(Старая сказка про лягушку, пересказанная дедушкой своим внукам в присутствии своей очень строгой мамы. Её замечания внесены в текст по её настоянию.)
Молитва матери
Высоцкий :
В заколдованных болотах там кикиморы живут
Защекочут до икоты и на дно уволокут.
Будь ты пеший, будь ты конный - заграбастают...
Страшно, аж жуть.
Комната в деревянном деревенском доме. Окно. Крупным планом: на стене фотография молодых мужчины и женщины. Чуть ниже полка, на которой стоят игрушки. Простой деревянный стол. Миска на столе. Кровать с подушками. Деревенская побеленная печь. В одном углу большие напольные часы с гирей, в другом углу икона святой Девы Марии с горящей перед ней лампадкой.. Перед иконой на коленях стоит женщина средних лет в тёмном платье.
Часы бьют шесть раз.
О, святая дева Мария, помоги мне, будь мне опорой. Посмотри, мне ведь ещё нет сорока, а я уже почти старуха. Я стою перед тобой на коленях, и мои распухшие ноги стынут на полу. Через неделю рождество, а в этом году зима просто лютует. Но не от того моей душе и телу зябко.
Ты же знаешь, что я уже больше года одна с двумя детьми. Мне всё равно, что бы в городе ни говорили о моей жизни с Михелем, но всё равно он был мне мужем. Конечно, между супругами случаются ссоры, особенно, если супруг любит выпить в кругу своих дружков лишнюю чарку - другую. Как же мне было не браниться с ним, если он заявлялся посреди ночи и горланил всякие неприличные песни? Знал он их великое множество, но, по моему разумению, большинство из них придумывал сам. Он вообще был большой выдумщик, чем и покорил меня. Раньше то он совсем не пил. Это уж потом. Но всё равно он ведь не был таким пьяницей, как его дружок Фриц. А вот поди ж ты - этот Фриц до сих пор пьянствует. И ничего. А мой Михель уже год как на кладбище. Так вот я и говорю: мне все равно, как бы в городе ни судачили о нашей жизни с Михелем, а отец детям он был хороший. Не было счастливее его, когда родилась наша первая - Мария. Ты всегда покровительствовала ей. И кому, как не тебе, знать, какая она у нас умница и красавица. Была. Если бы жив был Михель с ней бы этого не случилось. А мне одной где ж уследить за ними двумя. Да и большая уже она, Мария, чтоб мать повсюду её за ручку водила. Вот и побежала она с сачком на болото. Погода хорошая. Тепло, солнышко, считай, последние денёчки. Сентябрь. Вот и не углядела. Мне б, матери, подумать - что ей, одной, на болоте делать? Да и занята я была тогда. С младшеньким, Сашей, сидела. Темнеть уж начало, а её нет. Ну, думаю, к подружке своей, Таньке, убежала. Тут недалеко. А уж как совсем поздно стало - к ним побежала. Отругать хотела. Время-то знать надо - не маленькая. А Танька-то давно уже спит. Ну, что тут было и пересказывать нету смысла. К утру нашли её. Сидела, скрючившись, на кочке и не отзывалась. От того и найти долго не могли. С тех пор странная она стала. Никого не узнаёт. Говорить разучилась. Бормочет что-то. И не видно, чтоб пуганая была. Всё прыгать норовит. Одежду ровно не замечает. Что есть, что нет. К мухам неравнодушная стала. Как увидит муху, так прыг и ртом ловит. Фу, гадость! Ну, выплюнет тут же. А всё равно. Врачи всякие смотрели. Ничего не нашли. Сказали - безнадёжно и домой вернули. Танька, её подружка, поначалу забегала. А та ровно её не замечает. К куклам своим равнодушна стала. Бывало раньше, как придёт, так сразу какую-нибудь из них на руки возьмёт. А тут как будто и не замечает. Одну только резиновую лягушку и признаёт. Что-то бормочет ей, вроде квакает. Значит что-то понимает, что лягушки квакают. На болото всё норовит убежать. Каждый раз домой приводить приходится. Лягушку живую притащила. Странная какая-то лягушки. Всё смотрит на меня, смотрит. Вроде завораживает. А то как-то проснулась - она на подушке сидит и на меня смотрит. Страшно мне стало. Хотела выбросить, но что-то меня удержало. Отнесла я её опять на болото. Пусть живёт. Может, и у неё есть мама. Так она, Мария, опять её притащила. Боюсь я её, дева Мария. Подскажи, что делать?
Я уже говорила тебе, что подружки её перестали ходить к ней - что толку? Всё равно она никого не узнаёт, да и как играть с ней, раз она ничего не умеет? Только и умеет, что прыгать как лягушка, да квакать. Тут как-то прихожу, а они вдвоём с младшеньким прыгают друг за дружкой. Только мне этого не хватало. Схватила я младшенького, да и нашлёпала - а за что и сама не знаю. Вот и ревём с ним оба - он от обиды, а я сама не знаю от чего. Вот что мне делать? Подскажи!
А тут вдруг у Марии новая подружка объявилась. Феней звать.Старые то все перестали ходить, а эта стала. С соседней школы девчонка. Странная тоже. Про неё, да и про её семью такие абсурдные слухи ходят, что и пересказывать-то не хочется. Будто нечисто у них в семье. Будто отец у них колдун и мать колдунья. А мне что делать прикажешь? Запретить я не могу. Пусть хоть с кем-то ребёнок общается. А мне работать надо, детей кормить. Заходил как-то отец этой девочки. Поглядел на Марусю. Потом лягушку на руки взял, долго на неё глядел. Вздохнул и молча положил обратно. И так это меня резануло. С чего бы это, святая Мария?
А тут опять она сбежала. И лягушка куда-то пропала. Как ни искала - девочку не нашла. Пошла к этому колдуну за советом. И сказал он мне странную вещь. Не ищите её и не мучьтесь. Это не Ваша дочь. А ваша дочь найдётся. Ждите и надейтесь. Жива она. Большего Вам сказать не могу. Что мне делать, святая Мария, верить ему или не верить?
Куклы
Та же комната. Ночь. За окном громыхает гроза. Дождь барабанит по стеклу.
Крупным планом куклы на полке.
Они ждут, пока часы пробьют 12 часов. Тогда они оживают. Сегодня они проснулись раньше и с нетерпением ждут, когда же часы пробьют 12 раз.
Крупным планом старые часы. Они стоят напротив зеркала. Скрипят. Видно, что им тяжело идти, но они стараются не подавать вида. Им нельзя думать о посторонних вещах. Они должны думать о времени.
Часовая стрелка медленно ползёт к двенадцати. Ну что же она ползёт как черепаха. Часы, наверное, отстают. Скорей бы уж... Бом, бом, бом...
- Вы не знаете, сколько времени, - неожиданно закашлявшись спросили часы у зеркала, - я сегодня себя плохо чувствую и сбился со счёта. Мне бы только добраться до двенадцати, а там легче будет.
Кукла громко: Девочки, вы слышали? Да что же это такое?
Другая ей громким шопотом: Тише, ты с ума сошла. Нам же ещё нельзя разговаривать!
Первая шопотом: А что же делать?
- Надо спросить у Феди.
- А откуда он знает?
- Он смотрит телевизор.
- Ну и что? Я тоже смотрю телевизор.
- Но ты смотришь только рекламу, а Федя смотрит программу 'Время' и всегда знает точное время.
В это время телевизор громко сказал: ' Московское время 12 часов'.
Старые часы облегчённо вздохнули и пробили 12 раз.
Сразу же поднялся шум.
- Куда она могла деться? Неужели утонула?
- Нет, нет! Этого не может быть!
- А может, её похитили?
- Девочки, ну надо же что-то делать!
- А что мы можем? Мы ведь только куклы.
Резиновая лягушка: А я знаю, что надо делать! Я пойду на болото и найду Машу!
Первая кукла: Ну, конечно, наша Пипа, как всегда всё знает.
- А что вы смеётесь? Она же лягушка.
- Ну и что?
- А то, что лягушки на болоте всё знают.
- Так они тебе и скажут! Ха, ха и ещё раз ха.
- Сама ты - ха-ха. А я вот пойду на болото и всё у лягушек узнаю. Лягушки мне всё скажут.
- Деда, а у нас тоже такая лягушка есть: зелёная, резиновая с дыркой в животе. Мы её в ванну берём поплавать немножко. А она наберёт в пузо воды и как только возьмёшь её в руки - так и обкатит струёй воды.
- Ну, не знаю, как наша лягушка, а эта Пипа всем пипам пипа. Хвастать любит и за всё берётся , хотя ничего у неё не получалось.
- Деда, а откуда ты всё про неё знаешь?
- Как откуда? Дядя Серёжа Седов о ней всё мне рассказал. Даже книжку написал про лягушку Пипу.
- А откуда ты знаешь, что это та Пипа, а не другая?
- А я разве говорю, что та? Так вот эта Пипа никого не боится. Видите: прыг-скок, прыг-скок. Ей всё нипочём. Давайте смотреть.
- Ха, ха! А как ты туда доберёшься?
- Куда?
- На болото, конечно.
- А ворона на что?
Смотрите, тут есть и ворона. Живая.
Ворона:
- Пр-р-р-авильно! Я её отнесу и у ворон спрошу. Может, они что видели.
Куклы горячо обсуждают, что же могло случиться с их хозяйкой. Они решили, что вернулась не их хозяйка. Да, да. Вы уже тоже, наверное, догадались. У девочки, оказывается, жили ещё ворона и кошка. Настоящие. Ворону принёс зимой папа. Смотрите, какая она большая и чёрная. У неё было перебито крыло. Может, мальчишки из рогатки подстрелили. Крыло ей вылечили, но она осталась жить дома. Задира, это сразу видно. Куклы наябеднячали, что она и хлеб из рук выхватывает и кошку Мурку обижает. Ворона возьмёт и клюнет кошку в нос. Сейчас она от вороны под диван спряталась. Куклы очень осуждали ворону за такое поведение. Только она разве их слушает? А то возьмёт и посадит какую-нибудь из них на самую верхнюю полку. Страшно наверху сидеть. Вот они и просят.
- Миленькая, сними меня пожалуйста!
А Мурка иногда из под дивана возьмёт и схватит лапой ворону за хвост. Даже перо как-то у неё вырвала. Но это они не всегда так. Спят они всегда вместе.
Однажды клоун Федя свалился с полки. Ворона помогла ему встать, а потом отнесла его назад на полку. Конечно, на полке интересней стоять, чем валяться на полу. С верхней полки всё видно, хотя и страшно. А кошка Мурка, тоже хитрая такая, залезет сама на полку и столкнёт Федю, как будто не нарочно. Только всё равно все знают, что это она сделала нарочно. А она, хитрая, спрыгнет вниз и давай об него тереться и мурлыкать - Феденька, хороший, это случайно так получилось. Вот ведь какая подлиза. А Федя добрый клоун. Он всё ей прощает.
- Я ведь клоун,- говорил он,- и падать мне не привыкать.
Да, куклам не позавидуешь. Нелёгкая у них жизнь. Вы думаете легко кукле сидеть неподвижно целыми днями тараща широко открытыми глазами? Попробуйте сами. И легко ли ей удержаться, чтобы не дёрнуть за хвост проходящую мимо эту подлизу Мурку, тараща на неё невинные синие глаза? Подумайте, всегда ли вы к ним справедливы? Вы ведь всегда больше верите своей кошке, чем кукле. А зря, между прочим. Кошки они хитрые. Им и обмануть ничего не стоит. Ну, может быть ваша кошка и не такая. Проверить это не трудно. Достаточно ночью, не шевелясь и не разговаривая, подслушать их разговор. Глаза открывать совсем нельзя. Если они увидят, что ты подсматриваешь, то могут и совсем замолчать. А разве не интересно узнать, что думают о тебе куклы? Ну, мы отвлеклись. Смотрим дальше.
Болото.
Вороне сверху хорошо видно. Она увидела двух лягушек и сбросила к ним Пипу.
- Привет, лягухи.
- Привет! Откуда это ты свалилась?
- Не видишь разве? С самолёта. Я только что из Парижа...
Что, что , а запудрить мозги Пипа кому угодно может. А уж про лапшу на уши и говорить нечего.
Там они узнали, что на болоте появилась какая-то новая лягушка с косичкой и сачком. Это было как раз в тот день, когда пропала их девочка. Откуда она появилась никто не знает.
- Может это она, наша девочка, и есть? Как вы думаете? Только странно всё это. Девочка и лягушка с косичкой. Про девочку никто ничего не знал, а вот про лягушку знали, что с ней всё время один лягух скачет. Куда она, туда и он. И ещё знали, что лягушка Несмеяна подралась с новой лягушкой из-за какой-то стрелы. Вот и всё, что удалось узнать.
Болото - это особый мир на земле, непохожий ни на какой другой.
Вид болота сверху.
У него свои постоянные обитатели и залётные гости, свои голоса и шумы и свои загадки и тайны. Ничто на свете так не смущает душу, так не тревожит, а порой и пугает её, как болота. Но откуда берётся этот страх? И что уподобляет её созданной воображением стране, хранящей непостижимую тайну - глухое ли бормотание камыша, фантастические блуждающие огоньки или молчание, царящие в безветренные ночи, или тот еле различимый плеск, такой тихий, но от этого ещё более жуткий...
Страшно? Да, страшно. Особенно страшно, если заблудишься, если потянутся к тебе высохшие чёрные корявые руки кустов. Там живёт чёрная старуха Коряга. Она цепляет всех, кто проходит мимо и тянет к себе под воду. Она любит утопленников. Она всех топит. Днём она лежит незаметно, а ближе к ночи, когда солнце уходит за горизонт, она поднимается растопырив чёрные лапы в ожидании очередной жертвы. Причудливые хлопья тумана цепляются за её чёрные руки точно саваны покойников.
- Дед, ты с ума сошёл! На ночь такие страхи!
- Мама, не мешай. Мы только чуточку побоимся.
- Ну смотрите, что б потом не жаловаться.
Эту Корягу боятся все, даже братец Волк, и вечером никаким калачом его не заманишь в болото. Даже коварная змея Шиншила и та уползает и прячется на ночь под какой-нибудь пень, чтобы не попасть в лапы чёрной Коряге.
Ну, не всё так страшно. Вот и утро. Небо ясно. Свежо. Бледным румянцем пробивается сквозь туман утренняя заря. От воды тянет прохладой. Влажный ветерок набегает лёгкой волной. Смотрите, лягушка какая-то. Ей, наверное, тоже страшно жить в таком мрачном болоте. Что-то не похоже. Вон она залезла на чёрную Корягу и прыгает в воду.
А там подальше, - ещё одна. Да их тут много. Это же болото - целое царство лягушек.
О чём это? Да, про лягушек. Но у них совсем не так, как у нас, англичан или даже китайцев. Это только кажется, что у них ква-ква, да ква-ква.
Светлая лунная ночь. Они уселись в кружок и... поют. О! Да они знают много японских песен. Кто бы мог подумать? О прекрасных японских девушках, про страшных драконов, об ужасной судьбе японской девушки, похищенной драконом. "Батра!" - в ужасе шептали японские девочки, девушки, и женщины.
- Деда, а что это такое?
- Не знаю, смотри дальше.
Они поют о том, как оплакивали японские девушки и дети её судьбу и, отвернувшись, утирали скупую мужскую слезу суровые японские самураи.
Да, в Японии лягушки умеют и любят петь. А знаете ли вы, что в Японии в некоторых домах их держат вместо плееров.
- Деда, давай купим такую лягушку.
Мама: Этого нам только в доме не хватает.
В Сингапуре лягушки вопят на полицейские сирены, да так громко, что совершенно непонятно, кто на кого вопит и зачем?
А в Бразилии они умеют мяукать. Вот бы удивился наш кот.
А ещё лягушки умеют лаять, как собаки. Этим развлекаются лягушки в Южной Америке. Вот такой нам дома точно не хватает! Давайте купим вместо собаки.
Мама:
- Давайте. Завтра сходим на рынок и купим.
Лягухи на болоте главные. Вы только посмотрите, какие они важные. А это что ещё за цаца? Смотри-ка - губы себе накрасила, колготки нацепила.
- А вы что думаете? Не зря же принцы выбирали себе жён из лягушек? . Не каждая может стать лягушкой. Ты вот умеешь квакать? Какая ж из тебя лягушка, если ты не умеешь квакать?
Тем, кто квакать не умеет,
Стыд и срам,
Стыд и срам.
- Дед, ну что ты там всё про лягушек, да про лягушек. Ты когда нам про девочку покажешь, что на болоте пропала.
Комната в городской квартире. На стене портрет маленькой девочки. Сбоку диванчик. Напротив письменный стол. За ним сидит девочка. Перед ней раскрытая книжка, но взгляд её где-то блуждает в стороне.
- О, святая дева Мария, ты же знаешь - я не хотела. Я же хотела как лучше. Была же ведь царевна-лягушка! Почему же мне не сделать так же? Смогла же я оживить мобильник и превратить его в воробья. Правда, я и сама не знаю, как это у меня получилось. Ну и что с того? Получилось ведь. Значит, я могу. Сколько хлопот доставил мне этот воробей. Сначала я просто испугалась. Я не знала, что сказать маме, а уж о папе и вовсе говорить нечего. Маму обмануть не трудно. Можно просто сказать, что потеряла мобильник и всё, но он ведь несколько раз прилетал ко мне воробышком и всегда неожиданно. То домой в форточку, то прямо на уроке. Последнее всегда вызывало переполох в классе и мне пришлось придумывать про ручного воробья и закрывать перед уроками форточку в классе. Этот воробей всегда прилетал ко мне, когда мне звонили. При этом он громко чирикал. Может и нужно было превратить его обратно в мобильник, но, собственно говоря, он и не переставал быть мобильником и пересказывал, вернее перечирикивал, всё, что говорил мобильник. Было очень забавно слушать, как он передразнивал голоса подружек, как при этом чистил пёрышки, как сердился на кошку Мурку, которая как-то хотела его съесть. Мурка уже почти схватила его, но он мяукнул ей прямо в ухо, отчего она с недоумением уставилась на него и потом долго трясла головой и тёрла лапой ухо. Нет, решительно невозможно было превратить его опять в неподвижную коробочку. Была и ещё одна причина - неизвестно было, как это сделать, а спросить не у кого. Я даже не помню, как это произошло, как мобильник вдруг стал воробьём. Просто он выпорхнул у меня из кармана, сел на нижнюю ветку дерева и почему-то закукарекал. Именно это и привлекло моё внимание, ибо мало ли воробьёв сидят на ветках? Но вот, чтобы они кукарекали. Кукарекал мобильник. Сама же научила его, вернее выбрала этот сигнал из всего многообразия сигналов, предлагаемых фирмой.
Если б ты знала, дева Мария, как я запуталась, и как мне страшно. Как страшно мне глядеть в глаза отцу, как страшно мне бывать в доме этой девочки. А вдруг её мать догадается? Раньше я никогда не думала, что глядеть в глаза так страшно. Даже когда я получала двойки в школе, я никогда так не боялась. Просто надо было успеть сказать вперёд маме. А уж потом это было её дело, как сообщить об этом папе, а то и вообще не сообщать. Двойки ведь вещь легко исправимая. Как правило они ставятся не столько за знания, сколько за баловство. И как бы ни была трудна арифметика, а на тройку всегда натянуть можно, если только немножко поднапрячься и подумать. Правда, нельзя сказать, что тройки как-то устраивали папу. Мама - другое дело. Похоже, что в школе она отличницей не была и относилась к тройкам спокойнее.
- В конце-концов не всем же быть, как Софья Ковалевская, - говорила она. Я не знала, кто такая была Софья Ковалевская и думала, что это какая-то мамина подружка. Но оказалось, что это вовсе не мамина подружка, а скорее папина, так как была учёным-математиком и придумала какие-то совсем необыкновенные числа. Странно даже, какие это могут быть необыкновенные числа? Числа, как и буквы не могут быть необыкновенными. Вот слова - это другое дело. Есть слова добрые. А есть слова злые. Есть слова непонятные, а есть и вовсе волшебные. Это же все знают. Только волшебные слова знают не все. И не каждый, кто их знает, может пользоваться ими как хочет. Волшебные слова, как живые. Они могут улететь и не вернуться. Потом можно сколько угодно пытаться их вспомнить - бесполезно. Если вы помните - Калиф-аист - стоило ему только засмеяться, как волшебное слово улетело и он так бы и остался аистом, если бы ему сова не помогла.
А вот папа знает таких волшебных слов очень много. Иначе он не смог бы стать бизнесменом. Некоторые слова и я знаю - дебет, кредит. Только я ими пользоваться не умею.
Среди папиных конкурентов много женщин. Конкуренты - это те, кто тоже знает волшебные слова и умеет ими пользоваться. Некоторые из этих женщин преуспевают больше его. Они энергичны, умны, образованны .. и элегантны, как пантеры. Ими он восхищается и опасается одновременно. Он хочет, чтобы со временем его дочь, то-есть я, стала такой же. Но, похоже, что его надеждам не суждено сбыться. Я совсем не такая. Если я и умна, то внимания к себе этим не привлекаю, как некоторые. Маму это нисколько не огорчает. Она ведь мечтает, чтобы её дочь стала настоящей феей.
'Настоящей фее, - считала она, - ничего из того, что хочет папа для своей дочери не надо. Но в школе всё равно учиться нужно. Надо же знать, что творится вокруг , и чем живёт окружающий мир. А оценки? Да бог с ними, с оценками. Кто там будет спрашивать её об оценках?'
Она была, конечно, не совсем права. Ведь такие знания, как география или основы сохранения баланса при всевозможных превращениях, нужны всем, а феям может даже больше, чем всем. Но и по этим предметам будущая фея, то-есть я, была явно недостаточно сведуща.
Видишь, дева Мария, я ничего от тебя не скрываю. Более или менее хорошо я разбираюсь в химии приготовления различных напитков, нектаров и настоек из трав.
У меня много недостатков. Я очень обидчива и ничего с этим поделать не могу. Другие при этом кричат, валяются по полу, громко ревут. Я же просто превращаюсь в мокрый холодный туман. Это ужасно неприятно. Бррр... Родителей это всегда пугало, даже маму, которая в детстве тоже злоупотребляла этим. Она боялась, что дочка в какой-то момент останется туманом насовсем и старалась прощать мои шалости. А вот шалостей у меня хватало. Я очень любила быть солнечным зайчиком и не давать папе читать газету, или одуванчиком, когда маме было совсем не до меня. Однажды я превратилась в пирог, и папа уже совсем собирался отрезать кусочек, но тут вошла мама. Господи, как же она испугалась. А мне смешно. Ну что бы со мной случилось? Не такая я уж дурочка, чтобы дать себя зарезать. Ну, отрезал бы бантик - вот бы удивился? Но папа в тот раз, с пирогом, сильно рассердился и решительно снял ремень, чтобы нашлёпать меня. Эти родители совсем не понимают шуток. Да и мне уже было не до шуток. Тогда я была совсем неуправляема. Я и сама не знаю, во что я превратилась. Мама говорит, будто бы я превратилась в круглый, ярко светящийся шарик, из которого сыпались искры. Шарик этот завис над столом.
- Перестань сейчас же, - закричал папа, но подойти ко мне не решился.
- Что ты наделал? - закричала мама на папу.
- А я что? - оправдывался папа, - я её ещё и пальцем не тронул.
Шарик между тем медленно поплыл к розетке и всосался в неё.
- Ну, и где же теперь искать её?
- У всех дети, как дети, - продолжал возмущаться папа.
- О чём ты думаешь? - возмутилась мама. - Надо думать, где теперь ребёнка искать, а ты?
- Вот ты фея, твоя дочь, вот ты и ищи.
Папа в сердцах бросил ремень и ушёл из дома, громко хлопнув дверью.
Мама долго не знала, что ей делать. Лезть в розетку за мной ей не хотелось. Это было очень опасно. Ну, залезет она в розетку. А дальше-то что? Она решила , что более надёжный путь попробовать пройти через зеркало. Откровенно говоря, я не знаю, причём тут зеркало, но ведь поэтому они и феи, что умеют делать то, что не умеют другие. Иначе все тоже залезали бы в зеркало. А в розетку, как видите, даже феи боятся лазить. Я-то сгоряча это сделала. В спокойном состоянии я бы, конечно, не полезла бы. В общем, мама нашла меня. Через три дня. Дома. Потому что, как только я поняла, что папа ушёл, я вылезла из розетки, но мамы уже не было. А потом нам с папой пришлось искать маму. Мы же не знали, что она залезла в зеркало. Да и всё равно у нас ничего бы не получилось. После этого мы с мамой разболелись и папа послал нас обеих в болото. Мама, конечно, обиделась и мы вдвоём с мамой уехали в деревню к бабушке, ничего не сказав папе.
Мы уже говорили, что болото - это особый мир на земле, непохожий ни на какой другой. Он существует по собственным законам, у него свои загадки и тайны. Страшно? Да, первые дни было особенно страшно. Особенно страшно, если заблудишься, если потянутся к тебе высохшие чёрные корявые руки кустов. Там живёт чёрная старуха Коряга. Она цепляет всех, кто проходит мимо и тянет к себе под воду. Даже коварная змея Шиншила и та уползает и прячется на ночь под какой-нибудь пень, чтобы не попасть в лапы чёрной Коряге.
Так я, святая Мария, попала в это царство. Первые дни я плохо понимала язык обитателей болота. У них всё называлось по-другому. Вот чем мне нравится английский язык? Тем, что можно говорить те же слова, но только по-английски. Например, яблоко по-английски -тэйбл. Нет, тэйбл это стол. Папа любит говорить - фэйсом об тэйбл. Это, наверное, не очень приятно. Так мы наказываем кошку, если она украдёт что-нибудь со стола. Но что меня огорчает, что можно всю жизнь прожить и ни с кем не поговорить по-английски. О чём это я? Да, про лягушек и других обитателей болота. Но у них совсем не так, как у англичан или даже китайцев. Это только кажется, что у них ква-ква, да ква-ква. Потом я начала потихоньку лучше понимать их. Скоро я познакомилась с одним смешным лягухом по имени Хью, а потом и с его друзьями. Как -то я спросила его, почему у него такое странное имя - Хью.
- А мы не местные, мы из Японии. Слышала когда-нибудь про лягушачьи дожди? Так вот, их как-то подхватило вихрем и принесло сюда вместе с дождём.
- То-то же я смотрю, что у тебя глаза узкие, как у японца. А оказывается ты японец и есть.
Там ещё одна лягуха была. Маленькая и робкая какая-то. Самая маленькая и самая робкая среди своих, подчас нахальных, подружек. Они и мошек у неё прямо из-под носа выхватывают и в воду с листа сталкивали.
- Зачем же так, правда?
- А почему она такая скучная сидит?
- Вроде царевны Несмеяны, - подумала я, увидев её.
- Нет мне счастья в жизни, - жаловалась она, - живу в болоте, питаюсь одними мухами и, главное, никто меня не любит! Никто не ценит, какая я скромная. Сижу себе, никому не мешаю. Водяные пристают. Задолбали! Не могу так больше жить, утоплюсь. Понесут меня, красивую, на кладбище, (размечталась!) венок из кувшинок сплетут, на могилку положат, потом все со слезами на глазах вернутся в болото. И только жёлтый венок и случайный листок останутся лежать на свежем холмике. Венок завянет, листик улетит дальше. А холмик останется, холмик осыплется. Забудут, забудут меня.
Ужасно жалко. Камера показывает холмик и лягушку.
И так захотелось мне сделать что-нибудь такое для неё - необычное. Дура я, дура. В школе вытворяла, и здесь надумала - сделать эту лягушку царевной или принцессой.
Как сделать лягушку принцессой.
Сделать из лягушки принцессу. Были же царевны-лягушки. Отчего бы и мне не попробовать? Что я, хуже других, что ли? Но что делать принцессе на болоте? Значит, нужен принц, нужен дворец. А вот этого я делать не умею, да и не хочу. Камера показывает строительные леса, тачки с цементом. Фу, какая грязь! Я же не строитель. Это джинны умеют дворцы строить. Вот пусть и строят. Надо бы найти какого-нибудь из них. Но об этом потом. Надо сперва принцессу из лягушки сделать, наряды ей придумать и сделать из паутины, или серёжки из капелек росы - вот это, пожалуйста... Вот я и надумала. Как приедут принцы на охоту, начнут стрелы из лука пускать, тут и ловить стрелу. И пускай потом на лягушке, что стрелу поймала, женится. Не отвертится, так всегда в сказках принято. А как только он ЭТУ лягушку поцелует - тут ему и принцесса готова со всеми нарядами. Я тогда не задумывалась, как важно именно ЭТУ. Но кто ж мог знать?
Итак, что надо сделать:
- найти принца ( камера показывает богато одетого принца),
- купить принцу лук со стрелой, если у него своего нет, ( камера показывает лук со стрелой),
- доставить принца на болото, если у него нет своей лошади, ( камера показывает принца на осле посреди пыльной дороги, осёл упрямится, принц хлещет его берёзовой веткой),
- не забыть лук со стрелой, а то ещё вместо лука ружьё возьмёт( камера показывает завалившийся за шкафом лук и двуствольное ружье на стене),
- поймать его стрелу и отдать лягушке; нет, надо, чтобы она сама поймала, а то самой придётся выходить замуж за принца ( Камера показывает её в подвенечном наряде, а лягушка прыгает сзади),
- предъявить ему эту стрелу,( разодетый в пух паж с поклоном преподносит ему на золотом подносе лягушку с грязной поломанной стрелой)
- как-то заставить или уговорить его поцеловать лягушку ( Камера показывает брезгливое выражение на лице принца и как он уверяет, что это не его стрела, что он первый раз такую видит.))
- Дед, это уже не сказка, а какой-то заговор получается.
- А ты что думаешь? Попробуй-ка сама превратить лягушку в принцессу. Смотри дальше.
Фея:
- Хотела я посоветоваться с мамой, но её не было и я решила посоветоваться со своей тётей. Кто моя тётя? Да Вы её знаете - это старуха Шапокляк. Да, да - та самая.
( Камера показывает какую-то старуху)
- Да какая же это Шапокляк? И не похожа совсем. Что-то она напутала.
Продолжаем просмотр многосерийного фильма. Пусть читатели нам завидуют. Но я всё таки попробую пересказать его содержание.
Старуха Шапокляк
На экране беззубая старуха. Уверяет, что она самая настоящая Шапокляк и есть. Даже паспорт показывает. Вот что она говорит:
- Моя племянница - маленькая фея - хорошая девочка. Но глупая ещё. Сколько всякого навытворяла. То мобильник в воробья превратила, то в торт превратилась. Родителям не позавидуешь. А тут надумала превратить лягушку в принцессу и выдать замуж за принца. Но она того не понимает - каково это будет принцу иметь такую жену? Это ведь простая лягушка, которая и ходить-то по-человечески не умеет. А уж как раскроет рот... ( На экране тонконогая лягушка с кривыми ногами идёт под руку с принцем)
В другое время я объяснила бы ей всё это и отговорила бы от этой затеи. Но потом подумала - вот шанс отомстить разлучнице. Кто это такая Вы потом узнаете. Пусть теперь её Федька помучается с лягушкой. Будет знать, как чужих женихов отбивать. Надо только девчонку направить в магазин на Старокузьмихинской. Стрелу ей ту самую предложить и на принца Фёдора выйти.
На Старокузьмихинской.
Вы ещё не запутались, где когда кто говорит? Не могу удержаться, чтобы не высказать своего мнения. Дочка меня всё время ругает. Вот я и говорю:
- Что вы любите больше? Получать подарки или дарить? Лучше, по-моему, дарить. Идёте вы, например, с папой покупать подарок маме.
- А знаешь, папа, давай сделаем маме необыкновенный подарок - подарим ей куклу Барби. Я знаю, вот эта ей больше всего нравилась: она сама мне говорила, когда выбирали мне куклу.
Но, если уж вы хотите сделать по-настоящему необыкновенный подарок, то вам в магазин хозтоваров на Старокузьмихинской, что напротив пункта приёма цветных металлов. Его вывеска далеко видна на дороге - 'Приём цветных металлов'. Обычный магазин, где можно купить самовар или ложку. Там есть комиссионный отдел приёма необычных вещей.
Три стёртые каменные ступеньки вниз. Поворот. Ещё три ступеньки. Осторожно, здесь темновато. Похоже, что в магазине никого не бывает. Как это не бывает? В магазин вкатила на роликовых коньках и в коротенькой юбочке на босу ногу юная фея. Фея это или не фея сказать трудно. Все они нынче пупком наружу...
- Папа!
- Молчу, молчу.
Старичок-еврей вышел к ней.
- Неужто же это господин Шапокляк, бывший муж фрау Шапокляк? А мы и не знали.
- Папа, ну откуда тебе его знать? Они давно уже не живут вместе. Если хочешь знать, то всё из-за Лариски, крысы. Господину Шапокляк от одного вида крысы становилось плохо. Он долго терпел, но любому терпению приходит конец.
- Я или она, - сказал он жене. Она выбрала Лариску.
- Мы отвечаем за тех, кого мы приручили, - сказала она.
Не могу понять, откуда только вы, женщины, всё знаете?
Продавец:
- А, племянница пожаловала. Знаю, знаю, что тебе надо, юная фея, - сказал старик, поглядев внимательно поверх очков.
Он исчез за дверью и скоро появился с луком старинной работы и набором стрел. Красивый лук. Старинный, украшенный какой-то резьбой и таинственными знаками. Одна стрела явно отличалась от других, но чем, сказать трудно.
Подарок понравился. Ещё бы.
Фея только попросила сделать надпись на луке и стреле - Принц Фёдор, - забрала лук и укатила. ( Предусмотрительная, чтобы потом от стрелы не отказался)
Напутствие Шапокляк племяннице:
- Ну, одно дело сделано. Есть на примете у меня один принц. Как раз тебе подходящий. Будешь дарить подарок - как бы случайно уколи его этой стрелой. Да не бойся - ничего ему не будет, не отравлена. Только сама не поцарапайся, а то придётся самой замуж за лягуха какого-нибудь выходить. Ты бы хотела выйти замуж за лягуха? Нет, ну тогда смотри, не поцарапайся. Смотри, не влюбись в принца. Я не волшебница и женить тебя на принце не смогу. А если всё сделаешь как надо, то всё у тебя получится.
Царский дворец. Огромный стол с гостями Голос за кадром:
- Из детей, родившихся в тот день, ему больше всех повезло. Ещё бы: он родился в царской семье. Назвали его Фёдором, по отцу, значит. Деда его тоже так звали, вот и его так назвали. Принято так было. И стал он Фёдором третьим. По этому поводу гостей всяких понаехало с подарками... Были среди них и феи. Тоже с подарками. Кто игрушки, кто что подарил. Одна фея пылесос подарила. Правда, смешно? Зачем ребёнку пылесос? Да ведь дарёному коню в зубы не смотрят. Может, со значением подарила, да вот родители спросить не догадались.
Прошло много лет. Принц этот вырос и совсем уже большим стал. И вот ему уже... Сколько же ему? Да это и неважно. Большой уже, и у него опять день рождения.
Вот на этого-то принца и обратила внимание своей племянницы старуха Шапокляк.
Вы никогда не были на дне рождения принца или принцессы? Жалко. Что ж вы так? А там очень интересно. Жаль, что не видите. Во-первых, там стоит длинный-предлинный стол на сорока страусиных ногах и 440 табуреток на курьих ножках. Иногда эти ноги начинают пинаться под столом, а иногда и убегают на улицу. Одна морока с ними. Но так принято. Сам король сидит на троне в самом начале стола и вместо короны у него на голове огромный шоколадный торт. Все гости подходят и отламывают по кусочку. А на столе чего только нет. Каша рисовая, каша пшённая, каша гречневая и овсяная. А некоторым даже манную кашу дают. Но дают её не всем, а только тем, кто приносит самые хорошие подарки. На люстрах подвешены бананы, и каждый может их брать, сколько хочет. А перед самим королём стоит огромная варёная тыква, и король сам отрезает гостям по кусочку. Но не всем, а только тем, кто споёт песенку про именинника или станцует. А арбузы и дыни валяются на полу - ешь - не хочу.
А вот и наша знакомая фея. Она подарила принцу лук со стрелой, тот самый. Подарок понравился. Ещё бы. Старинный лук, весь в узорах. Достойный подарок. А ещё она прочитала стихотворение про царевну-лягушку. Очень смешно. Больше всех смеялся принц. За это она получила кусочек репы от самого короля. При вручении подарка принц нечаянно укололся. Мать - царица как увидела - побледнела. Чуть в обморок не упала. Чувствовало, видно, её материнское сердце, что тут не всё чисто. Но всё вроде обошлось. Принц ещё больше развеселился. Но мать на всякий случай забрала стрелу и упрятала её подальше. А принц и вправду хорош.
На заднем плане дворца в виде бедной старушки с клюкой - старуха Шапокляк. Шепчет про себя:
- Пусть, пусть на простой лягушке женится. Лягушка - она и есть лягушка.
- Деда, а завтра воскресенье. Можно ещё посмотреть.
- Ладно, уж так и быть, если мама не возражает.
Что случилось на болоте?
Голос за кадром:
- Наконец то мы подошли к главному. Можно планировать что угодно, а вот что из этого получится? Фее теперь не до нас.
- Дети, что там у феи, на очереди было? Не забыли?
- Нет, теперь принц должен стрелять из лука на болоте.
- Да, правильно. Теперь только ждать. Лишь бы раньше времени не женился.
Ждём. Вид пустого болота. Чёрная Коряга. Лягушка на кочке. Все ждут.
Что-то никто на болото не едет и не едет.
- Они ведь, принцы, всё больше по дворцам, да по балам друг к дружке норовят ездить. И принцесс у них своих хватает. Зря мы, наверное, ждём. Видите - Фея совсем приуныла. Ещё бы, столько нарядов и всё зря. Да и лук со стрелой тоже денег стоят. Обратно ведь не возьмёшь. Старуха Шапокляк на болоте тоже бродит. Чего ей надо? А как же. Присмотреть, чтобы всё как задумано получилось.
Но вот, смотрите, дружки принца в лес собрались из луков пострелять. Наконец-то. И он с ними, а как же. Схватил лук, стрелы, какие были, и поскакал. Все на лошадях. Затрубила весело труба. Ура! Принц с друзьями на охоту приехал. Утки летят - видите?
А летят они высоко,
И летят они далеко...
И стрела летит и поёт.
Смерть кому-то она несёт...
Стрелы все повыпускали, ни в кого не попали. Слава богу, правда? Утки хорошие, зачем их убивать? И ускакали. Не охота, а одно название. Просто повеселились - чья стрела дальше улетит. А у принца и в мыслях нет, чтобы стрелу ту забрать обратно. Кому охота стрелы в болоте искать? Да и смешно было бы, если б он пошёл её искать. Правда? Что бы о нём подумали?
Теперь смотрим внимательнее. Вот принц выстрелил из лука. Фея ту стрелу к лягушке своей направляет. А та уже сидит, ждёт. Летит себе стрела - летит.
А тут какая-то девчонка эту стрелу - цап! Видели? Нет, вы видели, как она её схватила?
- Откуда она взялась? Откуда я знаю? Может, в лесу гуляла, за бабочкой погналась - вот и оказалась на болоте.
Ой, да вы посмотрите, как рассердилась фея. Нет, вы себе не представляете. Это надо видеть. Да что там рассердилась. Обозлилась. Столько готовилась, а тут такая промашка со стрелой. Фея - девочка озорная, но злюкой никогда не была: пакостей никогда никому не делала. А тут, как бес в неё вселился.
- Ах, так, - закричала она, - раз стрела лягушке предназначалась, так будь же ты сама лягушкой, дрянная девчонка.
Ой, а где же девочка? Неужто, провалилась? Вон чьё-то платьице, как белая лилия, расплылось на воде. Какая-то лягушка вынырнула и уселась на платье...
Вот это да... Неужто утонула?
И лягушка какая-то странная. В стрелу вцепилась. Вы когда-нибудь видели лягушку с косичкой? Вот и я не видел. Выходит, это она и вправду превратила девчонку в лягушку. Ни фига себе. Подумаешь, девчонка стрелу схватила. Так что же её сразу за это в лягушку?
- Деда, не надо!
- Что не надо?
- Не надо девочку в лягушку.
- Конечно, не надо. Я и говорю:
- Что уставилась, разинув рот? Что, сама не ожидала? Ох, уж эти малолетние феи! Ошиблась! Ни фига себе ошибочка! Тебя бы так! Давай, превращай её скорее обратно. Что девчонке лягушкой делать? Правильно?
- Что? Не умеешь?
Смотри-ка к ней, к девочке, та, другая лягушка скачет, принцесса липовая. Да ещё и стрелу вырывает. И ругается ещё как! Где она словам-то таким выучилась? А ещё принцессой хотела стать. Отняла стрелу.
Ну, что же ты, фея? Почему не вмешаешься?
Да где же она?
Смылась, испарилась. Вот тебе и фея.
- Деда, а что же теперь с девочкой будет?
- Откуда я знаю? Всё, на сегодня всё. Всем спать.( рассердился дед)
Мама: - Ну вот, дед, растравил всех и спать. Теперь и я не усну.