Аннотация: Философия Дж. Локка в применении к инженерии.
Бескаравайный. С.С.
Разум человека по Локку, как разум инженера.
Джон Локк - один из виднейших философов второй половины 17-го века. Политик, вернувшийся из изгнания, видный общественный деятель, властитель многих умов. Как правило, его творчество рассматривают в гуманитарной плоскости. Гражданское общество, воспитание детей, попытки понять разум человека - вот вопросы, которые задаются при прочтении его произведений.
Но следует помнить, что Англия времени Джона Локка - буржуазное государство. В кровопролитной войне повержена Голландия - Англия становиться владычицей морей. Увеличилось количество кораблей, артиллерии. Туманный Альбион готовился к превращению в мастерскую мира. Разумеется, это еще не была промышленная революция будущего столетия, но ее основы закладывались именно тогда.
Одновременно с прогрессом в промышленности наступил застой в политике. Те самые политические процессы 1649-1688 годов, что в конце концов обеспечили Локку спокойную старость, сохранили идеологический контроль за наукой. Инквизиции не было, но было четкое желание приспособившегося дворянства и буржуазии развивать науку исключительно для своей пользы. Наука, особенно наука прикладная - это объект вложения капитала. Такой объект должен быть прежде всего политически лоялен и приносить прибыль. Джон Локк, как типичный представитель новых верхов, понимавших необходимость развития подконтрольной им науки и техники, пропагандировал свой взгляд на них.
Поэтому Локка-философа нельзя сводить к его взгляду на структуру общества. Помимо нового общества он стремился к новому в человеке, к расширению возможностей человека. Каковы же тогда были возможности науки и техники? Лондонское Королевское Научное Общество было образовано из частного кружка в 1660 году. Ньютон написал "Математические начала натуральной философии" в 1687-м. Гюйгенс выпускает свою книгу "Маятниковые часы" в 1673, а летом 1689-го совместно с Ньютоном делает доклад на заседании Королевского общества[1]. Эти и подобные им события, создававшие новую картину мира и дававшие ученым новые инструменты анализа природы, происходили непосредственно перед глазами Локка. Друживший с Ньютоном политик был их свидетелем, а порой и участником. Но это означало, что плоды новых открытий появятся позже.
Современника Локка приходилось использовать незавершенную, нечеткую картину мира. В 1690-1700 годах, в период наиболее активной работы Локка, Ньютон еще не стал классиком. К нему еще только прислушиваются, его работы широко известны и часто используются, но это последние годы владычества над умами систем мира Р. Декарта и Б. Спинозы. Лишь Г. Лейбниц бросает им вызов.
С этими проблемами и столкнулся Джон Локк при написании "Опытов о человеческом разумении". Как же он их решал?
Прежде всего, в его работах следует отметить прямолинейность доказательств. Скальпель Оккама в его руках действует поистине виртуозно. Типичный пример - доказательство отсутствия врожденных идей у человека. Само это понятие Локк считает вредным, схоластическим заблуждением. И он избавляется от него приводя простые, ясные и понятные примеры с детьми, идиотами и слепыми [2]. Совесть благоприобретена и у различных народов различные понятия добра и зла. Достаточно указать путь происхождения знания, чтобы доказать, что оно не врождено [3]. Внезапно прозревший слепой не сможет только зрением отличить куб и шар, детально изученные им до того[4]. Для Локка этого примера достаточно. Немного больше самоанализа - и он почти наверняка пришел бы к тем возражениям, что несколько лет спустя выдвинул Лейбниц. Неужели Локк не смог бы найти слепоглухонемых, которые участвовали бы в общественной жизни или могли работать и вообще сильно отличались от растения? Но это ему не нужно: наиболее грубые формы заблуждения, бытовавшие в обществе, он опроверг, а оставшиеся контраргументы слишком неясны, чтобы к ним прислушиваться. Поэтому Локк о них не упоминает.
В то же время неоднократно провозглашается связь разума с материальным миром. Идеи и понятия у человека возникают от ощущений или от получения идей от других людей. Других идей у человека нет[5]. Локк при помощи простых доказательств, опять таки не затрудняя себя чрезмерным анализом своих аргументов, объявляет это положение истинным.
Как одно из следствий этого доказательства, доказывается тезис о том, что душа не мыслит во время сна. Положение, поставленное под сомнение уже его современниками, базировалось на простом утверждении - если мы не можем вспомнить в деталях все время своего сна, значит, душа мыслит не все время [6].
Какое отношение вышеперечисленные примеры имеют к инженерии? То, что человек, мыслящий подобным образом - идеальный "технарь". Д. Локк, как и Ф. Бекон, требует экспериментальной проверки рассуждений, но он не требует нахождения абсолютной истины. Ему достаточно того, гипотеза, которую мы считаем истинной, достаточно хорошо коррелируется с окружающей действительностью и укладывается в систему мира.
Косвенному утверждению этого тезиса служит значительная часть его книги. Картина мира, в его изложении упрощается, хотя и не до степени вульгаризации. В частности, в рассуждениях о пространстве, Локк выстраивает абсолютно четкую структуру корпускулярного мира, приводя ряд вполне здравых аргументов. Но рядом с ними красуется убийственный для философа довод: "Субстанции и акциденции мало полезны в философии"[7]. Целый пласт гипотез, проблем и вопросов, разрабатываемых еще Р. Декартом и Б. Спинозой, просто выбрасываются в корзину на основании нескольких ясных, но не снимающих все вопросы, доводов. Такие выпады в то время уже допустимы в сторону средневековой схоластики, но по отношению к новой философии они редки. Они скорее свойственны практичному человеку, чем философу. Именно инженер будет недоволен логичными, но неприменимыми на практике, рассуждениями Спинозы.
Точно так же, как пространство сводиться Локком к некоему объему, заполненному телами, так и время упрощается им. Время есть измерение продолжительности. Для измерения времени достаточно приобрести меру его отрезка. А достоверно измерить время можно только наблюдая повторяющееся явление[8]. И хотя время не есть мера движения [9], но взаимодействующее пространство и время настолько велики и продолжительны, насколько к тому дают повод наполняющие их тела[10].
Число - еще один объект анализа Локка. Каков же его вывод? Число лучше всего идентифицируется, проще всего провести границу между двумя числами - поэтому именно числа лучше всего подходят для доказательств. А дети не умеют считать только потому, что еще не научились идентифицировать простейшую и наиболее общую идею числа.
Когда Локк рассуждает о бесконечности, он признает только ее количественные проявления. Число, время и пространство - вот, по Локку, единственные объекты проявления бесконечности. Опять таки, здесь Локк упрощает. Бесконечность качественная уже была ему знакома - Спиноза рассуждал о бесконечном совершенстве бога, но английский философ не счел нужным заострять свое внимание на этой проблеме. Даже когда Локк говорит о наших возможностях по представлению бесконечности, он считает, что: "..положительного знания бесконечного пространства мы не имеем"[11].
В своих рассуждениях о свободе и счастье, Локк многое заимствует у предшественников. Эмоции ограничивают нашу свободу, необходимость добиваться счастья - основа нашей свободы. Но вот что такое счастье он детально не указывает.
На лицо явное противоречие: Д. Локка невозможно обвинить в недобросовестности - его доказательства в высшей степени логичны, структура произведения выстроена очень четко и продуманно, и, в то же время, слишком много обоснованных возражений возникло у его современников. Это противоречие объясняется тем, что Локк рациональности философской предпочитал рациональность техническую. Рациональность философа требует от него максимально разумного и безошибочного поиска истины. Истина для Б. Спинозы, Ф. Бекона, Картезия первична, а количество труда, затрачиваемого при ее поиске - вторично, хотя и важно. Рациональность инженера требует получения результата по возможности быстро. Результат, разумеется, должен соответствовать действительности, - без этого он перестает быть таковым. Результативность - основной критерий, по которому Локк выстраивает свои произведения. Нерезультативные, неперспективные направления рассуждений его интересуют мало.
Читатель может возразить: зачем тогда Локк подробно разбирал богословские проблемы? Но он не пытался непосредственно вступить в контакт с богом или вызывать дьявола, во всяком случае, это не было целью его рассуждений. Локк, как сторонник дешевой, государственной церкви стремиться привести богословие к некоему наиболее полезному для общества образцу, и прямо идет к этой цели, опровергая доводы в пользу непосредственного вмешательства бога в жизнь человека. В то же время гражданин государства должен быть умеренно богобоязненным, так как на этом в значительной степени держится общество. Этой цели Локк и достигает, сохраняя ту же прямолинейно-лояльную форму рассуждений.
Подтверждения инженерной формы рассуждений можно найти в книге четвертой "Опытов о человеческом разумении", в которой автор рассуждает о познании. Вся область познания немедленно объявляется результатом комбинации наших идей. Познание есть восприятие соответствия или не соответствия двух идей [12]. Соответствие может быть выражено тождеством и различием, отношением, совместным существованием и взаимодействием. То есть все комбинации идей, на основе которых строится наше познание, сводятся к четырем вариантам, которые легко перепробовать в случае необходимости.
Процесс познания делиться на интуитивный (понятный без доказательств) и доказательный. При этом каждый шаг в доказательном познании должен обладать интуитивной очевидностью. Этим Локк стремиться, по примеру Декарта, обезопасить себя от ошибок при рассуждениях. Впрочем, Локк не ограничивается количественным познанием и допускает качественное.
Сфера познания, по Локку, ограничена общим количеством имеющихся у нас идей, да и те взаимодействуют не в полной мере. Поэтому наше познание ограничено недостатком идей, недостатком связей между ними и недостаточной степенью изучения идей.
Наконец, рассуждая о реальности нашего познания, Локк говорит, что наши простые идеи соответствуют действительности и надо идти от них. Чем проще идея, тем более верна она, откуда делается вывод, об истинности познания с помощью математики, как относительно простой идеи. Истина - соединение знаков в соответствии с реальностью, следовательно, познание возможно без экспериментов с объектом, и даже, более того, не требует существования объекта[13].
Здесь Д. Локк проявляет типично инженерный подход: к достоверному результату требуется прийти и прийти наиболее доступным путем. Поэтому предпочтение отдается эксперименту, но ни математика, ни математическое моделирование не забыты, за ними признается право существования и использования. Свобода выбора способа познания остается за исследователем. Он сам выбирает, каким образом ему решать стоящую перед ним проблему. Локк лишь предоставляет в его распоряжение основные инструменты и метод рассуждений. В упрощенной до разумного предела картине мира инженеру-исследователю проще подметить основные ее закономерности.
В довершение всего, Локк вводит понятие вероятности: это есть видимость соответствия истине на основании не вполне достоверных доводов. Благодаря ей мы полагаем вещи истинными, даже если не знаем этого наверняка[14]. Использование механизма вероятности, как принятие наиболее правдоподобной гипотезы за истину, встречается еще у Галилея, но лишь Локк прямо вводит его в процесс познания и отводит ему отдельное место.
Можно ли сказать, что Д. Локк целенаправленно пытался воспитать в человеке инженера? Нет, такого сказать нельзя. В своей работе "Мысли о воспитании" он описывает образ идеального джентльмена. Таковой джентльмен должен больше знать иностранные языки, нежели разбираться в математике. Но одновременно, высказывается требование знать то, что может пригодиться в жизни и развивать свой разум, так как это лучший способ предохранить себя от заблуждений. Локк утверждает, что джентльмену необходимо расширять свой кругозор, но, одновременно, достаточно воспринять идеи, относящиеся к его призванию[15]. Рекомендуется целый список книг по риторике, политике, истории, географии. Отсюда можно сделать вывод, что Локк пытался воспитать максимально прагматичного, буржуазного человека новой эпохи. И то, что трактат о воспитании писался для дворянских и купеческих детей, наложило свой отпечаток. Приди Локку в голову идея написать трактат о воспитании детей ремесленников, мелких торговцев или рекомендации по развитию студентов, мы бы увидели совершенно другой список книг и требования к сфере изучаемых идей.
Итак, разум человека, по Локку, это инструмент для решения стоящих перед человеком проблем. Инструмент достаточно упрощенный для продуктивного использования, но достаточно совершенный для того, чтобы не расходиться с объективной действительностью. Использование умов, воспитанных по такому образцу, идеально показало себя в технике, что способствовало научной и промышленной революции в Англии.
Литература:
1. Кирсанов В. С. Научная революция 17-го века. - М.:Наука, 1987. - С.271.
2. Локк Д. Опыт о человеческом разумении. Соч. в 3т. - Т.1.-М.: Мысль,1986.- С.95.
3. Локк. Д. Там же. - С.107.
4. Локк. Д. Там же. - С.128.
5. Локк. Д. Там же. - С.135.
6. Локк. Д. Там же. - С.150.
7. Локк. Д. Там же. - С.224.
8. Локк. Д. Там же. - С.243.
9. Локк. Д. Там же. - С.245.
10. Локк. Д. Там же. - С.254.
11. Локк. Д. Там же. - С.290.
12. Локк. Д. Опыт о человеческом разумении. Соч. в 3т. -Т.2. - М.:Мысль,1986-С.16
13. Локк. Д. Там же. - С.43.
14. Локк. Д. Там же. - С.72.
15.Локк. Д. Мысли о воспитании. Соч. в 3т. - Т.3. - М.: Мысль,1986 - С..