Бондарь Андрей Васильевич : другие произведения.

Явления времени в мышлени

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Приводится обьяснение эффекта когда попадая в новую обстановку мы вдруг ощущаем что уже были точно тут. Приводится численные соотношения.

   Субьективное восприятие времени.
  
   Предметное содержание космологии и предметная суть изучения мышления очень похожи друг на друга. Эта похожесть вытекает из совпадения постановки вопроса в обоих областях: "Кто мы такие?". Разницу состовляет только предметное пространство в котором решается этот вопрос.
   Космология изучает вопрос: "Кто мы такие?" - глобально, тоесть включая в рассмотрение все,что есть во вселенной. И при этом, конечно, интересует как все это возникло и развивалось, тоесть вселенная и прочее. Характерно что для обьяснения происхождения вселенной мы можем ссылаться только на саму вселенную. Если, скажем, при обьяснения того как и почему двигается машина, нам необходимо внешняя энергия, то мы останавливаемся на вопросе почему бензин содержит много энергии и как она возникла. Но, конечно можем и задать такой вопрос. Для обьяснения почему бензин содержит много энергии мы ссылаемся на процесс накопления энргии животными, потом в силу вступает рассмотрения солнечной энергии, энергия звезд и так далее до включения в рассмотрение всей вселенной, которую уже неоткуда обьяснять как из самой вселенной. Возникает такая самозамкнутая конструкция.
   В изучения мышления такая самозамкнутость возникает из несколько других причин, но тем не менее в своей сути это тоже самое. Мышление мы можем изучать только с помощью мышления, тоесть мышление тоже можно обьяснить только из самого себя.
   Постановка вопроса диктует, как известно, ответ: вещи которые могут быть обьяснены только из самих себя, в конце концов коллапслирют в точку. Вселенная коллапсирует в большой взрыв или в черную дыру, а мышления коллапсируя в само себя превращается в то, что мы обозначаем словом "Я".
   В своей сути этот коллапс явление физическое. Физическая суть коллапса заключается в изменении метрики пространства, с вытекающими из этого последствиями в частности с временными эфектами и прочее.
   "Я" это экстремально самореференсированная сущьность. Сознание это динамика самореференсирования. В частности двухобьектное самореференсирование может выглядеть так. "Я такой же как ты" и "Ты такой же как я". Двухобьектное самореференсирование довольно таки распостранено в качестве основы построения мировознренческих систем: диалектика - борьба и единство противоположностей, борьба янь и инь.
   Двухобьектное самореференсирование может быть разрешено в однообьектное, тоесть в "Я". или в трехобьектное самореференсирование например в утрерждения подобности между "я","ты" и "он".
   Двухобьектные и трехобьектные самореференсированные системы не могут иметь внешних связей и поэтому претендуют на представление структуры подсознания. В противоположность этому черехобьектные самореференсированные системы могут иметь внешнии связи без нарушения самореференсирования: топологический это выглядит как квадрат с разорванными и тем самым открытыми диагональными связями.
   В замкнутые самореференсированные структуры могут являтся основой построения генераторов временных структур. В частности любой осцилятор можно представить как некую двухобьектную самореференсированную структуру. Например сердце. Оно имеет два состояния и связь между ними. Если сердце находится в сжатом состоянии то надо разжиматься а если оно находится в расжатом состоянии то должно сжиматься. Примерно так же можно представить себе и функционирование трехобьектного генератора временной структуры.
   Говоря о генераторах временных структур я, собственно, подразумеваю некую метрику времени. В частности, представим себе, что сердце является тем источником, по которому синхронизируются все временные процессы в организме. И тогда измеря период биения сердца мы можем говорить об внутреннем времени человека. Сравнивая биение сердец двух людей мы можем сравнивать ощучения времени людей. В частности если у человека сердце бьется медленнее можно говорить о том что его внутреннее время движется медленнее нежели у человека у которого сердце бьется быстрее. Но наврядли сердце является тем источником временного интервала который определяет работу нашего сознания, это скорее пример.
   Двухобьектные генераторы естествено должны быть связаны или не связаны друг с другом. Если они связаны, синхронизированны то они определяют единую структуру времени. Если они не связаны то тоже невозможно говорить о нескольких генераторах времени, а скорее о процессах протекающих с разной скоростью. Другое дело связь двухобьектных и трехобьектных генераторов. Они могут существовать раздельно одновременно задавая внутреннее время сознания. Просто потому что они имеют совершенно разные механизмы и никогда не могут быть связаны.
   Существования двух внутренних времен или темпов осознания может приводить к явлению когда попадая в какую либо новую ситуацию мы вдруг ощущаем "что это уже с нами было когда то". Это довольно известный парадокс времени когда его течение может изменяться и мы можем возвратится к самому себе. Просто сначала осознание обстановки происходит в контексте процесса быстрого времени, а потом та же ситуация осознается на основе процесса с более медленным временим. Два раздельных восприятия одного и того же, которые никак не могут быть связаны и вызывают ощущение повторения, ощущения что это уже было, хотя на самом деле ситуация одна и та же.
   Итак наличия явления "настоящее было уже когда то в прошлом" говорит в пользу того что в осознании могут учавствовать одновременно много процессов осознания с различными внутренними временами или точнее метриками времени.
   Мне кажется что измерение харктеристик внутренних временн осознания может быть если не докозательством то по крайней мере очень сильным доводом в пользу того, что сознание является динамикой самореференсирования. В частности скорее всего сущесвуют два внутренних времени с асимтотическим соотношением 2 к 3. Как это можно измерить?
   Описание эксперимента.
  Общая схема довольно таки простая. Надо засинхронизировать внутренние временные структуры осознания с внешними. Таким образом можно получить временные характеристики. Синхронизация ищется вполне стандартным путем.
   Частота внешнего генератора пробегает от 0 до бесконечности и наблюдается отстройка внутреннего генератора от собственной частоты должна получится довольно таки стандартная картина типа
  
  x
  | /|
  | / |
  |....................................................../ | .............................................y
  | | /
  | | /
  | |/
   ?
  
   По оси у тут отложена частота внешнего генератора а по частоте x отклонение внутреннего генератора от собственной частоты.
   Конкретно в качестве внешнего генератора можно себе представить внешние сигналы с компьютера для двухобьектного генератора это две картинки, тоесть два визуальных сигнала, можно паралельно с двумя акустическими сигналами и сигналами осязательного воздействия. Для регистрации внутреннего генератора можно попросить испытуемую персону воспроизводить удобный для нее временной интервал но лучше измерять периоды внутренних периодических процессов в мозгу. Понятно, что если сигналы внешнего воздействия довольно часты или довльно редки то они не будет мешать человеку руководствоваться собственным чувством времени. Если же частота внешнего генератора близка ко внутреннему времени человека, то внешний генератор будет мешать или захватывать внутреннюю частоту.
   То же самое мы можем проделать и с трехобьектным генератором. Если во внешнем генераторе выдавать не две картинки а три не два звуковых сигнала а три, то это и будет трехобьектный генератор.
   Собственно утверждением которое предлагается здесь проверить состоит в том что собственные частоты двухобьектного и трехобьектного генератора соотносятся как 2 к 3, или точнее сказать соотношение временных метрик восприятия.
   Определив собственные частоты двухобьектного и трехобьектного генератора можно попытаться их переклчение вызвать у подопытного ощущение "эта ситуация уже встречалась".
  
  
  
  Бондарь Андрей.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"