О войнах, как и о жизни, мы знаем много и в то же время, пожалуй, не знаем ничего - уже хотя бы по причине непрестанной изменчивости как самой жизни, так и характерна тех войн, которые с регулярной последовательностью вспыхивают то тут, то там. Каждая из них, наверное, не похожа на предыдущую. В том числе и последняя большая война в Афганистане,- война, стоящая, однако, особняком в нашей военной истории. Общественное сознание в силу различных причин не торопится осознать ее во всей запутанной сложности и в настоящий момент, кажется, не продвинулось дальше признания незаконности ввода "ограниченного контингента" в суверенную республику Афганистан, да затухающей эйфории по поводу вывода его оттуда.
Но что происходило в этой стране в течение тех десяти лет, когда там совершали засекреченные "подвиги" "наши парни", за что и как погибали они, чем занимались вообще? Разумеется, кроме проявления трогательной заботы о всегда голодных афганских ребятишках, доставки муки и горючего в заброшенные афганские кишлаки, о чем ежедневно рапортовал из телевизора запыхавшийся "большелицый тележурналист" на фоне задымленного соляркой неба. Само собой разумеется, осмысление кровавой афганской авантюры - дело всего общества, его политологии и культуры, но не последняя роль в этом деле принадлежит и литературе. Опыт молодых литераторов, чья юность прошла через кошмарный Афган, здесь не подлежит сомнению. Если только он несет за собой честное и талантливое свидетельство.
Мне думается, рассказы Олега Блоцкого - именно такого рода свидетельство: честное, без утайки, со всеми трагическими коллизиями, военными и иными несообразностями, которыми густо нафарширована любая война. Потому что любая война - не только мир доблести и подвигов, но и чадный мир подлости и преступлений. Требуется немалого труда и дерзости, чтобы, поборов розовую предвзятость "патриотизма", явить ее преступный, кровавый лик даже в иной, мирной жизни. Воспитанный военщиной культ насилия становится главным мотивом жизни и проявляется всюду, где нет места праву, а неудовлетворенное злобное чувство мести испепеляет молодую, истерзанную несправедливостью душу. Страшно читать многие строчки Олега Блоцкого, но, очевидно, надо, если только мы хотим познать сущность зашедшего в нравственно - экономический тупик общества, познать самих себя.
Олег Блоцкий неплохо владеет словом, стиль его лучших рассказов строг и лапидарен, подтекст, как правило, нагружен значительностью смысла. Пожелаем же ему долгой и уверенной дороги в нашей литературе.