Богомолов Юрий Семенович : другие произведения.

Воспоминания о детстве. Страх

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  омните, я Вам рассказывал про своего приятеля Вовку Калужина? Так вот, он, иногда, заходит ко мне в гости. Поскольку он тихий и шуму от него нет никакого и беспорядку никакого, моя мама разрешает ему заходить к нам в гости.
   "Пусть приходит,- говорит она строго,- только, если оба, перед тем ,сделаете уроки."
  "Хорошо"- согласно киваю я.
  Те, кто читал мой рассказик про Вовку, знают, что у него две особенности. Он пуглив так, что каждого куста боится. А еще- он замечательно рисует. Вот я к Вовке и пристал. Научи, да научи меня рисовать.
   "Я попробую,- проблеял Вовка робко.
  С тех пор мы стали рисовать вместе. Я смотрел, как он рисует и пытался понять его секрет. Почему у него так замечательно, так похоже получается. А у меня наоборот, ничего не получается. То мне казалось, что я понял. То руки мои опускались. Пытаясь повторить, я рисовал ничуть не лучше прежнего.
   "Чего же ты меня не учишь?- сказал я Вовке.
  "Как я тебя научу. Я не умею учить. Я рисую, как получится."
  "Ты Вовка, меня обманываешь. Ты сам говорил, что тебя мама научила. А, значит, она тебе рассказывала. Скажи мне Вовка, что она тебе рассказывала?
  "Вовка морщил лоб, добросовестно пытаясь вспомнить"
  "Она говорила - старайся, сынок,- он вспомнил, как мать называла его сынком и заулыбался.
  Ответ меня не удовлетворил.
  "И это все, что ты можешь сказать"?
  "Нет. Еще она мне показывала."
  "Ага! Показывала. Вот и ты мне покажи ."
  " Что показать?"
  "Ты, Вовка, не прикидывайся. Ты мне покажи то,что твоя мама тебе показывала"
  Вовка задумался.
  "Нет,- обреченно сказал он,- не помню."
  Я понял, что проку от него мало. И расстроился.
  "Не получится из тебя учителя, Вовка"
  "Не получится- согласился он.
  И мы стали рисовать всяк по своему. Как умеем. Только Вовка рисовал хорошо, а я плохо.
  Дорисовав свою картину, я подошел к окну и увидел, что около нашего подъезда собралась целая толпа народу. Тут был и дядя Миша с третьего подъезда. И тетя Оля, и незнакомые мне взрослые и половина ребят с нашего дома.
  "Ага!- заметил я,- что-то интересное затевается."
  "Вовка,-скомандовал я офицерским голосом, -сворачивай удочки!"
  "Какие удочки?- не понял Вовка.
  "Кончай рисовать. Побежали быстрей во двор.Что-то там интересное происходит."
  Мы вмиг слетели вниз и присоединились к многочисленному обществу. А общество, надо сказать, было серьезное. Сразу видно- не петь-плясать собрались..
  Мы встали с Вовкой сзади и попытались разобраться в ситуации.
  В центре толпы стояла открытая бортовая машина, а на ней была установлена аппаратура для показа фильмов. Почти такая же, как в нашем клубе. Я однажды бывал в кинопроекторной и видел. Только здесь крутилка была поменьше. На стену дома был прикреплен белый экран, а механик вставлял в аппарат пленку. Сначала я подумал,что привезли фильм и хотят порадовать местных жителей лентой о Котовском или о русском разведчике, который в тылу у немцев разоблачил предателя. Но нет. Механик закончил свои приготовления и на борт взобрался толстый дядька в очках.
  Дядька откашлялся и стал рассказывать о международном положении. Дескать, сложное у нас международное положение и надо иметь ввиду. Что надо иметь ввиду он не сказал, но народ, кажись, его понял и посерьезнел, и насупился. Дядя Миша из соседского подъезда переминался с ноги на ногу и весь таки устремился навстречу лектору.
  Лектор, между тем, говорил об американской военщине и о происках врагов и капиталистов. И народ стал слушать еще внимательней,хотя, казалось, внимательнее некуда.
  "И мы должны все силы приложить борьбе за мир,- звенел хорошо поставленным голосом лектор,- Мы должны не терять бдительности и быть начеку."
  При этих словах народ зашушукался. И задумался. Прежде чем идти дальше,скажем два слова
  о времени, в которое происходит данная сценка. Прошло всего пятнадцать лет , как кончилась война. И ее помнили, по сути, все взрослые. И только, мы, дети, знали о ней понаслышке. По бойким кинофильмам, где наши легко брали верх над бестолковыми и отвратительными фашистами. И по некоторым книжкам. Я например помнил три из них : "Сын полка" , "Повесть о настоящем человеке". "Улица младшего сына" Это были хорошие книжки. О героях.
  Но взрослые о войне нам не рассказывали. Ни отцы, ни матери. Они не говорили о ней вовсе. И потому, наверное, нам казалось, что война была давно-давно, невесть когда. Что война- это давняя история, почти столь же давняя, как монголо-татарское иго.
  Механик стал показывать свое кино, а лектор- пояснять. Нам показали взрыв атомной бомбы в степи. Огромный ярко-белый гриб, похожий цветом на магний, кусочки которого мы доставали и, иногда, жгли в парке. Нам стали рассказывать о том, как спасаться от взрыва, как прятаться в открытых и закрытых траншеях, как надо, закрыв голову руками, кинуться на землю под кирпичной стеной.. Он рассказывал какие дозы радиации человек получает при взрыве и как эту дозу можно уменьшить если умело и квалифицированно спрятаться.
  Но мужики смотрели хмуро. Насчет спрятаться - они не верили. Они видели, что прячься тут не прячься - все одно. Никому не поздоровится.
  Я посмотрел на Вовку. Он стоял весь бледный, со стеклянными глазами и лицом, напоминающим грустную рыбину. Мне и самому было не по себе. И, когда лектор предложил зрителям нацепить на лицо противогаз и испытать насколько это хорошая и надежная штука, я понял, что пришла пора улепетывать. Делать, так сказать, ноги. Я ухватил Вовку за руку и потащил из толпы.
  Когда мы отошли чуть поодаль, я ему и говорю.
  "Ты, чё, Вовка,- ты и в самом деле поверил?! Ты поверил этому лживому кино? Какие атомные бомбы, какие бомбоубежища? Война давно кончилась. И ее теперь никогда не будет. Я сам слышал, по радио говорили.
  Это кино специально придумали, чтобы нас напугать.Я не знаю пока зачем, но хотят, чтобы мы не слишком то радовались и веселились. И не теряли бдительности. Ты- Вовка- парень хороший, но слишком доверчивый. Так нельзя. Нельзя верить всему, что тебе говорят. А верить надо родителям и хорошим друзьям.И учителям. А это, кто такие приехали?? Мы их и знать не знаем!
   Вовка слушал мою горячую речь сначала с недоверием, а потом лицо его порозовело, успокоилось, разгладилось и его уже не хотелось сравнивать с унылой рыбой. Вовка повеселел, как после страшной истории с хорошим концом, и, попрощавшись, ушел домой.
   "Мамка ждет- пояснил он.
  А мне совсем не было весело. Я полагал, что атомные страшные взрывы- настоящие. И очень сомневался , что какие-то дощатые перегородки и даже противогазы могут помочь в будущей войне. А она, очень может быть, не за горами.
   ...Весной мы с ребятами сидели на нашей любимой завалинке. Светило яркое, почти жаркое солнце, мы выжигали на кусочках фанеры увеличительным стеклом черные пятнышки. И солнце, удивительным образом, преломляясь в стекле, делалось жарким и обжигающим. Подняв голову, я увидел высоко в огромном синем небе три маленьких белых крестика- самолеты. Звук от них доходил до земли с большим запозданием. Я смотрел на них с неохотою, почти со страхом. Да.В глубине души таился страх. А вдруг это не наши самолеты. Вдруг они бросят на нас атомную бомбу. Пусть бы скорее они пролетели. И чего они здесь летают?! И когда они исчезали из виду, я успокаивался и вздыхал с облегчением.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"