Сверхъестественное Могущество есть способности и возможности, выходящие за рамки просто профессиональных навыков или способностей обычного человека. В разных системах или сеттингах, фэнтезийных и нет, Могущество выглядит и приобретается по-разному, хотя существует несколько наиболее принятых его путей, различных для каждого типа мига и пересекающихся полностью только в мирах-ассорти типа RIFTS.
Грубо говоря, метать пламя из центра ладони можно и при помощи пирокинеза, и за счет встроенного огнемета, и при помощи заклинания Огненного Луча. Механические параметры эффекта типа дистанции или размера вреда могут быть примерно равны, но мне стало интересно проанализировать такие пути с точки зрения их сравнительного преимущества и того, каково концептуальное отличие каждого из них.
Отчасти это делается для моих разработок по собственной системе, которая, претендуя на универсальность, должна гармонично охватывать все варианты, которые мастер может применять в своем мире. Отчасти это делается в подарок Другому Максу, который первый в рамках идеи Вампиров 2020 попытался сравнить различные пути эволюции индивидуума в его стремлении стать крутым. Отчасти это анализ того, какая "методологическая основа" подводится под сверхъестественное в различных игровых системах - к сожалению, я не везде мог вспомнить конкретные ссылки, но наиболее характерные пути я вроде бы привел.
Еще одна важная деталь - описывая пути приобретения могущества, я воздерживаюсь от принятых обозначений типа "магия" , "пси" или божественная сила" под которыми в разных системах понимаются вещи разного типа и разного источника. Иными словами, почти в каждой большой ролевой системе магия -своя. Мое личное мнение разделяет пси как принцип использования (внутренней) энергии, магию как способ искать лазейки в мироздании и "писать программы" и клерицизм как сделку "сила в обмен на этику", но я хорошо понимаю, что у другого мастера может быть совсем иной взгляд. Потому тут я обращал внимание скорее на метод обретения могущества а не на то, как его называют.
Представилось, что каждый из путей можно оценить по следующим критериям:
Доступ: надо ли обладать особыми способностями или путь может освоить любой?
Затраты времени: как долго этому надо учиться? вернее, какое временное расстояние отделяет первый шаг от максимального уровня совершенства? Или - как долго ждать от решения последовать этим путем до возможности следовать?
Уровень воздействия: на что обращено могущество - только на развитие собственных способностей или укручение себя или способность влиять на других? и если да, то в каком масштабе? Насколько при его помощи можно не только быстрее бегать или лучше смотреть, но и летать, творить иллюзии или изрыгать пламя , а в перспективе - управлять погодой, оживлять мертвых или отматывать время назад?
Затраты человечности: насколько путь меняет человека, разрушая его сознание или тело; либо способствуя потере им человеческого облика в принципе? Можно поставить вопрос даже несколько шире - чем платить за Овладение Могуществом.
Затраты внешних ресурсов: что кроме самого человека, необходимо для применения могущества - какая еще нужна "матчасть" ? А также вообще необходимый стартовый уровень (IQ, соц статус бабки, мораль и .п.)
Источник силы: вовне он или изнутри клиента, и если изнутри, то как часто и с какими возможными проблемами "перезаряжается батарейка"? Есть ли особые условия, в которых из-за его отсутствия проявление могущества не возможно в принципе? всегда ли могущество проявляется, или есть шанс, что эффект не произойдет вообще или случится в ослабленном виде либо с дополнительными и неприятными последствиями.
Путь Приобретения Шмоток
Самый простой и частоприменимый - вместо того, чтобы делать что-то сам, ты обвешиваешься предметами, которые делают за тебя все то, что без них кажется сверхъестественным. При этом герой будущего, оснащенный бронежилетом класса ХХХ, автоматическим бластером, сканнером биологических объектов и пропеллером за спиной, функционально совершенно не отличается от героя фэнтези в мифрильной кольчуге при Шлеме Видения, Плаще Полета и Жезле, исторгающем Пламя.
Доступ: ограничивается в основном деньгами или возможностями. Затраты времени: связаны с тем, насколько просто добыть тот или иной предмет, и сбор серьезной коллекции полезных предметов может затянуться надолго.
Уровень воздействия: теоретически достаточно велик, хотя предметы, позволяющие эпический размах (атомная бомба) попадаются редко.
Затраты человечности: за вычетом редкого варианта, когда предмет проклят именно таким образом, обычно нет.
Затраты внешних ресурсов: собственно, все предметы являются внешними ресурсами, без которых клиент остается кем был.
Источник силы: соответственно внешний
Путь Механического Вмешательства Своего рода следующий этап (предмет не носится, а вставляется), симбиоз человека и машины, который обычно выглядит как замена электроникой какой-то части тела или вживление в мозг или под кожу чего-то дополнительного. В принципе этот тип наиболее характерен для миров не-фэнтезийного плана, хотя мне попадались и варианты вживленных магических предметов, которые по сути не сильно отличались от произведенного нанотехнологией СР (в основном всякие варианты на тему Руки, Глаза или, реже, Сердца).
Доступ: Свободный, и возможности укрутить себя ограничены скорее наличием средств на покупку импланта лучшего или худшего качества.
Уровень воздействия: Улучшить себя можно достаточно сильно, но возможности влиять на окружающий мир при этом достаточно ограничены. Некоторые варианты, связанные с Сетью или точнее воздействием на мир через сеть, ориентированы вовне, хотя и они меняют виртуальную, а не существующую реальность
Затраты времени: минимальны, ибо операция по вставке или замене инородного элемента не занимает много времени
Затраты человечности: она теряется, ибо один имплант можно заменить на более мощный, но утраченный человеческий орган уже не восстановишь. Кроме того, вероятен киберпсихоз или по крайней мере вероятность того, что разные элементы будут "конфликтовать" между собой. Магические руки тоже, если вспоминать классику, часто выходили из-под контроля.
Затраты внешних ресурсов: за вычетом вопроса о питании или сменных манипуляторах, киберпанк "все свое носит с собой". Хотя даже в СР 2020 никто не отменял необходимости ремонта и смены обойм во встроенном оружии.
Источник силы: вообще-то "где у импланта батарейка" ставил в тупик многих, а СР 2020, где эту проблему практически убрали, привязав питание к теплу тела, при всех своих достоинствах никогда не была сколько-нибудь реалистичной. Жизнь киборга в иных системах (даже в малореалистичной RIFTS) очень часто оказывается именно "охотой за батарейками".
Путь Химической стимуляции
Наиболее простой по достижению, но наиболее слабый по производимому воздействию и наиболее неприятный по постэффектам. Человек подвергается действию неких препаратов (от наркотиков до гормонов), под воздействием которых его организм постепенно изменяется, да и каждая разовая доза может давать различный эффект. Сьешь таблетку - стань крутым, пока она не рассосалась. Вершиной такого типа был Juicer RIFTS, так, но относятся к нему и Ведьмак по Сабковскому, ибо многие способности такового были следствием постоянного употребления препаратов, которые для неподготовленного человека вообще были ядовитыми, и спайс, и технология развития магических способностей, построенная на питании warpstone-ом.
Доступ: Свободный, допустимый в мире почти любого типа, где хоть как-то развита традиция (ал)химии. А она существовать везде - от мухоморовки или ведьминого зелья до боевых наркотиков СР.
Уровень воздействия: может быть равен или превосходить механический, но в случае разового потребления имеет ограниченный эффект. Кроме того, возможности влиять таким образом на что-то кроме себя совсем невелики.
Затраты времени: Процесс не мгновенный, но длится недолго.
Затраты человечности: Без дополнительных мер по убиранию последствий стимуляции химия в принципе увеличивает шанс изнашивания организма или его мутации, а при наступлении привыкания без привычной порции препарата наступают ломка, голод и тп.
Затраты внешних ресурсов: требуются, ибо только они и определяют способность пользоваться Могуществом.
Источник силы: внешний - без "таблетки" никак.
Путь Само (псионического/биоэнергетического) Соверщенствования
Ключевой момент здесь - использование внутренних способностей, своего рода резервов человеческого организма, которые при нормальном воспитании просто остаются невостребованными. В рамках данного пути считается, что умение использовать внутреннюю энергию есть врожденная способность любого организма, каковая может или не может быть развита. Подобно тому, как дети, выросшие среди зверей, не умеют разговаривать, так и биоэнергетические способности при отсутствии необходимой среды могут остаться в зачаточном состоянии.
Забавно, но Дисциплины из Вампиров-Маскарада ближе всего именно к этому типу самосовершенствования, поскольку являются как бы развитием внутренних способностей существа и тоже построены на применении энергозатрат, пополняемых за счет питания.
Доступ: зависит от концепции. Я считаю, что свободный, в то время как некоторые системы требуют наличия способности к восприятию биоэнергетики. В традиционных системах развитие пси есть результат долгих и сложных тренировок.
Уровень воздействия: достаточно сильный, однако большинство способностей псионика направлены на самосовершенствование (гармония духа и тела), а не вовне. Внешние же техники более эффективны при воздействии на мыслящие существа - воздействовать энергией на неодушевленные объекты можно, но обычно это считается более затратно по сравнению с иными путями.
Затраты времени: Учиться достаточно долго, при этом, хотя некоторые техники, связанные с БИ или иогой, постигаются проще, для вещей более сложных необходимо наличие учителя.
Затраты человечности: правильное занятие пси ее скорее повышает, но при неверных способах обучения есть шанс получить "цигунбин", каковая может проявиться и в психических отклонениях, и в болезнях вроде той, от которой погиб Брюс Ли - но это результаты отклонений от пути а не его верного применения. Именно потому, когда речь идет о "диких талантах", особенно ориентированных вовне (телепатия или телекинез), необычные способности часто компенсируются поехавшей крышей.>
Затраты внешних ресурсов: Никаких, и в этом смысле пси идеальна для самосовершенствования - не требуются ни приборы, ни маткомпоненты, ни святые символы. Человек сам, путем долгих тренировок, реализует скрытые возможности своего организма.
Источник силы: внутренний, и пополняется, как и естественные жизненные функции, - едой, питьем или сном. Псионик самодостаточен и наиболее незаметен по внешним признакам.
Путь Изменения Законов (магический/ритуальный метод)
Главная основа этого пути в том, что в мире есть некий способ изменять в пользу человека естественные законы окружающего мира или находить в них некие лазейки, для чего требуются определенные формулы или ритуалы. Воздействие можно сравнить с воздействием технологии реального мира на материальные объекты, или, что точнее, компьютерщика на виртуальную реальность, - заклинание напоминает текст компьютерной программы, запуск которой позволяет временно видоизменить структуру мира угодным магу способом. Говорим ли мы при этом странные слова, чертим пантакли или режем руны, не важно - необходимые жесты или материальные есть аналог компьютерного "железа", без которого нельзя "осуществить подключение".
В принципе именно по типу "нажми на кнопку (то есть сострой пальцы и скажи слово силы) - получишь результат", построена магия ДД, и, методом умолчания, ряд иных систем, где авторы поленились подвести под магию должное обоснование, отчего оно случается так.
Доступ: Так как магия такого типа - отчасти аналог науки, то обычно свободный. Однако именно из-за научности подхода возникают проблемы с самостоятельным обучением, особенно - продвинутым методам. Уровень воздействия: В начале пути он слабее многих других, но с ростом мастерства возрастает до практически неограниченного. Пожалуй, единственный путь, позволяющий менять что-то в мире совсем глобально. Иное дело, что до этой ступени можно не успеть дорасти.
Затраты времени: Постоянное долго, и до уровней высшего мастерства можно просто не дожить.
Затраты человечности: За вычетом некоторых отдельных традиций, лежащих на стыке, сам процесс изучения магии как приобретения Знания человечности не отнимает. Но его долгое изучение отнимает и время и здоровье, так что занятия этим сложно сочетать с чем-то еще.
Затраты внешних ресурсов: достаточно часто для проведения ритуалов требуются сложные в поиске или редкие компоненты.
Источник силы: внешний. К тому же наличие в мире лазейки может и не оказаться. У магии меньше шансов существовать в мире чем у технологии или пси, и обычно такой вариант магии существует исключительно в фэнтези.
Путь Энергетического Канала Суть его заключается в том, что клиент становится проводником энергии (часто она имеет стихийную/планарную основу, отождествляется с Ци или "просто этот тип энергии еще не открыли"), которую он может пропускать через себя и, управляя потоком, достигать нужного эффекта.
В первую очередь на ум здесь приходит служитель бога, который возносит молитву и задает таковой определенную мотивацию или тип применяемого воздействия, являясь "орудием господа". Но качать энергию можно из разных источников - от окружающей среды (маги Дарк-Сана) до внешних или внутренних планов, при этом нечто, исходящее "сверху", может восприниматься и как Божье Благословение. Таким образом, этот путь может отражать как принцип работы священника, так и мага, а в некоторых случаях на него выводили даже пси или нечто ей аналогичное. Пример - Сила из Звездных Войн.
Доступ: чаще предполагает наличие Дара как некой специальной предрасположенности или особой чувствительности. В отличие от пси, которая в основном внутри, внешнюю Силу надо чувствовать.
Уровень воздействия: Тоже велик, ибо человек лишь подправляет руку силы и определяет ее мощь. При этом есть возможность обучения, суть которого в умении прокачивать большие объемы энергии или лучше контролировать ее поток.
Затраты времени: продолжительны, но менее чем в классической магии, и отчасти по аналогии с пси, уделяют внимание в основном вопросам самоконтроля при пропуске энергии через себя.
Затраты человечности: Постоянный пропуск энергии через себя может быть вреден для организма, особенно в случае потери контроля над ее потоком или попыткой вызвать больший напор, чем клиент может сквозь себя пропустить. Кроме этого, использование некоторых специфических типов энергии, например, некромантической или чреватой мутирующим эффектом магии хаоса, может привести к постепенной ее потере.
Затраты внешних ресурсов: менее чем в ритуальной магии, так как "слова и жесты" есть не обязательное условие, без которого ритуал невозможен, а не более чем атрибуты, при помощи которых просто легче держать самоконтроль или усиливать воздействие энергии. Обычно в таких системах чем выше уровень мастерства клиента, тем меньше внешних ресурсов надо ему для выполнения действия.
Источник силы: внешний, и потому вероятны сбои, тип которых зависит от типа применяемой энергии. Клиент сам по себе не может почти ничего - он лишь направляет шланг, а есть ли в кране вода, от него никак не зависит (при этом чем отдаленнее источник силы, тем больше такая вероятность).
Путь Сделки
Суть в том, что Могущество приобретается как бы в обмен на нечто иное, и пока клиент выполняет определенные требования (платит по счетам), он получает свою долю силы. Так можно рассматривать и отношения священника со своим богом (особенно богом-олимпийцем), и различные способы получения запретного знания наподобие продажи души дьяволу. Шаманский путь, вероятно, - наиболее явно выраженное заключение сделки с духом. Заметим, что "сделка" отнюдь не предполагает подписание договора с печатью. Скорее, ключевой момент в том, что, принимая сан или вызывая демона, клиент как бы сам инициирует внимание того, от чего он намерен подпитываться.
Оплата может быть различной - от соблюдения определенных правил, характеризующих следование божественной этике (то, как я трактую взаимоотношения бога и его священника в ДД), до более неприятных для клиента вариантов, если Сила, заключившая сделку, относится к Темным. Иногда "плата берется вперед" - в этом случае имеем вариант индийского аскета, который может несколько десятков лет копить заслуги, чтобы затем попросить богов исполнить его желания или просто "сбросить накопденное".
Доступ: достаточно свободный, но требует некоторой предварительной подготовки, например, получения сана или узнавания необходимого ритуала. Еще деталь - для сделки все же нужны две стороны, одна из которых заинтересована в упрочении своих позиций. В отличие от абстрактной энергии, которую качает идущий путем канала, данная сила имеет нечто вроде эмоций или интересов.
Уровень воздействия: Велик. Ограничивают его скорее этические правила того, что должно делать и чего не должно. Хотя большая сила тоже обычно приходит не сразу, а в обмен на большее наложение клиентом на себя дополнительных обязательств.
Затраты времени: поначалу невелики и включают в себя в основном усвоение принципов этики, однако поддержание праведного образа жизни может требовать времени и сил.
Затраты человечности: зависят от типа оплаты. Можно платить телом, постепенно теряя человеческий облик и превращаясь в нежить или рискуя обрести странную мутацию (некромант или демонолог в ВарХаммере). Можно платить душой, отдав ее во власть Дьявола или Бога (ранние версии КУЛЬТа). Можно платить разумом - в этом случае знание считается запретным настолько, что при каждой попытке его использовать есть шанс сойти с ума (Ктулу). Такие варианты безусловно ее теряют. Однако путь аскета и набор заслуг может, наоборот, ее повышать.
Затраты внешних ресурсов: зависят от типа силы, но как правило, нужны как предметы ритуала.
Источник силы: сугубо внешний и ограниченный тем, насколько Данная Сила сейчас желает вмешиваться в дела этого мира или откликаться на зов.
Путь Утилизации веры
Иными словами, чем больше народу верит в твою крутость или то, что такое возможно, тем больше шанс что предполагаемое произойдет. На мелком бытовом уровне (кстати, можно как аккумулировать веру других, так и играть с собственной) за счет этого работают приметы - если ты убедил себя, что черная кошка приносит несчастье, то так оно и будет. На более высоком уровне по этому же принципу построено действие магии в вампирах-Маскараде, где даже технология в действительности тоже суть магия, ибо самолет летает потому, что люди верят в существование законов гравитации, позволяющим самолетам летать. На данном принципе, замечу, могут быть построены и те системы, где Чудо происходит за счет энергии веры, а сила бога в действительности зависит от количества его последователей.
Этот принцип очень забавен, ибо позволяет хорошо маскировать его под любой из других, описанных выше или ниже - человек может думать что угодно о том, что именно он делает (совершает ритуал или открывает канал), но в действительности питает его не то, Что он себе представляет, а то, что он Себе Представляет.
С другой стороны, к этому же принципу (но как бы с обратным знаком) относится "понимание истинных законов мира", описанное в Матрице. Мысль имеет силу творения, и если ты сумел убедить себя, что мир суть иллюзия и тебя не берут пули, то ты сможешь их отклонять, а равно - летать, ходить сквозь стены и совершать прочие подвиги.
Доступ: в принципе свободен, но процесс самоубеждения или сбора большого числа верующих может занимать достаточно много времени.
Уровень воздействия: мощь и масштаб во многом зависит от количества людей, поддерживающих это суеверие, а также от меры их в этом убежденности.
Затраты времени: Требуется духовная подготовка на преодоление комплексов и выработка критичного уровня силы воли или здравого фанатизма.
Затраты человечности: как правило, нет.
Затраты внешних ресурсов: для массированного изменения реальности, касающегося не только самого клиента, требуется и вера других. Поэтому вместо "сработало - не сработало", в данном пути действует принцип "убедил-не убедил (что себя, что других)", а внешние элементы как бы повышают это самоубеждение. Крест не свят сам, но усиливает веру его владельца, а магический амулет, отвращающий пули, дополнительно стимулирует уверенность в том, что теперь-то пули точно его не возьмут.
Источник силы: в основном внешний, но отчасти внутренний, тк поддерживается не только наличием прихожан, но и индивидуальной верой служителя церкви в то, что Господь с ним. В принципе более, чем в иных путях, он зависит от желаемого эффекта - если он направлен только на себя, то хватает и собственного фанатизма. Кроме того, магия такого типа может оказаться привязана к той или иной фольклорной традиции (каббала, руны, вуду и тп), что создает интересные вопросы о подверженности ей представителей иной культуры.
Путь Превращения в Иное
Ключевым моментом здесь является превращение в Иную Форму Жизни и обретение нечеловеческих способностей "простейшим" образом - становлением нечеловеком. Это или укус оборотня либо вампира, или Рипли, скрещенная с чужим. В эту же категорию входит, ИМХО, любое "странное" внешнее воздействие, кардинально меняющее как физ. данные, так и, возможно - сразу, и почти всегда (со временем) - психику. Та же аномалка из Стругацких.
Доступ: свободный, хотя проблемой может стать поиск инициирующей среды или данной формы жизни, более мощной, чем человек, но и более редкой. Хотя находится она, в отличие от Сил, в пределах этого физического мира.
Уровень воздействия: в основном вовнутрь - внешнее воздействие примерно равно способностям пси или кибер.
Затраты времени: скорее на поиск того, кто/что будет кусать/облучать...
Затраты человечности: в отличие от прочих путей, где клиент только рискует ее потерять, в этом случае он начинает с ее потерей, что с самого начала делает его зверем, отличным и по физиологии, и по психологии, а это может с самого начала стать источником проблем.
Затраты внешних ресурсов: нет
Источник силы: внутренний, ибо те способности, которые на этом пути можно развивать, рассматриваются как набор опыта в новом навыке, естественном для нового вида, будь то драка когтями, полет или плевок кислотой.
Путь Симбиоза
В принципе это аналогично Пути Механического Вмешательства, только вместо усиления тела механизмами происходит вживление (не обязательно перманентное) симбиотических организмов. От Превращения оно отличается именно наличием как бы "двух сущностей в одном теле". В качестве примера можно взять Life-Shaped Items в DarkSun или полуорганическую технику в некоторых романах, где описывается биологическое развитие цивилизации. Более изощренный вариант включает в себя "вирусную теорию вампиризма", ибо тип симбионта может быть очень различен. Притянуть за уши можно даже вселение в человека сущности типа демона (одержимость).
Доступ: Как и с механикой, очень сильно зависит не столько от способности, сколько от наличия в мире потенциального симбионта
Уровень воздействия: Симбиоты в общем целом имеют меньшие возможности чем механизмы, хотя на микроуровне (микробы/вирусы против нанороботов) они сравнимы.
Затраты времени: вживление скорее всего не мгновенно - требуется некий период притирки организмов, хотя все равно он не очень велик по времени.
Затраты человечности: отчасти зависит от культуры в которой человек воспитывался: если это было что-то ориентированное на слияние с миром/природой, то такой путь будет для него естественен, а потери человечности меньше чем при Пути Механического Вмешательства, иначе потери человечности скорее всего близки к Пути Превращения в Иное. Другой вопрос, насколько симбионт является паразитом, ибо вариант с подчинением человека симбионтом по итоговому результату не сильно отличен от "омонстрения".
Затраты внешних ресурсов: После собственно вживления обычно ничего уже не надо - симбиоты не требуют специального обслуживания и могут самовостанавливаться.
Источник силы: Сложно сказать.. формально внутренний, но фактически внешний, так как средства поражения симбионта без причинения серьезных повреждений хозяину, могут и существовать.
Не следует думать, что в разработке той или иной системы обретения Могущества обязательно применяется только один путь. Существует много смешанных вариантов - например даосской "киноварной пилюли", когда химия используется для стимуляции внутренней энергии, или ДД - шного клерицизма, когда первые два уровня чар есть следствие веры, исходящей изнутри, а затем происходит окончательная сделка. Та же магия часто трактуется как сочетание путей силы и ритуала, знание которого позволяет открывать энергетический канал тому, кто не имеет Дара.