, заглянул под шёлк и бархат. Подошла Коло и заплакала тут же - на постели в перинах лежал Пьер. Его лицо было бледно и сморщилось, как будто он уже примерил маску смерти. У изголовья стояла фигура в чёрном плаще с надвинутом на лицо капюшоном.
Тут Пьер открыл глаза, размезжил губы.
Костлявая фигура захохотала и скрылась.
Цирюльник глянул, пощупал пульс, приоткрыл левое веко Пьеру.
В комнату, тихо, так же на цыпочках, давая друг другу знаки молчать и не шуметь слишком одеждами, входят перепуганные актёры.
Явилась Смерть.
Пристроившись на авансцене, она, скинув плащ, рыдает, безутешно убиваясь.
Занавес опускается.
ЭПИЛОГ.
Часть 1
ЭПИЛОГ.
Часть 2
Занавес
Но в городке N *** долго ещё ходили слухи о том, что в окрестностях театра бродит призрак сумасшедшего, будто он хватает ночных прохожих за рукава и требует переставить дома и заборы, а то и вовсе поменять декорации. А если прохожий отказывался, то призрак машет цирюльными ножницами, норовя то тыркнуть ими в глаза, то отстричь уши и исчезает.
КОНЕЦ.
1998г
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"