Аннотация: Повесть-сказка для детей среднего школьного возраста
Тайна Барабариссы
(современная повесть-сказка)
БЕЛАЯ СКАТЕРТЬ
Мы учимся в пятом классе. Я сижу одна на последней парте, а передо мной Костя и Юра. И живем мы в одном доме. У Кости - братишка Славочка, у Юры - сестренка Катя, а у меня - никого, ни братишки, ни сестренки, хотя я очень люблю детей. Но я дружу и с Юрой, и с Костей и вожусь с их малышами. Я считаю, что мне повезло. А Костя с Юрой считают, что им повезло. Потому что им не всегда хочется нянчиться с малышами, а мне всегда.
На уроке литературы Юлия Осиповна разбирала наши сочинения. Она сказала, что у нас совершенно не развито воображение, что ей читать наши сочинения скучно и даже мучительно. Оказывается, про то, что "снег покрыл белой скатертью всю землю", написала не только я, но и Бакин, и Костя, и Кружков, и даже Юра. Это, оказывается, штамп.
Юлия Осиповна прочитала отрывки из нескольких сочинений. Особенно смешно написал Коля Бакин. "На снегу видны опечатки следов человека и животных" или "У проруби сидят рыбаки. У них отличный клюв".
Потом Юлия Осиповна похвалила Женю Бирюлькина за пословицы и поговорки, которые он использовал в своем сочинении.
И, как всегда, похвалила Барабанову и Алимова.
- Послушайте, - сказала Юлия Осиповна, - как написала Лариса Барабанова про первый снег: "Он летел тихий и ласковый, как колыбельная песня. От этой красоты мне стало так легко, что казалось, еще немного... и наступит невесомость, и я взлечу, и буду летать и кружиться, как снежинка..."
Костя повернулся ко мне и сказал:
- Ей больше подойдет роль снежной лавины.
Юлия Осиповна стала читать отрывок из сочинения Робика Алимова:
"Зимние деревья очень трогательные в своей беззащитности. У березок веточки тонкие, а кончики пушистые, как ковыль. Я стоял и любовался зимним лесом, и вдруг мне показалось, что за елкой стоит снежная королева..."
- Это была Лариса Барабанова, - прошептал Костик.
Я чуть не рассмеялась вслух, но Юлия Осиповна строго на нас посмотрела и подняла Костика, чтобы узнать, о чем мы шепчемся.
- Мы шепчемся о том, - сказал Костик, - что Алимов написал хорошее сочинение. Прямо как Андерсен.
- Сам ты Андерсен, - пробубнил Алимов.
А Барабанова сказала:
- Сами не умеют писать и завидуют.
Юлия Осиповна задала очень интересное задание: придумать сказку и рассказать ее какому-нибудь малышу, хоть соседскому, если в своей семье нет. И самим себе поставить оценку в дневник.
Мы возвращались домой из школы и разговаривали про Барабанову, как она опять носилась на перемене с дисциплинарной тетрадкой, записывала тех, кто после десяти вечера смотрит телик.
- Главное, хоть бы предупреждала, что будет записывать, - Костик сердито пнул консервную банку. Подбегает, главное, радостная: "Смотрел вчера "Бригаду"? А я, как дурак: "Ага, здорово!" Раз! И я - в тетрадке.
- Ей дали задание - бороться за режим дня, вот она и выполняет, - сказал Юра.
Оправдывает он ее, что ли? Разве можно Барабанову оправдывать? Ведь никакого житья от нее нет. А тетрадку эту дисциплинарную хочется украсть и сжечь.
КЛЕТЧАТАЯ КЕПОЧКА
Вечером я вспомнила про домашнее задание и пошла к Юре. А у него уже сидят Костя со Славочкой. Первым начал рассказывать сказку Костя:
- Жил-был старик. У самого синего моря. Закинул он невод.
- Это уже описывалось в литературе,- перебил его Юрка. - Ты давай свое...
- Знаю. Закинул невод и вытащил... ботинок. Попросил ботинок старика: "Накорми ты меня кашей, а то я еле на ногах держусь".
Костя замолчал.
- А дальше? - спросил Славочка.
- А что дальше? Накормил, конечно, он не вредный был, старик этот, не то, что его старуха... Все.
- А желанья?
- Да какие желанья может исполнить старый ботинок? Не повезло старику.
- Неинтересно, - хором сказали Славочка и Катя.
Костя вздохнул:
- Наверное, не умею... Твоя очередь, Юра.
- В общем, так, - Юра откашлялся. - Короче, жила-была девочка. Звали ее... Клетчатая Кепочка.
- Красная шапочка, - хором поправили малыши.
- Красную Шапочку сочинил Шарль Перро, а я сочиняю про Клетчатую Кепочку, - возразил Юра и продолжал. - Мама велела отнести волку чемодан гвоздей...
Славочка и Катя усмехнулись, но промолчали.
- Идет Клетчатая Кепочка по лесу, а навстречу ей Бабушка. И так далее.
- Коротенькая, - разочарованно сказали малыши.
Наступила моя очередь рассказывать сказку, но сначала я спросила:
- Какую сказку вы хотите - длинную или не очень?
- Очень, очень длинную, - сказал Славочка.
А Катя добавила:
- Многосерийную.
Тогда я сказала:
- Ну, хорошо. Я сегодня ее начну, а завтра будет продолжение. А потом и Юра, и Костик подключатся. И вы тоже. Вместе будем сочинять.
И я стала рассказывать.
МАРГО
глава о том, что в некотором королевстве
некоторые люди стали получать то,
чего не заслужили
В одном королевстве жили очень веселые и талантливые люди. Больше всего на свете они любили праздники. Примерно раз в неделю устраивались всевозможные конкурсы, в которых соревновались все желающие. Победитель конкурса становился королем, а люди, занявшие другие призовые места - второе и третье, назначались министрами. И это было справедливо. Каждый думал: "Ничего, что я проиграл в конкурсе собаководов, зато уж в конкурсе кошковедов я обязательно выиграю".
Однажды на конкурсе прыгунов выше всех подпрыгнули три человека: Барбарисса, Алибоб и Джем Брюэль.
И не только выше всех, но даже выше себя.
- Вот это да! - сказал народ. - Так высоко у нас еще никто не подпрыгивал.
И все радостно поздравили новое правительство с большим успехом.
Следующий конкурс был очень серьезным. Люди постарше решили не участвовать в нем. Это был конкурс на лучший полет с зонтиком с крыши сарая.
Королева Барбарисса, первый министр Алибоб и второй министр Джем Брюэль показали настоящие чудеса. Они то скользили над землей, как ласточки, то уносились в такую высь, что их можно было увидеть только в подзорную трубу, то камнем падали на жюри, как
ястребы на цыплят, и в последнюю секунду замирали над самыми их макушками. Конечно, они получили три первых места. Уже во второй раз!
С тех пор прошло много времени. И постоянно в победителях оказывались одни и те же люди: Барбарисса, Алибоб и Джем Брюэль.
Можно подумать, что они невероятно талантливые люди! Но это не так. Если одни целыми ночами пишут стихи, чтобы поразить всех на конкурсе поэтов, а другие целыми днями ухаживают за цветами, чтобы победить на конкурсе цветоводов, то эти трое ничего не делают. Едят мороженое, гуляют в парке, катаются на качелях... А как конкурс - они опять в победителях.
Народ заскучал.
"Зачем я играю гаммы, - грустно думал музыкант,- если мне все равно не быть королем".
"Зачем я ломаю голову над этой теоремой, - вздыхал математик, - все равно на конкурсе Барбарисса решит ее раньше меня".
"Зачем я трачу время на изготовление этих масок, если корона мне не светит", - думала одна девочка, которая любила делать маски из папье-маше и мечтала на карнавальном конкурсе занять первое место.
Эту девочку звали Марго. Она первая из всего королевства заметила, что тут что-то не так.
Устроившись поваром в королевский дворец, она решила последить за Барбариссой. И однажды ночью Марго увидела, как королева выскользнула из своей спальни и направилась в город. Марго бесшумно, как тень, последовала за ней.
Но Барбарисса была очень хитрой и осторожной. Она заметила слежку и сразу уволила Марго. А через несколько дней вышел указ: "С наступлением темноты из дома никому не выходить! Штраф - пятьдесят рублей!"
Тем, кто легкомысленно отнесся к этому указу, пришлось поплатиться. По всему городу, откуда ни возьмись, появились патрули. Это были люди, которых никто раньше не видел. В темных плащах, с большими желтыми очками, в черных перчатках, они производили очень неприятное впечатление. Народ прозвал их филинами. И решил, что связываться с ними не стоит.
Одна Марго не сдавалась. Тайна Барбариссы не давала ей покоя. И вот что Марго придумала. Она изготовила две маски. Одна - копия королевы Барбариссы, другая - копия Джема Брюэля. Теперь ей понадобилась помощь друзей. В своем королевстве у нее, конечно, имелись друзья. Но это были кошка и попугай. И Марго написала письмо двум своим друзьям, которые жили далеко за пределами королевства, и попросила их срочно приехать.
- А как звали друзей Марго? - спросила Катя.
- Их звали обыкновенно. - Я посмотрела на своих одноклассников. - Это были Костя и Юра, и они согласились приехать в королевство, в котором никогда раньше не были.
- А дальше что было? - спросил Славочка.
- А дальше - завтра, тем более, что ко второй серии нужно немного подготовиться.
ЗВЕНЬЕВАЯ И ЗВЕНО
Барабанова ходит по классу и нудным голосом читает нотацию:
- Успеваемость по сравнению с той четвертью снизилась... О чем думаете...
Когда она переписывает наши оценки из журнала в свой блокнот, ей, видите ли, плакать хочется.
По-моему, на всем белом свете одна Барабанова так переживает за нашу успеваемость.
Я не выдержала и говорю сочувственно:
- А ты поплачь, легче будет.
- Вот уж кому язвить, так не тебе, скатерть белая. По пению тройка!
Сразу обзываться.
- Во-первых, не обзывайся, во-вторых, я считаю, что по пению, рисованию и по физкультуре вообще оценок не должно быть.
- Ну уж дудки! - запротестовал Паша Тетрадкин.
У него только по этим предметам пятерки.
А Костя руками развел:
- О чем спор вообще? Что вы, министры, что ли? Ставить оценки, не ставить... Давайте уж быстрей закругляться и по домам.
Барабанова сразу же на Костю накинулась:
- Ты уж закруглился, круглые тройки!
А Костя не растерялся и отвечает:
- Не так уж кругло, как тебе хотелось бы, есть у меня и острые четверки.
- Острые, как бритва, - добавляю я.
- Острые, как горчица, - присоединяется Юра.
- Не нравится мне настроение этой троицы, - говорит Барабанова.
- Зато ваша троица - гордость пятого "А", - говорю я.
Женя Бирюлькин почему-то оскорбился:
- Ничего себе. Мы весь класс тянем, а нас еще гордостью ехидно обзывают!
Это он-то тянет? Я даже засмеялась:
- Да ты сам у доски плаваешь. Просто потрясающе некоторые люди умеют устраиваться - сами всю четверть плавают, а под конец - раз! и в ударники. Кстати, - я встала, - ты, Лариса, и Бирюлькин, и Алимов - все вы нечестно поступили. Вот! Когда Юлия Осиповна
дала задание придумать сказку, мы весь вечер придумывали. А вы весь вечер играли в лото, но пятерки себе выставили.
- Сама ты выставила, - угрюмо сказал Алимов, - это самое... А у меня, может, брат в армии, кому мне рассказывать?
- А я вообще единственный ребенок, - вздохнул Женя Бирюлькин. - Ничего себе, а?
Молчите оба, - крикнула Лариса и, прищурившись, посмотрела на меня. - А ты откуда знаешь, что мы не рассказывали? Шпионила? Может, мы друг другу рассказывали?
В разговор вмешался отличник Глазков:
- Что это за сбор звена, где ни мне, ни Кружкову, ни Тетрадкину слова вставить не дают?
- Предлагаю всем дружно подтянуться и разойтись по домам.
- Кружков вставил. Теперь Тетрадкин. Вставь слово, Паша, твоя очередь.
Паша Тетрадкин задумался, грызя яблоко, потом сказал:
- Лично я обещаю подтянуться. Особенно по физкультуре. Раз двадцать обещаю подтянуться на турнике.
ДОКУМЕНТ, УДОСТОВЕРЯЮЩИЙ НЕ ВАШУ ЛИЧНОСТЬ
глава о том,
что каждый может быть похожим на себя,
но это не так интересно
В комнате Марго все мебельные ножки были обуты: стул - в валенки, кровать - во фланелевые тапочки, а на коротеньких ножках шифоньера красовались вязаные башмачки,
- У нас пол холодный, - объяснила Марго, - к тому же под нами живет мышонок, и я не хочу, чтоб от их деревянного топанья он просыпался и плакал. Правильно!
- В общем, конечно, - пробормотал Костик и посмотрел на Юрку.
Юрка пожал плечами.
Пока Марго возилась на кухне, ребята познакомились с еще одной жительницей королевства. Она вылезла из-под кровати и сказала:
- Между прочим, первыми здороваются те, кто воспитан нее.
Мальчики поздоровались.
- Между прочим, меня зовут Кэт. И я кошка. Привет! Я потому здороваюсь последняя, что я маленькая. А вы большие, значит, вас дольше воспитывали.
Из кухни пришла Марго.
- Это кошка, - представила она подружку. - Ее зовут Кэт.
- Твоя Кэт похожа на...- начал было Костик.
- Все на кого-нибудь похожи, - перебила его Марго, - вот ты, например, похож на одного мальчика по имени Костя, а ты, - она кивнула на Юру, - на мальчика по имени Юра. Хотите быть похожими на них - пожалуйста. Это ваше личное дело. Но если вы хотите быть похожими на других, то это даже интереснее. Правильно?
- А на кого? - поинтересовался Костик. - Смотря на кого.
- Вот ты, например, - сказала Марго, - смог бы ты притвориться вторым королевским министром?
- Да хоть королевской коброй.
- А ты, - Марго обратилась к Юре, - хочешь изобразить для пользы дела королеву?
- Я? - Юрка смутился. - Зачем это? Ну, уж нет. Я лучше кобру...
- При чем тут кобра? - Кэт недовольно взглянула на Юру. - Кобры живут в зоопарке под стеклом и не надо здесь никого пугать. Никто не испугался, между прочим.
- Все дело в том, - сказала Марго, - что завтра утром корабль второго министра уходит в плавание. Одному из вас нужно спрятаться в нем под видом королевы. Чтобы следить за Джемом Брюэлем и выпытать у него тайну, из-за которой они все время выигрывают на конкурсе. А другому я предлагаю пробраться во дворец под видом второго министра, чтобы быть поближе к королеве и к первому министру.
- Как это под видом? - не понял Костик.
- У меня есть маски, я сама их изготовила. Одна маска - копия Джема Брюэля, а вторая - вылитая Барбарисса.
- Но маски - это маски. Заметно же будет.
- Это у вас заметно, - усмехнулась Кэт, - а у нас, если ты в маске, то ты уже не ты, а тот, на кого эта маска похожа.
- Да, - подтвердила Марго, - у нас так. К тому же у меня готовы документы, удостоверяющие вашу личность, то есть, наоборот, не вашу...
- С печатью? - спросил Юра.
Марго открыла ящик стола и протянула документы: один - Косте, другой - Юре.
- Четко! - одобрил Костик, - даже фотография есть, но кого-то она мне напоминает...
- Все тебе кого-то напоминает, - фыркнула Кэт, - прочитай сначала, что там написано, если, конечно, понимаешь печатные буквы.
- Читаю. Капитан Джем Брюэль. Второй министр. Место работы: королевский дворец. По совместительству: корабль "Ура".
- Ну что ж, - Костик засунул документ в правый карман куртки, - надо попробовать. Только я бы лично поплыл на корабле. Хоть под видом Барбариссы, хоть под любым другим. Мне все равно.
- Почему это ты? - насторожился Юра.
- Да о тебе же беспокоюсь - как ты один среди не знакомой команды, в открытом море? Здесь все-таки Марго, кошка - все свои люди.
- Ничего, - сказал Юрка, - как-нибудь...
- Правильно, - поддержала его Марго. - Я тоже считаю, что Косте надо во дворец. Потому что королева очень хитрая, и ее раскусить труднее. А Джем, ну он такой - безобидный в общем-то... Ой! Чайник!
Через минуту Марго вернулась с чайником.
- Слышали, как он раскипятился? Ну, разве так можно? Выходить из себя только потому, что про него забыли... Может, поздороваешься с гостями?
Чайник слегка приподнял крышку.
- Свисток у меня просит. - Марго погладила чайник по черной ручке. - Ну, потерпи немного, пусть мышонок подрастет. Ты же не хочешь, чтоб от твоего свиста он рос нервным и запуганным.
Чайник вздохнул.
- А что, - поинтересовался Костик, - в вашем королевстве все умеют говорить?
- В любом месте все умеют говорить, если ты умеешь слушать, - ответила Марго.
- Одушевленной бывает ванная, если в ней есть душ, - сказала Кэт. Потом подумала и добавила. - Лейка, между прочим, тоже одушевленная.
За чаем и разговорами время пролетело незаметно.
- Тебе пора на корабль, - напомнила Марго Юре. - Вот шляпа и маска, юбку надень поверх своей одежды, а еще придется переобуться - у твоих ботинок слишком некоролевский вид.
В эту минуту кто-то забарабанил в дверь.
- Ой! Кто к нам пришел! - радостно воскликнула Марго.- Позвольте представить моего друга попугая Флавия.
- Что ли, это королева? - спросил попугай.
- Правда, похоже?
- Ни капельки не похоже. - Флавий нахмурился. - У королевы есть корона, а у этой шляпа. Что ли, корону трудно склеить?
- Между прочим, - сказала Кэт, - эта королева идет не на прием, а на море. А туда как раз нужно надевать шляпу или платочек.
- Можно еще панамку, - добавил Флавий. - Ну ладно. Раз королева идет на море, тогда похоже.
"УРА"
глава о корабле,
который совсем не похож на мечту
По булыжной мостовой, прихрамывая и поминутно оглядываясь, цокала особа - в куртке, длинной юбке и в шляпке. Вдруг она остановилась и со слабым стоном уселась прямо на мостовую. Кряхтя, стянула с ног сапожки. И, легко вскочив, побежала вприпрыжку, один сапог зажав под мышкой, а другим размахивая над головой.
- За нарушение указа - штраф пятьдесят рублей!
Юрка, переодетый в высочайшую особу, вздрогнул.
Перед ним стоял человек в желтых очках, с крючкообразным носом и в темном длинном плаще.
- За нарушение указа - штраф пятьдесят рублей, - повторил человек неприятным, скрипучим голосом.
- Юрка растерялся - пятидесяти рублей у него не было.
- А ведь это филин, - догадался он и предложил как можно вежливее: - Может, сапогами возьмете?
- Спасибо, у меня не ваш размер, - ответил филин.
- Вообще-то, - вспомнил Юрка, - я королева. И у меня есть документ, который это подтверждает.
- Проходите, проходите, - сказал филин.
Юрка помчался дальше.
Впереди неровно дышало море.
Вот и пристань. К ней пришвартован единственный корабль. На его борту большими буквами написано: УРА.
Так. Значит, именно в него он должен тайно пролезть и спрятаться.
Почему-то считается, что все корабли должны быть белыми. Что все они стройные, легкие и похожи на мечту, сон и еще что-то в этом духе.
Корабль Джема Брюэля напоминал толстую, пятнистую кошку. Он лежал на воде неповоротливый и равнодушный ко всему. Казалось, вот сейчас он встанет, выгнет дугой спину и выберется на берег, брезгливо отряхивая лапы.
Город был тихий, как выключенный телевизор, а здесь что-то чмокает, где-то капает, ворчливо проскрипел трап. Шелестят паруса, свернутые свитками. Недружелюбно шевелится темная вода за бортом.
Реи в мачты обвиты какими-то пружинистыми лианами.
- Мда, порядочки тут у них, даже корабль на что-то похож, - вздохнул Юрка, осторожно ступая по мяукающему дощатому полу.
В трюме, где Юрка решил временно укрыться, гора длинных, как байдарки, огурцов. По углам - бочки, ящики, корзины.
Юрка зарылся в огурцы. Было неуютно и как-то грустно. Почему-то казалось, что сейчас его непременно кто-то укусит за ногу
С этой нехорошей мыслью Юрка заснул.
Юра проснулся оттого, что по крыше кто-то бегал.
"Кто это туда забрался и бегает, как заведенный, ведь свалится"! - удивился Юра.
Тут он окончательно проснулся и понял, что бегают по палубе. Он выкарабкался из-под огурцов и заглянул в иллюминатор.
В солнечном тумане отдалялся берег. На берегу стояла разноцветная толпа. На переднем плане - духовой оркестр, который почему-то ничего не играл, а прощально махал музыкальными инструментами. Среди музыкантов было много дирижеров. Они махали дирижерскими палочками.
Кто-то спускался в трюм. В одно мгновение Юрка запрыгнул в бочку. К счастью, она оказалась полупустой. Меда в ней осталось немного - всего по пояс Юрке.
Матрос в тельняшке без рукавов и в таких же полосатых штанах, сшитых, очевидно, из рукавов, схватил один огурец и убежал.
Выбраться из бочки самостоятельно оказалось делом безнадежным. "Вот влип в историю, - переживал Юрка, - так и проторчишь здесь все плавание, как муха. А ведь пора наверх, выяснять тайну Барбариссы".
- Эй, кто-нибудь, - решился он.
- Кто там? - Лесенка, ведущая в трюм, загудела под тяжелыми сапогами.
- Это я, - сказал Юрка вызывающе. - Королева Барбарисса. Кушаю мед. А что?
ДОМИНО В КОРОЛЕВСКОМ ДВОРЦЕ
глава о том,
что кое-кому не помешала бы сдержанность, тем более при выполнении
ответственного поручения
Королева Барбарисса и первый министр Алибоб играли в домино. Костик стоял на подоконнике за портьерой и глядел на игроков в дырку, проеденную молью.
"Почему это я слежу через какую-то дырку, - упрекал он себя, - в конце концов я второй министр, надо выйти и следить открыто... Но, с другой стороны, надо же привыкнуть к обстановке. Так... Это, вероятно, главная комната. На стенах цветные фотографии в золоченых рамах. На полу - огромная цилиндрическая ваза из чистого алюминия. На столе, покрытом дорогой клеенкой под бархат, канделябры в виде стройных козочек.
- Входи! - громко сказала королева Барбарисса.
Костик отодвинул портьеру и спрыгнул с подоконника.