Действительно с помощью различных методов и способов особо одаренным людям удается намеренно вводить себя в состояние расширенного сознания (транса или экстаза), и так же легко из этого состояния выходить в привычную жизнь. Это достигается с помощью специальных одеяний, танцев, музыки, ритуалов и песнопений, ну и возможно приема некоторых психотропных препаратов, наркотиков и спиртного. И тут важен именно тот период, когда человек намеренно и в полном сознании находится за пределами привычной программы жизни, то есть период до момента возвращение в обычное состояние, возвращение, также полностью контролируемое шаманом. Назовем это состояние срединным. Любого человека можно искусственно ввести в срединное состояние, но он при этом ничего не будет помнить. Шаман же из этого состояния поднимается еще выше в состояние транса или экстаза, находясь при этом в полном сознании, поднимается и проникает с помощью своего духа в духовное мировое поле, где вступает в общение с обитающими там "бесплотными" сущностями и духами. В прежние далекие от религиозного монотеизма времена такое состояние шамана считали состоянием силы и мудрости. Считалось, что шаман единственный человек, который действительно имел возможность чувствовать биение мирового сердца, кто посвящен в великую духовную битву, происходящую в мировом духовном поле за души и сознания людей грезящих иллюзорной реальностью и полностью погруженных в поверхностную видимость вещей.
Что же такое расширенное сознание или срединное состояние?
Человек в обычном привычном состоянии своего бытия предан действию неких программ, которые им руководят на уровне духа человеческого. Среди этих программ есть и программы радикальные, то есть такие из-под власти, которых человек собственными силами выйти не может (ну, например, зависимость от табака или алкоголя). Если все же каким-то образом состоялся (самостоятельный или с чьей-то помощью) выход из радикальной программы в некое 'свободное' состояние, и затем удержание в нём длительное время, то это есть срединное состояние или состояние на грани экстаза, когда человек уже не связан ни с одной программой. Чем дольше человек может находиться в срединном состоянии, тем отчетливей может ощутить возникающие у него необычные состояния духовного подъема, ясности сознания и обострения интуиции, и, наверное, вообще можно говорить о появлении необычных способностей. Очевидно, такое состояние ставит человека в необычное положение относительно собственного духа, который есть канал связи человека с Миром Горним, и в нормальном состоянии человеку практически недоступен.
Попасть в срединные состояния можно давая обеты, то есть, ломая свои устойчивые стереотипы поведения, поведенческие программы. Но чтобы войти в транс (опуская здесь необходимые способности и даже талант) нужно перестать воспринимать окружающую действительность. С неистовой силой привлекая к себе внимание сущностей, к которым шаман взывает. Именно эти сущности, ответив шаману, заслоняют собой действительность и вступают с ним в общение. В христианстве монахи делают, что-то подобное, когда неистово молятся, в молитвенном порыве пытаются обратить на себя внимание Мира Горнего, но при этом (как свидетельствуют сами монахи они должны преодолеть духовное поле, кишащее демоническими сущностями). Шаман же начинает свою деятельность именно в мировом духовном поле.