"Буквально через несколько дней после отставки Славолюба Муслина с поста главного тренера "Локомотива" Правительство РФ провело совещание, на котором утвердило трехлетнюю инвестиционную программу ОАО "РЖД". Инвестировать в упомянутое АО будем в основном мы, простые пассажиры: в 2007 году плата за дальние пассажирские перевозки увеличится на 12%, в 2008 - на 11%, в 2009, вы не поверите в гуманизм железнодорожников, на 10%. А в целом - на 33%. Не слишком ли высокую цену мы платим за эксперименты, влекущие огромные неустойки, с дорогостоящими игроками и тренерами? Тем более, что сервис в вагонах был и остается совковым!"
С такими невеселыми мыслями садился я в фирменный поезд "Мордовия", как обычно, внутри себя моля Бога послать мне не слишком шумных соседей. В этот раз мне повезло. Сосед был всего один и вполне адекватный. Шумными оказались проводники. Помимо обычного их навязчивого сервиса ("чай, кофе, печенье") меня в этот раз заставили два раза прослушать концертную программу "Радио железных дорог" (оказывается, мы еще и этих лоботрясов содержим, не только Вадима Евсеева!), в результате чего еще примерно полночи в ушах у меня отдавал нетленный (ибо он не тлеет, а жжет!) хит Р.Паулса "Гори, ночной костер, гори". Но более всего меня потряс (причем почти за шиворот!) бесцеремонный подъем за полтора часа до прибытия в Саранск по причине заботы проводников об опорожнении моего мочевого пузыря. В следующий раз хочу сказать им:
- Будить меня не надо!!! Я в туалет не пойду!!!
Не знаю, поможет ли. Найдут еще какую-нибудь причину побеспокоиться о моем здоровье.
С такими невеселыми мыслями вылезал я из фирменного поезда "Мордовия", надеясь, что меня тут же встретит местный товарищ, ибо с собой у меня был громоздкий сувенир для саранцев. Товарища не было. 5 минут, десять. Это могло означать либо то, что местные совсем распоясались и забили на Москву (возможный, но маловероятный вариант), либо...Либо, как выяснилось, ехало в соседнем вагоне. Это был председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин. Я узнал об этом из реплики, выданной обозленным мужем, которого минут 15 не пускали встретить жену:
- Что же ты не сказала, что со Степашиным едешь?!
Тут появился и мой провожатый. Мы прошли к его авто. Если в прошлый раз меня встречали на "Жигулях", то теперь это был автомобиль представительского класса. "ГАЗ-Волга". Однако не то, чтобы саранцы желали произвести на меня большее впечатление (куда уж больше...), нет, просто предыдущую машину не так давно угнали. Так я еще раз столкнулся с проявлением криминализированности Мордовии. В прошлый раз тот же самый товарищ рассказывал мне, что их офисное здание "пасут" бандиты. И стоит на день- два задержать платеж за аренду, как тут же появляются серьезные, но очень грустные ребята и деликатно напоминать о проплате...
Коррупция и криминал - два бича этого края. Но бороться надо начинать, конечно, с первого. "Это я вам Степашина привез..."- доверительно сообщал я всем встречающимся мне аборигенам. Это сообщение они встречали без особого энтузиазма, и вскоре я понял почему. В связи с визитом высокого московского гостя центр Саранска был почти полностью парализован - ограничено движение. Когда мне из-за этого пришлось самолично отмахать около полутора километров пешком, я был уже порядком зол на своего "протеже" по РЖД. А когда менты не хотели пускать нашу машину на вокзал (чтобы купить билеты и уехать из этого города!), я пообещал, что обязательно накажу кассиру не продавать билеты гражданину Степашину С.! Однако ввиду того, что стоять пришлось сразу в двух очередях (где быстрее?) внимание мое рассеялось, и я забыл передать кассиру судьбоносное сообщение. За что потом и поплатился. Но об этом позже.
После удачной покупки билета мы поехали, конечно же, на "Старт". Тот самый стадион "Старт", где всего на 50 рублей можно наесться как Вини-Пух, если удачно примазаться к подрастающему олимпийскому поколению. Одинокая фигура ППСника, дежурившего на месте спуска к воде гребцов (там еще небольшой канал есть...) сразу нас насторожила. Опасения были не напрасны: столовая не работала. Как и все мало-мальски приличные объекты, куда могла ступить нога высокого гостя, стадион был оцеплен и пребывал в ожидании. Потрясенные и голодные, мы отъехали оттуда.
- Но зато завтра вы сможете написать в газете! - возбужденно обратился я к коллегам - саранским журналистам. - "СТЕПАШИН ОТНЯЛ ЕДУ У ДЕТЕЙ!". Это же супер!
Коллеги отвели глаза.
- Давайте мы вам памятник Степану Разину покажем,- хмуро сказали они.
Мне ничего другого не оставалось, как согласиться. Мы мчались по наконец-то свободным улицам (может, Степаши сам заехал поесть на "Старт"?) мимо украшенных национальными орнаментами лозунгов "Стабильность. Процветание. Порядок.", "Единая страна. Единая Россия", "Труд. Созидание. Благосостояние!". Среди них как будто промелькнуло и "Сарынь на кичку!", но возможно мне показалось. Вообще в Саранске я привык все, что не понятно здравому уму, но с национальным колоритом называть "эрьзя". Проезжая мимо памятнику какому-то мужику с дубиной я как обычно поинтересовался:
- А это что у вас за эрьзя такая?
- Это памятник Степану Разину,- мрачно ответили саранцы.
- А почему здесь, на возвышении, у Химмаша, а не у реки? Он же вроде всё к Волге шёл?
- Не дошел.
И мне открылось, что Саранск - родина экзистенциализма. Что есть экзистенциализм как не борение с собой, не раздвоение себя на две составляющие? А в чьей душе первым зародился такой конфликт? Уж не Альберки ли Мю? Уж не у ЖП ли, я извиняюсь, Сартрушки? Нет. У нашего, русского конкретного пацана, тогдашнего лидера ОПГ Стеньки Разина. Именно в его душе произошел первый экзистенциальный конфликт: Стенька на Стеньку...
С такими мыслями садился я в обратный поезд "Саранск-Москва", увозя солнце из Мордовии (ибо с моим приездом оно неожиданно появилось, но потом столь же неожиданно укатилось). И был неприятно удивлен тем же оцеплением на вокзале: в соседний с моим вагон сажали Степашина (забыл ведь касса предупредить!). В каком состоянии его сажали не видел, но вот только спустя примерно полчаса в направлении его вагона потянулись милиционеры. Проходя потом обратно и заметив, что я в купе совершенно один (это лишь позже в потьмах сели какие-то эрьзи...) они остановились:
- Вы один едете?
- Да.
- На ночь купе закрывайте. Ценные вещи убирайте. Мало ли кто в соседних вагонах едет...