По концепции известного психолога Э.Берна в каждом человеке, независимо от его возраста, сложным образом переплетены три его состояния: "Взрослого", "Родителя", "Ребенка". Совокупность устоявшихся стереотипов Э.Берн называет состоянием "Родитель". Эмоциональную часть Я каждой личности - "Ребенок". А трезвого "весовщика", соизмеряющего "хочу - нужно", - словом "Взрослый". Участие в ролевых играх - забота о "Ребенке" в моем Я. "Ребенке", которому нравится играть, узнавать что-то новое, переодеваться, рисковать, принимать спонтанные решения, от всей души радоваться удаче и расстраиваться от проигрыша.
Впервые я услышала о ролевых играх от своего приятеля Макса, с которым познакомилась на курсах компьютерной графики. На одно из занятий он принес удивительно красочные фотографии: молодые люди в рыцарских доспехах размахивают мечами, а девушки в ярких старинных одеяниях наблюдают за поединком. И все это на фоне природы - самых, что ни на есть настоящих - сосен, холмов и облаков.
- Красиво! - похвалила я. - А кто эти люди? Актеры народного театра? Или это съемки любительского фильма?
- Вроде, - уклончиво ответил Макс. - Это ролевая игра. Что-то типа костюмированного театра импровизации.
- Как это?
- Ну, есть мастера. Они мастерят игру. И есть игроки....
- Они играют, - догадалась я. А зрители, стало быть...
- Зрителей нет, - развел руками Макс. - Чего нет, того нет. Врать не буду.
- А для кого тогда весь сыр-бор?
- Для самих же игроков. Просто такое интересное времяпровождение. Обычно все происходит в лесу. Полсотни, сотня, а то и под тысячу игроков едут с палатками, с едой на два-три дня. В первый вечер все тусуются, костры там пионерские, песни под гитару, ну, и так далее. С утра начинается подготовка к игре: строятся импровизированные города, деревни, крепости, церковь, если она нужна....Потом начинается сама игра. Длится она по-разному, иногда целые сутки. Ну, и по окончанию игры тоже тусуются - обсуждают сыгранное, обмениваются впечатлениями. Обычная тема для разговора: " Мастера - козлы".
- А что значит - мастерить игру?
- Берется тема - историческая, фэнтези, литературная, короче - любая. Составляется вводная, в которой указаны время, страна или несколько стран, политическая и экономическая обстановка. Описываются действующие лица и силы. Обязательно должен быть конфликт, и не один. Куча людей, и между ними нити. Одни люди связаны друг с другом в общей цели, но иногда даже не знают об этом и должны найти друг друга. А некоторым, наоборот - лучше держаться друг от друга на расстоянии.
В общем, мастера сталкивают лбами две, а то и несколько противоборствующих стороны. И у каждого игрока или у группы игроков есть своя определенная задача, которую они должны решить.
- Что-то вроде мозаики? - сделала предположение я. - То есть, имеются разрозненные детали, так? И к концу игры они должны сложиться в один узор.
- Хорошо бы, - мечтательно улыбнулся Макс. И неожиданно предложил. - Хочешь поиграть?
О чем вопрос? Конечно, хочу.
Первая игра, в которой я приняла участие, называлась "Шервудский лес". Тринадцатый век. Англия. Персонажи: Робин Гуд и его банда, принц Джон и его вассалы, шериф и шут, ростовщик и торговки, воины и грабители, рыцари и дамы, горожане и крестьяне, знать и чернь. Всего около ста человек.
Мне досталась очень маленькая, второстепенная роль: "Вы - плененная мавританка. Из благородной, обеспеченной семьи. Переезжая из Испании, были захвачены в плен воинами короля, и подарены некоему герцогу. Живете при его дворе в качестве экзотической штучки. Ни рабыня, но и несвободная. Ходите, где хотите, но без гроша в кармане далеко не уйдешь. В приятельских отношениях с шутом шерифа. Задача игрока: Любой ценой добиться свободы".
Получив роль за пару дней до игры, я крепко призадумалась. Стало быть, добиться свободы. Любой ценой.
Взывая к действию, типа - полет фантазии, свою, не совсем обделенную воображением, голову, я не могла продумать ни одного шага навстречу к свободе.
Одна. В незнакомой стране. Без гроша. Сомнительный, жалкий шут в приятелях. А вокруг - темный лес, густо населенный волками и грабителями.
Ну и задачу задали мне мастера!
Я перестала ломать над ней голову, решив сориентироваться на месте, и начала готовиться. Перечитала для начала книжку о Робин Гуде. М-да, занятные были времена...
Прочла короткую справку в энциклопедии о маврах, распространивших в те времена свое влияние на Севере - до Испании и на Юге - до реки Сенегал.
Стала думать над костюмом. 13 век. Готика. Перед глазами сразу возникли остроконечные шляпы - геннины, остроконечные рукава, завышенная талия, чуть торчащий живот...
Стоп. Я же - плененная мавританка, экзотическая штучка. Стало быть, и одежда должна быть достаточно экзотичной. Так ведь есть у меня такой костюм! За два года занятий танцем живота я даже три экзотических костюма себе сшила. Золотой, переливающийся - в самый раз для мавританки! А сверху - длинная, свободная, хорошо драпирующаяся, накидка. И главное - побольше тяжелых побрякушек, особенно на щиколотках.
Моя дочь, которую я соблазнила дебютировать вместе со мной, получила роль деревенской девушки - знахарки. Свой текст она мне не прочла, задачей игрока не поделилась (категорически запрещено), но кто она такая будет - сообщила.
"О, боже! - со страхом подумала я, трепеща за родное дите, - в те времена ее, знахарку, запросто могут обвинить в колдовстве"! Хотя, мне-то что, чужестранке голубых кровей, до местной простолюдинки?
Но костюм ей сшить - помогла. Получилось простенько, но вполне средневеково.
Собрались и поехали.
Лес, палатки, то там, то сям - костры, вокруг них люди с гитарами. Незнакомые юноши повскакали с разных мест, чтобы помочь нам разбить палатку. "Называй меня по имени, - шепнула я дочери". Дочь, усмехнувшись, кивнула.
Подъезжали машины, раздавались выкрики радостных приветствий, практически все игроки были знакомы друг с другом. Мы подсели к самым голосистым. Пели все - от бардовской песни до современного рока. О будущей игре почти не говорили, все больше о прошлых, и с невероятным энтузиазмом.
" Неважно, как пройдет игра, - поняла я, - важно, что потом будет о чем вспомнить".
На следующее утро начались приготовления к игре. Стучали топоры и молотки, повсюду слышались командные указания. Строился город Шервуд. Зеленой, широкой лентой полиэтилена ограждался добротный кусок местности на вершине холма. Там же водружались открывающиеся ворота, чтобы затем в город можно было проникнуть только через них, объясняя страже - кто ты, откуда и зачем. Стены города украшались длинными полотнищами знамен со старинными причудливыми гербами на них.
Из бревен, перетянутых бечевой, сооружались мостки через овражек.
Раскинулись деревеньки - тоже ограждения с воротами, за которыми стояли длинные столы, а на них горшки, глиняная посуда с незамысловатой, но живописной провизией: редиска, огурцы, зеленые перья лука, лепешки белого хлеба.
Несколько человек были заняты приготовлением площадки для рыцарских турниров. По всем четырем углам сцены укреплялись факелы (пока без огня). Над сценой - несколько рядов каменных скамеек для зрителей.
Мастера выдавали игрокам местные деньги, кому побольше, кому поменьше, кому вообще ничего. Содержимое кошелька зависело от роли.
Приехали какие-то посторонние люди, привезли хлеб, сосиски, фрукты-овощи, бочонки с пивом, ящики с вином. Сложили все это на площадке, где шло строительство кабака.
К обеду все приготовления закончились. Игроки разбрелись по палаткам переодеться к игре.
Когда мы с дочкой, тоже приодетые, и несколько смущенные этим обстоятельством, вышли из палатки, нашему взору предстало зрелище удивительной красоты.
Первая мысль: Почему я не подумала о фотоаппарате?
Общую картину трудно описать, это надо видеть. Но попробую дать представление хотя бы через детали.
Итак. Вышивки, ленты, тесьма, шнуровки. Плащи, доспехи, покрывала, капюшоны, сеточки, шлейфы, геннины с фатой. Рукава, расширяющиеся к запястью на метр с гаком, острые манжеты, длинные туники с бубенчиками, остроконечные ботинки, щиты с гербами, мечи. Цвета костюмов - синие, зеленые, золотые, фиолетовые, малиновые, серебристые. В общем, обилие красок и эксцентричность деталей.
Мы с дочкой переглянулись, поняв еще одну особенность игры: к ней готовятся задолго до начала.
- В следующей игре хочу быть знатью, - шепнула дочь.
А я подумала, что нужно покупать швейную машинку и энциклопедию моды, желательно с выкройками.
Все игроки медленным ручейком потекли к подножию холма, к месту где, по моим предположениям, должен будет состояться рыцарский турнир, когда стемнеет.
Какой-то человек в форме воина командным, громким голосом велел черни стоять внизу, а знати занять места на каменных скамьях.
Я растерялась. К черни, вроде, не отношусь. Куда мне? Со своими хозяевами - на скамейку? Или остаться в толпе простолюдинов?
Решила рискнуть и двинулась к скамьям.
Грубый окрик остановил меня: " Куда прешь, чужестранка"!?
Та-ак! Неслабая порция адреналина.
Я гордо расправила плечи, с молчаливой яростью взглянув на стража порядка.
Со страшной силой захотелось к своим - к маме, отцу, братьям. Ярко и отчетливо встали перед глазами каменные, ажурные стены, уютный дом с плоской крышей и внутренним двориком, мечеть с пронзительным, золотым полумесяцем на шпиле, гулкая базарная площадь.
- Свобода или смерть, - стиснув зубы, решила я.
Глашатай, тем временем, представлял действующих лиц.
" Герцог такой-то"! Герцог вставал, сдержанно кивал головой, садился. " Герцогиня такая-то"! и т.д.
Я встретилась с ним взглядом, подмигнула. Он подмигнул в ответ.
После того, как все были представлены, игроки стали расходиться. Крестьяне - в свои деревни. Горожане - в свой Шервуд.
Я заходила туда и сюда, пока только приглядываясь и прислушиваясь.
Хозяева меня игнорировали. Только однажды герцог махнул мне рукой, подзывая, чтобы показать другу, облаченному в рыцарские доспехи. " Вот, полюбуйся, подарок самого короля"! Дружок, ухмыляясь, оглядел меня с ног до головы. Мне захотелось его убить. Герцогиня злобно зыркнула на меня глазами. " Никак ревнует, - смекнула я, - это хорошо".
Подождала, пока хозяин с другом отойдут и - к госпоже.
" Ваша светлость! - с робкой покорностью обратилась я к ней. - Не думаю, что мое присутствие в вашем доме может радовать вас. Не соблаговолите ли поговорить с супругом о том, чтобы отправить меня домой. Мои родители - состоятельные люди. Они щедро отблагодарили бы вас".
" Я поговорю с ним", - сухо ответила герцогиня.
Ответа я ждала долго, господам было, явно не до меня. У них раскручивались и закручивались какие-то свои интриги.
Но ожидание не было утомительным. Разные люди обращались ко мне с просьбами.
Одна бедная женщина ходила из деревни в деревню и со скорбным видом расспрашивала каждого встречного про своего мужа Гарри Хуббера, вышедшего из дома два года назад и с тех пор не вернувшегося.
Подходили торговки, предлагали купить у них живые цветы или спичечные коробки, оформленные, как миниатюрные шкатулки для мелких драгоценностей.
На дороге, в пыли, валялись убитые разбойники в средневековых лохмотьях. (Случайный велосипедист, проезжающий мимо, чуть было не угодил в канаву, ошеломленный увиденным).
На моих глазах два воина схватили и потащили куда-то знахарку. ( До этого они долго сравнивали ее с рисунком, на котором был изображен беглый преступник - лупоглазый, носатый и лохматый. На мой взгляд, ничего общего с красавицей-знахаркой. " Она"? - строго спросил один второго." Она"! - уверенно кивнул второй).
Девушка визжала, отбиваясь, но ее буквально несли за белы рученьки, приподняв так, что она могла только перебирать ногами по воздуху.
Я испуганно бежала следом, убеждая себя, что это только игра, и ничего плохого с моей дочкой не станется - разберутся и отпустят. Стражники, не обращая внимания на сопротивление пленницы, мечтательно планировали, на что они потратят обещанное вознаграждение.
Герцог, тем временем, не поверил, что я богата и отказал мне в долгожданной свободе. Но знатной чете нужны были деньги, и герцогиня уговорила мужа продать меня за 5 золотых какой-то отвратительной, фанатично верующей старухе, задумавшей сделать из меня христианку.
Не на шутку перепугавшись, я начала действовать. Не буду рассказывать, как пыталась найти связь со своими родственниками в Испании. Как после неудачи, бросилась на поиски людей Робин Гуда, чтобы выйти на него самого и умолять о помощи. Опять не получилось.
В какой-то момент мне вспомнилось, что я вообще-то экзотическая штучка, а мужчины во все времена были падки на экзотику.
Не стоило большого труда влюбить в себя одного из стражников и договориться с ним, что он пропустит меня и ростовщика в безлюдный город, когда все горожане спустятся вниз любоваться рыцарским турниром.
Мой приятель шут уговорил своего хозяина шерифа на то, чтобы тот не сразу бросался на поиски преступника, ограбившего ростовщика, а дал бы мне время смыться.
Знахарку к тому времени освободили, и я, пообещав ей деньги, умолила приготовить моментально действующее, сильное снотворное.
С бутылкой "минералки" в одной руке, и с пластиковым стаканом в другой, поздним вечером я вела ростовщика в пустынный город, трепеща от мысли, что весь мой план рухнет, если тот не согласиться глотнуть из моего стакана.
" Ну, показывайте свое сокровище"! - алчно потирая руки, сказал он, когда мы расположились на топчанах в его доме.
Я дотронулась до груди, где, якобы, запрятано колье с крупным бриллиантом, которое я хотела заложить. Но замешкалась. " А есть ли у вас деньги, уважаемый? Я женщина слабая, доверчивая. И вещица уж очень дорогая".
Ростовщик снисходительно порылся в груде тряпья, рядом с топчаном и вытащил шкатулку. " Я тоже никому не доверяю, знаете ли. Но вам почему-то верю, сам не понимаю почему".
Почувствовав легкий укол совести, я, тем не менее, налила в стакан "воды". " Ох, что-то жарко. Не хотите ли попить"?
- Покрепче ничего нет? - поинтересовался бедняга, но стакан принял и залпом выпил.
- Все! - я вскочила. - Спишь! В стакане было снотворное.
- Когда прекращается его действие? - с убитым видом простонал, по-настоящему побледневший, ростовщик.
- Через час.
Дрожащими руками я раскрыла шкатулку. В ней хранилось целое состояние!
Не буду рассказывать, как откупилась от хозяев, как доставала "лошадей", "карету", как нанимала охрану с оружием, как выкупала знахарку у ее барона, как раздавала оставшиеся деньги простым людям...
Я справилась с задачей игрока, и игра для меня закончилась. Впрочем, как и для всех. После того, как был ограблен ростовщик, Шервуд остался практически без денег, без которых, как выяснилось, ни туда и не сюда. К тому же кто-то прихлопнул принца Джона, без него тоже трудно было бы продвигаться в игре.
Все собрались в кабаке - и знать, и чернь. Звучали свирели, пелись песни, переделанные на старинный лад, провозглашались тосты.
Чаще других звучал тост за упокой души некоего Гарри Хуббера, которого два года назад загрызли волки.
Под барабанную дробь и подбадривающие выкрики люда я скинула накидку и исполнила, наконец, танец живота. Ко мне присоединилась герцогиня, за ней - знахарка, религиозная старуха, которой меня хотели продать, две торговки и веселая вдова.
Вдова веселилась сильнее всех, ведь теперь она могла выйти замуж вторично.
После " Шервудского леса" я сыграла в " Яхте" - нацистскую преступницу, пытающуюся скрыться с награбленным добром в Аргентине. Жену феодала в "Наследстве". Герцогиню де Шеврез в " Мушкетерах". Цыганку в " Вечерах на хуторе, близ Диканьки". Шпионку Мордера, засланную в Гондор в " Войне за кольцо". Монархистку в " Литературном кафе". Первую женщину - адвоката в "Диком западе". Василису Премудрую в "Русь языческая". А затем начала мастерить игры сама.