Смотрящий со стороны мог двояко понять смуглого парня, усердно всматривающегося в витрину киоска: то ли он не может определиться с выбором нужного ему товара, то ли он просто слушает музыку - эта мысль приходила из-за грохочущих мелодией белых наушников.
"Боже мой, да он же оглохнет" - подумала про себя пожилая дама, проходящая мимо, но если бы она даже воспроизвела свои мысли в слух, все равно Доберман их не услышал: во первых на нем были наушники фирмы Paradigm Shift E3M, стоящие порядка 4,5 тысяч, во вторых громкость музыки и впрямь была очень высокой и в третьих, он был полностью сосредоточен на поиске нужного трека в плеере и блокнота на витрине одновременно. Его ни чуть не смущали черные штаны, толстовка и кроссовки фирмы "PUMA", одетые явно не по погоде в обеденную жару. Как ни странно, но ни капли пота не выступило на его загорелом лице, а он все перебирал и перебирал треки в плеере:
-Ни то... ни то... отстой... полная шляпа... - остановив проигрыватель, он достал из кармана мобильный: - Как сам, бро? Слушай, слушай, слушай, братишка скинь мне треков и побольше. Желательно свежаки, чтоб цепляло... мне Снейк скидывал вот листаю - пока одна лажа... От души, бро... В течение часа жду... Бывай.
Убрав телефон в карман, он, наконец, занялся покупкой.
-Девушка, а можно вот эти три блокнота посмотреть, - указывая на витрину, произнес он в окошко.
-А вдруг ты сейчас убежишь, - за прилавком была как минимум женщина. - Так смотри.
-Я похож на хулигана, - поинтересовался парень.
-Хах! Он еще спрашивает.
-Я рад... Честно... Спасибо, - как и всех рэперов, у него был сдвиг на криминальной тематике. Ему хотелось быть не только на словах воспитанником улиц, ночного и криминального мира, но и внешне соответствовать данному образу.
Доберман колебался между тремя блокнотами, каждый из которых цеплял чем-то своим: у одного красиво оформленная обложка, у второго кармашек для ручки, третий - цветом листов. Но парень искал что-то объединенное.
-С другой стороны тоже есть, - буркнула продавщица.
-Спасибо, мэм! - с жевательным американским акцентом произнес покупатель. - Вот он!
Блокнот размером идеально подходящий под размер внутреннего кармана в коричнево-кожаном переплете с рельефным изображением дракона, с вертикально расположенными китайскими иероглифами, бронзового оттенка. С боку в блокнот была вложена ручка с золотым наконечником.
-Вау... Беру... А сколько он стоит?
- У тебя все равно столько нет... Девятьсот семьдесять рублей, сынок, - с ухмылкой сообщила женщина, явно мало смыслящая в маркетинге.
-Сколько?!! - на такую цену покупатель явно не рассчитывал. Да у меня плеер дешевле вышел.
- Не хочешь - не бери, - Доберман уже собирался уходить, как до него дошли жалобы женщины:
-Сколько я ей говорил - не бери в этом Шанхае всякую дорогую дребедень, нет - все возит и возит... Ну, не покупают их, ну и что, что чернила огнем стирается, ну и что, что страницы непромокаемы. Фи, кому сейчас это интересно - бумага она и в Африке бумага.
-Стираемая огнем, непромокаемые чернила... Из Шанхая, - про себя повторил рэпер. - Мэм, я беру!
-Вот, умница, - просто излучая улыбку добродушия, пролепетала продавщица. - Тут еще календарь есть, правда на китайском, - на этом ее реклама закончилась, и она просто добавила: - В общем, товар стоит своих денег.
-Ну-ну...
Писать тексты было удобнее на тетради - она больше вмещала и перечеркнутые рифмы еще больше добавляли вдохновения. Не нужно было каждый раз переворачивать страницы, чтобы вспомнить начало, но тетради из-за габаритов вечно терялись, рвались, а порой охота похвастаться новой мыслью, поэтому "книгу рифм" Доберман решил сделать менее габаритной и более компактной, а черновые наброски так же продолжал писать в больших листах.
У каждого рэпера должна быть своя "книга рифм" - сюда кроме текстов произведения вписывались любопытные и никем не использованные рифмовки, которые затем можно было вставить в новый трек или просто вписать услышанные уличные сюжеты, сюда же вписывались пришедшие в голову комбинации и схемы рифмовок. Каждый "уличный писатель" имел свою схему, свой стиль читки, свои движения, свои сюжетные линии в текстах, так или иначе переплитающихся в разных треках.
- Пацаны, зацените, - демонстрируя покупку, испускавший аромат бамбука, хвастался Доберман. Рамиль, которого все местные района знали как Грома, как всегда сидел в своих черных спортивках с Артемом, которому все присвоили прозвище Финансист, учитывая его принадлежность к рядам студентов-финансистов местного технического университета. Они разговаривали на тему открытия бизнеса продвижения и банкротства предприятия, но вскоре замолкли, стараясь издалека увидеть, что несет рэпер, только вошедший в просторы "восьмого" двора.
- Не плохо, - уже перелистывая позолоченные страницы блокнота, оценил Гром.
- Это еще не все, - выхватив обратно блокнот, он чиркнул пару слов на странице, затем вынул зажигалку и, проведя пламенем по надписи, продемонстрировал, как они испаряются.
- Круто... И сколько стоит такая красота?
- Девятьсот семьдесят, - тихо ответил он на вопрос Рамиля.
- Был бы Кент сто пудов сказал бы: "Да я за такие деньги тебе спину бы подставил для твоих текстов"... Дороговато, дружище. Хотя такую СПЕЦИФИЧЕСКУЮ книжечку найти трудно. А где купил?
- Веришь - нет, в нашем киоске за углом.
- Ты сочиняешь рэп? - вступился в разговор Фмнансист.
- Я золотой голос Серебряных домов, летописец семей, как Моисей.
- Круто, я вообще люблю все творческое... А как ты это делаешь?
- В точку, бро, я личность творческая... Мне с детства нравились стихи, красивая рифмовка. В школе мне по математике ставили два, зато в школьных конкурсах по литературе мне всегда давали гран-при. Начну с самого начала - рэп придумали не белые. Он перешел из Африканских народов и распространялся на всех трущобах благодаря черному народу, чувствовавших ритм способных хоть как-то рифмовать. Первой легендой рэпа по праву считают 2Paka, он и вправду умел делать грязь, - тут Доберман оступился, обращаясь к Финансисту. - Бро, тебе точно интересно?
- Я, как современная молодежь, - усмехнулся пухлый собеседник, поправляя очки. - За все новое и готов к постоянному совершенствованию.
- Тогда, огонь, - он продолжал историю, будто преподаватель очередную лекцию. - Существуют разные стили рэпа: Фаст флоу или быстрый рэп, она читается как скороговорка... Вот, например, у Смоки МО ft. Fike & Jambazi :
"барабань" нам не торопя терпя теребя деревянными маан...
мне не надо бла бла и бобла от душного лэйбла....
слава на голову лава лаве плюс литры блэк лэйбла,
знали бы нас знали бы толк, втыкали бы сколько,
мы залипали на палеве, плавили тару, готовили дым и не только,
доли давали не нам и не надо, мы гады не падки увыыыыы..
мы не меняли на бабки-то что поменяли бы вы, - буквально пяти секунд хватило у Добермана на демонстрацию своих способностей в читке. - Альбина Сафарова нормально их пародировала? Ты не видел "в контакте" видос что-ли?
- Я видел, - подтвердил Рамиль.
Есть оуд скулс - мой любимый стиль. Рэп старой школы. Все что там есть - это бит и какой-нибудь музыкальный инструмент: или скрипка или фортепьяно. Основной упор делается на смысле текста. Такие треки и слушать приятно и после них можно задуматься о философии жизни, или приколоться над сюжетом персонажей, в них вложено много мыслей, но их тяжело писать. Тут нужен мозг, видение мира, причем свое видение, слова, метафоры, цепляющие слушателя, но в то же время и понятные ему.
Есть еще нью-скул - это попсовый рэп, послушай, к примеру, Тимати, его стиль.
Гангста-рэп, но в Росии он не развит. Есть трэки, но они мало к нам относятся... Пример?.. Пример у Нинтендо трэк "Криминал".
Гоп-хоп. Представители АК-47, Сява, Зануда - типичный рэп для гопоты, типа: "Эй, пацанчик, гони с кармана телефончик, не то те очень, мы озадачем и замочим.." Как-то так.
Есть еще лирика-рэп для малолеток. Сапливый рэп с пробитыми метафорами под грустную музыку.
- А как идет само написание? - любопытство Артема ко всему новому проявлялось и сейчас.
- Как идет написание? - задумчиво повторил Доберман. - У каждого рэпера свой стиль, своя манера и схема рифмовок, и даже свой голос. Стандартная строка в тексте - это 14 слогов. Рифмовка может быть разной - например, рифмование на звонкие частицы: "Чашка чая, я в отчаянии, все четко - я отвечаю. По улица печальным я промчусь качаясь и задену кого-то нечаянно... Простите я отчаливаю", - каждый раз, приводя пример рэпер делал это будто находился перед многотысячной толпой своих фанатов, смотря в пустоту он жестикулировал руками. - Рифмовка слов первой и второй строки:
Привет, мой друг, ты не забыл, что значит дружба?
Ответ я жду... Его добыл? Ты плачешь? Нужно!
Билет на юг, и я поплыл, на сердце грустно...
О, нет! Я не могу тут быть - здесь вечно душно!!!
В одной строке могут рифмоваться практически все слова вот, к примеру, зацени одно из моих первых:
В своих строках вспоминаю Бога, видать дорога идти по боку к пороку, не слышу шороха и грома, я так устал... Прошу я снова:
Дай миг, чтоб не уйти, чтобы спасти хотя бы часть души. НЕТ!!! Не молчи - прошу, скажи, где те ключи, которые найти... велела жизнь, затем один... я улечу... прости...
В объятья заката, лилово-синего плаката, верхом на байке я мчусь куда-то, тебя нет рядом, прости - так надо, и эта автострада сожжет меня - я стану прахом.
А ты мой Феникс, укравший сердце, сожгла меня одним движеньем, твой взгляд прицельный, и нет мне места теперь навечно задуем свечи и в бесконечность.
Но я оставлю вечное счастье, старых братьев. Сестры, не плачьте! В жилах проклятье, в глазах ненастье, не буду богаче, кровь не слаще, пульс не чаще, с последних сил лечу я дальше.
Ветер в лицо, километры на колесо, спидометр под сто, бензин на дно, плевать на STOP! Сигаретный огонь, не хватает погонь, в пути на предрассветный звон, таков мой рок. Я не пророк, я блюститель свобод, таков я вот и до гробов!
Слушатели зааплодировали.
- У тебя и впрямь талант, - подтвердил Финансист.
- Ты его еще настоящего не видел, - Рамиль был прав. Доберман при хорошем расположении на творческом подъеме мог расшевелить любую толпу.
- Если хочешь этим заниматься, но тебе тяжело в рифмовке, - продолжал рэпер, - то можно первоначально складывать типа стихотворного речитатива, где созвучны только последние слова в строке, типа:
Я против жестокого мира,
Я без определенного кумира,
Я вечно на своей волне
И порой от этого не по себе,
Но я пройду преградам сквозь,
Превозмогая любовь и боль...
Тут можно заметить кроме простой рифмы с созвучным окончанием такую рифму как сквозь и боль. При медленной читке они будут звучать некрасиво. А вот при быстром темпе - они станут созвучными прям как любовь и морковь, в это и вся прелесть рэпа. Слишком явные и легкие рифмы лучше не вставлять - это наскучивает слушателю, глаголы лучше вообще не рифмовать, а вот такие окончания как бифуркация и цивилизация - зачет. Сложные слова и рифмы - такое редко кто делает. Тут как в бизнесе, надо на уровень выше быть своих конкурентов. Чем сложнее и изобретательнее, тем больше слушателей. Они падки на все новое. Но рэп - это не только тексты - это еще бит или по другому такт этого самого биения: тик-так, тик так... Вот на "так" нужно ставить ударение. Переломный момент в ней - это перескок на другую строчку. Мелодия сама может подсказать тему трека. Но самое читка должна быть уверенной, наглой, смелой... Будешь запинаться - твой рэп станет лажей, если изначально в нем даже была мысль.
Батлы! Чуть не забыл. Сейчас всем по барабану на батлы, что хотят то и придумывают, известные рэперы кричат, что им параллельно на эти уличные рамсы, но без состязаний с другими ты не сможешь проявлять характер и понять чего ты стоишь. И вообще рэп создавался как битва чтецов. В этом и вся прелесть чтения... Как мне кажется рэперу жить без батлов, все равно, что боксеру жить без боев. Боксер может молотить грушу, быть физически развитым, но, не ступив на ринг, он не будет считаться боксером. Если тебе интересно, то посмотри Рэма Дигу - вдвшик инвалид, русский рэпер не потерпевший ни одного поражения в уличных батлах... Отвечаю - вообще четко читает.
- Обязательно... А ты не хочешь выступить в моем университете, предложил Финансист. - У нас часто проводятся разные праздники - во-первых публика, во вторых немного денег, там больше трех тысяч конечно не получишь, но и то деньги. За одно и моего друга-организатора выручишь.
- Ого, мАй нигер, мАй райнинг дог... Ну если только ради тебя и твоего друга, - и тихо добавил. - Трешка за трек... Хм неплохо было бы.
Через год он поступит в местный политех на одну из самых престижных специальностей в факультете информационных систем и технологий, причем на бюджетную основу обучения. Все это только благодаря своим вокальным и творческим способностям. Но ближайший год он успеет вписать себя в лепту района "Серебряных домов", поучаствовав в нескольких криминальных историях...