Если каждую самую малую деталь мировой картины рассматривать как фрагмент всеобщего, то каждое событие становится выражением высшего смысла, который недоступен нам в силу нашей несоизмеримости с этим единством. Всеобщее или Вселенная, конечно, не будет собой, если исключить из неё самую малую её деталь. Но так ли глобально влияние этой детали на будущее Вселенной? Например, очень разнится влияние на Вселенную жизни различных людей. И как бы ни прибеднялся Омар Хайям в известных четверостишьях о своей незначительности,
(Мы уйдем без следа - ни имен, ни примет.
Этот мир простоит еще тысячи лет.
Нас и раньше тут не было - после не будет.
Ни ущерба, ни пользы от этого нет.)
думается, что он искренне заблуждался.
Авторы японского литературного поэтического творчества - хайку в деталях земного бытия хотят уловить тень Высшего смысла. Там важен ракурс того, что попало в поле зрения и мощный импульс интеллекта.
Ива склонилась и спит.
И, кажется мне, соловей на ветке -
Это ее душа.
Как быстро летит луна!
На неподвижных ветках
Повисли капли дождя.
Неподвижно висит
Темная туча в полнеба...
Видно, молнию ждет.
О, сколько их на полях!
Но каждый цветет по-своему -
В этом высший подвиг цветка!
Пожалуй, именно в абстрактном отвлеченном и всеобъемлющем интеллектуальном акте можно увидеть конечное, фрагмент в свете всеобщего, и без этого любая деталь ничто.
Несмотря на то, что мы живем, любим, страдаем, верим и надеемся, мы не имеем фундаментальной самостоятельности. Наше бытие предопределено до нашего появления. Появляемся и движемся по намеченным для нас не нами путям. Но что же зависит от нас? Это способность максимально сориентироваться вокруг себя - "открыть глаза", затем погасить инерцию - "остановиться", то есть свести скорость несамостоятельного движения до минимума, и снова начать движение. Возможно по той же орбите, но уже не так как раньше, то есть, изменив себя внутренне...