Блонди Елена : другие произведения.

Фамилия Имя Отчество

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на роман Юрия Костина "Русский"

 []
  
  Пришло однажды Имя к Имени-Отчеству и рассказало ему, что, оказывается, Фамилия вовсе не то, что думало себе Имя-Отчество, и даже уверения Ф.И.О, что вмешалось по ходу сюжета - важное такое, авторитетное - не помогли.
  А еще одно Имя побило другое, по сюжету так положено, ведь если книга, то как без драки? Но драк в романе Костина "Русский" маловато, скромен автор, когда дело касается драк, но об том речь впереди.
  И вообще, не начать ли с самого начала, как положено?
  Вот передо мной роман. Свежий. И, судя по тому, что Барака Обаму еще не избрали, но все уже знают, кто он такой, роман не просто только что издан, но и написан недавно. Даже юристка, рожающая в тюрьме, упоминается. Все свежо, все на злобу дня и было бы это хорошо, будь сам роман интересен.
  Но. Приступим к "но". Самое главное я уже высказала. Как вам понравится 350 страниц текста, где действует немалое количество персонажей, о которых нам известны только паспортные данные и кое-какие факты из биографий? Каюсь, даже в сотый раз с наслаждением перечитывая, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем, я забываю, кто из них худощав и высок, а кто приземист и распространяется в ширину. И с удовольствием возвращаюсь к началу повести - перечитать. С удовольствием. Никто меня за руку не тянет. Сама. Но вот вам, читатели, всего одна страница из книги Юрия Костина:
  "Проследив за тем, как сумка уехала по транспортеру, Антон еще раз поблагодарил Татьяну и поспешил на посадку в самолет.
  Когда "ТУшка" совершала разбег по взлетной полосе, в здание аэропорта вбежал Исаков. Потребовав список пассажиров рейса Воронеж - Дубай, он, к своей досаде, обнаружил там знакомую фамилию.
  Не понимаю, - проговорил он. - Если ты ни в чем не виноват, с какой стати улетать за границу? И почему из Воронежа? Откуда твоя визитка в портмоне того урода с дубинкой, что я встретил на дороге? И какая связь между тобой и Тихоновым? Или Привольским? И почему я сразу не понял, что этот Привольский жулик? Антоша - человечек умный. Все раскусил и не рассказал мне, о чем беседовал с убиенным профессором. Не понимаю... Все, башка сейчас треснет... - Он достал телефон и набрал номер Сосновского:
  - Сергей Самуилович, как и договаривались, информирую вас о ходе расследования. Только что наш подозреваемый - Антон Евгеньевич Ушаков - скрылся за границу. В чем причина - непонятно. Ваш Устинов вас предал, равно как и Григорий Аркадьевич. Это они виновны в гибели профессора. Простите уж меня за правду. Понимаю, вам это неприятно слушать...
  - Да бросьте вы, Алексей, - ответил Сосновский голосом смертельно уставшего человека. - Я совершенно адекватен. Вы скажите, неужели Привольский спланировал это убийство?
  У нас не было времени побеседовать основательно. Взяли его в гостинице, в Воронеже, всего час назад. Он утверждает, что все произошло случайно, он только хотел выяснить у профессора, куда девались известные предметы... А стрелял человек Устинова по фамилии Крестовский. Он в больнице. Что? Да нет, укушен собакой"
  Итак, что мы имеем? Вот список:
  Антон
  Татьяна
  Исаков
  Тихонов
  Привольский
  Сосновский
  Сергей Самуилович
  Антон Евгеньевич (см. Антон)
  Устинов
  Григорий Арькадьевич
  Алексей
  Человек Устинова
  Крестовский
  
  Я бы и не против, но это 214-я страница и, дочитав до нее, я не знаю, какого цвета волосы у Антона Евгеньевича, обтрепались ли рукава пиджака у Сергея Самуиловича, каким голосом кричит Сосновский и так далее-далее-далее...
  На протяжении романа упоминания о внешности персонажей можно пересчитать по пальцам одной руки. И то они размыты и общи. Немецкая шпионка Рита имеет славянскую внешность, но прохладный европейский взгляд. Еще у нее есть блузка, в которой она выглядит сексуально. А на последних страницах романа я узнаю, что главному герою Антону сорок лет.
  И мне вспоминается для развлечения читанный детектив, где написано, что волосы мужчины были так густы, что туман "росой оседал на бровях". А это был проходной персонаж, почти бессловесный....
  Вспомнила! Есть пара подробно описанных персонажей, и в чем одеты, и какое пузо, и ручищи. Но именно они в сюжете никакой роли не играют вообще. Так просто, в очереди рядом постояли.
  Но вернемся к нашим фамилиям, именам-отчествам и просто именам. Если в романе действуют профессора и немалые чины военной разведки, а еще периодически упоминается "Администрация", ну, как можно автору отнестись к персонажам (и прототипам) без должного уважения? Вот и появляются в тексте тяжеловесные конструкции, в которых скорость повестовования падает до полной остановки, хотя Александр Валентинович бегом бежит к Сергею Самуиловичу.
  Сам сюжет заверчен лихо. В нем есть тайна Тунгусского метеорита, экскурсы в революционное прошлое России и во времена послевоенные, рассуждения о политике и о мировой морали, эпизоды, снятые (э-э-э, простите, описанные, но ведь поедут и снимут!) в отелях Лас-Вегаса и Лос-Анжелеса. Есть в нем шпионы американские, байкеры московские, профессора, црушники, парочка женщин на трех-четырех страницах, летчики-любители, мимолетный тунгус и даже бандиты!
  Так как роман приключенческий, то о бандитах подробнее. Вот кусочек драки, одной из двух, кажется (на 350 страниц приключений):
  
  "Лишь только они удалились, длинный что есть мочи ударил Тихонова наотмашь по лицу.
  - Ну все, буржуй, интеллигентная беседа закончена, - сказал он, разминая кулак. - Будем говорить поплохому.
  Несмотря на боль и легкую контузию, Александр Валентинович не на шутку возмутился скорее сказанным, чем сделанным этим типом:
  Обалдел совсем? Какой я тебе буржуй? Ты развяжи меня, я покажу тебе, кто тут из нас буржуй..."
  
  Естественно! Когда тебя со всей мочи бьют по лицу, да еще и наотмашь (а можно ли со всей мочи ударить не наотмашь?), то конечно, никакая контузия не сравнится с обидой, - вдруг обозвали буржуем! Настоящий мужчина только на это и должен реагировать, а уж никак не на удары по лицу. Хотя я понимаю, контузия...
  И оттуда же:
  
  "Воспользовавшись замешательством, Александр Валентинович сгруппировался и от души отвесил обидчику такого пинка, что тот отлетел к стене, попутно задев головой стойку многофункционального тренажера, купленного Тихоновым "по блату", и, как оказалось впоследствии, за бешеные деньги, которые данный агрегат не мог стоить. Он регулярно жалел о покупке, проклиная себя за излишнюю доверчивость, но сделать уже ничего не мог.
  Сегодня приобретение окупилось сполна: ударившись о стальную штангу, главарь затих. Его спутник на мгновение опешил, однако тут же пришел в себя и наставил на Александра Валентиновича автомат. Но в тренажерный зал уже ворвался верный дог и, не оставив бандиту шансов, повалил его на пол. При падении тот выпустил оружие из рук, стараясь защитить руками лицо"
  
  Вот! Только теперь мне стало ясно, для чего необходимы дома многофункциональные тренажеры, купленные за бешеные деньги! Данный агрегат с готовностью поучаствует в страшной битве. И главарь затихнет, ударившись о стальную стойку. Еще необходим верный дог, не оставляющий бандитам шансов, даже если они с автоматами.
  Автор вообще страшный знаток разнообразных боевых приемов и, видимо, зная за собой эту силищу, пожалел читателя, не стал мучить обильностью экшена. Только один факт из жизни спартанских воинов стоит сотни тривиальных драк!
  
  "Ему ничего не оставалось, как применить тактику воинов Спарты. Замедлив бег, притворяясь, что окончательно выбился из сил, он дождался момента, когда самый резвый из преследователей уже протягивал руку, чтобы ухватить беглеца за ворот шинели, и, резко развернувшись, что есть силы ударил того портфелем наотмашь"
  
  И теперь мы знаем, что воины Спарты носили шинели и оборонялись портфелями!
  Оставим драки и перейдем к более мирным вещам. Вы знаете, например, про "древесно-стружчатую отделку" отелей Лас-Вегаса? Знайте теперь.
  
  "В отличие от древесно-стружчатой отделки отелей Лас-Вегаса, в "Турандоте" многое было
  натуральным - мрамор, дерево, бронза. Возможно, эта дизайнерская искренность должна была оправдать высокие цены. Вдобавок, в междукризисье обеспеченную публику в Москве воротило от скромности и бережливости..."
  
  И слово "междукризисье" меня порадовало тоже. И склонение названия московского ресторана, который назван именем принцессы, и не изменяется оно в падежах. А если "обеспеченная публика" называет его так, то автору следовало бы подчеркнуть, что это именно жаргонизм, а не его личная безграмотность.
  Вообще язык романа удивительно плох. Он безличен настолько, что глаз цепляют исключительно ляпы. Я не могу сказать, что их слишком много, встречались мне изданные книги, которые вообще сплошь из ляпов состоят. Но написать толстую книгу столь сушеным, канцелярским языком... Читаешь и думаешь, да полно, человек ли писал? Или робот? Перетасовал заложенные в программу информационные блоки - о метеорите, скрижалях, заповедях, темной энергии, о необходимости быть хорошими не каждому отдельно, а всем миром, и, напоследок, розочкой на торте - обязательное рассуждение о борьбе бобра с козлом и, тынц, готов очередной рОман. Или это бригада литнегров старается с готовностью пушкинского импровизатора из "Маленьких трагедий" с криком "тему, дайте нам тему, а мы уж вам понаписываем!". И понаписывают, отсекая все странности, индивидуальности, потому что они притягивают внимание, а не дай - повторятся. Зачем? Вот подобное безличное повторять можно безо всяких опасений, все равно прочитанное вылетает из головы через полчаса после того, как книга закрыта.
  
  Что понравилось:
  Информация о семидесяти смыслах, заложенных в каждую библейскую притчу и перечисление нескольких из них. Это дергает, заставляет думать и сразу хочется пойти, взять, раскрыть и перечитать внимательно, думая. Чтобы снова перечитать, и снова, зная, что вернешься по мере того, как ум растет и растет опыт.
   Что? Конечно, Библию перечитать!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"