В этот день Ленор пребывала в радостном возбуждении от происшедшего и поэтому вся просто лучилась счастьем. Она стояла внутри личной комнаты, уже облачившаяся в новенький комбинезон виртуальной реальности, за которым волочился толстенный шланг жизнеобеспечения.
За окном виднелся небольшой кусочек ее родного мира, такого привычного и неуютного, заполненного запахом бензина, химических выбросов и всевозможных ароматизаторов. Мира, где нет ничего живого, где даже люди играют роботов, в надежде доказать свое право на кусочек свободы. Царство неоновых огоньков и железных конструкций, клубок проводов и антенн...
Странное сплетение рекламы и иллюзии, такой привычной и приятной. Как же отсюда хочется выбраться, хоть на минуту попасть в какой-нибудь другой кусочек вселенной, где нет стольких проблем, где можно просто пройтись по траве, слившись с деревьями и травой. Как же странно, сказочно и дразняще выглядят фотографии прошлого Земли... Как там все красиво и интересно... Леса, населенные зайцами, лисами и эльфами, дворцы с принцами и принцессами, горы с вечно снующими туда-сюда гномами и альпинистами...
И Ленор достался шанс шагнуть в мир прошлого, в мир своих фантазий и мечтаний, хотя она давно уже потеряла надежду. Только сегодня девушка получила долгожданный для каждого человека подарок - кресло виртуальной реальности с возможностью глубокого погружения. Глубокого и безвозвратного. Право путешествия куда угодно, но с билетом только в один конец...
- Как здорово, что сегодня случится то, о чем я так долго мечтала, - сказала сама себе Ленор, обводя взглядом стоящее перед компьютером кресло, новенькое и мерцающее всевозможными логотипами, - то, к чему я так долго стремилась, тратя все свои силы и время теперь передо мной. Устройство Глубокого Погружения. Как же это красиво и сладко звучит.
О таком кресле мечтал почти каждый - некоторые не отдавая себе в этом отчета, некоторые - в открытую завидуя тем, у кого есть возможность уйти от окружающей действительности, третьи - просто тихо шли к своей цели. Да это и не казалось удивительным, стоило лишь выглянуть в окно, за которым на бесчисленные километры простирался странный мир, выглядящий далеко не так оптимистично, как считали люди из прошлого.
Голая планета, почти полностью лишенная растений и животных, синтетическая пища, синтезированные компьютером фильмы и музыка. Даже чувства были неестественные, регулируемые множеством таблеток и микстур. "Каждый имеет право на порцию радости и любви", - гласили рекламные объявления, заполонившие все - дома, улицы, даже небо и облака. Реклама - еще один отличительный признак их мира - видеоролики, афиши, наклейки, логотипы соперничали с возгласами электронных завывал, размешенных в каждом магазинчике... И это притом, что все торговали одним и тем же - искусственно выращенным сбалансированным кормом, идеально подходящим для развития человеческих существ, такой же правильной одеждой и предметами быта. Зрелища тоже попадались подстать хлебу - все сплошь стандартные и точно рассчитанные, а оттого скучные и неинтересные.
Желание получить кресло виртуальной реальности стало для многих навязчивой идеей, стимулом, заставлявшим работать не покладая рук. Именно такие люди и производили для Компаний все то, что они пытались навязать жителям - таблетки, пилюли и рекламные слоганы... Особенно поощрялась работа на вредных производствах, на которую шли те, кто был готов продать свою реальную жизнь за виртуальное существование. И таких находилось немало...
- Ну что пора, - сказала сама себе Ленор, подходя к креслу, - не стоит дальше откладывать. А то мало ли что сделают из зависти соседи. Даже те несколько секунд, что я стояла на улице, пока грузчики несли кресло, они меня практически прожгли взглядом, будто это я виновата в том, что у них нет Устройства Глубокого Погружения. Да и вообще, зачем проводить лишнее время в этом странном и неправильном мире, когда есть возможность провести лишние минуты в древних садах и парках, в мире моих грез.
Сказав себе эти простые и очевидные слова, почти убедив себя, Ленор подошла к устройству виртуальной реальности, села в него и закрепила нужные электроды. Как это все-таки странно, что явь и мир мечты находятся друг от друга так недалеко - всего несколько метров проводов, небольшая коробочка и кресло.
Девушка прилаживала датчики быстро и точно, будто делает все это не в первый раз. На самом деле, она скрывала за уверенными движениями страх перед неизведанным и свою обычную робость. Ленор не требовалось заглядывать в инструкцию, она, как и почти все жители земли, знала ее наизусть - подсоединить контакты к кистям рук, ступням, голове, надеть специальный шлем, и нажать большую красную кнопку.
Все очень просто и понятно. Но вот решиться на последний шаг так сложно... Ведь возврата из виртуальной реальности не будет. Таков принцип глубокого погружения. Только один прыжок в глубину собственных грез, без возможности вынырнуть обратно. Единственный шанс уйти от реальности. Ленор боялась этого, так же, как большинство людей, решивших спрыгнуть с парашютом не могут сделать шаг вперед, доверившись случаю. Ей требовалось сосредоточиться, а лучше - чтобы ее кто-нибудь подтолкнул туда, в нереальный мир.
Девушка многократно проверила каждое соединение, прежде чем, собрала все силы и нажала кнопку. Она убеждала себя, что ничего страшного не должно произойти, что погружение в другой мир, причем вымышленный и нереальный - это не полет вниз с огромной высоты, это всего лишь шаг внутрь фильма, большое приключение и ничего больше.
Тем не менее, нажав на кнопку, Ленор закрыла глаза, боясь увидеть то, что предстанет ее глазам. Поэтому первым, что ее поразило, оказались запахи, точнее их отсутствие. Она так привыкла к бензину и всевозможным ароматизаторам, что почувствовала легкое головокружение от совершенно новых и непонятных ощущений. Запахи дурманили, оставляя впечатление чего-то искусственного. И хотя Ленор посещала в детстве музей "Древней природы" и даже нюхала флакончики с яркими этикетками "Запах травы", "Запах цветов" и "Запах деревьев", она не могла понять, что все эти ароматы могут существовать в реальном мире.
Звуки до нее тоже доходили - странные и непонятные, напоминающие чириканье воробьев - Ленор их тоже слышала в музее. Чириканье воробьев ей тогда запомнилось больше всего, так как их пение напомнило ей жужжание мотора робота-разносчика.
Ленор все еще не рискнула открыть глаза, продолжая принюхиваться и прислушиваться - страх увидеть ее новый дом, мир, где придется жить дальше, все возрастал, но любопытство не давало девушке сидеть спокойно, она изучала все, что могла. Со временем, она смогла различить голоса других знакомых по музею птиц. Это были то ли вороны, толи соловьи, более точно Ленор не могла сказать, ее такие подробности раньше не интересовали.
Так она и сидела, ощущая странное головокружения от незнакомых запахов и звуков, не рискуя разорвать последнюю связь с прошлым.
- Как здорово, что виртуальная реальность сама выбирает мир, основываясь на засевшем в подсознании желании, мечте, так что невозможно ошибиться, - подумала Ленор, потягиваясь и удивляясь странно прохладному ветерку, явно нарушающими оптимальный температурный режим.
С этими мыслями девушка раскрыла глаза, окончательно провалившись в новую вселенную, полностью отдавшись во власть иллюзии.
Она оказалось на небольшой полянке, покрытой травой, вокруг росли высокие деревья, внушающие с первого взгляда трепет и уважение. На ярко-голубом небе светило солнце и плыли легкие белые облака. Именно такую картинку Ленор видела в музее истории...
- Как красиво, - подумала девушка, оглядываясь, - и как странно и нереально. Просто фантастика!
Ленор наслаждалась окружающим пейзажем, но при этом не двигалась с места, даже не пыталась встать, боясь, что все это исчезнет или изменится, что деревья превратятся в фонарные столбы или автоматы раздачи питательных таблеток, трава под ногами - в движущуюся дорогу, проложенную между двумя рекламными стендами, а поющие птицы - в написанную кибермозгом симфонию. Головой она понимала, что все это виртуальная реальность и поэтому образ совершенно стабильный, и не стоит бояться того, что новый мир уйдет как сон... Но понимание и ощущения - совершенно разные вещи...
Очутившаяся в виртуальности девушка стояла, пытаясь понять этот мир, новую для нее картину. Она старалась вспомнить то, что знала о прошлом - детские робостории, старые графолайвы и псевдомногомеры. Ведь этот мир давно уже не существует, оставшись лишь в старых архивах и мечтах. Но эта вселенная стала любимой фантазией Ленор, такой мирной и спокойной, развивающейся по своим законам, а не бешено бегущей в будущее. Такой странный и приятный мир, проработанный в деталях, не менее реальный, чем родные пейзажи робосвалки, станции заправки шаттлов и завода по производству настоек грусти.
Ленор не могла найти в представшем перед ней мире никаких отличий от того, что видела в музее - толстые деревья, обвитые лианами, напоминающие такие привычные железные конструкции, увешенные кабелями, воробьи, напоминающие киборгов-почтальонов, соловьи издающие странные звуки, так напоминающие работающий двигатель прыгуна. Каждый кустик напоминал ей о чем-то родном, но, в тоже время, выглядел немного иначе, как-то интереснее и веселее.
Конечно, солнце не шло ни в какое сравнение с уличным освещением - оно горело слишком ярко, вызывая ощущение неправильности, даже какое-то омерзение. Но Ленор смогла стерпеть маленькую неприятность, оправдав ее недоразвитостью мира - не может же здесь все быть идеально. В общем и целом все казалось комфортабельным и подходящим для жизни.
- Ладно, - сказала сама себе Ленор, - пора понять, куда я попала, устроиться со всеми удобствами, а там уже можно и погулять. Для начала, видимо, стоит найти питательный отсек, наверняка он где-то рядом. Потом разыскать жилой куб...
План выглядел легко и просто, поэтому Ленор не стала откладывать его реализацию. Она встала, включила очиститель грязи на своем костюме, который выглядел так же, как и в реальном мире, и шагнула вперед.
Трава, как она и ожидала, оказалась довольно удобной для ходьбы, но слишком влажной, будто у нее вышел из строя регулятор влажности. Такая ситуация девушка не пугала, но портила ощущение праздника от такого интересного приключения.
Не привыкшая много ходить, Ленор вскоре утомилась и сменила быстрый шаг на более медленный.
- Ну неужели компьютер не мог проложить здесь транспортную сеть? - подумала она, медленно ступая по весьма некомфортной и непривычной почве. Ведь это же так просто - движущаяся дорога, антиграв, а рядом - скачкопрыг. А тут приходится идти пешком. Совершенно непонятно зачем такие сложности...
Она шла, поглядывая вокруг, в поисках чего-нибудь совсем уж привычного, какого-нибудь ориентира, по которому можно было бы определить, куда же исчезли все необходимые вещи - указатели, переместители, радователи и пункты ингаляции бодрости. Где находятся питатели, очистители, ароматизирующие души, в конце концов...
Но мир удивлял и разочаровывал девушку все больше и больше - деревья больше не казались похожими на железные конструкции, а, скорее напоминали гигантские мусорные бачки, заполненные кучей зеленого хлама и обвитые какими-то толстыми и грязными веревками, воробьи оказались не металлическими, а, скорее, пластиковыми и слишком живыми, чтобы от них можно было получить хоть немного радости. Не говоря уже о том, что птицы пели не синхронно, а совершенно вразнобой, не соблюдая никаких правил композиции...
- Какой ужас, - произнесла Ленор вслух, начиная паниковать - как же здесь можно жить? Неужели древние люди как-то обходились без кондиционеров и причесывателей? Где все это? И зачем под ногами валяются всякие деревяшки, которые должен был бы давным-давно убрать рободворник? Или их здесь тоже нет?
Путешествие уже не казалось ей таким увлекательным, а скорее печальным или даже жутким. Само сознание того, что можно жить без аудионаторов, тритрансов и заменителей воды заставляло паниковать, Ленор пробирала сильная дрожь, сотрясающая все тело...
- Это ведь словно пищевая таблетка без микстуры! - жаловалась сама себе девушка, - как можно было додуматься до такой глупости?
Пытаясь выбраться из круга страха, Ленор ускорила шаг, стараясь выйти за пределы видимого кусочка виртуальной вселенной. Потом, чувствуя, что разорвать наваждение не получается, перешла на бег, но и это не помогло.
Девушка пыталась наткнуться на что-нибудь полезное, надеясь, что огибая очередное дерево обнаружит что-нибудь знакомое вроде реселлера ингаляторов или аквариума для выгула тойтерьеров... Но перед ней возникали лишь кусты, трава, деревья, такие же мерзкие и неправильные на вид, как и остальные. Под ногами находились странные противно пахнущие цветные кружочки, которые казались самыми неправильными и нелогичными. Толи дело запах бензина, такой обычный и всепроникающий... Как его может не быть? Разве может быть совершенен мир, где все запахи настолько отвратительны, как здесь?
Ленор бежала, с каждой секундой видя все более страшные вещи. Один раз между веток даже мелькнул заяц - девушка узнала его по торчащим белым ушам, только на рисунке он выглядел гораздо более приятным - точные, правильные геометрические формы, отсутствующее выражение на морде...
- А ведь я здесь навсегда, - вновь испуганно подумала Ленор, - какой ужас!
Страх овладел девушкой, которая ни разу даже не выезжала в другой город, не посещала другие планеты и космические станции, даже старалась не смотреть исторических фильмов, предпочитая лелеять свою любимую фантазию.
Никто не мог сказать, сколько времени она бежала, да и насколько далеко продвинулась от той полянки. Даже хода времени Ленор не замечала: мысленных часов в этой реальности не существовало, а особенностей движения солнца она не знала. Так что происходящее выпадало из памяти сразу после того, как случалось, и все слилось в сплошную массу - деревья, трава, кусты, облака, зайцы...
Раньше Ленор никогда не бегала даже по улице, только в тренажерном зале, четко рассчитанное компьютером время. А сейчас ей пришлось пробираться сквозь колючие деревья, раздирая кожу до крови. И при этом не появилось ни одного медицинского робота, способного заживить рану.
Порезы непривычно болели, но страх затмил все бытовые мелочи.
Когда стемнело, паника опять усилилась, заставляя двигаться дальше.
Лишь выбившись из сил, Ленор прилегла на землю, такую мокрую, липкую и неприятную, не то, что термокровати с подогревом, массажем и гипнотерапией. Но все равно сразу провалилась в сон, непривычно глубокий и совсем без сновидений.
Проснувшись на утро, оглядевшись вокруг и вспомнив все, что случилось, девушка продолжила бегство. Хорошо еще, что она запомнила сторону, куда двигалась вечером, а то могла так и гонять взад-вперед день за днем, месяц за месяцем.
Каждый человек бежит от мира по-разному - некоторые дурманят себя наркотиками или виртуальной реальностью, некоторые создают вымышленные миры в голове, сходя, по мнению остальных, с ума, но большинство просто принимает правила игры, решая, что убежать от себя проще, чем от окружающей действительности. Ленор о выходе из создавшейся ситуации пока не задумывалась, даже ее подсознание об этом пока не помышляло. И вся девушка превратилась в машину для бега, несущуюся сквозь деревья туда, где все более привычно и понятно.
И, как это часто бывает, ее терпение оказалось вознаграждено - к концу дня Ленор наткнулась на то место, где лес кончался. Дальше царила полная пустота - большой пустырь, на котором не было ничего, ни травы, ни деревьев, ни ретрансляторов мыслесети.
Это выглядело еще ужасней, чем то, что Ленор видела раньше - мир кончался, ей было некуда идти, она осталась одна в маленьком мирке, заполненном ужасными древними экспонатами и не имевшим ничего предназначенного для жизни.
Девушка побежала вперед, что было сил, прямо через пустырь, не разбирая куда и зачем. Ей было все равно, она понимала, что других вариантов спастись у нее нет... Ленор не могла оставаться там, где не мыслила существования.
Она бежала не оборачиваясь, понимая, что увидит лишь одинокий пустырь, такой странный и непривычный. Она надеялась, что сможет выбраться из того виртуального мирка туда, где все имеет такие приятные очертания, где все знакомо и известно.
И толи Ленор бежала уж очень упорно, толи компьютер, создающий иллюзию, наконец, понял, что девушку не устраивает созданная им реальность, толи просто так и было задумано создателями устройства, но пленнице виртуальности удалось добежать до конца пустыря.
Она, совершенно неожиданно для себя, оказалась перед странным пультом со странными очертаниями, напоминающим скорее аквариум для электронных рыбок, чем что-нибудь другое. Вот только никаких морских животных здесь не было. Лишь платы, торчащие из разных углов. Аквариум напомнил Ленор так милые ее сердцу мыслетерминалы.
Увидев знакомый прибор, девушка бросилась к нему со всей возможной скорость, надеясь, что это устройство сможет ее вернуть обратно или, хотя бы, подскажет, как ей поступить.
Ленор уселась в большое кресло и включила мыслетерминал, знакомым и привычным образом - его клавиатура не отличалось от обычных устройств, расположенных в каждом доме.
Положив руки на хрустальный шар, девушка представила, что находится в своем родном в мире, в царстве роботов, проводов и рекламы. Она воссоздала в памяти картину так ярко, что почувствовала, будто действительно перенеслась туда. Она вспомнила все тонкости - и запах бензина, и бредущих роботов, и железные конструкции, и рекламу на небе и облаках, даже бегущие дороги и питатели. А вместе с ними возникли и бредущие на работу толпы горожан, лежащие в грязи наркоманы и все остальное, неотделимое от ее родного города.
И компьютер послушался, видоизменяя виртуальную вселенную так, как она хотела, в точности с приказами Ленор. И кусочек из прошлого трансформировался в тот мир, из которого она недавно сбежала.
Мне казалось забавным раствориться в загадке.
Потеряться в тумане электрической сказки.
Разорвались все файлы, память вышла из строя.
Я застряла в программе, вышла из-под контроля.
Виртуальность, виртуальная реальность.
Виртуальность, виртуальная реальность.
Мы питались волшебными сигналами мысли.
Я гуляю по платам и не вижу в них смысла.
В этой странной игре, явно не разбираясь.
Нажимаю на кнопки, изменяя реальность.
Виртуальность, виртуальная реальность.
Виртуальность, виртуальная реальность.
"Виртуальность" (музыка Л.Кауфман, слова Л.Кауфман, исполняет Л.Кауфман)