Аннотация: В статье предлагается, чтобы философия сознания дала объект для науки. Этим объектом может быть код, который создает организм для новых программ. Код - это качественные отношения между элементами алфавита. Организму код может быть дан только как квалиа, потому что организм устанавливает качественные отношения между элементами, выбирая соотношения. Поэтому квалиа - это отношения между элементами кода. Воспроизведение квалиа с помощью виртуальной реальности делает их интерсубъективными.
Какой результат должен быть у философского рассмотрения сознания? Я говорю не о содержании, а его использовании в последующем. То, что с помощью философских методов можно прояснить, что такое сознание, это тоже неплохо. Но что затем?
Бертран Рассел называл философию Ничьей Землей [1; 7]. Философию он определял как область познания между теологией и наукой. Рассел писал: "Почти все вопросы, которые больше всего интересуют спекулятивные умы, таковы, что наука на них не может ответить, а самоуверенные ответы теологов более не кажутся столь же убедительными, как в предшествующие столетия" [1; 7].
Представление британского мыслителя можно немного дополнить. Философия - это авангард познания, который приходит в новые земли. В этих землях создаются границы, мосты, форты и пр. А затем приходит администрация, войска и полиция. Получается, что философы - это авантюристы в новых землях, а ученые - это уже законная администрация. И то, что наметили первые, вторые могут кардинально изменить. Но философы могут обозначить новую землю для науки.
Таким образом, философия сознания может предоставить науке объект для исследования. Проблема заключается в том, что непонятно, как объективными методами исследовать квалитативность. Исследуя мозг человека, никак не увидеть качественность переживания, например, вкуса яблока. Вопрос о том, зачем этот довесок (качественность сознания) в физическом мире, Д.Чалмерс назвал трудной проблемой [2].
Биология сознания
Джон Серл определил сознание как биологическое свойство мозга, которое стало результатом эволюции [3; 99]. "По-видимому, это просто факт биологии, что организмы, обладающие сознанием, в общем имеют большие возможности различения, чем те, которые им не обладают [3; 112]". Кроме того, "одним из эволюционных преимуществ, предоставленных нам сознанием, оказывается значительно большая гибкость, чувствительность и креативность, которые мы извлекаем из своей сознательности" [3; 112].
То, что сознание - это биологическое свойство мозга, это интуиция здравого смысла. Мы предполагаем, что живые существа чувствуют, и это дает им эволюционное преимущество. Однако мысленный эксперимент "Зомби" [2; 127-133] показывает, что можно представить человека, который будет моей молекулярной копией, но не будет обладать квалитативным опытом. И можно представить непротиворечивым образом, что зомби появился в результате эволюции.
Чтобы реализовывать врожденные программы, записанные в мозге, квалитативность не нужна. Программы исполняются алгоритмическим способом. Помимо врожденных программ, животные копируют паттерны поведения из популяции, т.е. к существующим алгоритмам добавляются новые звенья. Однако копируется только поведение тела, но не способ кодирования данных для нового действия. Например, попугай может скопировать речь человека, но новые алгоритмы не получают код, с помощью которого выделяются предметы. Поэтому попугай не может вести осмысленную беседу. Конечно, это некорректный пример, т.к. человек и попугай - это разные организмы. Но он демонстрирует, что копирование программ должно сопровождаться созданием кода.
Сознание кодирует предметы для копируемых действий. Кодирование происходит через квалиа. Это нам подсказывает интуиция здравого смысла. Мы выделяем предмет, а затем в отношении него можем записать, а затем и выполнить сложнейшую программу. Это можно проиллюстрировать на примере обучения езде на двухколесном велосипеде, который выделяется как предмет. Код для программы создается через соединение чувства равновесия, визуального восприятия и движения ног на педалях. Сначала обучаемый не может крутить педали и держать равновесие одновременно. Но затем равновесие обретается, т.е. создается код для новой программы. Квалитативность - это ощущение кода, т.е. ощущение отношений между элементами алфавита, образующими код. Обретение равновесия - это установление отношений между элементами кода. Квалитативность позволяет кодировать данные для новых программ.
Теперь можно объяснить, почему сознание - это биологическое свойство мозга. Представим зомби (животное или человека). В нем будут протекать процессы жажды или голода. Хищник, например, будет выделять жертву для погони. Это будет проходить неквалитативно, "в темноте" (как сказал бы Д.Чалмерс [См, напр.: 2; 321]). Чтобы дописать программу или записать новую, организму нужно отличать элементы кода. Квалитативное выделение чувства голода, запахов или цветов - это ощущение отношений между элементами кода, активирующим соответствующие программы поведения. Именно эти ощущения позволяют записывать новые программы, кодировать для них объекты.
Робот не обладает квалитативностью, потому что он не может ощущать разницу между элементами кода. Он состоит из частей, соединенных друг с другом. Все программы реализуются синтаксически. Организм же напротив - это единое биологическое целое. Орган не заменить как часть у робота. Также и записываемые программы должны становиться продолжением организма, а не его частью, чтобы он мог выжить. Поэтому организм для них создает код. Ощущение отношений между элементами кода - это единственно возможный способ данности кода организму, потому что организм его не просто использует, а создает, т.е. выбирает отношения между элементами.
Выделим аргументы схематично:
1. Организм - это единое целое без частей;
2. Организмы записывают новые программы;
3. Новые программы должны становиться продолжением организма;
4. Организм создает код для новых программ, чтобы они были его продолжением;
5. Код - это отношения между элементами алфавита;
6. Отношения между элементами алфавита качественные (0 отличается от 1 качественно; качественно отличаются и буквы русского алфавита);
7. Квалиа - это отношения между элементами алфавита.
Аргументацию можно свести к трем пунктам:
1. Организм создает код для новых программ;
2. Код - это качественные отношения между элементами алфавита;
3. Квалиа - это отношения между элементами алфавита кода.
Так что же чувствует летучая мышь?
Томас Нагель писал, что мы никогда не узнаем, что значит быть летучей мышью [4]. Действительно, как нам ощутить, как это ориентироваться в мире с помощью эхолокации? Однако определение квалитативности как ощущения отношений между элементами кода позволяет объективно исследовать сознание. Если определить элементы кода, какими пользуется летучая мышь для ориентации в пространстве, то можно его воспроизвести на другом нейронном носителе с помощью создания виртуальной реальности. Естественно, что если воспроизвести такой код на кремниевых чипах, то робот ничего не ощутит, потому что он не будет делать новые программы своим продолжением.
Предложенный здесь подход нужно отличать от проекта Д.Дубровского по расшифровке нейродинамических кодов. Он пишет: "Восприятие есть информация о данном объекте. Эта информация (как определенное содержание, как образ предмета) воплощена в мозговой нейродинамической системе, которая является ее кодом" [5; 100]. Дубровский разделяет два типа кодов: "естественные" и "чуждые". "Информация в форме "естественного" кода непосредственно доступна, "понятна" самоорганизующейся системе, не требует операции декодирования... Наоборот, информация, представленная в форме "чуждого" кода, чтобы стать доступной, "понятной", чтобы стать фактором управления, должная подвергнуться специальной операции декодирования" [5; 100]. Дубровский связывает исследование информационных процессов в мозге с расшифровкой нейродинамических кодов психических явлений [5; 162]. Он дает кибернетическое описание работы мозга.
Я же предлагаю расшифровать элементы кода, которые не даны, но даны отношения между ними как квалиа. Эти элементы используются для создания кода, который необходим для записи программ. Такой подход можно назвать цифровым, потому что он ориентируется на компьютерную метафору сознания, к которой добавляется процесс создания кода. Отсюда следуют и различия в определении кода. При этом Дубровский не доказывает, что "естественный" код должен быть квалитативным. Проблемой для науки как раз и является необходимость объективного исследования квалиа. Расшифровка кода и выявление отношений между его элементами может быть объектом для исследования. А возможность воспроизводства кода в виртуальной реальности позволяет сделать квалиа интерсубъективными.
Литература
1. Рассел Б. История западной философии. М., 1993.
2. Чалмерс Д. Сознающий ум: В поисках фундаментальной теории. М., 2013.
3. Серл Дж. Открывая сознание заново. - М., 2002.
4. Nagel T. What is it like to be a bat? // The Philosophical Review. - 1974. - LXXXIII, October.