В известной литературе, впрочем, как и в постизвестной, ускользающим объектом является автор, поскольку имя становится значимым лишь тогда, когда оно, имя это, так или иначе уже включено в контекст культуры. Кто такой Иванов-13 или Джонсон-55? Никто, родом ниоткуда. Он был, писал, однако в жизни своей оказался продуктом тупиковой ветви развития живой природы. Впрочем, все мы либо пытаемся закончить одно общее дело, либо пытаемся уклониться от него. Кто или что превращает написанное в отсутствующее? Роман Мастера прочитан, но вся его счастливая история всего лишь случайность в обыденном ужасе мировых персональных несправедливостей. Пустоту легко заполняют мифы. Во всех возможных измерениях царит сплошной Замок Литературы. По бесконечным анфиладам комнат шуршат призраки авторов, уже отошедших в вечность, но всё ещё прибывающие - увы! - в маяте своей фантазии и трагической невостребованности текстов.
Один такой призрак забрёл и в мои петли ментального пространства. Здесь, будучи подвластен известному принципу Кольца Мёбиуса, бродит он теперь, замыкая круги, хотя - на самом деле! - всего лишь пытается быть услышанным ныне пока ещё живыми людьми. Его крики и стоны переводимы на язык слов. Здесь важно только "остаться непроницаемо - простодушным и не испортить игру". Меня учили этому сны и монстры, детские страхи и дружеские попойки. Перевод всегда дан человеку, как почти утерянный голос альтер эго или самому себе назначенная плата за совершённую продажу души. Размеренная Европа манит своей строгостью прошлого, готикой соборов и кажущимся единством контекста. Безумное язычество общего русского разговора вплетает в словесный танец диковатые коленца нюансов. Восток жужжит шмелём витиеватой мудрости над цветком живого смысла. Имена не важны. Процесс захватывает и ведёт сам себе в никуда, родом ниоткуда. Остановиться уже не возможно. Я слышу что-то, но теперь это что-то имеет собственное имя. Это говорит со мною он, Гуго фон Рошбах.
Я слышу голос Гуго фон Рошбаха. Порой он просто диктует мне текст, завладевая моим сознанием. В эти минуты я его инструмент, вроде гусиного пера или Микрософт ворда. Порой он изводит меня бесконечными бессонничными ночами. Тогда я сам себе помеха, потому что перевод застрял где-то внутри и уже ни туда, ни сюда. Но чаще всего господин Гуго из Рошбаха просто подводит меня к той точке времени и пространства, где уже лежат материалы к его книге "ЖИВОТНЫЕ ВНУТРИ НАС".
И я всё начинаю понимать, ибо в этот момент - слава Богу! - внутри меня наконец то начинают свой свободно текущий диалог два моих внутренних животных: Собака и Заяц.
В чём я и признаюсь на всех последующих страницах, вознося благодарность любому существу, посетившему меня в земном моём существовании, будь то внутри или снаружи Мира.
В чём и остаюсь, искренне Ваш
Переводчик.
Жаба.
Жаба живёт в каждом человеке, жадностью коей и движимы поступки греха. Обжора грешит пищей, думая, что ест сам, но он кормит лишь свою жабу; развратник услаждает её, а винолюб поит. Всегда и везде действия сии ведут только к смерти, ибо жаба растёт, а человек уменьшается соразмерно росту жабы, в нём процветающей.
Случай, описанный монахами
Мальортбургского монастыря в 1798 году.
"...В графиню же Урсулу тем временем вселилась дикая кошка. Это привело к тому, что графиня выцарапала глаза своему мужу, графу Дитцу, а затем сидела на крыше и пела, виляя хвостом..."
Мухи.
Мухи, живя в некоторых людях, вылетают по ночам из их храпящего рта и селятся в жилище, принося своим жужжанием неудобство слуху, а ползанием по телу неудобство чувствам. В людей же мухи попадают от нечистоплотности в пище и греха в желаниях. Так, Фома Аквинский многократно наблюдал вылетание мух изо рта известного купца Мюллера из Кельна, спящего во время церковной службе в Кельнском соборе. Более того, двух подобных мух Фома поймал и долго исследовал, держа в специальной колбе под окропленной святой водой печатью. Мухи прожили долго и умерли от невозможности переселиться в человеческий организм, как любое другое существо умерло бы без пищи и воды от истощения.
Рыба.
В 1356 году некая вдовствующая фрау из Нюрберга была свидетельницей выхождения рыбы из чресл странствующего монаха. Рыба бала небольшой величины, агрессивна и весьма отвратительна на запах и вкус.
Собаки.
Давно замечено, что собаки по виду и характеру имеют сходство со своими хозяевами. Но вопрос сей так и оставался долгое время на уровне бытового знания и поверхностных наблюдений. Профессор Акапуст из Ньюфлока провёл десятигодичные исследования пяти тысяч собак и пяти тысяч хозяев. По его просьбе специалисты в области магии и спиритизма вызывали на контакт духов, обитающих в собаках. Другая группа специалистов делала тоже самое с хозяевами. Результат превзошел все ожидания и надежды. Из собак, как правило, выходили духи человеческие, в то время как из хозяев - собачьи. Сам профессор Акапуст пишет об этом так: “Видимо, духовный обмен и любовь позволяют собакам и их хозяевам поменяться сущностями, что вполне возможно, ибо у любящих супругов происходит почти тоже самое...” Коллега профессора Акапуста доктор Бюшель провёл аналогичные исследования на любящих супругах (триста пар в течении девяти лет), но результаты его оказались парадоксальными: маги и спириты всеми своими стараниями и ухищрениями, как ни бились, - смогли вызывать из них только СОБАЧЬИХ ДУХОВ! Духи виляли хвостом, скулили и явно просились гулять. Факту сему доктор Бюшель внятного комментария дать не смог, потому что неожиданно умер, оставив странное завещание: “Заклинаю вас: не ищите объяснений любви и верности, ибо она есть в нас ОТ ЖИВОТНЫХ!”...”
Реплика известного писателя NN.
Он стоял в халате и волосы его развивались от сквозняка. “Еще бы мне не знать мышей в детях! Я даже написал историю о Щелкунчике, но моему крику о помощи никто тогда не поверил...” - прокричал он, потрясая пером и бумагой, словно призывая меня в свидетели. А я, я услышал вдруг мышей, тихо копошащихся в подполье его старого дома...
Крокодилы.
Индейцы Амазонки всегда предупреждали приходивших к ним европейцев: “Следует ли рожденному в Ночь Лунной Круглоты не бояться Королевы Крокодилов? Не она ли плачет у колыбели, съедая каждой слезой селезенку? Не её ли дети шуршат хвостом в камышах мыслей, поджидая добычу? Не от неё ли старейшины Воды и шаманы Леса прячут свои души в гнездах птицы Ману? Не души ли старейшин Воды и шаманов Леса высиживает птица Ману, приняв их за свои яйца? Не воины ли выходят из гнезд птицы Ману, высиженные из яйца души старейшины Воды и шамана Леса? Не о том ли сама песня птицы Ману, сидящей на Главном Дереве у Главной Воды? Не эта ли песня бережет тебя в Ночь Лунной Круглоты от Королевы Крокодилов? Но если ты сын её слёз и зубов, то спроси духа в себе: кто ему я, сын птицы Ману? И если я не брат твой, то живи в водах, а мне оставь лес. А если я брат твой, то войди в лес мой, как я войду в воды твои...” Предупреждение это касается прежде всего тех, в ком человеческий страх сильнее животного духа, что порождает путаницу и ужас. На самом же деле выход и спасение всегда в единстве и сотрудничестве, что прекрасно понимают амазонские индейцы, но почти забыл человек цивилизованный, по причине всё той же оторванности от естественной гармонии с природой...”
Аббат Пиезо Купони,
трактат "О дикости", станица 654.
Путешествовавший долгое время в Кавказских горах аббат Пиезо Купони пишет в своем трактате "О дикости": "Есть у них бог Абдал, рогатый покровитель охоты. Пасет сей бог диких животных, стережет и доит. Ограничивая отстрел зверей, бог Абдал жестоко карает охотника, перед ним провинившегося: Абдал вынимает из чрева жены охотника ещё неродившегося ребенка, чтобы сделать его пастухом туров. Еще Абдал может наказать тем, что поселит внутри человека того или иного зверя, например прожорливую крысу, которая съедает душу, оставляя только пустое изнутри, как гнилой орех, тело. Такого наказанного Абдалом человека называют “опуст” и ждут от него в любой момент безумного и злого поступка. Дети таких опустов носят на себе проклятие, а внуки и правнуки заражают таким проклятием своих детей. Остановить опустов можно только убив крысу, которая при рождении у опуста ребёнка вселяет в него своего детеныша. Ещё можно выпросить прощения у самого Абдала, прейдя к нему с молитвой. Молитва эта такова: “Возьми, Абдал, стрелы мои, больше не стану я стрелять в лесу твоем, пить воду в реках твоих, искать плоды с деревьев твоих. Прошу тебя, добрый Абдал, только прости мне вину мою, позови первым именем крысу из тела моего обратно в леса свои, обратно в воды свои.” Если Абдал простит, то крыса уходит, а если нет, то стрела этого человека свернет в полёте и убьет его самого. А крыса уйдет из мертвого тела туда, куда прикажет ей Абдал...”
Зооантропоморфные предки.
К числу древнейших мифов принадлежат, вероятно, мифы о животных. Самые элементарные из них представляют собой лишь наивное объяснение отдельных признаков животных. Наиболее древними можно считать мифы о происхождении животных от людей или мифы о том, что люди были некогда животными. Представления о зооантропоморфных предках есть объяснение мира с точки зрения единства всего живого. Сюда же следует отнести тотемные представления о мире и мифологию превращения людей в животных и в растения, которые мы встретим практически у всех народов земного шара. Так, у австралийцев вопроса о сотворении людей в мифах не существует. Есть только мотив превращения чего-то или кого-то во что-то другое, например - животного в человека, или - мотив доделывания. В этом случае “на базе” животного делают человека, доводя одно существо до состояния другого путем специальных магических инициирующих ритуалов.
Миф о происхождении.
Существует два типа мифов о происхождении мира и людей: креационный миф основан на идее творения, когда мир создан каким-либо сверхъестественным существом (богом-творцом, демиургом, великим колдуном и т.д.); эволюционные мифы - те, где мир развился из некоего первобытного бесформенного состояния (хаоса, мрака, воды, яйца и т.п.) Отголоски этих двух основных мотивов мы имеем на сегодняшний день в тех или иных формах существования животных внутри человека. Если мир того или иного человека был сотворен, то тогда животное внутри тоже является результатом сотворения; если же мир эволюционен, то животное внутри человека развилось в результате каких-то действий этого самого человека. В любом случае наше состояние внутреннего сосуществования с животным есть древнейший продукт естественной неразделенности всего живого на земле. Эта неразделённость либо мучает нас, либо даёт уникальный и единственный в своём роде шанс на гармонию в жизни и мире...
Сферы присутствия.
Животное внутри человека может относится к эмоциональной или логической сфере его (человека) жизнедеятельности. Это только кажется, что мы принадлежим себе самим. На самом деле, наши чувства, желания и мысли легко поддаются расшифровке, если исходить из простого знания: внутреннее животное можно определить, описать и изучить. Тогда человек, внутри которого живёт вол, не будет удивляться своей толстокожести и медлительной жвачности, а обладатель тихого кролика - внутренней постоянной дрожи или любви к капусте.”
Объяснение присутствия.
Объяснение присутствия в нас животного следует искать в сакральном (мифологическом периоде) времени, а не во времени профаном (то есть - сегодняшнем и современном нам). Нынешнее состояние мира - его рельеф, небесные светила, животные и растения, их породы и виды, образ жизни всего живого, социальные группировки и религиозные воззрения - всё всегда и везде было и будет следствием событий давно минувшего времени и действий, с этим временем связанных. То время - время, когда всё было не так, как теперь. То время следует считать эпохой первопредметов и перводействий, где первый огонь и первое оружие, первые поступки и первые грехи, первые молитвы и первые открытия. Особо важно, что то время - это время прецедента, служащего образцом для всего нынешнего, увы! - чаще всего образцом недостижимым, ибо утраченным. Так, возможно, оказалось утрачено и важнейшее знание о первичном соединении в одно внутреннее единое целое животного и человека.
Свинья.
Поговорки типа “Свинья грязь везде найдет” переносят человеческое поведение на поведение свиньи, а не наоборот. Это важно для определения того, кто в связке “человек - свинья” более близок к критериям чистоты и порядка. Ответ прост: свинья как бы древнее человека, ибо даже по христианскому мифу о происхождения мира была сотворена раньше человека и стоит, соответственно, ближе к первичной правильности самопроявления. Свинья же в человеке, как считали древние иудеи, делает человека этого умным, мягким, рыхлым и белокожим. Ещё они считали, что эти люди готовят самую вкусную пищу.
Волк.
Сразу следует сказать, что образ волка в мифологии связан с культом бога войны или с ролью предводителя воинской дружины. Именно от бога войны многие племена и народы вели свой род, а волка почитали как родоначальника и покровителя рода. Именно волчица выращивала и выкармливала такого родоизначальника, а порой - нота бене! - и его близнеца. Такой близнец может быть расценен как животный брат героя, его двойник, его поддержка и знак избранности, несущий под человеческим обликом дополнительные животные силы самого героя, дублирующие его возможности и как бы забирающие слабости. Уместны здесь римская легенда о Капитолийской волчице, вскормившей Ромула и Рема, древнеиранская легенда о волчице, вскормившей Кира, рассказ Китайской хроники VII века о предках тюрок, истребленных врагами, кроме одного мальчика, которого подобрала волчица, выкормила его, стала ему женой и родила для него десять сыновей.
Подобного рода предание о волке прародителе слышал я у монголов, но - главное! - когда я стал расспрашивать о происхождении этих легенд у самих волков, услышал однозначный ответ: “Так было и будет.” - сказала мне старая волчица, - “Бог один и для нас, и для вас.” Она рассказала мне, что у волчьих племен есть мифы о испытаниях, которые должен пройти волк-воин перед инициацией. Среди таких испытаний важнейшее место занимает путешествие с неким воителем-человеком, который как бы есть двойник (брат) инициируемого волка. Вскоре я встретил в фольклоре славян сказку о Сером Волке, где аналогичная инициация описана с точки зрения царского сына, проходящего посвящение на право стать наследником престола. Помогает ему волк - брат, чародей и воин. Волк внутри человека, как и человек внутри волка - известный сюжет, одинаково распространенный как среди волков, так и среди люде.
Фарух Аблуд-аль-Мурани,
беседуя с мудрецами.
Фарух ибн Аблуд-аль-Мурани упомянул однажды в беседе с прочими мудрецами таинственную воду с горы Хар, выпив которую можно определить: кто живет в тебе? От воды этой внутреннее животное выходит наружу: ему кажется, что его зовет мать. Впрочем, великая опасность подстерегает человека, выпившего воду с горы Хар. Если внутреннее животное не вернется обратно, человек становится безумен и всю оставшуюся жизнь обречен искать ушедшее из него внутреннее животное.
Доктор Самсон Помяловский,
дневник от 11 августа 1891 года, Краков.
"...Нашел в препарируемом трупе старухи лису, которая лежала, свернувшись калачиком, вместо сердца, печени и части желудка...”
Случай с доктором Мишероном,
описанный им в письме
к своему коллеге доктору Бенедикту Гаю.
"...Вынужденное безделие заставило доктора Мишерона обратиться к алкоголю для компенсации своего неумения ничего не делать. Он выпил целую пинту виски и вскоре почувствовал внутри себя огонь, и увидел внутри себя саламандру. Но, увиденное отнюдь не испугало доктора Мишерона, а лишь разожгло его профессиональное любопытство. Он смело ринулся в огонь, схватил саламандру за конечности, выволок ее наружу и принялся изучать. Однако, будучи сильно истощен алкоголем, он быстро выдохся и уснул. Проснувшись же через пять часов доктор Мишерон обнаружил рядом с собой только высохшее и безжизненное тельце саламандры, а на руках - ожоги... Сам же внутренний огонь, лишенный саламандры, погас через неделю, оставив только язвенную болезнь и калитные явления...
Случай с некой дамой из Парижа.
...Вот тогда она и поняла, что он собака. Это поразило её, она почти машинально сказала: “Фас!”, и он кинулся, бросился, вцепился, даже не успев ничего толком сообразить...
Впрочем, трагедии всегда можно избежать, если подумать.
Шумеро-Вавилонские рекомендации,
взятые из седьмой и одиннадцатой табличек.
“Животное в человеке следует вначале тщательно наблюдать, а лишь потом интерпретировать. При этом следует точно называть наблюдаемое, иначе оно ускользнет и вы будете его ловить уже в самом себе, в своем лесу и в своем поле...”
Русский писатель Горький,
неизданное письмо к Чехову,
найденное в городе Самаре,
на чердаке дома,
предназначенного под снос.
“...Учтите, что между вами и животным внутри вас всегда существует обратная связь. Но связь эта - увы! - почти всегда лишена взаимности...”
Случай в городе Толедо, 1656 год.
Некий студент богословия по имени Фрагани был загрызен собственными внутренними сусликами. О сусликах этих знал его исповедник, аббат Скабрези. Сей достойный служитель Всевышнего многократно проводил с сусликами беседы, пытаясь уговорить их вернуться в свои жилища на обширных полях юга Италии, но суслики категорически отказывались, ссылаясь на то, что внутри студента им намного интересней. Только путем длительных и кропотливых размышлений сметливый аббат Скабрези догадался, что сусликов держит внутри студента Фрагани развившаяся привязанность к вину, коим студент этот злоупотреблял безмерно. Тогда аббат взялся лечить Фрагани от его пагубного пристрастия, и вылечил абсолютно, чем лишил сусликов привычного ежедневного возлияния. Суслики сбесились и студент умер, загрызаем изнутри... По смерти студента аббат Скабрези ждал три дня и три ночи у хладного трупа, дабы поймать сусликов при выходе из тела наружу. Так и произошло: суслики пошли на четвертый день через рот, где и были схвачены аббатом за лапы. Скабрези поместил их в клетку и сорок лет показывал всем пьяницам, как пример отвратительного падения и полной деградации от чрезмерного пития. По слухам, один из этих сусликов укусил за палец графа Умберцо, от чего у графа возникло неудержимое желание напиться. Пил граф три года без перерыва, потом сошел с ума и стал доказывать всем, что он и сам суслик.
Лев.
Сватья вбежала в комнату и сказала, что её жених истинный лев. Если верить сватье на слово, то внутри этого юноши сидит лев. Интересно, знает ли о льве сам юноша? Или он принимает всё это за метафору, некое художественное красочное преувеличение и витиеватый стиль сватовства? Бедный мальчик! Лев внутри его ещё даст ему в жизни не мало шансов понять, что такое хищник в неволе...
Мамонты.
Мамонты встречаются крайне редко, так как в большинстве случаев они давным-давно вымерли как внутри, так и снаружи. Чаще всего мы имеем внутри то, что хоть как то связано с бытом, реальностью, окружающей действительностью, или, по крайней мере, с конкретной культурой обитания каждого конкретного человека. Известен случай с профессором Джекобсом из Нью-Йорка. который видел на рентгеновском снимке больной Клары-Марии Дуарте явного мамонта. Мамонт был гораздо больше самой больной, но умещался в ней как бы в несколько слоёв. Джекобсон сразу после увиденной рентгенограммы сошел с ума и его дальнейшая судьба, как и судьба носительницы внутри себя мамонта Клары-Марии Дуарте, неизвестна. Второй случай мы встречаем в фольклоре хантов: "Шаман сильный был, видел в нём болезнь, однако. Стал Духа Заму Аятку спрашивать, а Дух Зама Аятка ему и говорит в ответ: "Мамонт у него внутри, однако! Он и болеет..." Тогда шаман стал мамонта лечить. Вылечил сильный шаман мамонта, однако, тогда совсем здоровый все стали, не болеют больше..."
Алекс Берх Ельсон,
дневник от декабря 1998 года.
"...Я так и не понял, что приснилось мне в переполненном Индией сне - Нечеловеческой красоты Женщина или Слон?.." Эта цитата из дневника Алекса Берха Ельсона предполагает равенство "женщины" и "слона" в менталитарной конструкции мира автора. Скорее всего, внутри самого этого известнейшего исследователя проблемы "животные в нас" не существует разницы между слоном и женщиной, как объектами восприятия.
Это может означать либо то, что сам по себе Алекс Берх Ельсон одержим архетипом слона, либо то, что слон внутри его одержим архетипом Алекса Берха Ельсона, а женщина в данном случае является критерием и эквивалентом искомой красоты для обоих.
Вольтер о Внутреннем Животном.
“Память о Животном Внутри есть единственная отдушина человека в его человеческой жизни.”
Единство всего живого.
С древнейших времен существует естественная связь между всеми живыми существами на земле. У народа Утху (Сумбарийская ветвь па-у-ханитов) есть объяснение мнемориальной власти некоторых людей над животными. Когда-то, говорят Утху, все живые твари поклонялись Единому Джеббаль Сагу. Это было очень давно, когда звери и люди говорили на одном языке. С тех пор люди этот язык забыли, забыли его и почти все звери, а тех, кто помнит, остались единицы. Только те люди, которые сохранили память о Едином Джеббаль Сагу, остались братьями и, как прежде, говорят на одном языке... Ныне у людей развелось полным полно Разрозненных Джеббаль Сагу. Все забыли Джеббаль Сагу Единого. Даже среди зверей, птиц, насекомых и змей есть такие, кто слышал имя Джеббаль Сагу за всю свою жизнь не более трёх раз... Если у человека есть память о Едином Джеббаль Сагу, в нем можно развить ту малую толику знаний, которая осталась от древнейшего из всех языков на земле. Тоже самое с животным... Впрочем, подсознательно всё живое на земле так и продолжает безудержно стремиться к своему единственному нормальному состоянию, суть которого - всегда и для всех Единый Джеббаль Сагу.
Легенда северной Германии.
“...Воздух стал недвижим, на лбу её выступил огненным тавро Знак Рыбы, и она с долгим криком боли упала на песок. Ноги свернулись в хвост. Сквозь лопающуюся кожу проступала чешуя. Руки втягивались вовнутрь тела, оставив на верху только пальцы, которые, впрочем, стали вскорости плавниками... Перед онемевшим от ужаса восьмым маркграфом Максом фон Шредером лежала на песке рыба, еще недавно бывшая его прекрасной возлюбленной Гретхен фон Бригген. И маркграф проклял тогда своё пристрастие к рыбалке, проклял сети свои и удочки, проклял себя и ту страшную ночь Весеннего Равноденствия, когда поклялся он так просто, в шутку, отдать за удачную поклёвку самое дорогое, что только имеет... Рыбий Бог в небе, всесильный Piskes, дал фон Шредеру небывалые уловы. Десять лет был властен маркграф над рыбой. Даже на пустой крючок ловил он в луже около дома трёхпудовую форель... А теперь вот, спустя десять лет рыбацкой удачи, забрал Piskes прекрасную Гретхен фон Бригген, сделав её селёдкой по договору... Впрочем, люди близко знавшие Гретхен фон Бригген, в частности её кормилица Марта Мюллер, говорили потом, что Гретхен эта как бы изначально была селёдка. По крайней мере, Марта Мюллер утверждала: селёдка всегда жила внутри Гретхен, пока окончательно не победила в ней человека”.
Уитмен о внутренних животных.
“Некоторые животные способны понимать, но не могут говорить, а с некоторыми людьми всё обстоит наоборот”.
Многовариантность внутренних существований.
Некто Свирист Манекул, живя на берегу озера, регулярно наблюдал превращение дочери рыбака Вавы то в птичку, то в кустик, что вызывало в нем праведный христианский гнев. При гневе этом Свирист Манекул удумал поймать ново превращенную птичку и посадить в клетку, а кустик изрубить острым топором в мелкое прутковое крошево. Взявши для этой цели топор у соседа взаймы, а клетку за пять монет на рынке, Свирист Манекул стал караулить Ваву на берегу. Вава пришла как обычно и превратилась без промедления, излучая радость и смеясь звонким невинным смехом. Птичка вышла чудесной соловушкой, а кустик симпатичным орешником. Но Свирист Манекул не дремал, и клетка его захлопнула птичку, и топор его искрошил кустик... Ваву нашли утром на берегу. Она лежала в песке, свернувшись калачиком. Птички и кустика в её глазах больше не было никогда... Что же касается Свириста Манекула, то он отнес птичку в церковь, а топор отдал обратно соседу. Прожил Свирист Манекул еще сорок лет и умер в покое, не вспоминая даже о Ваве, кустике и птичке. Следует отдать должное местному патеру Шульке, который будучи большой добряк от природы, тайком птичку из клетки выпустил и долго молился за всех грешных и черствых. Не было более грустной картины, когда безумная Вава шла по полям, а над ней плакала, не в силах попасть домой, вовнутрь, усталая старая птичка...
Люди внутри животных.
Аристотель предположил, что и внутри животных есть людские сущности, но ни одно из расспрашиваемых Аристотелем животных в этом не призналось.
Летопись Раджханистана.
Брахман Хамбубала, туарх низового памгуша, регулярно выпускал и выгуливал на сочных лугах Раджханистана все сто тридцать восемь внутренних своих животных, но соблюдал при этом великую предосторожность, делая их абсолютно невидимыми для прочих смертных, дабы никто не позарился на его сущности, пребывая во временной своей земной гордыни и суете...
Возможный диалог
со своим внутренним животным.
Всё тот же Аристотель первый додумался до простой беседы самого человека со своим внутренним животным. Так, на вопрос Аристотеля: “Кто ты, во мне живущий?..” Раздался радостный клекот, хлопанье крыльев и повизгивание. При этом Аристотель почувствовал внутренний жар, словно бы в нём разгорался маленький уютный огонь. “Да ты же у меня Дракончик!” - воскликнул Аристотель, и оказался прав: Дракончик внутри ответил ему таким приливом нежности, что они совместно умилились и даже какое-то время всхлипывали.
Ещё один лев.
Старый индеец племени Чаута, лишившийся глаз в бою с испанскими конквистадорами, чьё имя мы предпочитаем сохранить в тайне, рассказывал своим внукам историю вождя Тачуа-ти-Чаута, который был выкормлен львицей. Когда вождя схватили испанцы, они стали жечь его на костре. Вдруг из пламени выскочил лев и вступил с испанцами в бой. Льва этого не брали мечи и стрелы, он рвал испанцев зубами и убивал лапами до тех пор, пока не осталось ни одного испанского солдата. Тогда лев подошел к огню и прыгнул в него. В тот же миг пламя опало. Вождь Тачуа-ти-Чаута стоял у столба целый и невредимый. Лев вернулся вовнутрь его, ибо такова была неистребимая сущность вождя. Когда испанцы победили, вождь сказал уцелевшим своим воинам: “Я ухожу туда, где моё место! Ищите меня на равнинах, если опять захотите львиных побед. а не шакальего рабства... С тех пор, говорят, стал Тачуа-ти-Чаута вождем львов. Теперь он в обличье льва, а внутри него живет тот, кто был вождем людей в ту далекую пору, когда лев жил внутри него.
Иуда, как ящерица.
В Библии смысл переменчивости Иуды передается таким символом как "дом ящерицы". Это произошло от того, что у древних евреев образ ящерицы совпадал с образом хамелеона. Однако, есть и другое объяснение. В Иуде действительно жила ящерица по имени Хамилина. Иуда знал несколько языков, был образован, но причиной его образованности была именно ящерица внутри. Она, собственно, составляла основу положительной стороны личности Иуды. По одной из версий Иуда был 13-м апостолом и, якобы, продал Христа, но не предал Его. Более того, по этой версии трагедия на Голгофе случилась по воле самого Христа. Тип Иуды - это тип человека, не знающего покоя. По астрологическому знаку Иуда находился под постоянным воздействием Меркурия. Значит, он не знал ни минуты покоя, ибо, подвластный Меркурию, должен был постоянно развивать кипучую деятельность, маскирующую внутреннюю сущность его беспокойства. Говорят, что Ящерица внутри Иуды не смогла пережить предательства и вышла наружу через левое ухо. После этого ящерицу эту видели кающейся у многих святынь всех религиозных центров мира. Она страдала от того, что не смогла охранить от греха того, к кому была приставлена охранительницей... Впрочем, кто, на самом деле, поселил Хамилину внутрь Иуды останется вечной загадкой...
Последний раз ящерица Хамилина упомянута в трудах Иосифана Мавинатра "К истине", где сказано дословно так: "Ящерицу же Иудову приютили тамплиеры, а после их гибели она ушла в землю недалеко от замка Монсегюр..." Есть, впрочем, ухмарская легенда, в которой некий живущий на горах отшельник беседует с ящеркой. И ящерка эта рассказывает ему правду о деяниях Иуды.
Животные в нас
и бесы окружающего мира.
Известный этнолог Малиновский (Malinovsky, 1929) обращал внимание на то, что жители островов Тробнан значительно больше бояться ведьм, чем мужчин-колдунов. Автор пишет: "Ведьма - и при этом не надо забывать, что здесь постоянно идет речь о реальной женщине, а не о неземном, или духовном, существе, занимается своими ночными бесчинствами, так сказать в виде собственного двойника: она летает при этом по воздуху или возникает в виде падающей звезды. По желанию она может превращаться в светлячка, ночную птицу или летучую мышь. Она способна слышать и чувствовать запах на необычном расстоянии, она пожирает человеческое мясо и даже мертвечину. Вызванная ведьмой болезнь почти всегда неизлечима и заканчивается, как правило, зловеще быстро наступающей смертью". Что ж, автор верно угадал внешние проявления, игнорировав, впрочем, как многие европейцы, главное: речь здесь идет о животной сущности ведьм. И светлячок, и летучая мышь, и остальные, пускай даже самые экзотические животные внутри ведьмы, есть её, ведьмин, истинный вид, а человеческая личина, которую ведьма надевает, живя в мире людей, всего лишь обман и ритуальная маска.
Мы имеем здесь в виду именно ритуал освобождения животной души. Дело в том, что животная душа, как и душа человеческая, подвержены влиянию негативных духов. Если поражена душа человеческая, животный, смотри тотемный, двойник приходит на помощь. Однако, и у души животной есть свои демоны. Если и человеческая, и животная души охвачены бесами, то спасения нет! Именно это состояние и приводит к поведению женщины, обозначенному в мировой истории как "ведьма".
Nota bene! Не следует путать состояние "ведьма" от глагола "ведать" с состоянием "ведьма" от словосочетания "Везде тьма!", которое в просторечье ассимилировалось путём стягивания звуков до произношения "ведьма". Ведуны или Мудрецы есть обе души, человеческая и животная, достигшие гармонии взаимопониманий и творчества на благо людей, что, естественно, есть полная противоположность описанному выше состоянию охваченных бесами женщин.
Химера.
В средневековой литературе женщину часто сравнивали с химерой, мифической бестией, имеющей голову льва, хвост дракона и туловище из полыхающего пламени. Это потому. что женщина охотиться за своей добычей, как лев, испепеляет жаром своей любви, как пылающее пламя, и приводит в конце концов, как яд дракона, к гибели. Впрочем. согласно Апполодору, Химеру победил герой Беллерофонт, перед тем подчинивший себе крылатого коня Пегаса.
Этакая метафора культуры: победить поэзией вяческий кошмар и ужас... Что может быть лучше, я вас спрашиваю господа?..
Рыба Пустоты.
"Облик женщины - дьявольское зеркало". "Женское сердце хорошо только снаружи, внутри оно испорчено, как гнилое яблоко". Так гласят Средневековые итальянские наставления молодому человеку из хорошей семьи... И я спрашиваю себя: слышишь ли ты в сердце своём сегодня крики страха перед женщиной, отлитые в форму "враг твой в доме твоём"? И я говорю себе: "В них ты и утонешь, неумелый пловец! Там ты и будешь проглочен Рыбой Пустоты, если не научишься плавать в иных морях, где добро и тепло вместо тьмы и ужаса, где ты делишь ложе ради жизни, а не ради власти..." И я заставляю объяснять до полного понимания; и я говорю людям об Абсолютной Любви... Потому что очень хочется и того и другого!
А Рыба Пустоты вечна. Она внутри и снаружи, и лишь не став её добычей человек постигает мир, прекрасный и удивительный...
Ещё собака.
Мотив страха перед женскими половыми органами прослеживается, например, в фольклоре практически всех народов. У эскимосов имеется история, в которой повествуется об одной женщине, имевшей между ногами голову собаки. Женщина откусывала таким образом мужские члены и питалась ими. "Собака" - символ преданности и верности, но, в то же время, знак ритуальной нечистоты и разврата. Именно собака стоит на страже загробного царства: египетский Анубис и греческий Кербер скалят пасти на границе миров. С приходом христианства эти стражи превратились в прислужников дьявола или, порой, даже в его самого. Особенно популярен в этом отношении чёрный пудель, в облике которого дьявол сопровождал и папу Сильвестра Второго, и Фауста, и Агриппу Неттесгеймского. У древних германцев чёрта называли адовой собакой. Вспомните, наконец, собаку Баскрвилей, наказующую и ужасную... Связь между вагиной и потусторонним царством, царством смерти, вполне ясна. Другое дело, что "нечистое" животное собака, живущая в вагине, само по себе символизирует "ужас", "грязь", инфернальность и запретность этого места.
Рохейм Амбл в своей монографии "Оправдание собаки" пишет: "В незапамятные времена боги прокляли её за то, что она стала служить человеку. Когда-то вольная и свободная волчица, став собакой, позволив себя погладить и приручить, она доверилась земному коварному существу о двух ногах. В летописи Царства Хаббаров ХIХ династии написано так: "Собаку звали Суука, и первым, кто дал ей из рук мясо, был мужчина. Но мужчина обманул Сууку, и когда она взяла из его рук мясо, он одел ей на шею верёвку и заставил сторожить стада овец своих от волков. И Суука, плача, сказала волкам, которые были ей братья: "Я должна убить вас, ибо такова плата моя за то, что я поверилась мужчине..." У Хаббаров понятие "мужчина" (хабба) и "человек" (хаб-ба) практически синонимы. Боги наказали собаку, но они наказали и человека: собаки и женщины окружают его с тех пор...". Тот же Рохейм Амбл утверждает, что Суука, как состояние, есть неотъемливая часть коллективного бессознательного поведения, наследованного индоевропейскими народами напрямую от Хаббаров через Ариев. Русский учёный Гумилёв согласен с Амблом. Он пишет так: "Пассионарность Хаббаров спала. Арийские племена подняли её, словно факел, и понесли по миру вместе с мифологией и культурой. Что мы теперь знаем о Хаббарах? В каких глубинах нашей пассилонарной памяти спрятаны их великие деяния?.."
Однако, собачья голова всё ещё пугает современного мужчину, выглядывая между самых чудесных женских ножек...
Великий Мужской Страх.
У американских индейцев мы встречаем многочисленные истории вагины с шипами и зубами. Индейцы Помо, Калифорния, рассказывают: "...человек по имени Лесная Крыса ухаживал за дочерями Утренней Звезды. Одна из дочерей сказала ему: "Лесная Крыса, если ты хочешь на мне жениться, ты должен знать, что отец укрепил в моем гум-акуту шипы". Тогда Лесная Крыса взял камень, сломал шипы и женился на девушке". Вот вам и продолжение темы собаки, на этот раз в виде орального страха перед vaginа dentata - зубастым влагалищем. "Несомненно. её половой орган является прожорливым ртом, который проглатывает половой член!", как писал Жан Поль Сартр.
Змеи.
В средневековых бестиариях описан змей эмморис, который, нападая на людей, ведёт себя подобно удаву - сжимает жертву в своих кольцах и выдавливает (смотри - выпивает) из неё кровь. Известный исследователь Mac McNeill в своём монументальном исследовании “Mystic Ceremonial" пишет: "Любой современный психотерапевт скажет вам: эмморисы живут внутри людей. Больше того, некоторые состояния психотических и невротических расстройств напрямую связаны с поведением эмморисов внутри человека". Эмморисы мало изменились со времен средневековья. Они всё так же нападают на несчастных в самые неподходящие моменты, давят их своими кольцами, выдавливают кровь и пьют её. Mac McNeill предлагает несколько простых и доступных способов бороться с эмморисами внутри человека, начиная от популярных методов освобождения угнетенной части личности, вплоть до экзотических очищений магией по типу “лоскутного сжигания табуэлянтов”. Нам, однако, кажется, что следовало бы обратить внимание на то, что среда обитая эмморисов резко изменилась с тех далеких лет, которые мы, собственно, и называем “средневековье”. Человек современный и человек средневековый в корне отличаются друг от друга взглядами на окружающий их мир. Эмморисы перешли во внутренний мир человека потому, что там теперь для них оптимальная среда! Именно внутри человека эмморисам гораздо проще поджидать жертву, хотя, если быть ух совсем точным, для эмморисов человек -это вовсе не жертва, а продукт жизнедеятельности, ибо, с точки зрения логики, исчезнет человек - исчезнут и эмморисы, как таковые.
Птицы.
В тех же бестиариях можно увидеть изображение чудесных птиц. Первая птица - каладрий. Её диковинные зеленые глаза видят будущее человека. Как правило, каладрий предвещал рождение и смерть королей. Но и ко многим простым людям прилетал каладрий, если болезнь одолевала их. Каладрий садился в изножье постели больного и пристально вглядывался в лицо болящего. Взгляд каладрия притягивал хворь и человек возвращался к жизни... Однако, если каладрий отворачивался. больной вскоре умирал. Вторая птица - харадр. Он невелик, чуть меньше гуся, но отличается сверхъестественной чистотой. Ослепительно белый, харадр настолько чист, что даже его помёт не загрязняет, а, наоборот, исцеляет от слепоты. Харадр наделен такими же чудесными возможностями, как и каладрий. Отвернувшийся от больного харадр, увы, предрекает печальный конец. Нынешние места обитания каладрия и харадра - врачи, гуманисты, подвижники в борьбе с человеческими недугами. Если вы встретите человека, чьи глаза полны скорби, а лик и осанка чем-то напоминают птицу, вы легко определите: внутри этого добродетеля и целителя людей живёт одна из этих чудесных птиц.
Двойники.
В мифах и легендах различных народов мы встречаем "двойника" - существо, незримо сопровождающее человека от рождения до смерти. Двойники обычно прячутся от всех до той поры, пока "хозяевам" не приходит черёд умирать. Причем сходство с "оригиналом" у них настолько полное, что родственники порой принимают двойника за самого человека. Двойников видят только собаки и кошки: если собака смотрит широко открытыми глазами на спину человеку, значит, она увидела двойника. Кошки, увидев двойника, начинают жалобно поминать своих кошачьих богов. Двойники никогда не отражаются в зеркалах, именно так их можно отличить от "хозяев".
Нас же, однако, интересуют двойники животные. Они живут в людях, но, в отличии от двойников человекоподобных, выступают в роли непроявленной животной души своего обладателя. Роуз Мейфорд Кри писал в своей "Истории подглядывания": "Есть люди, наделенные волшебным зрением. Они видят двойников человека на похоронах. Двойники пируют за столами, пьют поминальный чаши и даже подпевают хоровому пению, когда уже не мало выпито за упокой. Поэтому, например, некоторые ирландцы и шотландцы не едят ничего на поминках, опасаясь, что пища испорчена двойниками. Особо же одарённые волшебным зрением люди видят двойников в повседневной жизни. Для этого существуют специальные заклинания, текст которых соответствует ста тринадцати именам двойников, известных в природе". К сожалению, Роуз Мейфорд Кри ничего не пишет о двойниках животных. Единственное, что у него есть, это странного рода фраза на странице триста одиннадцать: "...женщина, которая после смерти оказалась кошкой, потому что именно двойника в кошачьем обличии видел своим волшебным зрением Мальтус Цезариус Пинт на похоронах сей дамы; и даже выпил с двойником-кошкой два раза за поминовение души усопшей..." Добавлю, что наиболее частыми животными двойниками являются домашние звери и птицы, особенно у горожан в первом поколении. Это, наверняка, связано с покинутой ими деревенской средой обитания.
У Mac McNeill описан случай двойника знатного дворянина из Парижа, графа де Сент-Пре, в виде маленького слона. Отец графа путешествовал в Индии и, по словам родственников графа, много рассказывал ему в детстве о слонах. Желание видеть слона и неудержимая фантазия юного дворянина определили слоновий образ и слоновью форму его двойника.
Дживы.
В джайнской мифологии есть понятие дживы. Это вечные души, противопоставленные адживам - неодушевлённому началу. Число джив бесконечно. Сливаясь с кармической материей, дживы обретают тело и рождаются как живые существа.
Дживами наделены не только люди, но и животные, растения и даже элементарные частицы материи. Дживы животных и людей очень похожи. Они сотканы из одной субстанции и отличаются только после того, как обретут свою земную сущность.
В принципе, исследователь дживов доктор Ду Юн Ху трижды обнаруживал у животных дживов человеческие повадки, и дважды - животные сущности у дживов человеческих. Исходя из того, что вступить в контакт с дживами Ду Юн Ху удалось всего семь раз, полученные результаты следует просто принять к сведенью, как ещё один любопытный и поучительный факт в копилке наших описаний.
Ещё змеи.
В средневековых же бестиариях встречаем мы описание змей: дипсы, сепсы и гипналы называют их. Самые ядовитые из этих змееподобных - сепсы. Даже кости укушенного сепсом человека пропитываются ядом. Гипнал же, в отличии от сепса, укусом своим усыпляет. Дипс способен и на то, и на это. Все три твари селятся порой в людях, особенно в женщинах. Поэтому: одни женщины способны своим языком усыпить, другие - пропитать ядом даже кости, а третьи - поступают непредвиденно, ибо способны, как и поселившиеся в них дипсы. и на то, и на это.
Из латиноамериканских легенд.
"...Вскрытая могила полковника Педро Перейры оказалась в кошмарном виде: гроб расколот, крышка сорвана, а на месте покойника - скелет дракона в обрывках парадного мундира! В пасти дракона сверкал золотой зуб, и был зуб этот на том же месте, что и полковника... "Святая Розалинда!" - кричали женщины в толпе, - "В нашем полковнике жил дракон!" Тогда святой отец Гонсалес осенил себя крестным знамением и сказал дону Фернандо де Санчос-и-Кабаннела: "Да примет Господь его душу! Видно, проклятие их рода не миновало храбреца Педро!" "А что за проклятие?.." - осведомился дон Фернандо. Он был не из этих мест. "О, синьор! Это было ещё при прадеде храброго Педро. Их прокляла старуха Гомес, когда прадед Педро Перейры, тоже Педро Перейра убил во время случайной ссоры её сына. "Да сгинет ваш род от дракона!" - крикнула старуха Гомес, и вот последний в роду Перейра, храбрейший Педро, оказался внутри драконом..." Дон Фернандо покачал головой: "Да, святой отец, от проклятья ещё никто никогда не уходил..." И тоже перекрестился. Все притихли. Золотой зуб жутковато блеснул из могилы, пошел дождь и колокол на церковной башне сам собой ударил три раза...