В лунном сиянии
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Эльмира Блинова
В лунном сиянии
Двум пожилым женщинам, отдыхающим в лечебно-профилактическом санатории "Зеленый бор", назначили процедуру гидромассажа в одно и тоже время. Недоразумение быстро прояснилась. Массажистка просто ошиблась в записи времени процедуры на курортной карточке Анфисы Павловны. Анфисе Павловне надо придти в одиннадцать, именно это время закреплено за Анфисой Павловной, так было вчера, так будет сегодня, и так будет до окончания ее срока пребывания в санатории "Зеленый бор".
Анфиса Павловна заявила, что на одиннадцать у нее уже другие планы, и если массажистка ошиблась, то пусть сама и исправляет ошибку, то есть, примет ее немедленно. Массажистка на повышенных тонах попросила Анфису Павловну не капризничать, она ведь может и отказать ей в процедуре.
- Больным с явлениями повышенной возбудимости нервной системы - может быть противопоказано воздействие воды с высоким давлением, - чеканя каждое слово, заявила Светлана.
- Скандальных старух лечат током, - добавила техничка Петровна, хотя ее мнения никто не спрашивал.
Анфиса Павловна побледнела и вытащила из сумочки небольшой револьвер.
- Я могу придти и к одиннадцати, - быстро проговорила вторая пациентка, Елена Сергеевна, которая в спор между персоналом и больной не ввязывалась, а только пристально вглядывалась в Анфису Павловну, будто стараясь вспомнить, где видела ее раньше.
Анфиса Павловна вытащила из сумочки пачку сигарет, достала тонкую сигарету, прикурила от револьвера-зажигалки.
- Ну, и зачем доводить до явного нарушения? - примирительно поинтересовалась массажистка Света, - здесь у нас не курят, и оружием не размахивают.
- И уже раздевайтесь, раз вам уступили, - добавила техничка Петровна, и взглядом попросила Елену Сергеевну выйти в коридор.
Анфиса Павловна неторопливо потушила сигарету, начала обстоятельно раздеваться.
После обеда Елена Сергеевна нашла Анфису Павловну, прогуливающуюся по берегу залива.
- Я вас знаю, но вспомнить не могу. Измучилась вспоминать, - пожаловалась она, слегка задыхаясь от быстрой ходьбы. Елена Сергеевна страдала избыточным весом.
- Я вас тоже когда-то встречала, - спокойно ответила худощавая Анфиса Павловна, - и тоже не могу вспомнить, при каких обстоятельствах мы встречались.
- Может, давайте, вспоминать вместе? - предложила Елена Сергеевна. - Вы с какого года, если не секрет?
Анфиса
Анфиса родилась пятого мая 1945-ого года. За четыре дня до Победы.
Многих девочек, родившихся в тот счастливый май, называли Викториями. Анфисе было странно, почему мама не назвала ее гордым именем Виктория? Почему мама выбрала для своей дочки вот это немодное, деревенское, с пренебрежительным слогом "фи", имя?
Аня рассказывала, что ее брату Павлу нравились простые имена: Аксинья, Анфиса, Евдокия. Может быть, он поделился со своей девушкой, Надей, так звали маму Анфисы, этой своей симпатией к простым именам. Может быть, после свадьбы молодожены перебирали разные имена, на случай, если Надя забеременеет, а Павла в момент родов не окажется рядом, или его уже убьют. Ведь шла война, и Павел приехал в отпуск всего на две недели...
Хотя вряд ли молодожены выбирали имя, вряд ли Анфиса была запланированным ребенком.
- Удивительное легкомыслие, - говорила Аня, - беременеть во время войны, впрочем, от Нади всего можно было ожидать. А Павел, он ведь был моложе, на три года. Наде - двадцать пять, ему всего двадцать два... Павел, конечно, подчинялся своей жене, и, разумеется, любил ее до безумия. Как в двадцать два можно любить не до безумия? Особенно, если женщина старше. Впрочем, они были женаты всего две недели. Кстати, Павла могли оставить и в тылу, во-первых, он был после ранения, во-вторых, в летной школе не хватало инструкторов, ему предлагали остаться, и он, было, согласился... Почему он опять вернулся на фронт - тайна, покрытая мраком...
До фронта отец Анфисы не доехал, снаряд попал прямо в тот вагон, в котором его опять везли на бойню, на мучительную, ежедневную смерть.
- Особенно мучительно было воевать в конце войны, - говорила Аня.
Аня знала, о чем говорит. Она прошла войну с первого до последнего дня, служила военным корреспондентом.
Прошла войну, вернулась домой, а дома - молодая вдова брата с маленькой Анфисой, три недели от роду.
- Ты была хорошенькой девочкой. Первое, что меня потрясло - твои ушки, такие ровные, красивые ушки, плотно прижатые к головке, - рассказывала Аня. - Мы, Черновы, все лопоухие. И твой отец не исключение. Не помню, какие уши были у Нади, у нее была такая копна черных волос, не представляю себе, как она ее расчесывала... И темные глаза, и брови дугой, и узкие губы, которые она подкрашивала красной помадой, чтобы они казались крупнее и ярче. Она была яркой женщиной, твоя мать. Внешне, я имею в виду. Вот ей, кстати, совсем не подходило имя Надя, такое теплое и спокойное имя. Ей бы вполне подошло имя Анфиса. Было в ней что-то роковое, как в героине Шолохова. Хотя, кажется, героиню Шолохова звали Анисья? Впрочем, все это глупости. Уроки сделала? Иди, почитай что-нибудь. Иди-иди, ты мешаешь мне работать.
Работа Ани заключалась в том, чтобы читать центральные газеты и делать обзор. Так что, она почти никогда не отдыхала, работала и в редакции, и дома.
Фотографий родителей у Анфисы не было. Ни мамы, умершей неизвестно от какой болезни в 1950 году, ни папы, погибшего по дороге обратно на войну, ни старшего брата отца, который погиб в первые дни войны, в городе Лида, он тоже был летчиком, ни фотографий бабушек и дедушек, они умерли еще до войны.
Аня рассказывала, что в 1946-ом году, когда Надя лежала в больнице, квартиру ограбили. Вынесли все, посуду, одежду, книжки, фотоальбомы. Среди книг были и редкие. Антикварные, можно сказать. Аня очень надеялась, что ими не растопили печку, зима в тот год была очень холодной.
- Я не помню, Анфиса, почему твоя мама попала в больницу, я не помню, где в это время находилась ты. Я жила в это время у Радкевича, на другом конце города, Радкевич умирал, он умирал целый год, и я должна была быть рядом, я обещала. Мне было не до тебя, Анфиса, и не до твоей мамы. Я работала, как проклятая, днем в газете, ночью, после работы, я ухаживала за Радкевичем. Он был контужен, слепой и почти глухой. Это хуже, чем без ног и рук, понимаешь? Все его родные погибли в Белоруссии, их сожгли живьем. Там было очень сильное партизанское движение.
Десятилетнюю Анфису не интересовал Радкевич, однополчанин Ани. И сама Аня, вечно хмурая, вечно усталая, с вечной головной болью, не интересовала Анфису.
Анфису интересовала только мама. Она почти не помнила ее.
Кроме того дня, когда мама умерла. Этот день, вернее, не день, а уже вечер, часто снился ей во сне, поэтому, наверное, она его и запомнила.
Анфисе было пять лет. Она зашла в комнату. Там лежала мама. В своей кровати. Мама была в крови. Вся кровать была в крови. Потом появилась Аня. Аня велела выйти Анфисе из комнаты.
Анфиса отказывалась выходить, плакала. А мама молчала, она была белая, даже серая, и только глаза были еще живые, она дышала, очень тяжело дышала, и водила глазами, что-то хотела сказать, Анфисе или Ане, непонятно кому, но Анфиса хотела, чтобы мама сказала что-то только ей.
Аня схватила Анфису за руку, за предплечье, очень больно, и вывела из комнаты. И закрыла дверь. Анфиса помнит, как она била ладошками в эту дверь: Мама, у тебя кровь! Аня, открой!!!
Потом раздался звонок. Долгий и пронзительный. Аня вышла из комнаты мамы и открыла дверь людям в белых халатах. Люди положили маму на носилки, закрыли ей лицо простыней, и Анфиса уже не могла увидеть, живые глаза у мамы, или что там под покрывалом. Она кричала, и даже визжала, и бежала за носилками. Кто-то сказал, уберите ребенка. И Аня схватила Анфису, опять за предплечье, и что-то ей обещала, куклу, платья, зоопарк, только замолчи. Анфиса уже сорвала голос от крика, она уже хрипела, так и заснула с хрипом. А утром проснулась, Аня была рядом, а мамы не было.
И так стало всегда.
Какое-то время Анфисе казалось, что маму убила Аня.
Анфиса то забывала эту мысль, то возвращалась к ней. Однажды, кажется, в четвертом классе, Анфиса спросила напрямую:
- Почему у мамы была кровь, Аня? Ведь кровь бывают только когда убивают. Когда умирают от болезни, то крови не бывает.
Аня не нашла, что ответить. Закричала, чтобы Анфиса немедленно вымыла посуду. Что если она еще раз увидит в раковине хоть одну тарелку, то грохнет тарелкой об пол. И плевать, что тарелок всего три штуки, поедим из кастрюли, как собаки или свиньи.
Маму убила Аня, - утвердилась в своих подозрениях Анфиса. Из-за этой квартиры, или из-за маминого воротника, чернобурки с лапками, которую Аня самым бессовестным образом присвоила себе. Или еще из-за чего-то.
Анфиса протерла вымытые тарелки вафельным полотенцем, подумала и решила продолжить разговор. И если Аня сознается, придется вызвать милицию.
Аня лежала на своей кушетке, читала газету "Правда", подчеркивала в ней что-то красным карандашом.
- Уроки сделала? - спросила она, даже не взглянув на племянницу.
- Зачем ты убила мою маму, Аня? - тихо спросила Анфиса.
Аня вскочила с кушетки:
- Все, хватит! Собирайся! Я отвезу тебя в детский дом. У меня больше нет сил.
И стала складывать вещи Анфисы в старый чемодан, а потом вынимать их оттуда, сказала, что в детском доме все эти платья, которые Аня покупала Анфисе, не понадобятся, там детям выдают одежду, байковые халаты, и все дети ходят в одинаковой одежде, и едят одну и ту же еду.
Анфиса заплакала, она не хотела в детский дом, где все ходят в одинаковых платьях.
Аня тоже заплакала, и, плача, обняла Анфису. Так они обе плакали, в обнимку, и Аня шептала: Анфиса, прости, прости меня. Надечка, прости, прости меня. Прости меня, господи, - шептала Аня.
Она убила маму, - думала Анфиса, рыдая, - она, Аня, больше некому. Она просит прощения у мамы, у меня, у бога. Она боится мамы, меня и бога. Только убийцы просят прощения у бога, особенно те, которым нельзя в него верить.
Аня уложила Анфису спать, принесла теплого молока с печеньем.
Может быть, это получилось случайно, - думала Анфиса перед сном, - не нарочно, не специально... Может быть, они чистили рыбу, ругались, размахивали руками, и мама поскользнулась, и упала на нож... И нож вонзился в низ живота. Может, и не ругались, может, смеялись... Аня хорошая, только очень жадная и злая.
Но лучше пусть будет Аня, чем вообще никого...
Когда Анфисе исполнилось восемнадцать лет и четыре дня, девятого мая 1961-ого года, Аня рассказала ей новые подробности о маме. Аня в тот вечер встречалась со своими однополчанами, и вернулась со встречи пьяной, чего практически никогда с ней не случалось. Может быть и не пьяной, но Анфиса почувствовала запах спиртного.
Аня рассказала, что мама была веселой. Веселой, не смотря на то, что ее молодой муж погиб на войне.
Мама Анфисы щедро делилась собой. Своим весельем и радостью жизни. Любила выпить, особенно любила шампанское, любила танцевать, петь, любила красивые вещи, не смотря на то, что людям нечего было есть в то голодное, послевоенное время. Любила отдыхать, не смотря на то, что почти не работала. Писала какие-то стишки, какие-то статейки пописывала о культуре быта в многотиражку, это разве работа?
- Не смотря на то, что она обожала тебя, просто обожала, души в тебе не чаяла, она запросто могла уехать на курорт, и чаще всего с очень сомнительными людьми... - рассказывала Аня.
- Она брала меня с собой? - с надеждой спросила Анфиса.
- Иногда брала. Иногда оставляла со мной. Радкевич умер, в его квартиру въехали родственники, которые неизвестно откуда взялись, мне пришлось переехать в свою квартиру.
Аня сделала ударение на слове "свою".
- Мне пришлось жить и с тобой, и с твоей мамой. И хотя образ ее жизни вызывал во мне страшный протест, я жалела ее и даже любила.
- Почему сомнительные? Чем они вызывали сомнение, те люди, с которыми мама ездила на курорт? - жадно интересовалась Анфиса.
- Надя была очень доверчивой, - тщательно подбирая каждое слово, отвечала Аня, - слишком доверчивой. Этой доверчивостью пользовались люди нечистоплотные. Женатые, например, или люди с уголовным прошлым. Они использовали ее и бросали. Возвращались к женам... Одного из них, например, посадили в тюрьму.
- Это он убил маму? - замерла Анфиса.
- Никто ее не убивал, - Аня закурила. - Но по большому счету, именно кавалеры привели к ее гибели. Именно такой образ жизни. И, конечно, доверчивость... Так называемое, желание любить и быть любимой.
- И я любила, - вдруг вскрикнула Аня, - я любила Радкевича. Но не позволяла себе, не позволяла ему... даже на войне, где уже все равно, где каждый день могут убить... Потому что могут быть последствия! А растить ребенка одной... Я сама росла без отца, я знаю, что это такое. Моя мать поднимала троих! И надорвалась! И я поклялась, я поклялась Наде, перед ее смертью, вот в этой комнате, что воспитаю тебя другой, спасу от тех ошибок, которые сделала она. И я намерена выполнить свое обещание.
Лена
Лена родилась перед самой войной. Отец - рабочий на заводе, мать телефонистка.
- Любили они друг дружку, - рассказывала Лене бабушка Лариса, - Серега, мой сыночек, видный парень был, ну а мать твоя - писаная красавица, ее даже за артистку принимали. И шила сама, и одевалась, как артистка. И тебя одевала. Я на них наглядеться не могла. И всегда вдвоем. И по грибы, и на рыбалку, и в кино. А тебя с собой. Сначала в корзинке, как куклу, потом, значит, на руках. Молока у Татьяны было столько... прямо, как у коровы рекордсменки, десятерых могла б вскормить. Они хотели много, детишек-то. У Татьяны, у самой, мать, значит, при родах скончалась, а отец ейный запил, то с одной бабой жил, то с другой. Таня, значит, к семье тянулась. С первых дней меня мамой звала, гостинцы покупала с получки. То платочек, то духи. Ни на день рождения, просто так. Но тут война. Папку-то твоего мобилизовали, значит, и Танечка метнулась в военкомат, чтобы, значит, тоже с мужем на фронт... И на рыбалку, и по грибы, и на фронт... Взять-то ее взяли, радисткой, но чего-то не вместе, то ли цифры перепутали, то ли не положено было, чтоб куда хочу, туда поеду. Потом я похоронку получила на отца твоего. Потом, значит, и на Татьяну... Друг за другом похоронки пришли. Но с разных мест.
Бабушка Лариса листала фотоальбом, показывала фотографии:
- Вот здесь, значит, Татьяна, здесь ей вымпел дали за хорошую работу.
Лена вглядывалась в улыбающееся лицо матери. Лицо круглое, простое, почти безбровое, светлые глаза, льняная коса вокруг головы, ямочки на щеках.
Лена тоже светлая, и у нее тоже ямочки на щеках, когда она улыбается.
- А здесь, значит, Сереженька.
Отец тоже светловолосый, невысокий, с пухлыми губами, но на всех фотографиях насупленный, даже суровый. Наверное, хотел казаться взрослее.
Жила Лена с бабушкой на окраине города. Слева - улица из обветшалых, очень старых деревянных домов, в один и два этажа. Справа - придорожный лесок. За лесом - речка.
Домик у них был старый, того гляди развалится, зато приусадебное хозяйство. Бабушка целыми днями копалась в огороде, и кормились с него, и приработок к пенсии. Лена помогала. Зимой бабушка вязала носки, тоже очень хороший приработок.
В 1958 году Лариса Степановна умерла. В больнице, от воспаления легких, на руках у восемнадцатилетней Лены. Лена тогда уже работала санитаркой в этой самой больнице. Утром училась на медсестру, вечерами дежурила. Плакать по бабушке было некогда. Хотя Лена любила бабушку, как никого на свете. Собственно, никого, кроме бабушки, у нее и не было...
Там же, в больнице, уже через год после смерти бабушки, Лена познакомилась с майором Родионом Голявкиным. Врачи говорили, что сорокалетний майор нашпигован осколками. Некоторые из осколков замерли, притаились, а тех, которые вели себя неспокойно, старались вытащить. Майора раз в год оперировали. А вся семья Родиона, родители, жена, сын и дочка, погибли в блокадном Ленинграде.
Оказался он в их городке случайно, приехал в командировку и угодил в больницу.
Лена за ним ухаживала. Сначала в больнице, по должности, а потом и у себя дома, добровольно.
Голявкин довольно быстро отошел после операции, сходил в местный военкомат, подал в отставку по состоянию здоровья, и его демобилизовали. Устроился в школу учителем труда, остался жить у Лены. Перекрыл крышу дома, построил во дворе душевую, выкорчевал давно не плодоносящие яблони, а весной посадил новенькие саженцы. Ни минуты не сидел без дела.
Каждую ночь майор рыдал во сне. Лена его будила, поила водой, обнимала. Он успокаивался, как ребенок.
Во время ночных дежурств Лены, майор не спал, боялся, что заснет, и никто его не разбудит, и танк, который ему снился, его раздавит.
Голявкин очень хотел детей. Лена почему-то не беременела. Даже к врачам обращалась, но те сказали, что с ней все в порядке.
- А не в муже ли дело? - намекнула врач-гинеколог, - все же он у тебя человек не совсем здоровый, инвалид...
- Не расписаны живете, вот в чем дело, - нашептывала соседка тетка Дуня, подруга покойной бабушки Ларисы. - В загс, в загс его веди. А если б и в церковь смогла уговорить, то, считай, ребенок у тебя в пузе.
Лена отмахивалась от предложений тети Дуни, еще чего не хватало? В загс, кстати, можно бы и сходить, но Родион молчал, а Лена не хотела начинать разговор первой. Вот если б она забеременела...
К празднованию двадцать четвертой годовщины со дня Победы над фашизмом, фотографию Родиона Голявкина напечатали в местной газете.
На вопросы корреспондента об участие в войне, он отвечать отказался, не любил вспоминать войну.
Лена вырезала фотографию из газеты, засунула в рамочку, повесила на стенку.
Буквально через две недели после публикации этого номера в дом Лены постучалась женщина, худая и строгая, с саквояжем в руке. Она приехала из города Ялта, привезла красивую шкатулку, оформленную ракушками, бутылку коньяка, и пластмассовый шар с отверстием для просмотра. Если, сощурив один глаз, посмотреть в эту дырочку, то можно увидеть цветную фотографию четырехлетнего пухлого мальчика, стоящего по колено в море.
- Это мой сын Миша. Он же, - утверждала женщина, - является сыном Родиона.
Родион вспомнил, что пять лет назад, действительно, отдыхал в санатории, в Ялте. И эту женщину, Любу, культ массовика при санатории, он тоже вспомнил, а вот о мальчике он ничего не знал. Да и не мог знать. Люба писала письма на адрес, указанный в курортной карте, но Голявкин в то время уже не проживал по этому адресу, он жил у Лены.
Лена помогала собрать майора в дорогу.
Люба хотела, было, забрать рамочку с газетной фотографией со стены, но Лена не дала.
А как только они вышли из дома, с чемоданом и саквояжем, запустила в дверь шкатулкой. Все ракушки тут же и отвалились.
После отъезда майора Ленка загуляла. Не пила, не веселилась, какое уж тут веселье, просто загуляла, от слова гулящая, чтобы не сказать другого слова, грубого, и к поведению Ленки совсем не подходящего. Ибо водила Ленка к себе мужчин с одной единственной целью - забеременеть от кого-нибудь.
Сначала к ней приходил завхоз больницы, где Лена работала уже не санитаркой, а медсестрой, училище она окончила, и даже с хорошими отметками.
Но жена завхоза настрочила в местком бумагу, и завхоз перестал ходить.
Потом некоторое время у Лены никого не было.
Потом Лена познакомилась с тихим Смоляниновым, лежащим у них после пищевого отравления. Смолянинов оказался начальником автобазы. Приехал к Лене в шляпе, на собственной Победе. Лена даже удивилась, увидев его за рулем автомобиля. В больнице, в пижаме, он выглядел совсем другим. И хотя начальник автобазы был холостяком, и его намерения по отношению к Лене были самыми серьезными, Лена дала ему от ворот поворот. У Смолянинова оказались проблемы по мужской части.
Потом были еще какие-то мужчины, и тоже не задерживались долго.
Странное дело, но Лену никто не осуждал. Тихая она была и трудилась, как пчелка. И взаймы даст до получки, и укол сделает, и с чужим ребенком посидит за спасибо.
И на работе ее уважали. А больные, так и вовсе души не чаяли. Внимательная, добросовестная, доброжелательная. А как улыбнется, то даже в самый пасмурный день в палате становилось светлей, вот такая была у нее улыбка. И ямочки на щеках.
Анфиса
Каждого ухажера Анфиса тестировала на серьезность намерений и на перспективность совместной жизни в будущем. Никаких поцелуев и объятий. Только походы в театр, в кино, знакомство с родителями, встречи на танцплощадках, в кругу однокурсников, совместные репетиции и выступления на конкурсах художественной самодеятельности. Прогулки под луной имели место быть, но разговоры только о высоком: о мрачном, дореволюционном прошлом страны и ее светлом будущем. Или о литературе. Анфиса была начитанной девушкой. И как ей быть неначитанной, если она училась на отделении русского языка и литературы.
Сын второго секретаря райкома, Борька Синельников, был влюблен в Анфису без памяти. Борька был невысокого роста, с плохой дикцией, все время приходилось напрягать слух, чтобы понять, о чем он говорит. Анфиса даже удивлялась, как его приняли в пединститут, с такой дикцией?
- Сын второго секретаря, это перспективно, - сказала Аня.
Уже оговаривали дату свадьбы, но Борька взял и напился, и устроил драку в ресторане "Юбилейный". Его, разумеется, исключили из института. Даже секретарь райкома ничего не мог поделать, так как подрался Борька с сыночком выше стоящего начальства.
- Хорошо, что это произошло до свадьбы, хорошо, что между вами ничего не было, - успокаивала Аня, - но мне хотелось бы знать, почему к тебе липнут асоциальные типы. Чем ты их привлекаешь?
На этот вопрос Анфиса ответить не могла. Только умоляла Аню взглядом - не продолжай мысль. Не утверждай, что Анфиса такая же доверчивая и легкомысленная, как ее покойная мать.
Через три месяца после этого события, Анфиса познакомилась с Ченцовым - студентом физкультурного факультета. Запросто подошла к нему после лекции о культуре быта, и сказала, что ищет себе партнера. Ченцов смутился и согласился, не смотря на то, что был очень занят учебой и тренировками. Они стали танцевать. И даже заняли второе место на смотре художественной самодеятельности студенчества и рабочей молодежи. И даже ездили с концертами в районный центр, где на одну ночь их поселили в Доме колхозника. В эту ночь Ченцов не хотел выходить из номера Анфисы, почему-то ее заселили одну в номере на троих. Он объяснился ей в любви и умолял просто разрешить ему полежать рядом с ней, раз уж так получилось, что она одна в номере, и все уже спят. Просто полежать, он не будет к ней приставать. И, правда, не приставал. Только дрожал. И Анфисе передалась его дрожь, хотя в комнате было довольно тепло. Продрожав пару часов, они заснули. А утром Ченцов сделал Анфисе предложение.
- Давай поженимся, - сказал он, краснея, - не сейчас, а после окончания института. Сейчас жениться как-то глупо. Где жить, на что жить? А после окончания института у меня намечаются хорошие перспективы, как у мастера спорта с высшим образованием.
- Хорошо, - сказала Анфиса, - только не приставай ко мне, пока мы не зарегистрируем наш брак.
Разумеется, Ченцова, победителя областной олимпиады, со временем пригласят в Москву, в сборную Советского Союза, - была уверена Аня. И квартиру дадут в центре Москвы, и за границу он, конечно, будет ездить, и, конечно, завалит Анфису красивыми, заграничными вещами.
Но через некоторое время Аня узнала по своим каналам, что Ченцова вряд ли возьмут в Москву, в сборную СССР, не смотря на способности. Папа Ченцова, тоже спортсмен, уехал в 1957 году на соревнования в Польшу и не вернулся. И неважно, что мать Ченцова была в разводе с ним, неважно, что Польша - социалистическая страна. Факт есть факт. Аня запретила Анфисе встречаться с Ченцовым.
Анфиса переживала. Особенно когда Ченцов начал встречаться с другой девушкой, очень легкомысленной особой, которую даже из комсомола выгнали в свое время за легкомысленность. А потом Ченцов уехал. Говорили, что его мать испугалась влияния легкомысленной особы, и увезла сына на лето к дальним родственникам в Москву. А дальние родственники, наверное, посодействовали тому, чтобы Ченцова, как очень перспективного спортсмена, перевели в московский педагогический институт. Так или иначе, Ченцов не вернулся в их город первого сентября. Хотя Анфиса ждала его, не смотря на запрет Ани.
Некоторое время Анфиса ни с кем не встречалась.
Однажды, уже на последнем курсе, после репетиции концерта, посвященного покорителям целины, Анфиса вернулась за гитарой, забытой в гримерке, и уже собиралась уходить, как вдруг услышала доносящийся со сцены разговор. Двое молодых людей разбирали декорации. С Валерой Анфиса была знакома, с ним встречалась ее подруга Эмма. Второго молодого человека Анфиса не знала.
- Если ты о той, которая пела про Ангару, то ее зовут Анфиса. И у нее сейчас никого нет, - сказал Валерка.
- Но, наверное, много ребят у нее было? - расспрашивал незнакомец.
- Она дружила с кем-то, но несерьезно.
- Что значит, несерьезно?
- В том смысле, что любви там не было. Холодная она, Анфиса.
- Такая красивая, и такая нелегкомысленная? - недоверчиво спросил незнакомец.
- Ты считаешь, что позволяют себя целовать только легкомысленные девушки?
- Именно так, - ответил незнакомец.
- Странно это.
- Почему странно? Мне нравятся такие девушки.
- И что тебя в них привлекает?
- Надежность. Такие за тобой и в огонь, и в воду.
- Ну, и какой смысл в том, чтобы девушка шла за тобой в огонь, и в воду. Зачем их тащить туда? - не мог угомониться Валерка.
- Нет, ну, если девушка нужна только для поцелуев и танцулек, то смысла никакого. Но если ты относишься к ней серьезно...
- А не скучно это - вот такое серьезное отношение ко всему? - перебил незнакомца Валерка.
- Вот отсюда все идет.
- Что идет?
- Распущенность.
- Ну, ты скажешь...
- Сегодня одна, завтра другая. В результате - ноль.
- В каком смысле?
- В том, что распущенность гарантия того, что уже никаких чувств ни к кому не испытываешь. Живешь, а внутри пустота.
- Ты о ком, о девушках или парнях? - насторожился Валерка.
- А неважно. Всех касается.
На следующий день Анфиса узнала от Эммы, что незнакомца зовут Руслан, что он тоже из их института, но учится в другом здании, на педагогическом факультете.
И что его статьи уже печатались в "Учительской газете" и даже в журнале "Семья и школа", и что с ним даже кандидаты наук за руку здороваются.
- Будущий ученый, светило педагогической науки. После института, все так считают, ему прямая дорога в аспирантуру. Может быть, даже в Москву, - воодушевленно нахваливала Эмма.
- А кто его родители? - поинтересовалась Анфиса.
- Отец умер, мать проживает в сельской местности.
- В деревне?
Анфиса расстроилась.
- Ломоносов тоже из деревни пришел, - заметила Эмма, и сообщила, что Руслана многие хотели бы окрутить, даже дочка декана положила на него глаз, да он не больно-то поддается. И хотя Руслан сам попросил через своего товарища Валеру познакомить его с Анфисой, это ничего не значит. Так что, переживания Анфисы по поводу деревенского происхождения будущего светила педагогической науки несколько преждевременные.
Анфиса подумала: Это мы еще посмотрим. Но вслух ничего не сказала.
В этот же вечер их и познакомили. Валерка пригласил Руслана, а Эмма Анфису в кино, на фильм "Операция "Ы" и другие приключения Шурика".
После культпохода в кинотеатр погуляли по парку.
- Вот я думаю, а что такого интересного было в том конспекте, которым они прямо таки зачитывались? - спросила Эмма.
- Кто они? - не поняла Анфиса.
- Шурик и Лида.
- Это же комедия, - пожала плечами Анфиса, - Весь юмор в том, что интересных конспектов не бывает.
- Дело не в конспекте, я считаю, - загадочно произнесла Эмма.
- А в чем? - заинтересовался Валера.
- В силе притяжения. Когда пара создана друг для друга, то она ощущает неосознанное влечение, намек на будущую страсть, даже еще не видя друг друга.
- Какая страсть? - усмехнулась Анфиса. - Это комедия!
- Ты считаешь, что сильные чувства годятся только для трагедии? - удивилась Эмма.
- Вся мировая литература так считает, - ответила Анфиса и предложила взять для примера трагедии Шекспира. Разобрать их по косточкам.
- Ой, давай, обойдемся без твоего Шекспира, - попросила Эмма.
Анфиса мысленно усмехнулась. Зарубежную литературу Эмма не знала, а экзамен сдала по шпаргалке.
- А, давайте, без примеров. Допустим, страсть губительна. А любовь со всеми вытекающими? - Валера обнял Эмму за талию, притянул к себе.
- Это человеческая потребность, - ответила Анфиса, - она способствует гармоничному развитию.
- Я не пойму, Анфиса, - улыбнулся Валера, - ты что, за чисто платонические чувства? Даже в браке?!
- Отнюдь. Но главное в любви, я считаю, это уважение друг к другу, и общие интересы. Правда, Руслан?
- Совершенно верно, - кивнул Руслан.
Анфиса взглянула на него с благодарностью.
И решила окончательно. Она выйдет замуж именно за него.
Лена
Лена уже сдавала свою смену, когда к ней, в ординаторскую, вбежала баба Дуня:
- Сестра приехала, Леночка... На крыльце они сейчас, ждут тебя...
- Какая еще сестра? - не поняла Лена.
- Он инвалид, а она ну, копия Татьяны, - перевела дух баба Дуня, - постарела сильно, а так, будто и не уезжала.
- Кто инвалид?
- Муж ейный, Татьяниной сестры. Зовут Катериной.
- Напутала ты чего-то, - спокойно ответила Ленка. Но руки у нее дрожали. Когда запирала в шкафчик свой белый халат, долго не могла попасть ключом в замочную скважину.
На крыльце дома сидела женщина лет пятидесяти, седая, коротко стриженная, в бедной одежде, в разбитых полусапожках. А рядом с ней мужчина в солдатской гимнастерке. Небритый, но молодцеватый, грудь в орденах. Правый рукав гимнастерки пустой, аккуратно подвернут и пристегнут на булавку почти у самого плеча.
Увидев Лену, они встали.
- Мы ненадолго, Леночка, - сказала женщина, - нас с поезда сняли.
- Документы, документы у них проверь, - шептала баба Дуня, подозрительно оглядывая незваных гостей.
- А нельзя ли где водочки купить, это самое? - робко спросила Катерина. - Для Петруши. Боли у него, без водки не заснет.
Лена попросила бабу Дуню сбегать к себе, принести бутылку самогонки, она заплатит.
Петруша хлопнул два стакана, залпом, как воду, и пошел спать. Еле дошел до кровати. Заснул в одежде.
Катерина тоже выпила:
- За встречу, Леночка. Я такой тебя и представляла.
Лена не пила, она и без самогона валилась с ног. Слушала свою новоиспеченную тетку, борясь с отяжелевшими веками.
- Ты, наверное, уже знаешь, что наша мама, твоя бабушка, ее звали Людмилой, она умерла, как только мы родились, - рассказывала тетя Катя, наполняя стакан. - Наш отец, Андрей Иванович Феоктистов, согласился взять только одну девочку, а от второй, от меня, отказался...
"Кино какое-то, индийский фильм", - подумала Лена.
- Правда, похоже на индийский фильм? - спросила тетя Катя и улыбнулась. Ямочки на ее щеках были те самые, как у мамы, на единственной фотографии.
Тетя Катя выпила, закусила соленым огурцом.
- Ты не бойся, мы завтра уедем, нам бы только вещички, это самое, продать кое-какие. Нас ведь обокрали в дороге, а билет покупать надо. Но не на что. Мы ведь до Ижевска, там Павлушина сестра живет. Сапоги у нас есть, почти ненадеванные, комбинация у меня есть, красивая с кружевами по подолу... - тараторила порозовевшая, помолодевшая тетка.
- Тетя Катя, вы знали мою маму? - перебила Лена.
- Немножечко. - Тетя Катя вздохнула. - Мы с ней переписывались все детство. Я ж в детдоме жила, это самое. А потом я вышла замуж, уехала.
- А дети у вас есть?