В непосредственном, поверхностном понимании истина - это согласие, соответствие чего-то чему-то. (Так мы говорим об истинности пересказа событий, об истинности решения задачи, при соответствии полученного результата ответу, приведенному в конце учебника). Завершение спора согласием обеих сторон по поводу одинакового понимания ими предмета спора, соответствия высказанных ими определенностей предмета есть непосредственная истина. Эта истина пуста, бессодержательна, то есть не является с необходимостью истиной предмета спора, а является истиной самого спора (согласием сторон). Но даже, как истина спора, данная истина не является таковой, поскольку в споре не возникло нового содержания. Она является абстрактным тождеством не различенных определенностей. (Так могут прийти к согласию, к истине два дальтоника по поводу цвета предмета.)
Оставаясь на данном непосредственном уровне восприятия истины и не придя к согласию, стороны обречены на бесконечный спор, который представляет собой непосредственное отрицание истины: отрицание как поиска истины предмета, так и истины самого спора, как истины человеческих отношений.
Попытка прекратить бесконечность отрицаний путем приведения соответствия мнений сторон другим мнениям (справочникам, высказываниям авторитетов и пр.) так же не приводит к рождению истины. Даже при достижении сторонами согласия, при приведении одной из сторон убедительных подтверждений своей точки зрения, выявленная истина не является необходимой истиной предмета, а является лишь истиной спора, то есть абстрактным соответствием друг другу мнений сторон. Но при этом происходит соответствие мнений и какому-либо внешнему источнику, возможно более компетентному, следовательно, достигается более вероятное соответствие истины спора истине предмета. В данном случае еще нельзя говорить о рождении истины, так как она существовала и до спора, но для одной из сторон она явилась новой, впервые узнанной, и в этом смысле, “рожденной” спором.
Дальнейший поиск истины предмета спора путем соотнесения мнений различных источников опять же ведет к уходу от предмета, к бесконечному перебору его определенностей. Необходимым способом вырваться из этого круга является выделение из всего многообразия определенностей двух противоположных точек зрения, и поиск их единства. И именно не просто различных, а противоположных, взаимоисключающих. Нахождение единства противоположных определенностей предмета спора ведет к пониманию сущности предмета. Истина, рожденная в ходе данного спора есть не только истина спора, как достижение согласия сторон, но и необходимо истина предмета, то есть вскрытие соответствия предмета его определениям. И только на данном уровне ведения спора можно говорить о рождении истины, как действительном появлении новой определенности предмета, не сводящейся ни к одному из определений, даваемых сторонами до спора, и не отрицающей их. Рождение истины, как истины спора является рождением нового для обоих сторон, чем достигается их действительное единство (а не абстрактное тождество).