|
|
||
Несколько миниатюр по мотивам... впрочем, думаю, понятно и так, по каким мотивам. |
             - Вот здесь он должен стоять. Видишь, индикатор показывает на мост.
       - А что, нету?
       - Петрович, иди ты знаешь куда? Кончился совок. Как ты не поймешь! Или клиент нами доволен, или все, аллес капут, баксы бай-бай. Конкуренция, потому что... Нету! Нету его, сам же видишь!
       - Не ори, Николаич. Раз так орешь, значит, жалобы поступали?
       Семен Николаевич помялся. Пожал крепкими зелеными плечами - в Игру он всегда ходил орком. Здоровенным, зеленым и клыкастым. Работа Николаевича заключалась в принятии жалоб от недовольных клиентов - и последущем разборе этих жалоб. В обоих случаях лучше быть внушительным, грозным и сердитым. Особенно по внешности - потому как силу, скорость и прочие бойцовские качества внутри Игры все равно обеспечивает компьютер.
       - В общем, ты наших главных героев знаешь?
       Виртуальный Петрович отбросил с лица соломенные волосы. Недовольно фыркнул, завел глаза к небу, постучал пальцами по невидимой клавиатуре - прическа поменялась на светло-русый "конский хвост" и заплетенную в косички викинговскую бороду.
       - На этом сервере северяне тусуются, - пояснил программист. - Лучше не выделяться... Так что там с главными героями? Чемпионат, что ли?
       - Ты, Петрович, иногда хоть вылезай из своего железа... - орк-Николаевич рассеяно снял с пояса боевой топор и принялся накручивать его блестящую рукоять на запястье. Заглянувший на мост игрок икнул и ретировался. Семен выдохнул, отложил топор, рукоять которого превратилась в пружину, раскрыл ладонь. С легким хлопком на ней проявилось техзадание. Инспектор сунул листок программисту:
       - Читай!
       -... Трам-пам-пам, купить дом в городе... Квест доступен с двадцать пятого уровня... Ого, значит, у нас и такие есть... Дом продает орк по имени Шаграт гра-Музгоб... опять индусов наняли имена программировать?
       - Скажи спасибо, что не таджиков... Ты дальше посмотри, где характеристики.
       -... Шаграт гра-Музгоб персонифицирован виртуальным персонажем третьего уровня... Николаич, это же бот! Этого гыр-мойдодыра никто не играет! Он компьютерно-управляемый!
       - А ты думаешь, почему я вызвал программиста, а не капитана игротехников? Дальше, дальше!
       -...Проявляется только в локациях: "Таверна "Бешеный Лось" и "Мост в замок Небесного Города". Та-ак!
       Испустив еще несколько двухметровых "Та-ак!", Петрович задумчиво огляделся. Мост шириной десять шагов, и длиной шагов триста... Парапет, могучие арки... На парапете чаши, в чашах вечный огонь - горит день и ночь. Ночью для освещения, днем якобы для отпугивания вампиров. Будучи программистом, Петрович знал, что тушение и зажигание огней в первую версию Игры просто не вписали: торопились открыть клуб раньше конкурентов. А потом так и оставили. "Это не баг, это фича..." - пробормотал парень профессиональную мудрость. Перегнувшись через широкий парапет, глянул вниз. Сухое ущелье под арками пустовало. За опорой моста неуклюже прятался бандит. Петрович махнул ему рукой. Бандит не отреагировал: должно быть, тоже управлялся компьютером. Бот - он и есть бот. Совсем тупой может только прямолинейно реагировать на определенные условия. Условия эти в компьютерной науке именуются триггерами и срабатывают всегда одинаково. Например, бандит нападает на всех проезжающих, не пытаясь ни оценить ни свои шансы на успех, ни как-то изменить тактику. Бот второго уровня имеет уже несколько условий и может как-то комбинировать их, создавая иллюзию общения с игроком. А вот боты третьего уровня... например, этот самый гра-Музгоб...
       - Николаевич, может наш орк в таверне сидит? У него же полусвободный интеллект, новая разработка... Помнишь, на позатой неделе скачивали? А парни, кто его делал, пиво любят, могли шутки ради прописать что-нибудь в этом духе.
       Инспектор не успел ответить. На мост влетела лошадь в золотистой броне; с лошади звонко соскочила высокая темнокожая девушка - тоже в броне с ног до головы, только шлем остался за седлом. Гостья вытащила длинный сияющий клинок и решительно направилась к техникам. Семен поспешно включил золотистый нимб с бегущей надписью "Администрация". Девушка убрала меч и вместо приветствия спросила:
       - Ну, что там у вас?! Долго мне его еще искать? В таверне нету! В лесу нету! Зайду в городские ворота: на карте помечается мост. Зайду на мост: вот, смотрите! - воительница сунула Петровичу развернутый пергамент. Зеленый значок указывал на таверну.
       Петрович и Николаевич переглянулись. Программист сдался:
       - Сейчас буду по базе пробивать. Отвернитесь, леди, тут запретная магия...
       Темнокожая амазонка презрительно фыркнула:
       - Говорил мне муж, не связывайся с триггерными игрушками! Нет бы систему написать, так все условиями...
       - Как раз триггерные персонажи очень даже в исправности! - возразил Семен. - А вот этого самого орка наделили полусвободным интеллектом. Его управляющая программа имитирует даже беседу на вольную тему. У наших конкурентов ничего подобного нет!
       - Ага, только сперва этого вольного собеседника поймать надо! - девушка крутнулась на стальной пятке и крупными шагами вернулась к лошади.
       - Не подведи, Петрович! - шепнул орк в самое ухо программисту: - На ней Драконий Доспех, значит, она главный квест прошла. Значит, она из первой десятки. В перспективе - текущий чемпион Игры. Если что, директор ее поддержит, не нас с тобой. Она в виртуале часов пятьсот... такие, как она, нам рекламу делают...
       - Не агитируй, работать мешаешь... - программист почесал затылок, прикусил большой палец. Подумал немного и решительно набрал на невидимой клавиатуре нужную комбинацию. С громким хлопком на дальнем конце моста материализовался высокий зеленокожий орк, одетый в воинскую стеганку, грубые штаны, кожаные сапоги, и подпоясанный красивым поясом с золочеными бляшками.
       Персонаж сделал несколько шагов. Тут девица его увидела и кинулась навстречу, брякая юбкой от кирасы. Орк взвыл, прыгнул на парапет и побежал прямо к инспектору, ловко перескакивая пылающие чаши.
       - Спасите! - завопил компьютерный гра-Музгоб - Спасите! Она меня сейчас грохнет!
       Николаевич поморщился, буркнул в нос:
       - Не она тебя, а я лингвиста грохну! Какое "грохнет" в четырнадцатом веке!
       Петрович властно поднял руку, крикнув кодовое слово. Орк остановился на полушаге, спрыгнул с парапета на мост и замер. Амазонка и программист подбежали к нему одновременно.
       - Купить-дом-в-городе! - выпалила девушка.
       - Стойте, леди! - Петрович снова стучал по невидимым клавишам. - Сперва немного профилактики... Объект девять два шесть!
       - Я, - механическим голосом ответил домовладелец.
       - Почему не появлялся в указанных локациях?
       - В локациях появлялся.
       - А почему же я-тебя-не-видела, наглаябрехливаярожа!! - амазонка перешла на ультразвук, отчего Николаевич снова поморщился и подумал: "Никогда не женюсь".
       - Я скрывался от игрока. Появлялся в той локации, где в данный момент игрока нет.
       Петрович и Николаевич изумленно переглянулись. Амазонка от удивления замолчала.
       - Почему??! - спросили хором все трое.
       - Требование программы номер четыре: избегать опасных персонажей. Правило шесть, точка шесть, точка семь: степень опасности персонажа определяется количеством убитых им существ. Запрос ноль-девять точка сорок две тысячи сто шесть: игрок ноль-девять имеет наибольшее количество убитых врагов, поэтому наиболее опасен...
       - Извините, леди, ноль-девять - это вы?
       Амазонка независимо вскинула голову:
       - Ладно, пусть я никогда не куплю дом в этом чертовом городишке! Но к своим восьми тысячам трупов этого зеленого болвана я точно добавлю!
       Компьютерный орк икнул и спрятался за широкую спину Семена.
       - Ну, вот тут все случилось. Я вошел...
       - Вошел?!!
       - Ну да, вошел, черт возьми, а что?
       - Петрович, глянь: это девушка, или у тебя опять с визуальной составляющей перекос?
       Петрович послушно глянул. Увидел очаровательную эльфийскую лучницу: с острыми ушками, раскосыми глазками, в коричневом камзоле и светло-серых чулках... Ноги, как и положено, начинались чуть-чуть не от ушей. Высокие сапоги с двумя рядами застежек прикрывали колени... Петрович пробормотал: "Исключительно замечательно, офигительно привлекательно", - сглотнул и перевел взгляд на высокого зеленого орка в бахилах, грубых штанах и потертом жилете. Еще раз сглотнул: по контрасту. Орк развел руками:
       - Ну, женщина, леди, мадам, фрау, а ты что видишь?
       Лучница поглядела на него, как на идиота. Перевела томные глаза на Петровича - и внезапно совершенно мужским жестом размашисто хлопнула себя по лбу. А потом добавила еще несколько слов - которых подобное нежное созданье и знать не должно, а не то, чтобы произносить без запинки, нисколько не путаясь в ударениях. Наконец, разъяснила:
       - Мужики, я все понял. Я же дочкиной аватарой играю. Мы с ней поспорили, что она моим Черным Ярлом пройдет Игру быстрее, чем я - ее Ведьмой.
       - Как к вам обращаться? - поинтересовался Петрович.
       Лучница хмыкнула басом:
       - Наверное, лучше по-мужски.
       - Хорошо... - Орк вздохнул. - Значит, я, инспектор Игры по приему жалоб от участников и расследованию. Вы, насколько я понял, не можете пройти задание с крысами.
       - Ага, - кивнула лучница. - Подушечный квест.
       Петрович никак не мог заставить себя воспринимать ее мужчиной. Те, кто отождествляет себя с виртуальным персонажем, входят в Игру своим телом. Иначе можно получить большие проблемы с психикой: кем себя считать и как вести. В последние десять лет виртуальная реальность стала куда больше "реальностью", чем "виртуальной". Но есть люди, которые себя с персонажем не отождествляют. А играют будто бы своим виртуальным приятелем. Или приятельницей - кому что ближе. Такие чаще всего используют вид "от третьего лица", смотрят на свое компьютерное воплощение со стороны... Петрович сглотнул в третий раз: на эльфийку стоило посмотреть. Поймал себя на том, что слишком часто сглатывает, и решил больше этого не делать.
       Между тем орк распахнул дверь и вошел в дом с громким призывом:
       - Делайна! Делайна Телас, ты здесь?
       - На стуле она сидела, - пояснила эльфийка. - И тут выскочила крыса. Вон из той дыры в углу. Ну, точно как по квесту, я ж не первый раз играю...
       Петрович аккуратно всунул голову в окно. Едва успел ее отдернуть: прямо перед носом пронесся огненный шар; со звоном и треском расплющился о каминную полку. Покатились бутылочки с зельями.
       - Откуда взялся файерболл?! - орк-инспектор с противным скрипом почесал пятерней лысый затылок.
       - Уменьши звук, - попросил Петрович, входя на этот раз через дверь. И опять неудачно: лиловая молния шарахнула в пол рядом с носками его рыжих сапог. В отличие от Семена, который каждую жалобу инспектировал в облике громилы-орка, программист Петрович часто менял воплощение. Сейчас он выглядел мелким лесным эльфом-босмером, носил бутылочно-зеленый камзол и такие же штаны длиной чуть ниже колена; залихватски сбитую на ухо шляпу с гусиным пером - шляпа и перо цвета первой травки, словно бы гуся перед ощипыванием тоже окрасили. Ну, а сапоги рыжие... Парень задумчиво посмотрел на пятно гари возле носков и пробежался пальцами по невидимой окружающим клавиатуре.
       - ... И вот, я крысу сложил, оборачиваюсь - а ее нету. В смысле, Делайны нету. Только что помогала мне крысу щемить - и опс, куда-то делась. Ну, она крысы натурально испугалась: даже на стол вскочила... Тут на столе никакого телепорта никуда нет? - спросила эльфийка. - А то как же я теперь квест сдам? Ведь не зачтут...
       - Делайну человек играет, - сказал, наконец, программист. - Так что, Николаич, может, Василиска позвать? Он же сегодня дежурный по игротехам.
       - Для начала посмотри в общей базе данных, где находится Делайна, - хмуро отозвался инспектор. - А то за ложный вызов знаешь, сколько визгу будет?
       - Знаю... - Петрович защелкал клавишами и развернул перед собой небольшой экранчик, куда эльфийка попыталась заглянуть одним глазком. Орк молча показал ей здоровенный кулак. Лучница с обиженной миной отошла к столу, пинком придвинула стул, который тут же оседлала.
       - Здесь! - Петрович пожал плечами и прибавил: - Именно в этой комнате. Трижды проверялся. Индексы все в порядке, а локализация точная. Ищите ее ребята, она где-то здесь...
       Орк-инспектор пошел вдоль стен по часовой стрелке, раскрывая шкафы - числом два - и сундуки, в количестве еще меньшем. Никого не обнаружив, вернулся к каминной полке. Глянул на эльфийку:
       - Так Делайна была на столе?
       - Ага, - кивнула девушка. - Вот здесь.
       И похлопала по доскам. Коричневая тарелка подпрыгнула, перевернулась и зазвенела по полу. Следом громыхнула лиловая молния.
       - Да откуда оно стреляет, холера в бок?! - рыкнул инспектор. - Петрович! Думаю, это комплексный глюк: персонажи пропадают, а файерболлы... Слушай! - внезапно догадался орк, - Может, ее файерболлом или молнией пришибло? А у твоей дочки в Игре уровень жестокости наверняка минимальный, вот труп и растаял сразу после смерти.
       Лучница фыркнула:
       - Тогда пусть пришлют новую. Или так примите квест: ведь крыс я честно убил. Не моя вина, что сдавать их некому.
       - Предъяви крыс, - махнул рукой орк-инспектор. - Петрович, впиши ей... ему квест, а акт мы потом в конторе завизируем.
       Эльфийка прыгнула со стула, выбежала в дверь - орк и босмер хором сглотнули слюну. Лучница вернулась, волоча букетик из трех зверюг, высотой человеку по колено. Крысы в букете были связаны голыми противными хвостами.
       Комнату наполнил истошный визг. Стол подскочил на всех четырех ножках, отлетел к стене, застрял там между сундуком и камином, потом поднялся на дыбы. Из-под стола выскочила женщина средних лет в длинном кремовом платье и коричневом переднике. С отчаянным воплем бросилась к двери:
       - Не тащи эту мерзость в мой дом!
       - Делайна! - рявкнул орк, выкатив желтые глаза: - Какого шармата ты под стол залезла?
       - Я? Под стол?! Я на столе стояла! - Делайна повернулась к Петровичу, и тот увидел пепельно-серое лицо с алыми угольками зрачков. Госпожа Телас была из проклятых эльфов-данмеров. Потом программист снова вернулся к невидимой клавиатуре и "запретной магии" служебного экрана. Хмыкнул, фыркнул, сплюнул. Орк-Николаевич смотрел на него нетерпеливо, и Петрович, наконец, выдавил объянение:
       - Она действительно прыгнула на стол. Но потом как-то просела вниз. А стол тут нарисован, вроде как ящик, понимаешь? На верхней грани ящика нарисована столешница, на боковых - ножки. Дизайнеры сэкономили. Если ты под столом, тебя просто не видно. Ты как бы "в столе", понимаешь?
       - Сундук-невидимка! - захохотала эльфийка. - Хозяйка, я твоих крыс убила, отпусти мне грехи... то есть квест запиши... и я пойду...
       Делайна, все еще мотая головой, протянула руку:
       - Давай дневник. Только оттащи их куда подальше, не бросай перед дверью.
       Петрович сосредоточенно колотил по клавишам, подбирая правильный стол. Поинтересовался:
       - А зачем было стрелять без передышки?
       - Так я же слезть со стола хотела. Нажимаю "прыжок", и промахиваюсь по кнопке, все время файерболл получается... - рассеяно ответила Трелас, заново расставляя бутылки с зельями, поднимая перевернутые стулья. Вернулась лучница:
       - Я крыс в канаву столкнул. Удачи!
       Инспектор поглядел на все это, молча покачал головой. Когда за мужиком-эльфийкой закрылась дверь, Николаевич спросил хозяйку дома:
       - А чего ты вообще на этот холерный стол полезла? Говорили ж тебе, физический движок сыроват. Всякие глюки могут быть...
       Делайна Трелас принялась теребить передник:
       - Так, я это самое... мышей боюсь.
       - Тебе еще не надоело искать всякую ерунду?
       - Ничего себе ерунда! - здоровенный северянин в тяжелой броне возмущенно хлопнул руками по бедрам. Латы протестующе загудели. Северянин продолжил жаловаться неожиданно визгливым голосом, отчего Петрович сразу подумал - не играет ли его вздорная баба?
       Семен Николаевич между тем осматривал место происшествия. Крутой скат в спокойную речную воду. На самом берегу - здоровенный валун. Выше песчаного ската начинается травянистый склон, а на склоне ветер треплет импровизированную палатку. Должно быть, разбойничий стан...
       - Вы уверены, что все случилось именно здесь?
       - Уверен! - нордлинг ткнул пальцем в небо: - Вон то облако я запомнил! Точно под ним!
       Клыкастая морда Николаевича удивленно вытянулась. Орк-инспектор выразительно посмотрел на танцующую под ветром палатку. Петрович вмешался:
       - Он правду говорит. Тут стык пространственных кластеров, текстуры накладываются. Облако - маяк, оно всегда тут стоит.
       - Короче, пропала моя клеймора! Я в нее сигильский камень всадил - зря, что ли? На нее такое заклинание повешено! Давай, ищи, чего стоишь?
       Петрович посмотрел на инспектора. Николаевич молча оскалил внушительные клыки и положил руки на пояс: сердился. Программист тоже сдвинул брови. Набрал на клавиатуре несколько комбинаций и тотчас же перевоплотился: вместо милого эльфеныша на берегу вырос имперский легионер. Стальные поножи, набедренники. Мятая кираса, на груди которой Петрович нарисовал беседку, заплетенную виноградом, а по всей спине пустил надпись: "За родину, за Септима!" Внушительные наплечники, из-за них рукоять меча... Островерхий шлем-барбют с Т-образной щелью. Рукавицы Петрович пока не включил: чтобы не мешали набирать коды.
       Северянин ничего не заметил. Он продолжал подпрыгивать и покрикивать, пока Николаевич ходил вокруг и рассматривал песок. Наконец, инспектор распорядился:
       - Проверь его клеймору по общему реестру!
       - В воде, - отозвался Петрович после минутного поиска.
       - Далеко?
       - Сейчас... - программист защелкал кнопками. На берег выскочила золотистая рыбина величиной с дворняжку. Подпрыгнула выше камня и огрела орка хвостом по плоскому зеленому носу.
       - Нну?!! - рыкнул Николаевич, сбрасывая рыбину на жалобщика. Та, не теряя ни секунды, вцепилась северянину в щеку. Нытье превратилось в сдавленную ругань. Программист выразительно развел бронированные руки:
       - Извини. По кнопке промахнулся.
       Северянин оторвал рыбину от лица, и зашвырнул почти на тот берег.
       - Редкая рыба долетит до середины Днепра, - проворчал Николаевич. - Однако, если хорошо размахнуться...
       - Это шутка такая? - фыркнул Петрович. - Короче, вон там где-то его железяка. И как, прописать ее, или кому-то нырять придется?
       - Не спеши, - орк остановил программиста жестом. - Не нравится мне этот нытик. Воет и скулит, как пятилетний...
       - Я подумал, может его женщина играет? - вполголоса согласился Петрович. - Ну, помнишь, как тот парень... Черный Ярл, кажется... играл эльфийкой?
       Вспомнив эльфийскую красавицу, орк и легионер согласно вздохнули.
       - Скорее уж, его играет ребенок. Капризный очень... Постой тут, я подымусь на склон. Если ничего не придумаю, кому-то в самом деле придется нырять. - Николаевич направился к дырявой палатке. И сразу увидел, что разбойникам пришлось несладко: все пятеро были безжалостно изрублены. Четверку в кожаных камзолах и каркасных шлемах отыгрывал компьютер. Николаевич миновал их без задержки и склонился над атаманом. Обычно главарями разбойничьих шаек и монстрами высокого уровня управлял человек-игротехник. Так выходило дешевле, чем писать и отлаживать хитрый искусственный интеллект. Семен вынул из воздуха посох реанимации и коснулся им зарубленного атамана:
       - Отвечай, что тут у вас.
       - Жалуется? - вместо ответа разбойник криво ухмыльнулся. - Вот же язва! Орал, что пятеро на одного нечестно, ну, думаю, клиент вроде богатый... пусть будет честно... пускаю своих зомбенышей цепочкой по одному... а он нет, чтобы там финт какой или красивый блок - видно, по кнопке тупо давит и давит, надеюсь, у него мышка треснула... Потом выхожу на него сам. Блокирую, выкручиваю, бодаю его в наглую северянскую морду... Вижу, сработало: стоит, глаза таращит. Тут я у него клеймору и выбил - фонтан поднялся, как от снаряда. Почти до середины реки улетела.
       - Так, значит, ты ему клеймору выбил в бою? - глаза орка-инспектора налились багровым.
       - Ну да, а что? - удивился разбойник. - Не будь он такой сукой, я бы поддался. Я же помню инструкцию...
       - Да нет, все нормально, - успокоил его Николаевич. - Лежи, отдыхай... - и размашисто зашагал на берег.
       - Господин Игрок!
       Северянин повернулся к инспектору и заверещал:
       - Ну, долго мне еще ждать, пока вы мое оружие найдете?
       - Вы потеряли оружие в честной схватке, без нарушения законов Игры. Мы не принимаем к рассмотрению Вашу жалобу, как не соответствующую пункту шестому общих правил... Тем не менее, - орк радушно оскалился, - мы всегда готовы помочь Вам в поисках... Петрович, дубль два!
       И, пока северянин возмущенно хлопал глазами, орк с легионером схватили его под локти, запрыгнули на камень - а потом дружно зашвырнули бронированную тушу в темную речную воду.
       - Атаман сказал, клеймора туда отскочила. - Орк отряхнул руки.- Ну, примерно.
       - Так, значит, это не ошибка в программе, - понял, наконец, и Петрович. - Вот вреднюга! Не умеет рубиться, ну и не лез бы!
       Николаевич фыркнул:
       - Редкий нордлинг долетит до середины Днепра!
       Петрович раскатисто засмеялся:
       - Однако, если хорошо размахнуться!...
      
      - Тебе еще не надоело искать всякую ерунду?
       - Ты уже, кажется, это говорил.
       - Ну правильно, говорил. Так ведь что получается: то ищем пропавшего бота, то пропавшего игротеха, то утерянное оружие, то еще какого-нибудь черта в ступе. Ты, Николаич, жалобы игроков расследуешь, или в бюро находок служишь?
       - А почему, как ты думаешь, расследование и розыск всегда рядом ходят?
       - Вспомни мое слово, сегодня опять кого-нибудь искать будем.
       - Тише, Петрович. Мы пришли, - с этими словами орк взялся за дверное кольцо. Потянул. Дверь подалась с жалобным скрипом. Из открытого входа должно было пахнуть сыростью: такой он оказался темный и мрачный. Только сырость игровые компьютеры передать не могли - не было пока аппаратуры для передачи осязательных эффектов. Приходилось полагаться на искусство дизайнеров. И те не сплоховали: вход в подвал выглядел так, что поджилки у Петровича затряслись самым натуральным образом. Спускаться в подземелье ни инспектор, ни программист не захотели.
       - Эй, есть кто живой?
       Далеко внизу, в черноте коридора, запрыгали рыжие пятна. Потом показался факел, под факелом - сверкающая рука; наконец, проявился рослый человек с длинным мечом в правой руке, факелом - в левой. Воин носил дорогой стеклянный доспех, ярко блестевший под факелом. Петрович даже зажмурился. Подумал немного, пробежался пальцами по невидимой служебной консоли - и сделался точной копией поднимавшегося из подвала героя. Только лица отличались: из подвала вышел темнокожий силач-редгард, а программист остался светлолицым северянином с приметной синей татуировкой по щекам.
       Боец воткнул факел в кольцо на стене, вышел на мощеную камнем улицу Небесного Города, поглядел на пасмурное небо. Фыркнул и помотал головой:
       - Устал, как будто на мне всю ночь пахали...
       Семен Николаевич подался вперед, оправил кожаный жилет, отряхнул и без того чистые мешковатые штаны. Придал лицу выражение вежливой заинтересованности, от чего клыкастая морда инспектора стала еще жутче:
       - Я инспектор Игры по приему жалоб на качество работы программы. У вас жалоба какого рода?
       Редгард-из-подвала поднял руку почесать затылок. Наруч глухо стукнул по воротнику кирасы, и человек резко опустил ладонь.
       - Да вот нету их, поганцев. В рекламном ролике игры были. А тут вот нету.
       - Кого нету?
       - Да вампиров же! Обещали каждые три дня нападение во сне. Даже в городах, если окно забудешь закрыть. А я уже который день ни одного не встретил. Ладно, думаю. Может, удача моя такая. Нашел, наконец, вампирское логово. Переночевал в нем. Никого! Люди на улицах шарахаться от меня начали. Игроки разбегаются: уже меня вампиром считают. В последнем номере "Курьера" назвали Стеклянным Дракулой... А я на одни только колья всю осину в округе порубил. Если вампиров вообще в игре нет, тогда деньги обратно! Я на них полмесяца сетевого времени потратил!
       - Говорил же тебе, опять искать будем! - фыркнул Петрович. Орк-инспектор мотнул головой:
       - Лучше скажи: вампиры твои, или от команды игротехов?
       Программист улыбнулся: если упырей играют люди, на парня в стеклянном доспехе они попросту не полезут. Супердоспех можно только выиграть в бою с несколькими особыми персонажами... настолько особыми, что победа над ними сделает из игрока лихого рубаку, хочет он того или не хочет. Программист привычно перелистал списки.
       - В нашем секторе всех вампиров играют боты, - вполголоса пояснил он инспектору.
       - Опять с полусвободной логикой? - поморщился Николаевич. - Опять шибко вумные, от игроков прячутся, потому что те, дескать, опасны?
       - Кто старое помянет, тому глаз вон, - огрызнулся программист.
       - А кто забудет, тому оба! - не сдался инспектор. - Давай, крути свою машинку, ищи, куда эти комары-переростки закопались!
       Петрович хмыкнул и защелкал невидимыми кнопками - словно мял в пальцах прозрачную ткань. Редгард-жалобщик устало прислонился к каменной стене дома.
       В проулок заглянул человеко-кот. Точнее, сперва из-за угла показалась львиная голова: песочного цвета, непослушные жесткие волосы торчат из-под повязки бронзового оттенка.
       - О, да тут Стеклянного Дракулу поймали! - деловито-радостно произнесла голова. При этих словах игрок содрогнулся, отклеился от стены и даже нахмурился, насколько позволяла виртуальная мимика. Николаевич задумчиво терзал подбородок, словно собираясь выдоить из него разгадку. Петрович ушел в свои кнопки и экраны. Поэтому никто не помешал хаджиту выйти из-за угла полностью - а росточком он вымахал почти с орка-инспектора. Кот плавным жестом огладил длинный малиновый халат, причесал волосы когтистой лапой (повязка упала, но хаджит этого не заметил) и провозгласил:
       - Один номер "Курьера" в одни руки! Стеклянный Дракула пойман! Агенты начальника стражи производят арест в Клубничном Переулке! Читайте свежий "Курьер"!
       Игрок выхватил меч и прыгнул на человеко-кота с истошным воплем:
       - Сколько! Раз! Говорить! Я не вампир!!!
       Хаджит скрылся за углом. Игрок погнался за ним. Николаевич долго прислушивался к звяканью бронесапог по булыжной мостовой, перемежаемому то криками репортера: "Стеклянный Дракула вырвался из-под ареста!", то ревом незадачливого вампиробойцы: "Стой! Подожди! Я хочу поговорить! Просто поговорить! Я не вампир!" Наконец, поторопил напарника:
       - Ну, где твои кровососы? Тут видишь, что вырисовывается: несоответствие товара рекламе. Это уже почти иск...
       - Строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения, - возразил Петрович. Потом добавил:
       - У тебя телепортация еще работает? Перенесемся-ка в точку... вот с такими координатами... - программист показал Николаевичу строку на служебном экране. Инспектор согласно опустил голову и сдавил в руке волшебно-служебный медальон.
       Хлоп! Вокруг сомкнулись грубые блочные стены, закрытые таким же каменным куполом. Под ногами захрустел бурый песок. Вдоль стен на ящиках лицами кверху мирно спали несколько человек.
       - Где это мы?
       - Подземелья под Колизеем. Слева казармы гладиаторов, справа - подвалы букмекеров. Ну это, где ставки на бои делают... - рассеяным голосом отозвался Петрович.
       - Без тебя знаю! Мы вампиров ищем!
       - Так вот же они! - Петрович обвел отдыхающую компанию широким жестом. - Боты второго уровня. Управляются комбинацией из двух-трех триггеров...
       - А почему они на охоту не ходят? - Орк-инспектор с громким скрипом почесал зеленой пятерней бритый затылок.
       Петрович опустил пальцы на клавиши. Помедлил:
       - Изготовь-ка телепортацию. А то, если все сразу накинутся, сервер повиснуть может - от видеоэффектов. Застрянем тут надолго...
       Орк опустил лапищу на медальон:
       - Готов.
       Программист включил первого попавшегося вампира, кодовыми словами заставил его пройтись по комнате. Потом уложил обратно.
       - Все ясно. Сытые они. У них второе условие: искать кровь. А в подземельях под ареной ее всегда много. Тут же бои каждый день! То гладиаторы, то дуэли, то еще какая фигня... Так чего они на охоту пойдут? Подставляться под возмущенных горожан с осиной? Им и тут хорошо.
       Николаевич, не отвечая, сдавил амулет, и напарники снова очутились в давешнем переулке.
       - Ладно... - Семен почесал затылок, посмотрел на сморщившегося от скрипа Петровича, виновато опустил руку. - А делать-то с этим что?
       Петрович пожал плечами:
       - Не знаю.
       В проулок заглянул кот. Потом вошел полностью. Следом вошел игрок-жалобщик.
       - ...Говорил же тебе, "стой"! А ты прешь, как за медалью!
       - Ага, "стой!" - передразнил его репортер, - а меч-то в лапе! Если уж ты хотел говорить, меч убери сначала!
       - Господин Игрок! - орк выжидательно посмотрел на редгарда в стеклянной броне. - Ваша жалоба тщательно расследована. Должны сообщить Вам, что вампиры в игре есть. Следовательно, никаких отступлений от рекламы нет. Однако, в качестве некоторой компенсации за причиненное огорчение, можем предложить некий специальный квест...
       Герой молчал. Уши хаджита-репортера беспокойно задвигались.
       - Что еще за квест? - хмуро изрек воин.
       Николаевич наклонился к нему поближе и выразительно прошептал:
       - Поруководите вампирским кланом. Посмотрите, так сказать, с изнанки.
       Игрок не ответил. Потом фыркнул. Потом улыбнулся. Наконец, заржал совершенно непотребным смехом, заставив хаджита испуганно отскочить. Поднял голову, поглядел на журналиста:
       - Эй, приятель! Сколько золотых "Курьер" дает за интервью?
       Кот настороженно пошевелил ушами и ответил с опаской:
       - Ну... смотря у кого брать...
       - Эксклюзивное интервью! - игрок цокнул языком и прищелкнул пальцами. - С главой местного вампирского клана. Со Стеклянным Дракулой!
      
       - Снова эта амазонка!
       - Ты, Петрович, хакеров лови, а не девок высматривай... - рослый орк поворачивался в праздничной толпе, распугивая народ своей изрядно потрепанной курткой, крепкими плечами и острыми клыками, торчащими над верхней губой. По случаю праздника, Семен Николаевич надел красивые золотистые наклычники. В сочетании со стоптанными сапогами, мешковатыми штанами, потертыми на коленях, изжеванной кожанкой - золотые наклычники выглядели уморительно. Однако физиономия у Семена Николаевича была такая, что мало кто осмеливался посмеяться в открытую. Оркинспектор грозно ворочался посреди главного храма Игры, зыркая во все стороны хмуро и бессильно.
       - Видишь, опять они оставили стаканы на алтаре! - буркнул инспектор, протолкавшись к круглому каменному столу. Коснулся его зелеными пальцами - и погрузился в голубую ауру. Разнесся легкий звон, а потом из-под высокого купола прогремело:
       - Отец Время гордится тобой!
       - Дебилла любит тебя! - непочтительно фыркнул Петрович, пробравшийся к алтарю вслед за орком-инспектором.
       - Ты все жаловался, что нам приходится искать недостающее... - Николаевич почесал подбородок. - А теперь погляди сюда! - крепкий зеленый палец ткнулся в священный каменный стол.
       На столе стояли граненые стаканы. Девять штук. Петрович мог видеть, что под каждый стакан подложена бумажка. Разобрал несколько имен: "Джоффри", "Баурусу", "Маборелю, монаху", "Берду-капитану". На каждом стакане лежал кусок черного хлеба.
       Переглянулся с Николаевичем. Хмыкнул.
       - Конечно, в списке предметов игры нет граненых стаканов и черного хлеба? - орк поднял брови. Петрович снова хмыкнул, и, чтобы отвлечься, решил поменять себе внешность. Волосы сделал длинные и светлые, лицо - простое и мужественное, а глаза серые. И вдруг вспомнил, что именно так выглядел Берд. Берд, капитан стражи в каком-то городке к северу отсюда. Название городка тоже начиналось с буквы "Б".
       "Берду-капитану"...
       Петрович потянул записку к себе. Стакан и хлеб потянулись следом. Пришлось взять стакан, и игровой сервер тотчас включил описание налитой жидкости:
       "Русская водка. Сила +1; Боевой дух +10; Интеллект -10; Длительность 5 минут".
       Программист отставил стакан и дорисовал себе доспехи: тяжелую эбонитовую кирасу, черную с золотым лиственным рисунком; такие же сапоги и наколенники; зеленые, ярко блестящие наручи и наплечники из стекла... Вокруг бурлила пестрая толпа игроков, и метаморфоза никого не удивила: в храме встречается масса всякого народу. Подумаешь, кто-то одежду переключил!
       - Это не просто взлом, - сказал инспектор. - Эти парни, кто бы они ни были, не пытаются прокачать себе персонажей до неимоверного уровня в обход правил. Не пытаются искать себе преимуществ в бою... Хотя вполне могли бы. А потому мы их и поймать не можем. Ведь вся наша система контроля направлена на отлов жуликов... Здесь же нарушена буква правил, но не дух игры.
       - Может, игротехники шалят? - предположил программист. - Половина бригады набрана из старых ролевиков... которые еще по лесам-болотам с дубьем шарились в свое время... Они частенько жалуются, что здесь мало возможностей для отыгрыша...
       - А что, разве много?! - возмутился ктото над самым ухом. Петрович повернул голову:
       - Гляди, Николаич! Я же говорил, та самая амазонка! Ну помнишь, от которой орки прячутся?
       Девушка-редгардка в Драконьем Доспехе протянула руку и поставила на алтарь новый стакан. С куском хлеба и запиской. Потом посмотрела на инспектора с вызовом:
       - И никаких правил я не нарушила!
       - А стакан откуда? - взвился Петрович, - Если даже мой сканер не видит его в общем реестре вещей и объектов?
       Амазонка небрежно отмахнулась:
       - Муж что-то там объяснял про косвенные вызовы и стековые переходы, я не помню деталей. Какая, в сущности, разница?
       - Но для чего вы это делаете? - удивился Николаевич.
       - Пойдемте наружу, там не так шумно.
       Выйдя из-под ребристых сводов, все трое присели на ступени храма. Горожане, заполнившие центральную площадь, не обратили на них внимания. Только храмовый зазывала на всякий случай возгласил предупреждение:
       - По этим камням ступала нога самого Талоса!
       Амазонка презрительно сплюнула:
       - Я ходила по камням вместе с самим Септимом!... Зачем вы их всех поубивали?
       И без того большие глаза Николаевича превратились в форменные блюдца.
       - Ну, когда главный квест проходишь, - пояснила девушка. - Потом возвращаешься в Храм Повелителя Облаков - а там никого нет. Ни Джоффри, ни Бауруса... Верните их всех обратно!
       Орк-инспектор с ужасающим скрипом почесал зеленый затылок. Петровичу надоело это слушать, и он просто отключил звук. Николаевич посмотрел на собственную зеленую пятерню, как будто видел ее впервые.
       - Вообще-то это не по сюжету... - осторожно заметил он.
       - Я уже прошла весь сюжет, - спокойно ответила девушка. - У меня лучший результат в моем часовом поясе. Еще два или три квеста, и я могу участвовать в мировом чемпионате. Только не хочу.
       Петрович поперхнулся поздравлением. Николаевича удивить было сложней:
       - Почему не хотите?
       - Это единственный мир, в котором я чувствую себя, как дома... - редгардка пригладила курчавую шевелюру.
       - Вы не относитесь к персонажам, как к персонажам... - осторожно заметил инспектор.
       - Да! - девушка грохнула латной рукавицей по каменной ступени. - Для меня они все живые!
       - Они и есть живые, - еще осторожней продолжил Николаевич, - их ведь люди играют. Персонажей первого плана - даже несколько человек. Потому что в разных часовых поясах игроки спят в разное время... И потом, если персонажа совсем уж нельзя убить, это нечестно и для игрока обидно.
       - Но игра из-за этого слишком сильно становится похожей на реальную жизнь! - возразила амазонка. - В ней появляется неотвратимость. А неотвратимости мне и так достаточно...
       - Это единственный мир, в котором вы дома... - заметил Петрович. - А как же реальность?
       - Ну, реальность... Кому какая разница, кто я в реальности? - редгардка хмыкнула. Спросила:
       - Ты сам-то кто? Почему тебя Петровичем зовут? Вот Николаич, он действительно выглядит на свое отчество. У него даже походка... не заметил? А ты, сколько не меняй воплощение, все равно кажешься мне раздолбаем-программером с волосами до пояса, баночками пива в три кольца вокруг монитора... и по всей комнате раскиданы разные электронные штучки...
       Николаевич засмеялся в голос. Пояснил:
       - Обычно мы не обсуждаем, кто мы в реальной жизни.
       - Чего там обсуждать! - девушка снова непочтительно фыркнула. - Работа, дети, жена... Ну, или муж...
       Петрович попытался представить себе ее мужа: человек, назвавший богоподобный Завтрашний Ветер "жалкой триггерной игрушкой". Кто он? Зануда-бухгалтер? Или, еще хуже, бизнесхрен-толстолобик? Хотя, откуда он тогда знает про косвенные процедуры? Или он просто нанял этих самых хакеров? Да что без толку голову ломать!
       - Плюнь на правила, Николаевич, - программист угрюмо посмотрел в пасмурное небо. - Она все равно уже квест прошла... Да ты же сам, помнишь, жаловался: если бы Беседка отделила реализацию игры от представления...
       - Эй, ну при девушке-то можно программистскими словами не ругаться!
       - В общем, чтобы сюжет игры был отдельно, а картинка отдельно.
       - И что?
       - И можно было бы без конца ловить кайф от старых игр, меняя к ним только графическую оболочку. Как вышла новая графика, прикрутил ее... а мир, герои, квесты остались. Опять же, глюки и ошибки в квестах рано или поздно все повылавливаются, и будет супер-надежная, никогда не виснущая игра...
       Редгардка вздохнула:
       - А пока что уж больно похоже на жизнь получается. С каждой новой версией все больше глянца, и все меньше сказки... Так сколько тебе лет, Петрович?
       - Двадцать семь.
       - А почему тебя тогда зовут по отчеству?
       - Это фамилия, и должна произноситься с ударением на первый слог. Петрович, Вукович, Йовович. Я серб.
       Амазонка замолчала. Николаевич поднялся:
       - Ты ей только телефон не давай. По крайней мере, сейчас.
       Петрович вспомнил, как стоял у обрыва над холодной Дриной; в стынущих пальцах ветер трепал нарисованную от руки мишень; где-то за облаками нудно гудели натовские бомбардировщики... Подумал: игра не должна слишком походить на жизнь. Опустил руки на невидимые клавиши служебной консоли. Набрал коды. Выпрямился и глянул на замершую в напряженном ожидании девушку. Улыбнулся:
       - Езжай. Ты найдешь их в Храме Повелителя Облаков.
      
(с) КоТ
Гомель, 21.11-7.12.2006
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"