Несмотря на столь громкое название этой части моего повествования, речь в ней пойдет, по сути, о давно и хорошо всем известном. Ибо PR-кампания, по своему построению, ничем, по большому счету, не отличается от построения любого крупного мероприятия. Или даже - предприятия.
Она, как и все остальные, базируется на трех китах, состоит из трех частей: интеллектуальной (конструкторской, креативной и пр.), исполнительной (административной, организационной), и структуры обеспечения. Части эти равно важны, и для полновесного ведения кампании в комплексе (так же, как и для нормального функционирования любого предприятия) равно необходимы. Отказ хотя бы от одной из них (любой), возможно и не приведет к совершеннейшему провалу, но, при наличии достаточной конкуренции, безусловно предпочтительные шансы на победу будет иметь тот участник, который располагает ВСЕМИ необходимыми для успеха составляющими.
О важности наличия именно всех трех составляющих позволю себе поразмышлять особо. В первую очередь из-за того, что, в своем хронологическом развитии, российский политический пиар претерпевал определенные изменения, в результате которых эти составляющие то теряли, то, наоборот, прибавляли свой видимый вес. И сейчас, вероятно, можно и нужно подводить некоторые итоги таких изменений, и, конечно, делать соответствующие выводы.
Лет этак десять назад ставка делалась на идею. Россияне были в достаточной степени политизированы, активны, ждали определенных перемен (хотя и каждый - своих), более того - верили в их реальность. Электорат был в большей степени восприимчив и убеждаем. А значительная его часть (это - важно!) даже относила себя если не к членам, то - к "сочувствующим" тех или иных, тогда еще многочисленных партий. Как следствие такого положения дел, наличествовала и почти обязательная политизированность, склонность к тем или иным партиям, идеологиям, и самих кандидатов, - как одно из весомых условий для достижения победы.
Нечего и говорить, что не просто склонность кандидата к партии, но и поддержка кандидата партией стоила очень многого: не в последнюю очередь - в плане проведения полевой работы, агитации на местах. Которая могла производиться в таком случае и бесплатно (или почти бесплатно), хотя и весьма активно и заинтересованно, силами "товарищей по партии". В меньшей степени требовалась и составляющая креативная, - все или почти все определяла партийная идеология и партийная же стратегия. На долю имиджмейкеров самого кандидата оставалось немногое. Так же немногого требовала и привязка "центральной" идеологии к местным реалиям. И, понятно, - было в меньшей степени востребовано обеспечение: от вульгарно-финансового, до юридического, и, тем более, - какого-то специализированного.
К концу девяностых такое положение дел изменилось, - причем, не в самую выгодную для партий сторону. В проведении кампаний начали возникать проблемы, связанные с тем, что, вместе с верой людей в реальность улучшения их жизни к лучшему "молитвами" партий, исчезла и их активность, готовность работать "за идею". Партийные "пехотные сети" стали одна за другой выходить из строя. Встала необходимость перенести акцент именно на создание сетей собственных, специализированных. При серьезном подходе это означало и обучение специализированных кадров, и выработку методик - как работы, так и обучения этой работе. И именно на этой составляющей, - на организации и проведении (исполнении) кампаний, - естественным образом сосредоточилось повышенное внимание.
Ну и, пожалуй что, - на обеспечении. Ибо менялись законы, ужесточалась, лишившись политической окраски, конкуренция, не менее естественным образом росли расходы. Это был именно тот период, когда логичней стало искать заказчиков не среди непосредственно потенциальных кандидатов, а среди представителей спонсирующих, экономически и политически заинтересованных структур. Причем, - уже не только и не столько у партий, сколько у банков, финансовых групп, криминальных группировок. Сама личность кандидата на этот период, особенно - при снизившемся внимании к имиджу, к креативу, также как бы ушла на второй план.
Но... Времена меняются. Все возвращается на круги своя. Точнее - к положению дел, давно уже принятому во всем цивилизованном мире, как необходимая база, на основании которой, и - только которой, и можно возводить "пирамиду пиара", неважно - коммерческого или политического.
Когда я пытаюсь объяснить кому-то, из не слишком сведущих, в чем же разница, специфика в работе креативщиков и исполнителей, то обычно привожу такой пример. Какую-либо рекламную продукцию (скажем, какой-нибудь плакат) делает, как правило, не один человек. Если требуется качественный результат, то их, во время такого "мозгового штурма", как минимум, двое. Один - стоит за спиной компьютерщика, и объясняет ему, что, как и где должно на этом плакате быть. Как он ВИДИТ этот плакат. Другой же непосредственно сидит за клавиатурой, и, если так можно выразиться, переносит на экран видение и идеи первого. Оба - профессионалы. Но один, первый, - креативщик. Второй - технарь, исполнитель. Качественной продукции не получится, если окажется непрофессионалом хотя бы один из них. И (обратите внимание!) ни для кого не секрет, что первого, при определенном желании и возможностях, научить профессионально "давить кнопки" - можно. Но - можно ли научить второго ВИДЕТЬ?
Один из грандов российского пиара, Валентин Викторович Полуэктов, так отозвался о креативе: "Зачем учить тому, чему учить невозможно, - разве можно научить осенению? Это постигается при наличии критической массы серого вещества и опыта, опыта и еще раз опыта." Я бы добавил от себя: "И - чего-то еще, может быть даже - врожденного". И напомнил бы одно из изречений древних: "Чем отличается талант от гения? - Тем, что талант попадает в цель, в которую никто, кроме него, попасть не может, а гений - в ту, которую никто, кроме него, не видит". Понизим планку, - поменяем "талант" на "профессионала", а "гения" на "талант", - и получим нечто, очень даже подходящее к теме нашего разговора. В том числе и потому, что одной из важнейших черт профессионального (и талантливого) креативщика несомненно является именно это: ясное видение, предугадывание тех целей, которые никто, кроме него, до поры до времени не видит, не чувствует, и не ожидает.
Однако, - да, научить этому, скорее всего, невозможно. Да я и не ставлю в данном случае перед собой именно такую цель. - Хотя бы, для начала, объяснить, - что такое этот самый пресловутый креатив, и почему непременное наличие его в ведении любой кампании столь важно. Если, конечно, работа ведется именно на победу, а не ради достижения иных, более низменных во всех смыслах этого слова, результатов.
Итак, креативу - научить нельзя. Исполнению - можно. И потому, возвращаясь к теме о хронологии развития, дефицит профессионалов-"орговиков", способных грамотно и качественно вести именно исполнительскую часть кампаний, быстро был восполнен. Теперь уже не составляет никакого труда оперативно, в любой местности, подыскать такую команду, которая вполне могла бы полностью взять на себя это направление работы. Причем, нередко, - уже с готовой, отлаженной и проверенной, пехотной сетью.
Но - вот вопрос, скорее риторический: а сможет ли такая команда выиграть? - Ясно, что одна, сама по себе, без двух остальных составляющих, - вряд ли. Да простят меня читатели, но рискну привести для ясности восприятия этого вопроса еще один, более развернутый пример.
Как я уже говорил, три кита выборных кампаний по сути ничем не отличаются от тех трех китов, на которых держится любое и мероприятие, и даже предприятие. Притянем же сюда такую аналогию, - наше советско-российское автомобилестроение. Изначально примем, что изготовление во всех рассматриваемых случаях - одинаковое, то же родное, совково-российское. И - посмотрим, что тут зависит от креатива, то есть, в данной аналогии, - от дел конструкторских, дизайнерских и иже с ними, требующих именно интеллектуального, творческого подхода.
Случай первый: с креативом - туго. Получаем УАЗ-469.
Случай второй: креатив - средненький, скажем - не очень тщательно слизанный с чьих-то чужих успешных разработок. Вот вам - искореженный "Fiat", то бишь - "Жигули".
Случай третий: креатива нет вообще. Это уже - что-то, типа мотоколяски.
Случай четвертый: креатив есть, и профессиональный. При общем условии равенства исполнения, это, пожалуй, - пусть и "совковой" сборки, - но - "Форд" или "Шевроле".
Отсюда - опять же риторические вопросы. Да, все ездит, передвигается, но - какое из этих произведений автомобильного искусства имеет больше шансов добраться до финиша первым? Особенно, с учетом равного класса водителей (кандидатов) и обеспечения (ГСМ)?
Ответ, полагаю, понятен. Скажу больше: дурак-водитель, на паршивом масле, с минимумом топлива, и с отваливающимися на ходу дверями, на "Форде" имеет этих шансов больше, чем профессиональный гонщик, с полной заправкой, но - на мотоколяске, даже - ручной сборки.
Вот так. Посему во главу угла пиар-кампаний я склонен все же ставить именно креатив, а не исполнение, или обеспечение. В конце концов, именно от креатива должно зависеть все то, что, как и когда должны делать последние, а не наоборот. Именно от "мозгового центра" должно зависеть все остальное, тем более, что это самое "все остальное" имеется в настоящее время на рынке пиар-услуг в изобилии: выбирай - не хочу. В отличие от качественных креативщиков, кои, воистину, едва ли не на вес золота.
В целом, строение кампаний и их руководства видится мне, как три концентрических равносторонних треугольника (см. рисунок). В нем внутренний, белый - тот самый креатив, через свою серую окантовку (обеспечение) определяющий и влияющий на все остальное, хотя и наиболее весомое по площади, - на исполнение всего разработанного, и, - в достаточной степени для возможности реализации, - обеспеченного.
И - три стороны, опять же - равных, равнозначимых. Одна - то, что именуется ОМН, организационно-массовое направление, "пехотные", "полевые" проекты. Другая - АРН, направление агитационно-рекламное. Третья - технологии, в самом широком диапазоне - от работы с партнерами до работы с конкурентами, включая и спецпроекты, и черный пиар, и что только еще ни требуется для победы из того, что выходит за достаточно узкие рамки работы только лишь по "чистой раскрутке своего".
В принципе, проводя аналогию с "пирамидой пиара", о которой я упоминал выше, строение кампаний скорее сходно именно с пирамидой, и указанный рисунок - всего лишь ее вид сверху. Тогда еще более наглядным становится то, что недостаточность внимания, уделяемого именно креативу, фактически означает "обезглавливание", "обезбашенность" всей кампании, типа приведенной в качестве примера в предыдущей части кампании генерала Зубова.
Но, раз уж приводить конкретные примеры из выборной жизни, то стоит, вероятно, привести и примеры противоположные упомянутому. Ведь - в чем суть работы креативщика? В том числе - в том, чтобы придумать (если нет своего) и достаточным образом "раскрутить" имидж, образ кандидата. Причем ясно, что это весьма сложно сделать, если образ этот изначально - стандартен, шаблонен, и ничем не выделяется ни по жизни, ни по способам популяризации, ни даже, - упаси Господи, - в "многоморднике" (стандартном сводном информбюллетене на избирательных участках). Если это все же так, если того, что пиарщики называют по-простому "фишками" - не существует, то их надо, их необходимо придумать!
Возьмем теперь вроде бы на первый взгляд сенсационную победу на Алтае артиста-юмориста Михаила Евдокимова. Стоит ли закрывать при анализе этой кампании глаза на то, что он, как раз, уже к моменту начала работы, был сам по себе ходячей, говорящей, - как угодно, - блистательной "фишкой", известной и популярной на всю страну! А уж на родном Алтае, - дух которого он привносил в свои выступления, - кстати, не просто юмористические, а именно социально-юмористические, - так и суперпопулярной! Уверен, - в задачу его креативщиков, входило, при таком раскладе, уже не "раскручивание" его, а, наоборот, - притупление нежелательных для выполнения данной задачи граней этого, с креативной точки зрения, сверкающего бриллианта.
Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и иные преимущества Евдокимова перед своими конкурентами, и, с другой стороны, проигрышность последних, из-за непрофессионального подхода (запоздалого - во всяком случае) к ведению кампании, из-за недовольства (неудовлетворенности) населения результатами работы прежней власти... Все это - так. Но, согласитесь, не-Евдокимов вряд ли смог бы, при том же уровне исполнения и обеспечения, сменить Сурикова на губернаторском посту. - Вот Вам и роль креатива. Точнее, в данном случае, - креатива личностного, именно личностного имиджа, "фишки"...
На этом притормозим полет мысли вокруг значения креатива в проведении пиар-кампаний, и задумаемся: а что еще можно сказать на эту тему? Раз уж учить креативу действительно невозможно?
Разве что, пожалуй, - перейти к вопросам более конкретным, связанным непосредственно с практикой ведения кампаний. Попутно, если речь заходит именно о креативных разработках, пытаясь, хотя бы на имеющихся примерах, рассуждать о том, "что такое хорошо, и что такое плохо". Хотя бы так.
Ну, а, поскольку, как я уже упоминал, данные размышления предназначены не для совсем уж ничего не понимающих в пиаре новичков, а для людей, в достаточной степени опытных и знающих, то заострять особое внимание на самой структуре команды, предполагаемой для выполнения заказа на территории чужого для нее региона (примем именно такое условие), я не буду. Отмечу лишь главные, основные положения, о которых, впрочем, тоже в двух словах - не скажешь. Например, то, что такая, приезжая команда, непременно должна включать в себя кадры, способные не только творчески разработать и спланировать, но и возглавить организацию работы, а затем - и саму работу в следующих направлениях деятельности:
--креативный центр кампании (кое-кто называет его ЦУПом, - центром управления и планирования), отвечающий за разработку, планирование кампании в целом и ее содержательного (рекламно-информационного) сегмента (в том числе - и информационно-аналитического), - для региональной кампании обычно 6-8 человек;
--главный исполнительный орган кампании, - штаб, отвечающий за организацию работы, и за саму работу по безукоснительному, оперативному и качественному исполнению всех разработок ЦУПа, посредством полевой работы и иной работы на территории, - обычно 10-12 человек;
--мобильную службу, исполняющую, на разных этапах ведения кампании, функции организующие, контролирующие и протокольные, - обычно 6-8 человек;
--службу собственной безопасности (о ней разговор будет особый).
Нередко используются также свои, проверенные разработчики и изготовители рекламной продукции: видеоинженеры, дизайнеры, фотохудожники, журналисты, телеоператоры.
Это - условия обязательные. Но, как видим, в этот список входят кадры только для двух "китов" из трех, - ничего не сказано об обеспечении. И это понятно, - обеспечение обычно реализуется силами местных кадров, самого заказчика, поддерживающих его структур. Но - не грех (очень даже - не грех!) иметь и своего, как минимум одного (поскольку реально требуется большее количество) опытного, специализирующегося именно в пиар-играх, юриста. Бухгалтера или финдиректора, работающего в паре с предоставленным заказчиком, и отслеживающего, контролирующего действия последнего. Некоторые команды, как мне известно, возят на задание и собственного "завхоза", в обязанности которого входит решение всех финансовых и иных вопросов материального обеспечения непосредственно с заказчиком (или со спонсирующими структурами).
Понятно также, что, в случае, если планирование предусматривает проведение "непрямолинейной" кампании, с использованием вспомогательных платформ (наподобие фонда Зеленина, описанного во второй части), промежуточных, уже раскрученных, брэндов (типа "Афанасия", - там же), общественных организаций поддержки, то работа по каждому из этих элементов требует безусловного участия в ней, - причем, именно руководящего и координирующего, - представителей команды. Соответственно, увеличивается и потребная для такой деятельности численность "привозных кадров". Ну, и уж совсем понятно, что для ведения кампаний кандидатов-подстав (если они будут использоваться), придется формировать свои мини-команды, также - с непременным участием и под непосредственным руководством представителей ЦУПа.
Здесь уместно, вероятно, вернуться к нашим трем треугольникам, дабы как можно точнее, с точки зрения обыкновенной логики, объяснить, не просто "как", "из кого" должна строиться команда, но и "почему".
Итак, замысел всей кампании в целом и отдельных ее элементов формируется именно в центральном треугольнике, в ЦУПе. Подчеркну: всей кампании в комплексе, во взаимосвязи всех ее направлений, сегментов, "отраслей". Которые впоследствии будут реализовываться исполнительной составляющей, при посредстве обеспечивающей.
Две последние (повторялся, повторяюсь и буду повторяться) - несут именно исполнительные функции. И посему подавляющему большинству их сотрудников совершенно не обязательно быть в курсе всех стратегических замыслов и планов. Более того, - для них это и нежелательно, в том числе - и из соображений минимально необходимой секретности, если речь идет о действительно серьезной кампании.
С другой стороны, для максимально продуманного и согласованного ведения кампании в целом, непосредственные руководители всех направлений работы, всех оперативных подразделений, обязательно должны быть в курсе этих замыслов. Более того, - они обязаны четко представлять себе всю кампанию в комплексе, и в динамике. Иначе говоря, - по определению они должны составлять единое целое, объединенное общим видением, пониманием данной конкретной задачи, и, вероятно, - пиара, как такового. Отсюда - подходим к выводу о том, что все эти персоналии должны быть "ростками одного корня", то есть - командой единомышленников. Или, другими словами и "с другой стороны", - что та самая, приглашенная для работы команда, должна обладать достаточным кадровым и интеллектуальным потенциалом, чтобы именно своими людьми заполнить все те позиции, которые и входят в этот круг (или треугольник), особо посвященных, доверенных лиц, к тому же - единомышленников.
И, - глубоко уверен, - в этот круг не может и не должен быть допущен ни один сотрудник "со стороны", пусть даже - из самых доверенных заказчику лиц, пусть даже - из суперпрофессионалов, но - не входящих в эту команду, в это единое целое (возможно - лишь пока не входящих).
Наверное, это покажется не слишком своевременным, но, в связи с вышеизложенным, помяну мимоходом и одну чисто техническую проблему, отчасти вытекающую из того деления, из той "замкнутости" и "самодостаточности" команды, о которых только что говорилось.
Вопрос на первый взгляд - банальный: каким должно быть помещение штаба кампании? - Часто в последнее время приходилось мне лично наблюдать такой подход, когда для работы всех структур штаба арендовалось одно, громадных размеров, помещение. Объяснялось это, чаще всего, стремлением к "компактности" и к "прозрачности" работы. И - всегда хотелось поинтересоваться: прозрачности - для кого, и для чего? Для доступности стратегических разработок для рядовых "пехотинцев"?
Я лично - в корне против такого подхода. Более того, - считаю его категорически неверным и исключительно вредным. Вредным - и из соображений секретности, конфиденциальности, и из необходимости безусловного (на мой взгляд) разделения креативщиков и орговиков-исполнителей, в силу "врожденной" их специфики.
Объясню. Для "пехоты", для исполнителей, некое подобие внутреннего, корпоративного пиара - необходимо. Они - должны работать под гимн "Мы лучше всех", как и любые "сетевики". Но для креативщиков этот гимн - губителен. В любой момент, если стремиться к победе, они должны, наоборот, быть уверенными в том, что сделано не все, что можно сделать больше и лучше, что противник идет на шаг впереди. Только так, и не иначе.
И потому, при ведении кампании, все мухи и все котлеты должны быть непременно разложены по различным, не "совмещенным" тарелкам. В частности, для нормальной работы только самого штаба кампании (не считая параллельных кампаний и структур), необходимо, как минимум, три различных помещения.
Первое, - широко известное, рекламируемое, доступное каждому желающему, - своего рода гостиная, общественная приемная кандидата. Это может быть даже одиночная комната, но обязательно - в удобном, доступном, популярном месте.
Второе - штаб орговиков. он же - перевалочная база, склад и пр., из-за чего он-то, как раз, должен располагаться на весьма обширной площади. Это - центр исполнителей. Чужие здесь уже не ходят, но уровень секретности - достаточно низкий, даже с учетом того, что именно здесь принимаются отчеты, выдаются материалы, проводятся тренинги и совещания.
Наконец, третье, - святая святых, креативный штаб, мозговой центр кампании, ЦУП. Кроме той самой "команды", о нем знают и сюда "ходят" разве что сам кандидат, да пара-тройка его особо доверенных лиц. Представители ЦУПа по мере необходимости появляются в штабе, но "штабные" в ЦУПе - практически никогда.
К чему же я это все? - Да к тому, что, если говорить упрощенно, то команда (если это - Команда) должна закрыть все позиции, вхожие в третье помещение, все те, что относятся к наиболее "допущенным". Люди же незнакомые, новые, местные или приезжие "с другой стороны", какими бы и кем бы они ни были, могут занимать, в лучшем для них случае, лишь должности "штаба N2". И, ни в коем случае, не только не влезать в дела ЦУПа, но и попросту не быть к ним допущенными, и о них осведомленными.
Это - значительная часть гарантии команды в том, что она сможет от начала и до конца исповедовать единую выбранную стратегию, качественно реализовать ее всеми исполнительными механизмами, и при этом быть в значительной степени застрахованной, как от любых воздействий извне, так и от утечки вовне. Согласитесь, - это важно.
И - еще раз: к чему это я, и для кого это я? Ради чего и кого целая глава оказалась посвященной казалось бы бесконечному пережевыванию одной и той же "жвачки" на тему креатива и его роли? - Да, - наверное, есть причина. Заключающаяся в том, что, по большому счету, было описано еще во вступлении: в разночтении терминов, вызывающем до сих пор колоссальную неразбериху. Кому-то, вероятно, - выгодную. А для кого-то, не слишком сведущего (например - для заказчика), подчас и губительную. Ведь слишком много различных команд, фирм и иных структур именуют себя именно "пиар-фирмами", будучи способными реально обеспечивать, - пусть даже высокопрофессионально, - далеко не "весь пиар", а лишь отдельные отрасли или составляющие его. И, естественно, среди таких фирм, большинство - именно исполнительных, ибо и самих профессиональных исполнителей - больше по определению. Вот с креативщиками - сложнее. Хотя существуют, наоборот, и чисто креативные команды, но тут уже, нередко, - без нужной квалификации в организации и исполнении.
Поэтому следует помнить, что:
--профессиональная, отлаженная, сработанная "пехотная" сеть, с умелым и опытным руководством, до мелочей знакомая с самыми разными методами работы, от "телефонного внедрения" до "от двери к двери", - еще не есть PR-команда. Она - только надежный исполнительный инструмент пиара.
--профессиональная, отлаженная, сработанная, креативно мыслящая телестудия, редакция, издательство, рекламное агентство - еще не есть PR-команды. Они - только креативные (да! креативные!) разработчики и изготовители отдельных рекламно-агитационных материалов.
И - так далее. Ибо, говоря о креативе и его важности, я имею в виду в первую очередь именно главенство креатива в самом ведении кампании в целом, в комплексе. Подтверждением чему - результаты большинства последних выборов. Где кампании, ставшие победными, представляли собой именно высококачественный креатив (сверху!), при профессиональном исполнении (снизу). А - не наоборот.
Но, что понятно без уточнений, победных кампаний - меньшинство. Проигранных, - даже проигранных именно в упорной, настоящей борьбе (согласно категории 1-1), - куда больше. И - не в том ли причина их результатов, что за "большой пиар" брались команды, по большому счету "PR-командами" не являвшиеся? Вынужденные "по ходу дела" добирать свой состав, кто - креативщиками (чаще), кто - исполнителями (реже), из специалистов "посторонних", новых, зачастую - чуть ли не из первых, попавшихся под руку?
Вот и ответ на вопрос: "для чего", и "кому".
Кому? - Да всем, кто читает эти строки, тем самым демонстрируя, что предмет обсуждения достаточно близок его работе или его намерениям: специалистам (в том числе и начинающим) - выборщикам, и потенциальным кандидатам.
Для чего? - Да для того, чтобы первые загодя, задолго до начала работы над каким-либо заказом, не поленились, и, пусть не с первой попытки, доукомплектовали бы свою команду специалистами, которых в ней в данный момент не хватает. Чаще всего, опять же, - именно креативщиками, - людьми, "обладающими критической массой серого вещества", способными думать, творить, видеть окружающее не только своими, но и чужими глазами, воспринимать его, по мере необходимости, в любом масштабе (от локального до глобального), в динамике, анализировать его, оперативно делать правильные выводы, и принимать нестандартные решения. Таких людей - немного. Но они - есть. И именно их наличием, их талантом, их сработанностью с остальными членами команды и определяется в значительной мере потенциал этой команды в целом. Во всяком случае, - как истинно "PR-команды".
Ну, а потенциальные кандидаты, полагаю, на основании прочитанного сумеют более четко уяснить себе, что должна представлять та команда, которой они, в соответствии с моими же рассуждениями, и могут с максимальной пользой для себя "отдаться". И, в результате, - сделать более правильный, осведомленный выбор тогда, когда придется его делать. Не только "не садясь в первое или второе такси", но, возможно, отбраковывая и третье, и четвертое, убедившись, что и они не в состоянии обеспечить им комплексного, "большого" пиара, - разве что отдельные его части.
Ну, и еще одна причина столь длительных рассуждений на тему креатива, развернутых мною уже после того, как, вроде бы, мы намеревались перейти именно к конкретике, - та, что именно с креатива и начинается эта самая конкретика. Собственно, не совсем так, - начинается она с достижения договоренностей с заказчиком, получения авансов и решения прочих "технических" вопросов. Но я позволю себе поставить их на второе место в порядке рассмотрения на этих страницах, а начну все же именно с креатива, - с получения первичной информации, с ее анализа и выводов. Со всего того, что на пиарщицком языке определяется четырьмя словами: "На чем играть будем?".