Аннотация: Повесть-сказка для детей младшего возраста о маленькой принцессе, которую министры отправили в детский сад поработать воспитательницей в группе самых непослушных детей в педагогически-исправительных целях.
Принцесса - воспитательница
Совещание министров
Принцессы бывают разными. Есть такие, которые помогают маме мыть посуду, а другие с удовольствием вытирают пыль с пианино, а некоторые умеют вязать спицами и крючком.
Принцесса, о которой пойдет речь, ничего не умела и не хотела. Хотя нет. Топать ногами и махать руками она умела. Есть конфеты, мороженое, пирожное она иногда хотела. Но даже самое вкусное мороженое она лизала с таким лицом, что, глядя на нее, посторонние люди думали: "Фу, какое соленое и горькое мороженое ей попалось, бедняжке".
- В соседнем подъезде, на первом этаже, одна принцесса сварила макароны. Сама. Представляешь? - Делилась королева новостями с королем.
- И что, - удивился король, - их можно было есть?
- Представь себе. Мало того, что она угостила родителей, она угостилась ими и сама.
- А еще одна принцесса, ее мама рассказывала об этом всей парикмахерской, сама себе сшила карнавальный костюм.
- Золушки? - С надеждой спросил король. Уж очень ему не хотелось, чтобы другие принцессы были хоть в чем-то более умелые, чем его любимая дочка.
- Представь себе, Золушки! Ты думаешь, так легко аккуратно пришить заплаты? А наша? Ну, ничегошеньки не хочет делать. Ничего, кроме сладостей, не ест. Вечером спать не хочет, утром просыпаться не желает. Ума не приложу, что с ней делать.
- Да, - вздохнул король, - возможно, мы что-то упустили. Возможно, мы воспитали из принцессы слишком принцессу.
- Пора ее перевоспитывать, - решила королева.
- Давай подумаем об этом потом. Это слишком серьезный вопрос, чтобы решать его, не подумав, - предложил король. - Тем более, сейчас у меня встреча с министрами. Мы собирались вместе поболеть за нашу любимую футбольную команду за чашечкой чая...
- Чашечка чая! - Рассердилась королева. - Только и знаете, что смотреть футбол за чашечкой чая! Говоришь, придут министры? Отлично. Назначь им совещание на сегодня, раз они уже идут! Пусть думают, как перевоспитать принцессу. И учти! Пока не придумают, никакого чая им не видать.
Первому министру, брату короля, не очень хотелось перевоспитывать принцессу, так как он считал, что дети должны делать все, что им хочется. Ведь когда они станут взрослыми, им придется делать то, чего не хочется.
Второй министр, брат королевы, считал, что давно пора перевоспитывать принцессу, и что для этого необходимо применять самые решительные меры.
Третий не был министром, он был просто другом и соседом королевской семьи, и его пригласили на совещание министров только потому, что он работал в отделе народного образования.
Первый и второй министры с уважением смотрели на третьего не министра и ждали от него толковых предложений.
Но третий смотрел на часы и думал о том, что скоро по телевизору будут показывать футбол.
- Надо пообещать ей живого дракона, если она будет слушаться, - предложил, наконец, первый.
- Во-первых, этот дракон может спалить дворец, во-вторых, чем его кормить, в-третьих, где его взять? - тут же возразил второй. И предложил закрыть все конфетные фабрики, тогда принцесса проголодается и захочет супу.
- А почему из-за нее должны страдать другие дети, более послушные? - не согласился первый.
- Мой папа любил повторять: "Кто не работает, тот не хочет есть", - вспомнил второй министр. - Мы должны устроить принцессу на работу.
- Она же еще маленькая! Кто возьмет ее на работу? - удивился первый.
Второй посмотрел на не министра и сказал:
- А мы попросим друга королевской семьи. По-моему, у него есть такая возможность.
- Ну что вы! - не министр развел руками, - Я могу устраивать на работу только в школы и в детские сады. А ваша принцесса из всех букв знает только букву "я". Какая же из нее учительница?
- Во-первых, она знает все буквы, просто букву "я" любит больше других, во-вторых, пусть идет в воспитательницы, в-третьих, вы можете навещать ее на работе и помогать ей, - предложил второй.
- Это невозможно! - друг семьи покачал головой, - для того, чтобы работать в детском саду, нужно специальное образование. Пятнадцать минут осталось до футбола, - добавил он, тяжело вздохнув.
Через двенадцать минут министры все-таки уговорили не министра, и он подписал приказ о назначении принцессы воспитательницей в старшую группу детского сада.
- Мы посовещались и решили... - торжественно начал первый министр, когда в зале собралась королевская семья.
- Отправить принцессу на работу в детский сад, - продолжил второй.
- До футбола полминуты, - воскликнул третий, который не был министром.
Королева только руками всплеснула:
- Придумали! Разве можно оставлять ее на целый день без присмотра? Она и так ничего не ест.
- И вообще! - кивнул король.
- Тогда мы пойдем еще подумаем, - и министры хором вздохнули.
- Можно, я подумаю дома, у телевизора? - спросил друг королевской семьи.
- Нет! - сказала принцесса и топнула ногой. - Хочу работать в детском саду. И все!
Министры переглянулись.
- Ну, я не знаю, - пожала плечами королева.
- Прямо настоящие, что ли, дети в садике? - спросил король.
- Ну не придуманные же, - ответил друг семьи.
- И много их?
- Для начала человек пять, - ответил друг семьи, подумав.
- Ну а что? Пять детей - это вроде немного, а? Только надо отобрать самых послушных, чтобы для принцессы был пример, - сказал король.
- А я считаю - самых непослушных, - возразил второй министр, - иначе принцесса не перевоспитается. Ей работать надо, а какая работа с послушными детьми?
- Ну, я не знаю, - опять развела руками королева.
- Непослушных! - сказала принцесса.
- Тогда, если тебе завтра на работу, ложись спать пораньше, - приказала королева.
- Вот именно, - добавил король.
- Самое главное в работе воспитателя - соблюдать режим дня, - предупредил друг семьи.
Принцесса обиженно посмотрела на всех, но ничего не ответила. Пошла спать.
Завтрак в детском саду
Дети собрались завтракать, когда в старшую группу детского сада вошла принцесса.
- Буду воспитывать, - строго сказала она. - Вы все невоспитанные, а я воспитатель. И все!
- Ого-го! - закричал Робик.
- Иго-го, - поправил его Ванечка.
- Ихо-хо-хо-хо, и бутылка рома! - запел Данила.
А Ася и Тася высунули языки.
- Это вы чего? - удивилась принцесса.
- Это мы не слушаемся, - объяснил Ванечка.
- А я вас накажу, - сказала принцесса, - я у вас отберу кашу. Геркулесовую.
- Не успеешь! - Данила схватил ложку и быстро-быстро стал есть.
И остальные тоже.
- Немедленно прекратите! - Принцесса топнула ногой.
- Очень вкусно! - сказал Робик.
Все дети зачмокали, закачали головами, а некоторые даже глаза зажмурили от удовольствия.
- Вы все врете, врете! Вы притворяетесь! - Принцесса подбежала к раздаточному столику, на котором стояла кастрюля с остатками каши.
- Невкусно! - закричала она и проглотила целую ложку каши прямо из кастрюли.
- Пересоленная! - еще одну ложку.
- Переслащенная! - третью ложку.
- Переперченная! - четвертую.
- Да она же подгорелая! - И принцесса заскоблила ложкой по дну кастрюли.
Занятие по рисованию
Принцесса раздала детям альбомы по рисованию и цветные карандаши.
- Я нарисую ворону, - сказал Робик.
- А я цементовоз, - сказал Ванечка.
- А я забор, - сказал Данила.
- А я слона, - сказала Ася.
- А я речку, лодку, верблюд и холодильник, - сказала Тася.
- Будете рисовать, что я скажу. - Принцесса закрепила кнопками листочек бумаги на доске и взяла красный карандаш. - Смотрите внимательнее!
С нижнего левого угла листочка она повела кривую линию, довела до середины, закруглила и быстро-быстро закудрявила в правом верхнем углу. Потом взяла синий карандаш и по всему листочку наставила разных черточек. Потом желтым и зеленым карандашом нарисовала кружочки - большие и маленькие, ровные и кривые.
- Это горы и облака, - сказал Ванечка.
- Разбитый мотоцикл или обыкновенная гроза, - сказал Робик.
- Это кто-то ругается по телефону, - сказала Тася.
- А может, это такой забор? - спросил Данила.
- Наверное, это мода такая, - сказала Ася.
- Неправильно! - принцесса топнула ногой. - Это колябушки про меня. Как я не хочу умываться. Каждый сейчас нарисует колябушки про себя. И все!
Дети стали рисовать.
Данила продырявил карандашом всю бумагу. Это он вспомнил, как одна девочка толкнула его в лужу.
В Робикином рисунке было много розового и сиреневого цвета. Он рисовал свою любовь к привидениям.
Ася нарисовала, как она хочет быть маленькой-маленькой, чтобы можно было залезть в тюльпан и там качаться: потому что ветерок.
А Тася нарисовала, как она не боится темноты.
Один только Ванечка не рисовал. Он сидел грустный-грустный.
- А ты чего не рисуешь? - спросила принцесса.
- Я не знаю, хороший я или плохой, - вздохнул Ванечка.
- А кто должен знать?
- Хороший, хороший, - сказали Данила и Робик.
- Вообще-то хороший, только иногда дерешься, - сказали Ася и Тася.
Ванечка еще раз вздохнул и стал рисовать, что он вообще-то хороший, только иногда дерется.
На прогулке.
- Всем кувыркаться, драться, кусаться и толкаться! - приказала принцесса на прогулке.
- А вот и нет, - ответили дети. - Мы нарочно будем потихоньку ходить, а может, даже парами.
- Всем кричать, визжать, рычать и гавкать, - не сдавалась принцесса.
- Сама рычи, - сказал Ванечка и высунул язык.
- Ах, так! - Принцесса залезла на высокое дерево и уселась на ветке - Ну-ка все сюда!
И хотя детям очень хотелось на дерево, они себя сдержали. Девочки стали прыгать через скакалку, а мальчики играть с мячом.
- Мы будем изучать природу родного края? - спросили Ася и Тася, когда принцессе надоело сидеть на дереве, и она с него слезла.
- Это положено по режиму дня?
- Положено на прогулке, - ответили дети.
- Тогда конечно. - Принцесса оглянулась по сторонам и показала на забор. - Кто скажет, как называется это дерево?
- Это заросли бамбука, - сказал Робик.
- А как называется это насекомое? - принцесса показала на фонарный столб.
- Светлячок? - неуверенно спросил Данила.
- Майский жук, - сказала Ася, - потому что когда наступает вечер, он жужжит.
- От какого дерева этот листочек? - и принцесса протянула листок бумаги.
Все молчали.
- От пальмы, - догадался Ванечка.
- А почему, почему? - зашумели остальные.
Ванечка стал загибать листочек то в одну, то в другую сторону мелкими складками, а потом развернул веером. И все увидели, что листочек от пальмы.
Небуду Нехотимовна
- Чем мы там должны еще заниматься до обеда, который мы кушать не будем, - спросила принцесса, когда ребята вернулись с прогулки.
- По режиму дня у нас чтение художественной литературы, - ответила Тася.
- Никому не разрешаю садиться на стульчики и тихо сидеть, - предупредила принцесса и взяла в руки книжку.
И все дети непослушно замерли на стульчиках, стараясь даже не шевелиться.
- Ах, вы так! - сказала принцесса. - Тогда я не буду читать.
Но дети решили ее переупрямить и закричали в один голос:
- А мы и не хотим слушать эту сказку!
- А я и не буду читать...
- А мы и не хотим...
- Не буду!
- Не хотим!
В эту секунду в дверь кто-то постучался, и в старшую группу детского сада вошла очень нарядная старушка. На зеленой кофточке грубой вязки, в которую она была одета, сидели живые бабочки самых разнообразных видов: и желтые капустницы, и черно-красные махаоны, и разноцветные павлиньи глаза и небесного цвета голубянки и даже бражник "мертвая голова" с рисунком черепа на спине. Бабочки время от времени взлетали с кофточки, но потом опять приземлялись на свои места. И это было очень красиво. На шее у старушки болталось тяжелое ожерелье из сосновых шишек и перламутровых ракушек, а на голову была нахлобучена шляпка, похожая на птичье гнездо.
Если бы не маленькие глазки, выглядывающие из под сведенных густых бровей, как зверьки из норы, ее можно было бы принять за веселую артистку из цирка. Но глазки были злые, нос большой и кривой, а волосы седые и взлохмаченные. Руки она держала за спиной.
- Вы чья, такая бабушка? - Принцесса даже вздрогнула от неожиданности.
- А я ничья такая бабушка, - захихикала старушка.
Дети испуганно переглянулись, почувствовав что-то неладное.
Но принцесса строго сказала:
- Раз вы ничья бабушка, то посторонним вход воспрещен. У нас занятие, между прочим, и я читаю детям сказку.
- А я как раз оттуда, - усмехнулась старушка.
- Откуда оттуда?
- Из этой сказки, которую детки не хотят слушать, а ты не будешь читать.
На это даже принцесса не могла ничего ответить.
- Позвольте представиться. Меня зовут Небуду Нехотимовна. Вы три раза меня позвали, и вот я явилась. Такое условие.
- Ч-что эт-то за условие такое... Не знаю н-никаких условий, - громко сказала принцесса, но по ее голосу было заметно, что и она, наконец, почувствовала что-то неладное.
- Условие, чтоб очутиться в сказке. Вы теперь все в сказке, мои нехорошие. Вот так. А сказать, кто я такая? Я колдунья. И злая колдунья, между прочим.
- Ну и чего вы от нас хотите, уважаемая Небуду Нехотимовна? - спросила принцесса. Она изо всех сил старалась не бояться.
А дети притихли, как мышки и ждали, что будет дальше.
- А я хочу заколдовать всех вас.
- А я сейчас милицию позову, чтоб вы не хулиганили, - быстро сказала принцесса и подбежала к окну.
И тут все увидели, что за окном вместо детсадовского участка с качелями и грибками, стоит темный лес.
- Ах, так!? - принцесса даже побледнела и повторила еще раз. - Ах, так!? Ну, тогда заколдовывайте меня, ведь я первая сказала "Не буду".
- Идет, - согласилась колдунья и задумалась. - В кого, интересно, тебя превратить? Может, в ежика, ведь он такой колючий. Или в ослика. Говорят, они упрямы...
- В кого хотите, в того и превращайте, - сказала принцесса и отвернулась от колдуньи. Стала смотреть в окно на темный лес, как будто ее этот вопрос не касается.
- Придумала. Я превращу тебя в белую мышку. В такую скромную, молчаливую, послушную мышку. У меня, кстати, с собой квартирка для тебя.
Тут все увидели в руке у колдуньи маленькую клетку.
И не успела принцесса разглядеть, как следует свою будущую квартирку, как Небуду Нехотимовна подскочила к ней, схватила за руку и что-то тихо прошептала. И в ту же секунду принцесса превратилась в белую мышку. Но прежде чем колдунья закрыла за ней дверцу клетки, мышка укусила ее за палец.
- Ничего, - прошептала колдунья, - со временем станешь тихой, как все мышки.
Потом она повернулась к детям и, изобразив на лице приветливую улыбку, сказала:
- А когда эта сказка кончится? - шепотом спросила Тася.
- А я откуда знаю.
- А нам что делать? - шепотом спросил Робик.
Дети спрашивали шепотом, не оттого что боялись кого-то разбудить, ведь никто не спал, а потому что от страха у них сел голос.
- Что у вас там по режиму дня? - ответила колдунья. - Скоро обед? Вот и не обедайте на здоровье. А я пошла. Пока, мои нехорошие...
И она на самом деле пошла, держа на вытянутых руках клетку, в которой, упершись передними лапками в решетку, стояла белая мышка. Она смотрела прямо на детей. И взгляд ее был строгим и немного грустным.
Тропинка в лесу
Как только за колдуньей закрылась дверь, ребята вскочили со своих стульчиков и стали шуметь.
- Надо срочно бежать к заведующей! - кричал Данила.
- Надо ее родителям сообщить, - кричал Ванечка.
- Надо позвонить, куда следует, - кричали Робик и Ася.
- Надо спасать принцессу самим, - тихо сказала Тася.
- Почему, - удивились остальные, - а взрослые на что?
- Взрослые там, - ответила Тася, - а мы в сказке...
Она открыла дверь и вместо привычной лестницы, ведущей на второй этаж в музыкальный зал, дети увидели тот же незнакомый лес, который заглядывал и в окно.
- Что это значит? - удивился Данила.
- Это значит, что ни других групп, ни кабинета заведующей, ни даже красной доски с огнетушителем больше нет, - сказала Тася.
- И кухня исчезла? А как же обед? - опять удивился Данила.
- Какой обед? - накинулись на него остальные, - как можно думать об обеде, когда принцесса в клетке? Надо думать, как ее побыстрей спасти.
- А я боюсь, - призналась Ася и горько заплакала.
Все бросились ее успокаивать.
- Давайте, наконец, думать, - предложил Данила, когда Асю успокоили.
- Сначала надо очень хорошо подумать, а потом принимать решение, - согласились остальные.
И все стали очень хорошо думать, но ничего хорошего придумать не смогли.
Потом все стали кричать, что хватит думать, надо спасать принцессу. Но никто не знал, как это сделать.
Наконец, Тася предложила выйти на улицу и поискать какую-нибудь тропинку в лесу.
- Если найдем тропинку, то надо по ней идти. В сказках все идут по тропинке, - вспомнила Тася.
- Ой, я боюсь, - сказала Ася и опять хотела заплакать, но передумала, потому что все начали спорить, что взять с собой.
Одни предлагали взять цветные карандаши, другие хотели взять с собой большой самосвал, а третьи - аквариум с рыбками, стульчики и полотенца.
- Я возьму графин с водой и пластмассовую чашку, - сказала Тася.
- А я возьму на всякий случай рюкзак, вдруг пригодится, - сказала Ася.
Остальные решили идти налегке.
Избушка на курьей ножке
Тропинку долго искать не пришлось, она начиналась прямо от порога детского сада.
Пошли по ней дети и скоро попали в самую глушь, в самую чащу. Идут-бредут между соснами, между березками, в овражки спускаются, на пригорки поднимаются.
Видят, стоит старая избушка с одним окошком, а вокруг нее высокая трава.
- Ой, я боюсь, - сказала Ася. - Вдруг там три медведя?
- Три медведя - ерунда, но кажется, это бабыежкина избушка, - сказал Робик.
- У бабы Яги дом на куриной ножке, - вспомнил Данила.
Тася подошла к избушке и раздвинула высокую траву, и все увидели, что из-под дома торчит куриная нога.
- Убежать-то просто, - задумалась Тася, - но может, баба Яга подскажет, где нам Небуду Нехотимовну найти?
- Может, подскажет, а может и в печку засунет, зажарит и съест, - сказал Данила.
А Ася спряталась за кустом. Стоит и почти не дышит.
- Я один пойду к ней в гости, а вы, если что, меня потом выручите, - решился Ванечка.
- Я с тобой, - сказала Тася.
- Уж если идти, то всем вместе, - сказал Робик, - а Ася пусть здесь постоит, если уж так боится.
- Мне и одной оставаться страшно и в домик заходить страшно, - жалобно сказала Ася, но из-за куста не вышла.
- Избушка, избушка, - попросила Тася, - встань, пожалуйста, к нам передом, к лесу задом.
Заскрипела изба, завертелась, встала к лесу задом, к детям передом.
Зашли дети в избушку, а там дед - сто лет, сидит себе на табуретке посередине избы и грызет орешки, как ни в чем не бывало. В голубой, запачканной сажей, футболке с изображением спайдермена, в оранжевых штанах с черными и синими заплатами, на голове шапка ушанка со значком Утюг Великий, а на ногах кроссовки: одна белая, другая черная.
- Спасибо, дедушка, но нам некогда, мы ищем колдунью Небуду Нехотимовну, - сказала Тася. - Она нашу воспитательницу заколдовала... В белую мышку ее превратила...
- Вы не знаете, где ее найти? - наперебой заговорили дети.
- Как же не знаю? Я все знаю...
- А вы нам не поможете?
- Как не помочь? Конечно, помогу. Я, леший, всем помогаю. И нашим, и вашим. Вы не верьте, что про меня пишут. Я хороший. Это вон баба Яга, ведьма старая, ох она и вредная. Это ведь мой лес, я его охраняю, а она все мухоморы и поганки сорвала. Вот пришел к ней ругаться, а ее дома нет. Да, небось, скоро придет. Небось, голодная придет, а тут как раз детки, да такие румяненькие...
- Дедушка леший, помогите нам быстрее, да мы пойдем, - попросил Ванечка, озираясь по сторонам.
- Я вам советом помогу, - сказал леший. - Вот вам мой совет. Вам Нехотимовну искать не надо. Она эту мышь не отдаст, она ее дрессировать будет, чтобы в цирке выступать.
- А что же нам делать? - заволновались дети.
- А я и не знаю, но Нихотимовна мышонку вам не отдаст. Ох, она и вредная, вреднее бабы Яги. Она лучше кошке отдаст, чем вам.
- А если ее перехитрить? - сказал Робик.
- Хитрецы какие нашлись, - рассердился вдруг леший, - Может, вы и меня перехитрить хотите? Но-но-но!
Он погрозил корявым пальцем и вдруг вскочил с табуретки и выбежал из избушки. И дверь за собой на ключ запер.
- Не выйдет меня перехитрить, - закричал он в замочную скважину. - Пойду вот бабу Ягу поищу и посмотрим тогда, кто кого?
- Вот это попались, - прошептала Тася.
- Надо было сначала подумать, а потом лезть в избушку, - вздохнул Данила.
- Леший, ведьма, колдунья - все они из одной компании, - сказал Робик.
А Ванечка попытался раскрыть окно, но не тут-то было. Ставни заскрипели, и сами по себе захлопнулись. Да так крепко, как будто их заколотили гвоздями. В избушке стало темно, как ночью.
Стоят дети в темноте и не знают, что делать...
И вдруг дверь распахнулась, а на пороге Ася. Оказывается, она заметила, как леший дверь запер, а ключи под крыльцо положил.
Обрадовались дети и ну бежать от этого нехорошего места.