Андрей Первозванный - апостол, ученик Иисуса Христа, брат апостола Петра.
Спаситель встретил Андрея и Петра на берегу озера, где братья ловили рыбу сетью.
Он обратился к ним со словами: "Идите за Мною, ...Я сделаю вас ловцами человеков". Оставив промысел, братья последовали за Иисусом и Андрей, до распятия Спасителя, был с ним. Святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова.
В день Пятидесятницы(через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса), в Иерусалиме произошло чудо сошествия Святого Духа в виде огненных языков на апостолов и они получили дар исцелять, пророчествовать и способность говорить на разных языках о великих делах и учении Господа. Ученики Иисуса распределили страны, куда они понесли евангельскую проповедь, обращая язычников к Христу.
Святой Андрей прошёл много земель включая Скифию и Ахиллию, неся язычникам евангельскую проповедь.
Почти на тысячу лет раньше крещения Руси Владимиром Святым, свет христианства засиял на землях Ахиллии. В то время, наш край - Ахиллия, была северной причерномор-ской провинцией Римской империи. В "Повести временных лет" Нестор - летописец, писал о Черном море: "....это море слывет Русским, - по берегам его учил.....святой апостол Андрей, брат Петра".
Питаемый силой веры, святой Андрей стойко переносил все страдания во имя Христа. Особенно много мучений пришлось встретить Первозванному апостолу на южном берегу Черного моря, в городе Синоп, где язычники подвергли его жестоким пыткам.
Но, в предании повествовалось, что "благодатью своего Учителя и Спасителя святой Андрей снова оказался здоровым и целым от ран. ...Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь.". Русский город Корсунь, а ранее греческая колония Херсонес, находился в Крыму на берегу моря, где ныне город Севастополь. Оттуда на корабле приплыл Андрей Первозванный в Северное Причерноморье - "земли Ахилла"(со времён Геродота и до начала новой эры, Причерноморье, - от устьев Истра - Дуная до устья Борисфена - Днепра называлось "Землей Ахилла").
Племенам скифов и даков, грекам и римлянам, всем жителям Причерноморья - прививал он, азы христианства. В Тире, в казармах, он рассказывал легионерам, о Боге и сыне Его Иисусе Христе. Суровые воины зачарованно слушали рассказ очевидца земной жизни Спасителя, о Его распятии, Воскресении и Вознесении на небо.
Многие воины, уверовали в Христа и апостол, крестил их водою на берегу Тираса.
По доносу язычника, апостола Андрея схватили, учинили допрос с пристрастием, жестоко избили плетьми и выдворили из города. А новообращенных христиан-воинов, вступившихся за апостола, на первом же корабле отправили в Рим. Их ждала жестокая участь быть растерзанными львами на потеху почтенной публике на арене Колизея. Легенда гласит, что центурион, велевший избить и изгнать из Тиры апостола Андрея и пославший в Рим на смерть своих солдат, будучи пьяным, захлебнулся и утонул. Солдат - доносчик вскоре также умер от яда ужалившей его змеи.....
Самого Андрея, истекающего кровью, без сознания, подобрали и спрятали в одном из своих убогих жилищ пастухи - геты. Лекари долго боролись за его жизнь, применяя все средства народной медицины. Жители приходили послушать о земной жизни и деяниях Иисуса Христа. Чаще всех к Андрею приходили рыбаки, бывшие в числе первых приняв-ших христианство. Андрей, любил бывать в простых жилищах рыбаков - дунайцев, в их, обмазанных глиной и илом построек из камыша. Порою, он вместе с ними расставлял нехитрые снасти и показывал новые способы промысла и вместе с тем, рассказывал о жизни Христа и его учении. Семьи рыбаков внимали рассказам апостола и светлели их души. Множество людей тогда было обращено в веру и окрещено Андреем Первозванным. Божье слово, несущее успокоение и просветление, распространялось по Буджакской провинции "земель Ахилла", с быстротой южно-степного ветра.
Вера делала людей добрыми и толерантными. Прекратились конфликты, воцарился мир и возносились молитвы. "Золотая легенда" сообщает об одном из чудес апостола: однажды он воскресил сорок мужей, направлявшихся к нему, чтобы получить учение о вере, но утонувших из-за шторма, вызванного дьяволом. В другом случае, апостолу удалось молитвой успокоить бушующее море.
Известно, что Андрей по Днепру поднялся до того места, где позже был построен город Киев, и сказал своим ученикам: "Видите ли, горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет Великий город, и Бог воздвигнет много церквей". Водрузив на горах крест, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где позже был основан Новгород. Близко к 70-му году н.э., апостол Андрей принял мученическую кончину - был распят на косом кресте, который с тех пор называется Андреевским крестом.
Апостол принял свой приговор с радостью и сам взошел на место казни. Два дня, будучи распятым на кресте в Патрах, он проповедовал Христово учение горожанам.
Люди сочувствовали его мучениям, удивляясь мужеству и силе веры, требовали снять его с креста. Испугавшись бунта, правители приказали прекратить казнь.
Андрей стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти.
Сияние Божественного света осветило крест, и святой апостол отдал свою святую душу Господу. На месте распятия его воздвигнут Собор Андрея Первозванного, самый большой в Греции.
День памяти святого Андрея Первозванного отмечается 13 декабря.
На Руси Андреев день считался праздником, с которого начинается зимний цикл календаря. В католической традиции это был первый день предрождественского поста.
Как и другие подобные праздники "перелома года", этот день связывался с особой активностью потусторонних сил. Так, например, согласно карпатским верованиям, ночь перед днем св. Андрея - время разгула нечистой силы, когда особенно опасными бывают ведь-мы, отбирающие молоко у коров: для защиты от них гуцулы в эту ночь жгли на возвы-шенных местах "андреевские костры".
Во многих местах ко дню святого Андрея традиционно приурочивались обрядовые обходы, схожие с рождественскими и новогодними. В украинских селах восточной Словакии, мальчики на заре Андреева дня, обходили все дома в селе с пожеланиями, чтобы у хозяев хорошо неслись куры. Причем иногда один из таких поздравителей рядился "Андреем" и появлялся в большой шляпе, с мешком за плечами и с палкой в руке.
Андрей у западных и восточных славян почитается, как олицетворение мужского начала и покровитель брака. По этой причине во многих местах девушки, желающие скорейшего и удачного замужества, соблюдали пост накануне дня Андрея Первозванного и молились этому святому о даровании им хороших женихов.