Аннотация: О том, что порой люди кажутся не теми, кто есть они на самом деле.
Сцена первая
В маленькой комнате, освещаемый тусклым светом лучины, среди завешанных тканью картин сидит человек. Он снимает ткань с каждой картины по очереди, и, осматривая ее, что-то приговаривает. В небольшом городе неподалеку его зовут Мастером, за необычный талант художника. Через некоторое время за дверью раздаются шаги, и в комнату входит его ученик. Молоденький парень, которого Мастер взял к себе, придя в город.
Мастер
Одна картина - описанье,
Души средь облаков витанье.
Вторая - жизни сок,
Нам идеал которой так далек!
Еще одна - в ней человек,
Венец природы долгих век.
Другою чувств изобразил,
Поток незыблемый безумных сил.
Но вот еще одна картина,
Что больше всех душе мила.
На ней все вместе частью мира,
Всего одна рождена сила.
Взгляни мой старый друг,
И ты увидишь, то, что вдруг,
В тебе мечты затронет,
И все в благоговении утонет,
Как в звуках песен и баллад.
Ученик
( удивленно смотрит на полотно)
Но что же, что же в ней такого?
Прости меня учитель мой.
И от чего изобразить другого,
Не смог могучий разум твой?
Мастер
Что видишь ты?
Ученик
( пожимает плечами)
Увы, но только серый цвет.
Похоже, что на ней рисунка нет.
Мастер
(поднимая руки к небу)
Но ведь на ней рассвет!
Как ты не можешь видеть?!
Огнем пылает он чудесным,
Охвачен пламенем зари.
Огнем свободы столь прелестным,
Который даруют лишь Три!
Но, впрочем, что же это я,
Кричу так дико на тебя?
Давно про то я точно знаю,
И разузнать про все желаю.
Ученик
О чем же мой учитель?
Мастер
В картине этой видит каждый,
Все что угодно, но не то,
Что есть на ней на самом деле.
И лишь душой своей отважной,
И чистотой исполнен кто,
Что видел только я доселе,
Тому откроет полотно.
Как будто сила в ней другая,
Отнюдь не чувства пробуждать,
Не для души вода святая,
А лик души всем показать!
И от того ее страшатся,
И потому спешат убраться,
Что страх внутри и отвращенье,
Но путь закрыт для возвращенья!
Ученик
(Хватается за голову)
Какой кошмар и только!
Но я не вижу ничего!
Уже ли плох и я настолько,
Изображенья не видав того?
Мастер
(горько смеется)
Поверь, уж лучше серость,
Чем змей и черта увидать.
И в этом есть святая прелесть,
Каков и ты вот так узнать.
А завтра в город я поеду,
К обеду...
Свою картину показать.
(уходит)
Сцена вторая
Узенькая проселочная дорога, ведущая в город. По ней неторопливо шагает Мастер, держа в руках накрытую тканью картину, и что-то приговаривая.
Мастер
Шумит листва, ласкает ветер,
И раздается шепот дня.
Он так прекрасен! Так он светел!
Его чудесней нету для меня.
О, как бы я желал обратно,
В лачугу бедную свою,
Во тьму - в ней так приятно,
На полотне создать мечту,
Запечатлеть сей день и правду!
Я так хочу! Я так хочу!
Зачем тогда, мне не понятно,
Зачем же в город я иду?
С картиной той, что мне приятна,
Ведь загубить себя могу!
Зачем иду на растерзанье,
На пир злословья, клеветы?
Затем, чтобы одно лишь знанье,
Что все мертво и нет мечты,
Чтобы опять свое признанье,
Что хочешь
Лица их увидеть ты,
Какими есть на самом деле,
Опять из пепла возродить?
Который раз, опять и снова,
Во тьме незнания брожу,
Иду, чтобы понять, все, что не ново,
А силы нет, и ухожу,
Чтоб, возвращаясь с страстью новой,
С желаньем крепшим много лет,
Иду за старой светлой правдой,
Чтобы один узнать ответ.
(Подходит к городским воротам)
Что ж, вот и суд,
Все ближе с каждым шагом.
И за себя меня сожгут,
Чтоб оправдать себя.
Не даром....
Стражник
Стой! Кто идет?
Мастер
Художник ваш, впусти скорей!
Второй стражник
Картину новую несет!
Открой ворота! Побыстрей!
Мастер входит в город и отправляется на главную площадь, где готовит свою картину для демонстрации. Со всех улиц стекается народ, толпится в ожидании.
Наконец, едва слышится полуденный звон колоколов, Мастер снимает с полотна занавес и настает гробовая тишина.
Голоса в толпе
Как отвратительно,
И как страшно,
На полотне творенье!
Второй голос
О боже! Как смешно!
Священник
Быть может, дьяволом он одержим?
Детский голосок
Там черт! Скорей, скорей глядеть бежим!
Старушка
Спаси господи!
Дети
Постой! Немного погоди...
К картине подходит простой мужчина, он долго и пристально смотрел на картину, а потом говорит:
Мужчина
Она пуста. Рисунка нет.
Мастер
(Удивленно и с сожалением)
Но как же ты не видишь,
Каков тонов прекрасен цвет?
Как полотно искрит, ты видишь?
Иль неужели нет?
Мужчина пожимает плечами, отворачивается и уходит.
Появляется священник и, глянув на картину, резко меняется в лице. Его рука дернулась к молитвослову на поясе, но остановилась. Священник поворачивается к Мастеру.
Священник
(поморщившись)
Твоя мазня бездарна и страшна.
И что же нам увидеть нужно?
Нам красота духовная важна!
И вымысла не нужно!
И что хотел ты людям показать?
Что у тебя душа погибла?
Что этим, ты хотел сказать?
Что нет спокойствия и мира?
(пауза)
Уйди. В тебе, одно лишь зло!
Как жаль - оно скрывалось.
И знай теперь одно,
За бред такой, в былые времена,
Сжигались!
Мастер
Взгляни! Ведь ты слуга господень,
В молитвах ты проводишь долгий день,
Взгляни лишь раз, что бы себя узнать,
Что у тебя в душе познать!
Ведь полотно есть зеркало
Все что внутри должно оно,
Без промедленья показать.
Священник подходит к картине и, взглянув на нее, дико кричит и отскакивает в сторону закрыв глаза. Потом он кричит " Сжечь еретика! Сжечь зло!" Народ словно одурманенный, подхватывает его возгласы и бросается на Мастера. Художник понимает к чему идет дело и скрывается в каменных переулках города. Разгневанная толпа хватает полотно и, бросив его на тюки с соломой, поджигает.