Фея Метанола : другие произведения.

Расстрельный список: штампы жанра фэнтези с комментариями

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.37*96  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Данный список не несёт в себе цели оскорбить и унизить кого-либо. Написано нарочито по-подонковски, боянисто и с целью похехекать. Англоговорящие читатели, будьте добры, не воспринимайте название файла всерьёз!


Иллюстрация типичного фэнтезийного балагана на примере игры The Elder Scrolls III: Morrowind. Художница Snowskadi

   Здравствуйте, дорогие читатели! Если вы зашли на эту страничку, то, скорее всего, вы, как и ваша покорная слуга, пребываете в поисках истины и веселухи. Первого я вам не гарантирую, но второе, надеюсь вы получите в полной мере.
      Ничего принципиально нового я вам сейчас не скажу. И я не против штампов вообще. Я просто предлагаю вам подборку самого заезженного в самых глупых его проявлениях. У меня нет цели деморализовать, высмеять или оскорбить кого-то. Мы рассматриваем явления, смеёмся над собой и, надеюсь, думаем.
     
      1. Прелюдия.
      Терминальная стадия идиотизма при использовании штампов, то есть то, против чего направлена данная статья. Перлы любезно составлены администрацией ролевой игры Долина Зеркального Озера:
     
      "Я помесь эльфа, оборотня, вампира, русалки, носорога и гиппопотама!"
"На мне куча всякого железа: полный рыцарский доспех, три меча, десять кинжалов, сорок ножей!" 
"Я летаю выше всех, я бегаю быстрее всех, от меня отскакивают стрелы, меня низя убить и ваще я одним взглядом сношу города. А недостатки? Их нет у такого клевого парня/девушки!"
"Я очень милая и робкая девочка, которая в себе сомневается. А вообще-то я злой и коварный наемный убивец и все меня бояца!" 
"Я ничему не учился, но все умею!"
"Я один в легкую раскидал три сотни эльфов, тыщю орков и несметные полчища тараканов! Да, я крут!" 
"У меня бюст 40 размера, я хожу в бикини и всегда очень смущаюсь, когда парни провожают меня томными взглядами..."
"Я так умен, так умен, так умен! А все вокруг ну тааакие придуууурки!"
"Мне уже 18 и я полгода учился у война-отшельника, а потом завалил десяток Черных властелинов и усекновил дракона!" 
"Магия огня - 30%, магия земли - 69%, магия воздуха 20%. А еще у меня 70% иммунитет к Проклятьям и 45% к магии света! А ваще я поклонник MMORPG и сам не знаю, что тут забыл..."
"Я родился в Незнаюши, владею техникой Ушивашиотдеру и Вкустиубигаши, ношу собой Непоймичто и разыскиваю великий Самнезнайчто! А что все эти слова значат - нискажу. Это тайна!"
"Мне мульен мульенов лет, но я выгляжу на 17, и моя биография занимает пять строчек! О, я какой!"
     
     
      2. Персонажи.
      Главные герои и второстепенные персонажи. Испокон веков эти личности несли на себе главную воспитательную задачу. Герои сказок воплощали идеалы, злодеи - пороки, и всё было хорошо, пока не пришли ОНИ...
     
      1. Полукровки, многопрофильные профессионалы и универсальные мастера.
      Больше всего раздражать в фэнтези будут вас именно они. Аффтары от жадности стремятся наделить своё альтер-эго в лице ГГ кучей качеств. От двух малосовместимых рас полукровка возьмёт самые лучшие черты. Герой-маг станет прыгать по крышам круче Эцио Аудиторе [1], да ещё и летательную машину себе без Леонардо соберёт.
     
      2. Попаданцы.
      Нет ничего проще, чем, вместо продумывания биографии ГГ и его связей с другими людьми в рассматриваемом мире, закинуть на его место какого-нибудь Васю. Задача Васи проста и увлекательна - спасти принцессу с королевством от полчищ Тьмы, исполнить несколько пророчеств, получить уникальные навыки, добиться высокого положения в обществе и достичь бессмертия. Что-то добавить или вычеркнуть - по вкусу.
     
      3. Знать.
      Как правило - первого порядка. Всем хочется, чтобы у их любимцев не было повседневных проблем, которые отвлекали бы их от спасения мира, поисков любви и силы, наживания эпических приключений и производства мелких пакостей. Как правило, номинальные принцы и принцессы ведут себя как подзаборное быдло, что вызывает у внимательного и не "отключающего мозг" читателя когнитивный диссонанс.
     
      4. Маги-ведьмы-колдуны.
      Да-да, ведьмы и волшебники, феи Морганы и помолодевшие до привлекательного состояния Гендальфы - очень любимый авторами типаж. Ведут себя они, часто, не лучше попаданца Васи и принцев-гопников, да ещё и пользуются читерством под названием магия.
     
      5. Воены и нойомнеги.
      Тут авторы хоть не обманывают читателя. Фэнтезийные солдаты чаще всего ведут себя так, как и положено солдатам. Рубят бошки, валят девок, пошлят и иногда спасают мир за пригоршню золота. Хотя сцена разрубания одним ударом нескольких врагов часто наталкивает читателя на мысли о том, что автор таки солгал и подложил ему в книжку одетого в доспехи мага.
     
      6. Ботаны и задротики.
      Как правило - попадают и превращаются во что-то из списка выше. От ботаника в обновлённом существе остаётся лишь тяга к прокачке и наживанию чего-либо. Произведения с подобным ГГ превращаются в новелизацию какой-нибудь компьютерной игры за счёт особого видения мира этими субъектами.
     
      7. Вампиры, оборотни и подобные хищники.
      Последнее время оказываются в роли любовников ГГ всё чаще. Ведут себя совсем не по-вампирьи, зарятся на что-то быстросмертное. За такую нелогичность и некаконичность, принявшую форму массового помешательства, включены в наш хит-парад.
     
      8. Демоны, ангелы, божественные сущности.
      Частые спутники и покровители ГГ. Иногда зарятся на смертных и порождают полукровок.
     
      9. Драконы, эльфы и прочие классические фэнтези-расы по Толкину.
      Главные расы-доноры нужных генов для спасителей мира (хотя, признаться, полугнома или полухоббита я ещё не видела). Настолько человечны при том, что не должны быть таковыми по своей концепции, что прямо диву даёшься, как это эльфийскому принцу может быть интересно с человеческой хабалистой малолеткой, которую ему пророчат в жёны.
     
      10. Чада лет ннадцати.
      Штамп-дополнение ко всем комбинациям предыдущих, призванный усилить эффект присутствия в произведении. Ведь читателю это ближе, чувствовать себя молодым, красивым и идущим в полное успеха будущее. И, конечно же, никто не станет спрашивать, почему крутой наёмник ведёт себя как юнец, если ему восемнадцать, а обучился он всем приёмам в какой-нибудь штуке, сливающей ему в голову память предков.
     
      10,5. Персонажи аниме.
      Я ничего не имею против Японии, но аниме - это демонстрация её великого национального комплекса. И, как это и бывает в подобных вещах, персонажи японских мультиков в 95% случаев - сублимация идиотизма, натянутая на каркас из ярлыков "эльф", "маг", "принц". Действующие лица аниме - совершенно неестественные личности, по крайней мере для восприятия нами, детьми европейской культуры. Их неестественность начинается с мимики и пропорций тела и кончается совершенно непонятным эмоциональным однообразием и однобокостью. А теперь представьте себе, что какой-нибудь сильно неуверенный в себе юноша начинает писать фанфик про попаданца в аниме. Это же комплекс в кубе, а не литература получается!
     
     
      3. Характеристики героев.
      ... и приехал к ней принц на белом коне, - осторожно продолжил Сказочник, с опаской посмотрев на притихшую ребятню. Лица у детей были характерно невинными. И началось...
- А почему конь белый был? 
- А где он коня купил? 
- А я принца не хочу! Пусть разбойник будет!... 
... Изверги, а не дети...
     
      1. Зашкаливающее либидо.
      Уберите. Порно. Из. Литературы. Пожалуйста.
     
      2. Склонность ржать.
      Ржут лошади или единороги. Конечно, если герой - неотёсаный Вася с дубиной - всё нормально, такой синоним громкого и некультурного смеха употребим. Но в описаниях действий аристократии он (синоним) смотрится дико.
     
      3. Ироничность и ехидство.
      Ирония - хорошая вещь. Она помогает одним людям смотреть на вещи трезвее, а другим - не разочаровываться в мире из-за глупостей. Но многие аффтары клеймят иронией беспардонное высмеивание и стёб, что есть варварство, подмена понятий и очень, кстати, негативная подмена!
     
      4. Хамство и стервозность.
      Употребление этих качеств стало неумеренным и неуместным, товарищи. Хамоватым может быть грубый наёмник. Стервозной - баба со своим мужиком-подкаблучником. А вот хамящая дворянину девка-попаданка - это... это... Ну, вы поняли.
     
      5. Умопомрачительная красота.
      Из книжки в книжку одно и то же. Если шрам - то незаметный или изящный. Если коса не как у Рапунцель - то волосы уложены в модную стрижку. А давайте-ка мы вспомним доброго мастера Феллини: герой должен быть одет чуть беднее остальных.
     
      6. Гениальность.
      Гениальные, умные и бравирующие своим умом, умением или чем-то ещё персонажи чаще вызывают раздражение, чем симпатию. Согласитесь, слушать псевдоумные поучения от ребёнка - смешно, а от взрослого - противно. К тому же, гением если такой ГГ и выглядит, то только за счёт тупости окружающей массовки. На деле номинальные гении из фэнтези в большинстве своём - картонка с ярлыком.
     
      7. Рафинированность.
      Злое зло и доброе добро... Это так скучно! Но когда злодеи оказываются пуськами - становится страшно. За мозг читателя. В чём логика называть злодея таковым, если он добрый и ведёт себя лишь немного хаотично, как персонаж Джима Керри в фильме Маска?!
     
      8. Крылатость и клыкастость.
      У особ, которым по генотипу она не положена. Глаза серобурмалинового цвета, волосы, сияющие октарином, когти, вытягивающиеся как у Росомахи [2], хвосты с кисточками и ещё тысяча и одна свистелка, призванная выделить героя из толпы ему даже не подобных. Хоть бы кто подумал о серьёзной перестройке мускулатуры при добавлении крыльев и прочей мишуры!
     
     
      4. Обстановочка.
      Безбровая сестра в облезлой кацавейке
      Насилует простуженный рояль,
      А за стеной жиличка-белошвейка
      Поет романс: "Пойми мою печаль"
      (с) Саша Чёрный
     
      1. Магия как читерство, магические академии.
      Я ничего не имею против магии и мистики вообще, но давайте сойдёмся на том, что магия-штамп - это та вещь, которая превращается из частички волшебства в книге в частичку... чего угодно. Глупости, абсолютной абсурдности и просто рутины. Давайте посмотрим: за всю эпопею Гендальф использовал ворожбу лишь несколько раз, да так неочевидно, что картинка сходилась. Потом авторы принялись разбирать магию, необъяснимое явление, как науку, и всё полетело к чертям. В отдельных произведениях "магическая физика" и идея платы за подобную силу смотрелись уместно. Но, согласитесь, что-то в духе "Я зачерпнул силы Халявянь и вплёл элемент Хрень в вязь Фигнянь, чтобы получить эффект Отвянь" - это глупо. А уж обучать молодёжь применению неведомой субстанции... Всё вытягивает атмосфера и лёгкие наркотики.
     
      2. Артефакты.
      Раньше волшебные вещи в сказках что-то обозначали, а их получение было подарком герою. Но вот разбросанные по фэнтези-миру в очумительном количестве мечи-кладенцы, палки-копалки и прикрывающие пятый размер груди у наёмницы так, чтобы сиськи не мешали в бою, бронелифчики - это те же Феррари у одетых в Армани нефтяных магнатов из мечтаний прыщавых школьниц, только в декорациях фэнтези.
     
      3. Неведомые зверушки.
      Зачем нам просто животные! Вышли из моды спокойные и терпеливые рыцарские кони, добрые и преданные волкодавы, ведьминские своевольные коты... Да здравствуют ручные обезьянки-мутанты, слюна которых по действию похожа на нашатырный спирт! Присобачим речевой аппарат коту героини, а потом вообще сделаем из кота оборотня и скажем, что он котом специально прикидывался, чтобы на грудь спасительницы человечества посмотреть! Всё, я требую легализацию конопли для читателей и пятнадцать суток расстрела без права переписки аффторам подобных шедевров!
     
      4. Команда героев.
      Штамп. Понятный, много раз грамотно использованный штамп. Зло в данном случае - непременная разношёрстность публики в команде и неопределённость мотивов. И эльфийка с луком, и клирик, и маг, и огромный детина, и весь такой милый полурослик - сотню раз изжёванные в фэнтези спасивцы мира. Как они познакомились, что их держит вместе, почему некоторые из них, позиционирующиеся адекватными личностями, не отказываются от аферы - не понятно. И я бы с такой группой маньяков-приключенцев не пошла даже в трактир.
     
      5. Эльфы в Древней Руси.
      А так же душ в средневековом замке, телепатия а ля сотовая связь, ковры-самолёты над руинами Чичен-Итца [3]. Давайте сойдёмся на том, что фэнтези-мир должен быть выдержан в определённом стиле. Если включение чужеродного элемента не является частью идеи и не обыгрывается, то нет смысла превращать место приключений героев в мифологический и культурный винегрет. Это отнюдь не способствует появлению в книге атмосферы.
     
      6. Пустота вокруг.
      Или непонятная обстановка в мире. Часто бывает так, что герои путешествуют, а куда - непонятно. Или принцесса выходит замуж за очередного метросексуального мутанта. Вокруг безликие люди, если они есть, в стране ничего не происходит, да и вообще весь мир вертится только вокруг кучки персонажей. В большинстве случаев это просто неоправдано, так как и герои представляют собой хрустящий картон в поисках Великой Блестящей Фольги, счастья и веселья.
     
     
      5. Названия.
      Как ты лодку назовёшь, так она и поплывёт. Согласно исследованиям Общества австралийских сумчатых учёных (дальше - ОАСУ), произведения направления фэнтези в большинстве своём уплывают по одному из двух путей: женскому и мужскому. И это понятно ещё по названиям...
     
      1. "(Профессия/имя/определение)-(циферка). (Подназвание части эпопеи)"
      Универсальное решение для всех писателей дио-три-тетра-пента-гекса-сколько-там-ещё-логий, но склоняется к мужскому пути.
     
      2. "(Самка) для (самца)" и наоборот
      Стандартное название для любовного романа в фэнтезийном антураже. В 90% случаев (данные любезно предоставлены ОАСУ) от той самой фэнтезийной магии в произведении требуется только объяснить, как два влюблённых мутанта выжили и, возможно, заимели детей.
     
      3. "(Что-то банальное) или (ещё какая-то популярная фразочка из ванильных групп ВКонтакте)"
      Тяготеет к женскому пути. Иногда скрывает под собой любовный роман в фэнтезийных декорациях, но, в отличие от предыдущего кандидата в мусорный бак, реже.
     
      4. Название содержит глаголы влюбить, женить, выйти замуж и слова любовь и свадьба.
      Это женское фэнтези. И, в данном случае, я думаю, вы уже знаете, чего ждать от такого названия.
     
      5. "Я - (неведомая херня)".
      Унисекс решение для романа о попаданце-мутанте-нагибаторе и его похождениях в мире меча и магии. Если вместо переменной стоит что-то, тяготеющее к женскому ("Я - священная корова", например), это, соответственно, женское фэнтези. Если что-то героическое ("Я - рыцарь-гоблин") - к мужскому.
     
      6. Хроники Чегойтатама/Какойтотамы
      Унисекс. Обращайте внимание, как и в предыдущем случае, на значение переменной.
     
      7. Названия, где фигурируют перечисленные с категории 2. персонажи.
      Почему брать такую книгу нехорошо мы уже говорили.
     
      8. Попал, попало, попаданец, попадало, попадос, попуас.
      Мон пардон, папуаса не трогаем. Но попаданцы - зло, зло, зло! Водка - яд, попаданцы - зло! Не пей попаданцев, не читай водку!
     
      9. Какое-то пафосное словосочетание
      Тоже штамп. Часто, правда, название имеет связь с произведением, но она настолько неочевидна, что читатель её просто не замечает. Вот, например, Белые скалы Йороса - аффтар назвал, но никому ничего не сказал. И на кой чёрт, спрашивается, так называть?
     
     
      6. Фразочки.
      О, великий и могучий! Я тебя учила из-за Пушкина (заставляли), Достоевского (чтоб ему в аду ещё раз умереть) и Гоголя (ня-я-яшка!). Даже Толстой, писавший целые диалоги на французском, так над тобой не поиздевался, как наши аффтары.
     
      1. "В свои восемнадцать лет я..."
      Приготовьтесь, скорее всего вам сейчас выдадут полный портрет ГГ, приправленный двумя строчками биографии.
     
      2. "Ты будешь моей!"
      Добро пожаловать в сопливый женский роман, где все персонажи мужского пола непременно хотят местную Мери Сью.
     
      3. "Но из последних сил..."
      Примерно так описывают авторы боевиков конец драки, которую ГГ должен был проиграть, но ВНЕЗАПНО превозмог.
     
      4. "Король сказал "иди нафиг" и удалился"
      Если вы встретили произведение, где монархи неизящно сквернословят русскими словесами на публике - вы встретили опус человека как минимум невежественного. Ничего умного вы оттуда не почерпнёте, я вам гарантирую!
     
      5. "Она была одета в изящное платье цвета..."
      ...и описание на полстраницы. Мерисью-Мерисью, как же я тебя люблю...
     
      6. "Магия в этом мире делилась на следующие элементы..."
      Предыдущий пункт, мужская версия. Допустимы вариации с роботами и какими-то невозможно крутыми пушками, которые в реальном мире ни за что бы не стреляли.
     
      7. "Придя в себя я изучил окружавшее меня пространство"
      Скорее всего далее речь в книге будет повествовать о Терминаторе. Представьте себе Терминатора без харизмы Шварценеггера.
     
      8. "В животе запорхали бабочки"
      Приготовьтесь. Эта, пожалуй, самая заезженная фраза из всех - спасибо скажем фанфикам с рейтингом 18+ в количестве дофига - предваряет эротическую сцену. Далее, в зависимости от нескромности автора, нас может ждать всё: от петтинга до секса со сменой двенадцати позиций. Я прекрасно осознаю, что по-другому описать чувство лёгкого возбуждения сложно (особенно страшненьким двадцатипятилетним девственницам, которые заливают недостаток личной жизни графоманией), но это - штамп.
     
      9. "Смертельная пляска стали"
      И подобные этой фразе, сто тридцать раз использованные эпитеты, метафоры и олицетворения, призванные прикрыть незнание автором даже элементарных принципов ведения боя.
     
      10. "Его тушка подлетела метров на десять"
      Иногда у меня складывается впечатление, что я не книгу читаю, а играю в Garry's Mode [4]. Такое пренебрежение законами физики, логики и, что там законами, человеческим телом, я встречала только в подобных игрушках!
     
     
      7. Сюжетные ходы в иллюстрациях.
      Один мудрый человек писал, что сюжетов всего четыре. Другой - что семь. Драматург Жорж Польти привёл тридцать шесть сюжетов. А мы... А мы не приведём ничего нового, только посчитаем, сколькими способами можно поиздеваться над нашими героями.
     
      1. "Враги сожгли родную хату".
      Приём этот стар, как мир. Иногда его использование оправдано: автор хочет подтолкнуть героя к действиям, к поискам, не дать ему провести жизнь любого нормального человека. Ведь в гипотетическом Средневековье, которому соответствуют многие миры фэнтези, социальная мобильность крайне невелика. Но иногда авторы лишают ГГ крова из-за самой банальной лени. Ну скажите, зачем париться, прописывать отношения героя с семьёй, давать ему думать о доме, если можно сказать "все мертвы"?
     
      2. "Йо Гарри ты волшебник!"[5]
      Или сто первый способ вырвать бедного ГГ из привычной обстановки, одарить его силушкой богатырской и, в перспективе, отправить на квест. Обычный такой элитный рояль Petroff[6] в кустах.
     
      3. "И проснулся Вова в Ново..."
      Попаданство в широком смысле этого слова. Не надо ничего объяснять! Теперь герой будет главу-две-три-пять-десять-книгу-две-восемь тупить, очумевать и пытаться понять, что же с ним произошло! А на самом деле приём - неплохой способ срезать ненужные переходы между пунктами А и Б, будь то локации или конец старой и начало новой истории о персонаже.
     
      4. "Люк, я твой отец".
      Я выделяю этот пункт отдельно потому... Ну, вы знаете, протащить попаданку на трон, сказать ей, что она драконо-эльфо-пегасо-мутант, а не человечка... А, просто я безумно люблю Вейдера!
     
      5. "Кольцо было выковано в пламени Роковой Горы. Только там его можно уничтожить".
      Или опера "катись-ка Вова в Ново...", ария начальника. Автор придумывает усложнение заданию, которое, по идее, можно было не усложнять, чтобы сделать приключения ещё ЭПИЧНЕЕ.
     
      6. Смертокрыл вернулся!
      Если в прошлой части книжки в мире, наконец, наступил мир, надо придумать ещё какое-нибудь страшное зло. Желательно злее, древнее, страшнее и ужаснее, чем предыдущее, потому что с предыдущим уровнем герои справились. Беспроигрышный ход писателей сериалов.
  
   7. "Спасибо, Марио, но твоя принцесса в другом замке"
   Если злодеи любых масштабов уже вышли, а герой ну очень нравится, да и бросать его жалко, можно забабахать квест помельче. Причём, замечу, женщина - оправдание гораздо более веское, нежели Меч-кладенец.
     
   От 8 и до бесконечности: Тысячи менее удачных и популярных примеров использования ограниченных возможностей человеческой фантазии.
     
   Кстати, пункт 8. Штампы в критике.
   Думаю, все согласны, что не нужно быть Стивом Джобсом, чтобы пользоваться Айфоном[7]. Искусство - сфера субъективная, поэтому системы оценок разнятся. Но наши австралийские сумчатые учёные подметили, что в области литературы, особенно современной, рядом с грядкой штампов в произведениях выросла грядка штампов с критикой. И вот их горячий рейтинг:
  
   1. КГ/АМ.
   Очень содержательная аббревиатура! "Креатив говно, автор - мудак" или же "Креатив гениален, автор - молодец". Людям свойственно обобщение и упрощение, о чём нам говорит, например, гештальт-психология. Поэтому суть многих, особенно любительских отзывов, рецензий и обзоров сводится к одному из полюсов.
  
   2. "Глубокий сюжет, бледные образы..."
   Чуть ли не в каждой рецензии встречает блуждающий по Интернету читатель такие вот пространные слова. Чаще всего они не подкреплены ни цитатами, ни разъяснениями, ни знаниями рецензента в области литературоведения.
  
   3. Недостоверность!
   Кто-то верит в домовых, кто-то в вампиров, кто-то в деньги и собственные глаза. В фантастике и фэнтези, как правило, заинтересованы люди мечтающие. У всех, в силу опыта или же особенности строения мозговых структур, понятие о реальности или фантастичности разное. И, согласитесь, очень дико смотрятся в рецензиях претензии, например, к описанию фаерболов или самозаряжающихся арбалетов.
  
   4. "А синие занавески в описании комнаты символизируют..."
   Существует особый вид почти профессиональных литературоведов, которые любят искать чёрную кошку в чёрной комнате. Конечно, включение в произведение намёков, отсылок и подтекстов - это плюсик к карме автора, потому что он ознакомился с некоторыми элементами культуры и что-то почерпнул, а распознание этих самых подтекстов и "пасхальных яиц" - не меньше пользы несёт читателю, но всё же должно иметь меру! Есть отдельная категория специально состряпанных под поиск глубинного смысла книжек, которые просто призваны взрывать мозги читающих, но особенно оголтелые фанаты умудряются найти символизм в количестве оттяпанных пальцев у Теона Грейджоя![8]
  
   5. "Автор должен был..."
   Оставить Катару с Зуко[9], запилить попаданца в Ктулху[10], отправить бы героев на поиски Атлантиды... Что, пожалуй, больше всего раздражает человека творческого, так это указания, как и что ему творить. Нет, мы все грешим советами под руку и "а я бы", но любой писатель, какую бы феерическую ересь он не написал, обладает эксклюзивными правами на свой мир. Автору можно задать вопрос, у автора можно уточнить, можно сказать, что вам кажется неуместным или странным. Но, чёрт подери, указывать?! В печь таких критиков. Или на fanfiction.net. Пусть пишут. Сами.
  
   9. Альтернативный список.
   И вижу я, дорогой мой друг, тебя и сотни прочих, почитателей-читателей, согнутых под тоннами посредственности и с ностальгией вспоминающих времена, когда печатались нынешние классики. И один лишь вопрос терзает и тебя, и их, и меня: о чём писать?..
  
   1. Правду.
   Как бы глупо это ни звучало, человек, особенно писатель, не должен лукавить. Он должен писать то, что кажется ему верным в его картине мира, а не гнуться под желания публики. Если вы считаете, что аборты - зло, не пишите рассказ о том, как она пошла, избавилась и жила долго и счастливо. Если вы хотите писать наивный рыцарский роман - пишите наивны рыцарский роман. Книга, написанная честно, уже чего-то стоит.
  
   2. О людях.
   Я не буду читать нотации про обязательную нравственность книги, мораль у каждого своя. Но человек во взрослой книжке - не центр мира, а его часть. Не взращивайте в читателях инфантилизм, не давайте Емеле с печи всё и задаром! У людей есть семьи, проблемы, дела, мечтания, а не одни удовольствия.
  
   3. О событиях.
   Когда писатель юн (как я, но я не писатель), ему, как правило, нечего сказать, кроме того, что ему сообщили другие. Поэтому любовные романы от девочек-школьниц кажутся такими глупыми, банальными, штампованными. Если вы вложите в книгу какой-то свой личный опыт, даже очень-очень сильно изменённый, она обретёт больший вес.
  
   4. О профессионале.
   Когда человек знает своё дело - это прекрасно! Почему бы офисному клерику, который любит фэнтези, не написать о казначее при принце-бездельнике? А чумной доктор? А начальник городской стражи? А мальчик на побегушках, однажды сунувший нос куда не следовало? Неужели медицинские работники, стражи правопорядка и курьеры не могут рассказать ничего интересного, представив себя в образе какого-нибудь фантастического, но всё-таки коллеги?
  
   5. Не писать через силу.
   Для хорошей книги нужны мысли и настроение. Вдохновение может приходить и уходить, но без мыслей, без картинки в голове браться за перо (клавиатуру) - дело гиблое.
  
   6. Вовремя остановиться.
   Определитесь сразу: о чём, сколько и до какого момента вы пишите. История может немного распухнуть, такое бывает, но жизнь - не целиковый кусок. Случаются революции, войны, кризисы, люди женятся и разводятся, дети идут в детский сад, в школу, в институт, становятся взрослыми, цикл повторяется. Но отдельная история имеет начало и конец. Особенно книжная. Иногда с героями, даже полюбившимися, нужно расстаться друзьями, а не ленивым фантазёром и рабом его ограниченной фантазии.
  
  
   10. Заключение.
   Вот и конец, и с этой статьёй мне лично надо попрощаться, хотя у неё нет ни конкретного героя, ни события, только идея: не пишите штампами, один как другой, безликое месиво имён и событий. Есть штампы, а есть клише. Люди состоят из тех же элементов, что и другие существа, но чем-то отличаются. Да что там, мы между собой различаемся как ночь и день. Так вот: клише - это аминокислоты, без которых мозг читателя не переварит книгу. Штамп - это клон овечки Долли, противоестественная, противная природе сущность. Мы, люди, пишущие и нет, поющие в опере и читающие рэп, все думаем не радикально, но несколько иначе, чем другие. Мы же, люди, очень любим всё упрощать, сводить в таблицы, облегчать восприятие. Но всё равно нельзя нарисовать и треугольник, и овал по одному лекалу, одной эпохе не навяжешь взглядов другой, а проблемы-то остаются! Давайте же будем писать так, как думаем и умеем, стараясь, не лукавя и не заигрывая ради грошевой славы.
   Я не собираюсь вести за собой знамёна нового поколения писателей фэнтези, на это мне не хватит ни способностей, ни желания, но я хотела бы, чтобы вы, дорогие гости и обитатели СамИздата, нашли в себе по небольшому герою и начали путь от посредственности и вторичности к, пусть и старому, но по-новому сказанному слову правды в облике фантастической истории.
  
   Конец.
  
  
  
   Примечания:
   [1] Эцио Аудиторе - главный герой игры Assasins Creed II и дополнений.
   [2] Росомаха - персонаж из X-men, мутант.
   [3] Чичен-Итца - один из городов Майя, одно из новых чудес света.
   [4] Garry's Mode - версия игры Half-Life 2, этакая песочница с кривоватой физикой, позволяющая крутить модельками и снимать машиниму.
   [5] Yo Harry you a wizard - стилизация фразы Хагрида. Вы можете ознакомиться в видео-источником и каналом милого няшки-бриташки здесь.
   [6] Марка-не марка, а у меня дома фортепьяно Petroff стоит.
   [7] Если вы до сих пор жили на острове, я настоятельно рекомендую вам погуглить.
   [8] Один из персонажей Песни Льда и Пламени за авторством Джорджа Мартина. Если вы об этом не знали и вы не впечатлительная религиозная беременная девица, вам пора ознакомиться с этой замечательной серией.
   [9] Персонажи мультфильма Avatar: The Last Airbender. Очень хороший и добрый мультик, кстати.
   [10] Хтоническое чудовище, описанное Говардом Лавкрафтом. Неужели кому-то действительно нужны эти сноски?
  

Оценка: 4.37*96  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"