Аннотация: Рецензия на роман Пузырь Ольги: "Багряная Звезда. Возмездие демонов".
Омут прошлого
Рецензия на роман Пузырь Ольги: "Багряная Звезда. Возмездие демонов".
Наверное, прежде, чем начать сам разбор, стоит сказать, что роман мне понравился. Не смотря на то, что замечаний накопилось предостаточно, книгу я прочитала с большим удовольствием. Есть в ней какая-то изюминка, толи особенности мягкого стиля, толи чувствуется, что Ольга не просто работала на читателя, а вкладывала в свое произведение душу. Ощущается что-то такое, что сразу ставит его выше многих оригинальных и идеально выправленных, но бездушных книг.
Что? Постараюсь ответить на этот вопрос.
Сюжет "Багряной Звезды" классифицировать сложно. С одной стороны есть главная героиня, как сейчас принято - не самая красивая, не самая умная, и не самая талантливая. Видимо, действительно объелся народ всякими супер крутыми мачо и великими и прекрасными принцессами - хочется прочитать про кого-нибудь простого, похожего на тебя самого, которого легче понять. Есть и подруга главной героини (куда без нее?). И модна тема магического заведения с делением учеников на разные группы - тоже имеется. А также красавец демон, завистливая одногрупница и, конечно же, "идеальный" враг. В принципе, открыв почти любую книгу о магической школе можно найти такой набор, - изменяются расы, пол героев и ещё какие-нибудь детали. Может быть, так происходит потому, что персонажи набираются из представлений и воспоминаний человека о том, как он сам учился?... А враг - это одна из ключевых точек всех книг (не только фэнтезийного жанра).
Но с другой стороны взять любую тему - там будет свой строгий шаблон, со своими наборами персонажей и врагов, и определенный порядок развития отношений и интриги. В своей книге Ольга выстраивает такую академию, что сложно найти её аналогов. Вроде тоже, тоже, уже было... А потом, понимаешь, что может и было, да не то, а совсем другое. Просто так уж устроена психология современного читателя, что ему нужно находить какие-то сравнения с уже прочитанными произведениями. Даже, если автор придумывает что-то совершенно оригинальное - добрые критики откопают похожие мотивы вплоть до плагиата с классики. Это уже никуда не денется. Видимо, природа такая - вспомнить хоть наш фольклор. Повтор на повторе сидит и повтором погоняет: и все эти животные-помощники, и волшебные кони, и прекрасные царевны... Впрочем, сейчас не об этом. А о том, что пытаться привязать роман Ольги к какой-то уже существующей вещи по меньшей мере - глупо. Мир её академии уникален, путь там присутствуют знакомые ведьмы и демоны (ну нет новых рас, что поделать?).
Жаль только, что почти ничего не известно о мире за стенами академии... Вся вселенная, словно сжимается до стен Багряной звезды. И только изредка отпускает то в лес, то к озеру, то в гости к матери Эллис. И все... - глухо. Вроде есть машины и джинсы, а в остальном ощущение какого-то средневековья. Считаю (имха) эту линию одной из самых непроработанных. Хотя может оно тут и не нужно? Есть свое очарование в этой уютной маленькой вселенной со своими законами.
Теперь о героях:
Хелена, честно, подкачала. На фоне подруги, которая получилась, пожалуй, самым ярким персонажем, Хель выглядит бледной, почти прозрачной и, увы, неинтересной. Вроде её переживания понятны... проблемы с семьёй, с силой, с окружающими людьми (и не только ими), но уже после нескольких глав устаешь от её закомплексованности, вечного нытья и пессимизма. Сцена, когда Хель, Хелли (и далее по списку) собирается покончить с собой - одна из самых неудачных. Не стоит показывать читателям такую личность, в конце концов, есть те, на которых персонажи книги никак не влияют, а существуют и более податливые сознания, что воспримут смирение и желание уйти от проблем таким способом, как реальный выход. Человеку, увы, свойственно анализировать прочитанное...
Достойно получился Лион - действительно демон. Правда, демон влюбленный, ну да у всех своих недостатки. Остальные же персонажи вышли, однотипными и серыми. Нет никаких особенностей или же деталей. Разве что стоит отметить Кселлия Деметру - казалось бы, им отводиться совсем чуть-чуть текста, - зыбкие образы из прошлого, но они вышли очень объёмными. Про них не просто читаешь, но ещё и чувствуешь. Боль, нежность, любовь...
Так же иногда создается ощущение, что учатся герои посреди пустоты. На описание окружающей действительно почти не отпускается места - диалоги, диалоги, мысли, внешности разных людей и демонов... и почти ничего о том, как выглядят коридоры и комнаты, классы, двор. И сами диалоги зачастую разбавляются стандартными фразами типа: "сказал он взволнованно", "ответила она" - кажется, что во время разговора персонажи стоят, как приклеенные к полу и руки держат по швам.
Мало времени отведено самой учёбе. Все-таки это учебное заведение, но самого учебного процесса (кроме частых замечаний, как все устали от этой учебы) не замечается. Ученики ходят, где хотят, не спят, болтают на уроках. Должны же быть какие-то дежурства, проверки порядка?... Оказывается очень просто выйти за территорию - за безопасностью учащихся никто не следит.
Что ещё можно отметить из минусов?
Постоянное смысловое разделение демонов и людей, словно просто так у читателя не получится понять кто тут человек, а кто нет. Акценты вроде: "оракула, медиума и... демонов разных сословий", "людей (людей ли?)", "молодому чело... демону". К этому же можно добавить куски, выделенные розовым цветом. Нет, понятно, что некоторые слова нужно выделить, или поставить ударение, но когда фраз выделяется такое количество... - приходит только одно ощущение, что читателя считают маленьким ребёнком, который не в состоянии сам найти ключевые моменты. Обидно, однако. Плюс к этому, у некоторых фраз или слов приходилось запинаться и думать, что же в ней такого важного, что её выделили. Хотя на первый взгляд это обычное слово в смысловом ряде.
И в заключении.
Очень понравилось то, что не Хель оказывается центральной фигурой, а те воспоминания, которые она видит. Да, она безусловно ГГ, но в тоже время безо всяких "миссий" или чего-то подобного. Деметра просто передает через девушку свою боль. А Хелена же оказывается крайней и именно из-за этого привлекает внимание демонов, а ни как из-за какой-то исключительности. Да и то, что действие разворачивается вокруг прошлого, добавляет произведению загадочности и красоты. Оно затягивает своими тайнами, переплетаясь с настоящим. И уже вокруг этого закручивается сюжет и отношения героев.
Итог:
Книга Ольги в большей степени подойдёт для женской аудитории. Приятная красивая вещь. Подходит для того, чтобы вечером, запасясь чем-нибудь вкусненьким и набросав в плей-лист спокойных, даже грустных песен, устроиться на диване с ноутбуком.
Очень надеюсь, что после доработки книга появиться в печатном варианте. Она того стоит.