Если бы большинство публицистических статей, которые содержаться в книге "Лабиринт Один" Виктора Ерофеева не датировались минувшим веком, можно было бы с полной уверенностью заявить, что эта книга - открытие- новая философия XXI века!
Название книги - "Лабиринт Один". Почему? Может быть, автор имел ввиду то, что мы просто запутались, заплутали в лесах реставрируемого, постоянно "перестрой-ющегося" общества. Что пришло время, и мы находимся в поиске выхода - "выход есть", в поиске новой цели, в поиске новых путей развития художественной литературы, как учебника - от "А до Я"? А может быть, мы просто не знаем, куда идти? Ну, просто устали! И надо бы спокойно сесть и осознать пройденный путь - понять, что же мы собственно хотим? Какого литературного героя? Кто он? Рембо или Гарри Поттер? Но в случае, с которым мы имеем дело, с книгой Виктора Ерофеева, самым главным является то, что лабиринт находится внутри нас и состоит из огромного культурного наследия, которое просто нужно осознать, впитать. Эссеистика В. Ерофеева особого рода. Она - свидетельствует не только о широте интересов автора, но и об эстетическом пути того или иного художника.
"Лабиринт Один" - это письма автора требовательно адресованные самому себе, облеченные в форму художественных размышлений по поводу как классической так и современной литературы, в которых "библейская истина" - всегда неоднозначна, всегда вопросительна
Если говорить о современности, то очень интересным для исследования является "Русский Текст". В XX веке, наконец, осуществилась безудержная мечта русских умов - оковы спали, мир распахнул все свои заветные дверцы, и стало можно все! Вдруг в литературу, с наглой усмешкой, пожевывая Orbit без сахара, безудержно чавкая, и заполняя собою все пространство, ворвались герои, томящиеся в камерах подсознания и, наконец, получившие бессрочное освобождение. Герои-убийцы, герои-наркоманы, герои-пьяницы - неуловимые мстители своего времени. Тут и Эдуард Лимонов - "злой мальчик", гений пустоты и ведьменских национальных шабашей, тут и Венечка Ерофеев с романом "Москва Петушки", главный герой которого в "романе" с алкоголем познает истинные ценности и постигает сущности Советского мироздания, тут все "униженные и оскорбленные", наконец получившие "право слова", которым они сполна воспользовались. Но Виктор Ерофеев не выносит обвинительный приговор, тем самым не афишируя глупое судейство, а разбирает возникновение этих героев на основе данной страны и данного времени в котором находиться автор, предлагающий тот или иной интеллектуальный продукт. Книга будет интересна русскому читателю не только как итог, подведенный под пройденным этапом в художественной литературе, но и как прогнозирование новой. Уж очень любит русский человек пофилософствовать, натереться докрасна мыльной пеной идеологий! Да, особенно за стопочкой водки, с друзьями, да после хорошей баньки и девочек. И в то же время "Лабиринт Один" это "трезвое" осознание своего пройденного пути и своих ошибок. А это является залогом того, что совершенные однажды ошибки больше не повторяться!