Необыкновенный интерес вызывает последний роман М.А.Бонч-Осмоловской "Золотое руно". Безусловно, актуальный, необыкновенно современный, шокирующее реальный, он заставляет вздрогнуть и по-новому осмыслить суть человеческого назначения на земле.
Тематика Апокалипсиса, обращение к ключевым составляющим мировой истории, позволяет трактовать "Золотое руно" не просто как грозное предупреждение или футуристический триллер. Роман разрастается, приобретая широту библейского предсказания, и наполняется тем необыкновенным звучанием, которое позволяет отвести ему особое место среди произведений русской прозы последнего времени.
В основе романа лежит древнейший мотив борьбы добра и зла, борьба жизни со смертью и желание ее продлить. И как водится, ареной борьбы Бога с дьяволом становится человеческая душа.
Самоубийство нежно любимой матери явилось тяжелым ударом для Саши, главного героя книги, поставило его не только перед тяжелой необходимостью продолжать жить без любимого человека. Саша вынужден разрешить для себя сложнейшую моральную проблему: "переступить или не переступить", поскольку оказался владельцем удивительного наследства, доставшегося ему после смерти матери. Он узнает, что является обладателем центрального пакета акций крупного медицинского центра. В одночасье Саша становится необыкновенно богат, он вызывает всеобщий интерес и участие.
Вначале это естественным образом радует героя, богатство волнует, обещает власть и дружбу сильных мира сего. Но после он узнает, чем именно занимается ведущий медицинский центр страны и догадывается о причинах самоубийства матери. Соблазнительная идея продления жизни, а возможно, и бессмертия, о которой мечтало на протяжении веков человечество, оказалась возможна благодаря разработанному в лабораториях центра эликсиру. Вся загвоздка лишь в том, что производится он из эмбрионов. А для производства эликсира необходимо как можно больше человеческого сырья.
Значительное место в жизни Саши занимают сильные женщины, Сюзи и Кети. Первейшейшее и естественное назначение женщины - продолжение рода, материнство, не входит в их планы. Поразительно, что ни одна героиня романа не отягощает себя мучительными размышлениями по поводу правомочности потребления эмбрионов. Единственный, кому в романе автор отводит эту функцию, становится Саша. Кроме того, они являются членами Клуба, основной задачей которого является сотворение современной идеологии.
На страницах романа мы не найдем ни одного детского образа, такое ощущение, что в Великой Державе нет ни одного ребенка, ни одного живого непосредственного малыша. Если в романе и идет речь о детях, то это или рожденные уродцы с двумя лицами и другими отклонениями, или кусочки младенцев в рагу приготовленном Зюй-Веном. Столь тяжелые образы шокируют, вызывая тошноту. Вот почему произведение наполняет нас холодом, постепенно подводя к ужасу Конца Света, ибо если нет детей, то нет и будущего. Мир оказался как бы расколот: погрязшее в грехе детоубийства человечество и небо с взирающим на все происходящее глазом. Только однажды на станицах романа появятся дети, вернее души загубленных младенцев: "Небосвод медленно и как-то странно раздвинулся, наполняясь раскаленным воздухом, и в этом пространстве, выполняя неведомую людям задачу, владыки неба встали в ослепительный ряд. Ни Саша, ни его приятель-таксист, ни возбужденная толпа еще не знали, что сметенные крылами ангелов, души эмбрионов в утробах матерей уже подняли головки, как завязи цветов, бледные и прозрачные, и навсегда взлетели в открывшееся для них небо. Оставив новых детей без души... Толпа только увидела, что засиявшие светила почему-то одновременно погасли. И на земле с этой минуты наступила ночь".
Обратим внимание, что наиболее качественным продуктом для производства эликсира является мальчик и первое дитя.
Далеко не случайно и то, что Грег, близкий друг Саши, погибает от руки отца, по нелепой случайности нажавшего на курок любимого ружья.
К числу наиболее ценнейших моментов романа "Золотое руно" является поставленная в произведении проблема самообмана или самооправдания. На свете было бы намного меньше преступлений, если бы люди, их совершающие, не придумывали бы для себя теории, их оправдывающие, позволяющие усыпить совесть, обмануть, прежде всего, самого себя. Так поступают Кети, Сюзи, к этому приходят простые обыватели. Можно назвать производный продукта биомассой, сырьем или отходами, сути дела это не меняет. Аргументы Кети и Сюзи логичны, но вся проблема в том, что нравственное чувство с трудом поддается логике. Саша не в состоянии принять их позицию: "Для твоего выживания поедание детей - полезно, но морально ли это? Мораль нельзя определить словами, потому что она - смысл Божий". Поэтому мать Саши кончает жизнь самоубийством: своей смертью она хотела остановить зло. Но положить конец коварным проискам дьявола суждено было ее сыну.
В отличие от остальных героев романа, у которых либо нет прошлого, либо они пытаются его забыть, Саша несет в себе память предков. Это не только воспоминания милого детства (добрая бабушка и грушевый сад), не только связь с деревней, где все не такое как в большом городе. Как выясняется, Саша является потомком древнего дворянского рода. В его семье особое место занимало старинное семейное предание, мистическим образом связанное с посохом, вывезенным из России. "Память и традиции - это трупы, а мы не похоронная команда", - провозглашают члены Клуба.
В романе автор поднимает еще одну очень актуальную проблему: современная западная идеология против традиций и памяти, носителями которых всегда выступал Восток. Русскость главного героя, высокая ответственность и коренная связь с прошлым сыграли первостепенную роль в определении его морального выбора.
Нравственно дезориентированное общество, идущее на поводу у слепого подражания Западу, неизбежно окажется в моральном вакууме, которое влечет за собой опасность заполнения этого пространства какой-нибудь пагубной идеей. "Заразные трихнины" дьявольских идей способны приблизить Конец света. Нравственный Апокалипсис влечет за собой Апокалипсис реальный.
Явление Антихриста - свидетельство приближения Конца Света. Поэтому не случайно в романе возникает образ дьявола, проводником которого является Седой. Оказавшись перед фаустовской дилеммой - желаемое в обмен на душу - главный герой вступает в борьбу с самим Дьяволом. Ситуация осложняется тем, что Седой оказывается отцом Саши.
Мотив противостояния отца и сына, кровной связи, их притяжения и отталкивания - едва ли не древнейший в мировой литературе. Он берет свое начало в Ветхозаветных текстах, ведах, мифических сказаниях и легендах. Считается, что человек переживает несколько (до десяти) этапов взаимоотношений с отцом. Известна и древняя поговорка: "Чтобы выросло растение, семя должно погибнуть". В романе М.А.Бонч-Осмоловской мы можем найти различные типы отношений отца и сына, вплоть до известного по определению Эдипова комплекса.
Тонко и глубоко раскрываются писателем чувства, испытываемые Сашей по отношению к Седому. Сын дьявола выступает против отца, бросает вызов и побеждает в вечной борьбе Добра и Зла.
В романе мы видим совершенно новый для религиозной философии и литературы поворот фаустовской темы и вообще всей темы искупления зла.
Представляет особую ценность мнение самого автора романа, данное нам в интервью, его понимание картины мира и путей разрешения вечного конфликта Добра и Зла.
Зло - статично по определению, и, впервые, его предлагается изменить, а не просто бороться с ним. Бонч-Осмоловская создает совершенно оригинальную картину финальной схватки Добра и Зла: "В романе я придумала ситуацию, когда дьявол задумал изменить свою судьбу и для этой цели создал сына. Согласно христианской теологии, человек получил от Господа возможность и право творить (в том числе, и художественное творчество). А дьявол - нет. Поэтому, дьявол не имеет никакой возможности сам изменить свою судьбу и, чтобы сделать это, ему нужен человек. Таким человеком он задумал собственного сына. Но для того, чтобы сын согласился совершить подобный шаг, он - парадоксальным для дьявола образом - должен быть верующим. Верующим в Господа, а не в него, дьявола. Ведь он должен привести дьявола к добру, а без веры в добро Саша этого сделать не мог бы. Мы имеем дело с красивым парадоксом. И Саша в книге приходит к вере, сама книга - о приходе человека к вере. Но главное событие происходит в конце.
Дьявол хочет изменить свою судьбу и страшится этого - он уверен, что Господь не "отпустит" его: ведь нельзя не признать, что Господь создал на земле все, в том числе, и дьявола - и зло, дьявол ему нужны для какой-то, Ему одному известной цели. И это тоже - красивый парадокс религиозной философии. Но Саша убеждает дьявола погибнуть с ним в очищающем огне для того, чтобы на земле погибло само зло, - это коренной поворот философии. Сын приводит отца к перемене, к добру, во всяком случае, на дорогу к добру, сын - делает шаг вперед зла. Саша, верующий, говорит дьяволу: "Не бойся, все - по вере твоей". Все главное в жизни человек может сделать по вере, и дьявол, задумавший изменить свою судьбу, призван... к вере в Господа".
Но парадоксальным образом дьявол, а не люди приходят к Нему в момент тягчайших, последних испытаний. Люди делают иной свободный выбор.
Как мы видим, древняя тема противостояния добра и зла приобретает совершенно новую тональность, можно сказать, оригинальность. Книгу характеризует особый нерв, необыкновенная глубина. Все это выгодно отличает роман М.А.Бонч-Осмоловской "Золотое руно", определяя его как исключительное явление в русской литературе ХХI века.