|
|
||
ВЫБОРЫ.
ТВЕРЬ-2003.
Без претензий на уникальность, Тверь все же является, на мой взгляд, не совсем типичным регионом. Весьма консервативным, замкнутым на себя и апатичным. Несмотря на близость к обеим столицам, на особенное географическое значение, и на богатство природными и культурными ценностями. Тем более удивительным в свете этого становится тот факт, что на всех "основополагающих" выборах, состоявшихся в минувшем году (а выбирали нынче всех - и депутатов Госдумы, и губернатора, и мэра областного центра), победу одержали исключительно новые лица. А иногда - и совершенно новые.
Для того, чтобы понять, почему свершившееся столь уникально для Твери, необходимо начать с краткой характеристики ее самой. Естественно, - глядя именно с "выборной" колокольни.
Несмотря на бодрые заверения власть имущих, Тверской регион в течение уже достаточно долгого времени является одним из самых нищих в России, одним из аутсайдеров в плане экономики и производства. Коммерческо-криминальных войн, подобных ВАЗовской, в нем не наблюдалось и не намечается: нет, за что воевать. Все, на чем можно погреть руки (законно или незаконно - вопрос другой) в области сейчас, так это - земля, лес и бюджет. И - понятно, что доступ и к первому, и ко второму, и к третьему дает только и исключительно пребывание во власти. У кормушки.
Борьба за пребывание у этой кормушки идет, на первый взгляд, не по-детски. Некоторые "умы" связывали именно с ней свершившиеся в течение десяти дней апреля три смерти. Сначала - внезапная смерть, якобы от сердечного приступа, мэра Твери Александра Белоусова, одного из потенциальных претендентов на губернаторство. Затем - убийство в Москве атамана Тверского казачьего войска Владимира Рышкова, потенциального спонсора и "заказчика" выборов. И, на десерт, - убийство, опять же в Москве, депутата Госдумы Сергея Юшенкова, уже заявившего в политических кругах о своем намерении участвовать в выборах губернатора.
Правы были эти "умы", или нет, спорить не будем. Но на правду - похоже.
А я - продолжу свои объяснения. Так вот. Благодаря всему, описанному выше, население Тверской области довольно резко разделяется нынче, с пиарщицкой точки зрения, на два контрастирующих слоя: меньший - тех, кто в этой борьбе за власть участвует непосредственно, и их, ближнего и дальнего, заинтересованного окружения, и - самого электората, не видящего в результате этой борьбы никаких изменений в своей жизни. Разве что - в худшую сторону. Так что, с одной стороны - жесткая, даже жестокая борьба за единственную кормушку, с другой - полная апатия и пофигизм избирателей, волею Закона призванных подводить как бы итоги этой борьбы. И, соответственно, достаточно постоянно ведущаяся борьба уже за этот самый электорат.
Я сказал "достаточно постоянная", ибо, благодаря безразличию избирателей, а, соответственно, и их систематической неявке на выборы, "рангом пониже" федеральных и губернаторских, какие-нибудь перевыборы или повторные голосования происходят в регионе практически постоянно. И впору согласиться с мнением, что в выборных кампаниях разного уровня в области участвует жителей едва ли не больше, чем приходит на участки. Причем, между первым списком и вторым знак равенства явно отсутствует. Ибо в выборной работе участвуют, в большинстве своем, не какие-то "политически активные", а всего лишь привыкшие к такой работе, как к виду деятельности, люди. Выборная работа стала в Твери таким же бизнесом, как и сетевой маркетинг, как и продажа газет с рук. Область уже живет от политики. Повторяю, - не "политикой", а именно "от политики".
И теперь пора поговорить о том, как именно она от политики живет.
Если характеристику голосующих я уже привел, и расширять ее нет смысла, то - время оценить самих возможных участников выборов. С моей точки зрения, в Тверской области (да, наверное, и не только в ней), они делятся на четыре основные категории.
"Серьезные" кандидаты, - изначально обладающие достаточной финансовой и интеллектуальной поддержкой, нередко - своими (или - "поддерживающих") профессиональными командами, подходящие к вопросу победы в выборах исключительно серьезно, продуманно, и заблаговременно. Последнее - особенно важно для кандидатов новых, с низким, а то и нулевым стартовым рейтингом.
"Надеющиеся". Этим словом сказано все. Они не имеют того, что "серьезные", разве что - в некоторой части, но искренне надеются на получение этого. Отсюда - и неопределенности с подбором команд, суррогатные, собранные на скорую руку "свои команды", кадровая чехарда, и прочая, и прочая. Это - самые "неудобные" и непредсказуемые заказчики. И они, работа с ними, будут еще особо рассмотрены ниже, поскольку именно эта категория и представляет, к сожалению, самую многочисленную. Во всяком случае, в Твери.
"Партийные". Выдвиженцы всевозможных партий и движений, в подавляющем большинстве случаев - и проводящие свои кампании именно силами родной партии. И - людскими, и финансовыми. Если речь идет не об "Единой России" или КПРФ, то они (в Твери) - не представляют никакого интереса ни для конкурентов, ни для политтехнологов.
"Никакие". Не знаю, как в других регионах, но в тверском они составляют обычно не менее четверти участников выборов любого уровня. И - берет удивление: на что они надеются, к чему стремятся, и вообще - зачем все это им нужно? Ибо, мало того, что они никого не представляют, так они еще ничем и не располагают, и даже в качестве подставных кандидатур рассматриваться попросту не могут: товар не наработал себе цену. Естественно, эту категорию мы рассматривать практически не будем.
Говоря об избирателях и избираемых, нельзя не проанализировать и состояние дел в стане посредников между ними, то бишь - именно в пиарщицкой среде. К ней и перейдем.
Понятно, раз выборов много, а кандидатов - еще больше, то, как естественный вывод, - нужны команды. Профессиональные, способные провести выборы во всем их комплексе, от начала и до конца. Что называется "под ключ". Но, как выясняется, не всегда. Ибо, как уже говорилось, большинство соискателей тверского региона не тянут на "серьезных" заказчиков, скорее - на "надеющихся", в штабе одного из которых довелось слышать этой осенью такую постановку вопроса: "Вот, если соберем подписи, то будем участвовать. Ну, а если нет, так - нет". Мило, не правда ли? - Специалисты меня поймут.
И это - только часть тех "избирательных страданий", которым рискуют подвергнуться пиарщики, связавшиеся с подобным кандидатом. Взять хотя бы типичный подход к формированию самой команды.
Дело тут обычно происходит так. Вроде бы решив выдвинуться на выборах, некий заказчик не имеет еще ни достаточного финансирования, ни определенной поддержки соответствующих структур, но, осознавая, что если начинать, так - начинать сейчас, принимается за формирование некоего "штаба", способного начать хоть какую-то, но - работу. Штаб этот формируется, естественно, "малой кровью", и состоит обычно из друзей, знакомых, и знакомых друзей, которые якобы "в этом деле понимают", потому, что где-то когда-то "принимали участие". Принимать участие они могли и в роли рядовых агитаторов или сборщиков подписей, но в тот момент это никого особенно не интересует: "принимал участие", и - ладно.
Какое-то подобие работы начинается. К слову сказать, именно в этот период обычно и делаются те самые, "основополагающие" ошибки (не говоря уже об ошибках кадровых), которые впоследствии не дают нормально работать и профессионалам. В частности, именно на этом этапе "разрабатываются" и благополучно утверждаются, за отсутствием альтернативы, наибанальнейшие, тупейшие с позволения сказать "слоганы" и иные постоянные формы, которые кандидату придется нести с собой, как тяжкий крест, всю кампанию. Ибо, как известно, они - то же, что для бухгалтера Берлаги выбранная им раз и навсегда мания: назвался вице-королем Индии, так и зовись им дальше, - псих не может менять мании, как носки. Равно, как и кандидат - слоганы и прочую "постоянку".
Но, - вернемся к нашим баранам. Как в переносном, так и в прямом смысле слова. Спустя некоторое время заказчик замечает, что деньги куда-то уходят, но рейтинга - как не было, так и нет. Он понимает, что он чего-то не понимает, и начинает "разбираться". Разбирательство это обычно приводит к пониманию того, что "ничего хорошего не происходит", но и "никто не виноват", поскольку "все работают", "стараются", и - "просто чего-то не хватает". С целью пополнить это "что-то", как раз и приглашается "кто-то", уже из числа профессионалов, но - местных, как менее дорогих. Причем, понятно, что приглашают их не сменить прежний штаб, который "старался", и потому разгонять его целиком и полностью "не за что", а лишь - пополнить его.
Результат - легко прогнозируем. Ведение кампании в целом лежит на ком угодно, но не на профессионалах (им вообще, по большому счету, отводится лишь роль по латанию дыр), прежние работники висят гирями на ногах, да, к тому же, видят во вновь пришедших только конкурентов, потеснивших их у "кормушки", и не более того. В "штабе" (назвать его "командой" не поворачивается язык), неизбежно начинается внутренняя грызня, еще более тормозящая работу, и, фактически, окончательно хоронящая какие-либо надежды на достижение нужного результата.
Некоторые, более обеспеченные заказчики, бывает, повторяют эксперимент с "пополнением" штаба еще раз, уже с привлечением в их понимании "суперпрофессионалов", как правило - из столицы. Те, однако, попадают в ту же ситуацию, что и местные, хотя, бывает, пользуются все же большими полномочиями в плане кадровой политики: заплатив такие "крутые бабки", заказчик иногда начинает прислушиваться к мнению столь дорогостоящих подрядчиков, - зря, что ли, деньги платил? - Но результат к тому времени уже, повторюсь, - похоронен. Ведь, если начало "второго круга" (с привлечением местных) приходится на период за 2-3 месяца до выборов, то третьего - за 1-2 месяца, а это уже - заведомое опоздание.
Самое мерзкое в такой ситуации - то, что заказчик в большинстве случаев так и не понимает, что погубил кампанию сам, своими руками, во время оное напрочь позабыв народные мудрости "скупой платит дважды" и "жадность фраера сгубила". Действительно, финансовые потери - ощутимы, нередко они даже превышают те, что он понес бы, с самого начала воспользовавшись услугами единой профессиональной команды. Результат же - плачевен. И кандидат-неудачник зачастую начинает напрямую обвинять собственный штаб (кстати, - не весь, а за исключением тех самых "друзей и знакомых") в проигрыше, а то и в "кидалове". Впрочем, об этом мы еще поговорим.
Вывод же из вышесказанного - тот, что в регионе нынче практически не "в цене" профессиональные, комплексные команды, способные обеспечивать как оргработу, так и креатив. Они кажутся "надеющемуся" (тут даже больше подходит слово "сомневающемуся") заказчику излишне дорогими, берущими на себя то, что "может сделать" и он сам со-товарищи. Он ищет команды более дешевые, готовые делать только и именно то, что скажет опять же он сам.
И - спрос рождает предложение - такие находятся. В большинстве. Если рассмотреть составные части всей тверской пиарщицкой структуры, то выяснится, что, из обилия "вроде бы команд", лишь пять-шесть имеют реальное право называться PR-командами, а остальные - однодневки: и формирующиеся, и предлагающие себя "под" конкретные выборы, а то и "под" конкретного кандидата, про которого стало известно, что он такую команду ищет.
К слову сказать, на минувших выборах (в сумме: и на июльских выборах мэра, и на декабрьских - думских и губернаторских) отработали в полной мере лишь две тверские команды. Да еще три оказались втянуты в эти кампании именно на роли "затыкальщиков дыр", получив при этом более неприятностей, чем прибылей. Хотя, впрочем, того же продукта вдосталь испробовали и москвичи.
Ну, а теперь, когда, надеюсь, предыстория вопроса понятна, можно перейти и к анализу непосредственно минувших кампаний. Представляющих собой нечто, в достаточной мере нестандартное, и в федеральном масштабе.
Дело в том, что, в отличие от прежних "партий власти", нынешняя, ЕР, показала себя не временной (одновыборной) структурой, а достаточно стабильной и влиятельной. Причем, даже не только "партией власти", а партией именно силовой власти, плюс, разумеется, и финансовая мощь. Именно поэтому среди "надеющихся" кандидатов преобладали те, кто надеялся именно на помощь ЕР, где-то когда-то кем-то им обещанную.
Не знаю, было ли это дальновидным ходом ЕР-овских пиарщиков, или произошло от излишней амбициозности самих кандидатов, но на всех проведенных выборах поначалу, при выдвижении, а то и ранее, сразу по несколько претендентов заявляли о том, что их поддерживает ЕР. Потом - ждали этой поддержки, то ли ведя работу, то ли нет. Потом - "обламывались", и только тогда пытались сделать что-то своими финансовыми силами, без надежды на "дядю". В результате же, разумеется, - вдрызг проигрывали.
Особенно показательными в этом плане оказались губернаторские выборы, и так, в силу своей традиционной "накладки" на думские, более политизированные в Твери, чем остальные. Шесть (!) кандидатов в губернаторы, почти половина, надеялись на поддержку ЕР и оглашали эти надежды в СМИ. Не считая еще парочки, зарегистрировавшихся под залог в последний день, и явно предназначенных для внесения еще большей смуты. Вероятно, - по заказу из того же центра.
Еще три года назад, в своей статье "По принципу приказчика" (http://zhurnal.lib.ru/b/bogatyrew_igorx_wladimirowich/prikazchik.shtml), опубликованной в журнале "Советник", я доказывал, что такого избирателя, как тверской, надо "разрабатывать", "охмурять" очень долго, "тонко" и продуманно, на уровне игры с подсознанием. Особенно, если речь идет о продвижении человека нового: не просто неизвестного, а - даже известного, но лишь стремящегося впервые занять разыгрываемый пост. Сейчас признаюсь: не упомянул я в той статье еще один способ возможного достижения победы, - вульгарную покупку избирателей, благодаря которой и получил свой пост в июле новый тверской мэр.
Да, деньги в руки - самый лучший аргумент чего угодно в нынешней Твери. Поэтому в начале июля, в разгар дачного (точнее - огородного) сезона, удалось нынешнему мэру, Олегу Лебедеву, не только обеспечить относительно приличную явку, но и победить. Несмотря даже на то, что за два месяца до этого его фамилия значилась в уличных "граффити", в списке "убийц" прежнего мэра.
Все было проделано легко и просто. В то время, пока остальные семнадцать (!) участников столь неожиданных выборов занимались своими делами (кто-то, например, два коммуниста, выясняли партийные отношения, кто-то предпочитал устраивать "круглые столы", а кто-то - красоваться на каждом столбе под исключительно "дубовыми" девизами), "команда" господина Лебедева, ничего общего с пиаром не имеющая и созданная вполне определенным кругом лиц из не менее определенного круга лиц, занялась... уличными "концертами". Повторюсь: не безмолвной раздачей листовочек и буклетиков, в специальной маечке, а - живыми концертами. Пусть даже - "доморощенных" бардов, но - через приличную аппаратуру, и под прикрытием крутых "джипов", начиненных соответствующим образом. А в день выборов те же джипы стояли уже у избирательных участков, занятые вполне приличествующим им делом - "каруселью". 500 "деревянных" - с листом, 100 - только за обещание. А снятые с маршрутов немногочисленные оставшиеся городские автобусы тем временем курсировали между городом и дачными участками. Бесплатно. Вот и все.
Не знаю, как другие, но лично я воспринял июльские выборы и их итог, как некую "изнанку", продемонстрировавшую все то, чего не должно быть в нормальных, так называемых "чистых", и профессионально проводящихся выборах. От методов - до отдельных рекламных материалов, заслуживающих "Серебряной калоши" в этой сфере деятельности. И - надеялся на то, что выборы декабрьские, вроде бы все-таки "плановые", продемонстрируют нечто противоположное. Но надежды сбылись только отчасти.
Уже в то время, когда скоморохи Лебедева развлекали народ на углах, свою работу в Твери начали два явно предвыборных фонда: "Фонд президентских программ" бывшего заместителя Рушайло, генерала Зубова, и "Фонд Зеленина", как позже выяснилось - "всего лишь" отца кандидата в губернаторы Дмитрия Зеленина: президента Ассоциации менеджеров России, зампреда Госкомспорта, человека, личное состояние которого оценивалось от 300 до 600 миллионов долларов. Было ясно, что и Зубов и Зеленин пошли на выборы всерьез. Причем, в большей степени это соображение можно было отнести именно к Зеленину, - и из-за его финансовых возможностей ("не ждать подачек из чужого кошелька"), и из-за изначально грамотной и продуманной работы с фондом, как с промежуточным брендом, и из-за общего впечатления исключительно профессиональной работы его команды. "Зубовцы" же начали как-то громко, но как бы и не всерьез: посетители их фонда сохраняли о своем визите только негативное впечатление, реклама была навальной, но не более, сам генерал производил впечатление человека не вполне адекватного. Особенно, когда, будучи сам "генералом от Рушайло", начинал рассуждать на популярную ныне тему "оборотней в погонах".
Третьим заведомо рейтинговым кандидатом и, более того, потенциальным фаворитом гонки, считался действовавший губернатор - Владимир Платов. Он, правда, не вел какой-либо специализированной работы, но и той, что велась прямо или косвенно подведомственными ему СМИ, было уже достаточно. Четвертым - кандидат от коммунистов, фамилия которого была тогда еще неизвестна. Хотя предполагалось, что им может стать бывший депутат Госдумы, а на тот момент - руководитель аппарата фракции КПРФ в Госдуме Владимир Баюнов, на предыдущих выборах проигравший Платову всего лишь около 400 (четырехсот) голосов, и вполне обоснованно оспаривавший результат выборов в суде.
В принципе, результаты выборов подтвердили предположения, сформировавшиеся еще летом. После первого тура с большим отрывом финишировал Зеленин, за ним, тесной группой, Зубов, Астраханкина (КПРФ) и Платов. Во втором Зеленин уверенно переиграл и генерала. И говорить стоит, наверное, не столько о победе ставленника ЕР (что было заявлено уже в октябре), сколько о причинах проигрыша его соперников. Ибо ранее все же порядок внутри лидирующей четверки виделся другим: Платов - коммунист - Зеленин - Зубов.
Зеленин победил прежде всего потому, что с самого начала и до самого конца его вела одна, причем весьма профессиональная (в том числе, что очень важно, - и в плане креатива) команда. Плюс - неограниченное финансирование. И это понятно. Непонятно другое: как, за счет чего другие претенденты смогли опустить свои рейтинги до столь низкого, по сравнению с победителем, уровня? - И ответ я вижу в первую очередь именно в самом их, личном, подходе к работе, к намечавшейся избирательной кампании.
Мадам Астраханкина, секретарь ЦК КПРФ и действующий депутат Госдумы, решив, вероятно, не довольствоваться надеждой на место в списке (и, как выяснилось, - правильно решив), захотела, однако, откусить заведомо неперевариваемый кусок, выдвинувшись одновременно и по избирательному округу, и на пост губернатора. При этом - по старинке понадеявшись лишь на помощь родной партии и ее функционеров. Но такая задача оказалась для них непосильной, а для спонсоров кандидата - неподъемной.
Действующий губернатор, Платов, практически отказался от борьбы, по слухам - лишь таким способом выторговав себе от ЕР (читай - от Кремля) защиту от уголовного преследования. Обвинение по поводу исчезновения почти полумиллиарда рублей из бюджета было предъявлено ему в октябре.
Генерал Зубов, несмотря на достаточное финансовое обеспечение, все же решил идти именно "малой кровью" (см. выше), и пошел по стандартному пути всех "надеющихся" кандидатов, в первую очередь - в плане формирования команды. Не смогли кардинально поправить дела и столичные пиарщики, вызванные им опять же в октябре. На мой взгляд, - именно и только за счет приложенных ими усилий генерал смог выйти во второй тур, обойдя "тверских" соперников в последний момент, и совсем ненамного.
Примерно такая же ситуация наблюдалась и в избирательных округах. В 173-м, столь же убедительно победил бывший замминистра внутренних дел Владимир Васильев, чью работу можно характеризовать одной фразой: лишь две кампании на всех выборах в регионе были отработаны тщательно, профессионально и "под ключ", - Зеленина и Васильева. Результаты того - налицо. Причем "руководящей и направляющей" роли ЕР в плане административного ресурса и иже с ним - особенно и не чувствовалось. Наверное, потому, что этого и не требовалось.
Второй по ФИО-173 стала уже упомянутая Астраханкина, третьим - тверской предприниматель, владелец пивного комплекса "Афанасий", Максим Ларин. Последний также пострадал по той же причине, что и остальные "надеющиеся". С той лишь разницей, что, пытаясь где только можно сэкономить в "бумажных" деньгах, портил себе все сам. Лично. Впрочем, и на эту тему мы еще поговорим.
В округе ? 172 победил также "единороссовец", Александр Тягунов, - замгубернатора Тверской области, ранее - депутат Госдумы от "домушников". Он, один из двоих, упомянутых в начале рассказа, использовал тверскую команду, правда - одну из наименее креативных. Но и это давало ему повышенные шансы на победу, особенно с учетом того, что ближайшими его преследователями считались (и, в результате, стали) сразу два достаточно видных коммуниста: уже называвшийся Владимир Баюнов и секретарь обкома КПРФ, действовавший депутат ГД от этого округа Вячеслав Зорькин. Они и поделили между собой "сельские" голоса, заняв в итоге 3-е и 4-е места. Второе (что также характерно) занял "кандидат" под именем "против всех".
Теперь перейдем к выводам. Их - два. Первый, казалось бы логичный: даже непрошибаемую, сверхапатичную публику можно привлечь на нужную сторону если не просто деньгами, то - длительной, затратной, профессиональной, причем - в значительной степени именно креативной работой. Ведущейся, от начала и до конца (который раз уже вынужден повторять это!), одной, единой, слаженной командой. Так, как было это у победителей, - Зеленина и Васильева.
Второй. В регионах, к сожалению, чаще всего ведется (и - предлагается командам) работа иного рода, близкая к пониманию "надеющимися" кандидатами. По возможности такой работы желательно сторониться, ибо (еще два "подвывода"):
--результаты такой работы играют не на портфолио, не на престиж команд, а скорее наоборот, тем более, что заказчик, естественным образом не желая признавать свои ошибки, называет именно подрядчиков в качестве причины своего поражения;
--крайне актуальной становится проблема "оформления отношений" между заказчиком и подрядчиком, предотвращающая возможные последующие выяснения отношений, и откровенное "кидалово" со стороны именно заказчика.
Последний пункт представляется мне действительно весьма актуальным, более того - тревожным. Судите сами. При том обилии "однодневных" команд, о котором я писал выше, естественным образом получается так, что большая их часть представляет собой лишь более или менее организованные (зачастую - в последний момент) сети агитаторов на нужной территории. Создать такие сети - дело и не долгое, и не трудное. Найти их организаторов и руководителей - тоже (в принципе, два из трех отставных офицера на эту роль, при некотором обучении, годятся). Но это - только сеть. Максимум, - плюс размещение и распространение. Не более. Никакими креативными сферами работы здесь заведомо не пахнет. Потому и полной ответственности за результат работы такие сети нести заведомо не могут. Если только - пополам с креативщиками, которые... Где они? Их или нет вообще, либо они представлены самим заказчиком и его неподсудными наиболее приближенными лицами. А именно команде заказчик и предъявляет обычно претензии за собственные ошибки, изначально обеспечившие ему проигрыш.
Поэтому, когда я читаю в форуме "Избы": "Внимание! Нечестные подрядчики в Московской и Тверской областях", мне становится грустно. Ибо за такими заявлениями я вижу в первую очередь одну из часто встречающихся ныне попыток свалить с больной головы на здоровую. Хотя, может быть я и не совсем прав: в любой семье не без урода. Хотя, по моим наблюдениям, в семье "заказчиков" их нынче - куда больше.
Судите сами. Два заставляющих задуматься примера из Твери-2003.
Генерал Зубов. Второе место в первом туре губернаторских выборов (около 14%), и второе же - во втором (около 30%). Начальный рейтинг - 0%. Начало работы - весна 2003 года. Типичный пример работы "надеющегося" кандидата, хотя и финансово обеспеченного.
Весна - формирование представительства Фонда (см. выше) и первого состава штаба из числа знакомых и приближенных.
Сентябрь - формирование штаба кампании с участием ряда местных узких специалистов и псевдоспециалистов одиночек, по принципу "с бору по сосенке". Результат работы - ниже среднего по всем направлениям.
Октябрь - пригнлашение специалистов из Москвы (опять же - в добавление к существующим). Грызня. 4-5 человек удалось отстранить, и нечто наладить по "навальной" технологии. Сам генерал перед вторым туром готов на все и даже пытается лично, с компанией "бритоголовых", будучи в явно нетрезвом виде, срывать встречи конкурента.
Вывод реальный: москвичи сделали, что могли, без них не видать бы Зубову и второго тура.
Вывод заказчика: виновата команда, москвичи. Готов предъявить им финансовые претензии (пока - на словах и по слухам). Оплату произвел не полностью.
Максим Ларин. Третье место по ФИО-173 (15%). Начальный рейтинг (август) - около 3%, рейтинг в конце сентября (после месяца полураскруточной работы призванной сети агитаторов) - 10%.
Команда (только по оргработе, креативом занимался лично заказчик) начала работу в августе, но в октябре, после сбора подписей, была распущена под предлогом "неэффективности". При общем росте рейтинга и отсутствии иных шевелений, нежели работа сети, кандидат увидел в опросных листах только 3% "от агитаторов", но не увидел 30% "из газет" (распространявшихся только агитаторами), и 30% "от друзей и знакомых" ("сарафанное радио").
Финишные выплаты (даже руководству сети) были затянуты с решением до ноября, и не произведены вообще, т.к. спустя месяц ожиданий пошли звонки от агитаторов и кандидат, в ответ, начал собственное (!- в выборы - в самый раз!) расследование правильности выдач зарплат старшими агитаторами (полтора месяца назад!).
Были привлечены разовые работники на строго сдельной оплате (распространители). При этом наблюдались случаи добросовестной раздачи рекламных материалов (честного выполнения задания) с "неоплачиваемыми" комментариями распространителей негативного характера.
Вывод реальный: кандидат распустил свою сеть, что уже само по себе недопустимо, к тому же не захотел цивилизованно этот шаг оформить, чем вызвал волну котрагитации. Дальнейшее ведение строилось на попытке тупо перевести взаимоотношения, принятые на производстве, на выборную почву. Результат иным быть просто не мог, хотя потенциально шансы на победу заказчик имел.
Вывод заказчика: все испортила команда, которая сначала ничего не делала, потом проворовалась, а потом устроила контрагитацию (от авт. - интересно, как третье соотносится с первым?). Поговаривают, что хочет подавать в суд, правда, непонятно, - в какой именно, на кого, и что именно намерен инкриминировать?
Добавлю, что это - лишь два примера, подоплека которых известна мне максимум из "вторых" рук. По имеющейся же информации, подобные претензии подрядчикам, и примерно столь же "обоснованные", готовы предъявить еще 3-4 кандидата-неудачника. Отсюда - еще один вывод: о необходимости собственной, специализированной юридической службы, и о возможной типизации начальной документации.