Березин Александр Леонидович : другие произведения.

Путешествие...гл. 6

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   ДВЕ СЕСТРЫ.
  
   Трагикомедия в двух действиях.
  
  
   Действующие лица:
  
   И в а н И в а н ы ч Г р у с т и н и н , статский советник в отставке.
   Н а т а л ь я Е в г е н ь е в н а , его молодая жена
   И р и н а И в а н о в н а Г р у с т и н и н а -Х а б а л ь с к а я , его сестра, известная актриса
   В а с и л и й П е т р о в и ч С о к р у ш и н и н (дядя Вася), брат третьей жены Грустинина, управляющий его поместьем
   М а ш а, дочь Грустинина
   М а ш а, её сестра-близняшка
   Б а р о н ф о н Л ю м п е н , сосед Грустинина
   П а у л ю с, уездный врач
   Г и м м л е р, поручик, жених Маши
   Г е р и н г, штабс-капитан, жених Маши
   П е р е п е т у л ь к о, учитель
   Н а х л е б н и к о в, разорившийся помещик
   А р и н а Р о д и о н о в н а, старая няня
  
   Действие происходит в усадьбе Грустинина. Между первым и вторым действиями проходит три года.
  
   ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ.
  
   Середина лета. Террасса усадьбы, на которую выходит летняя столовая. За террассою большой вишневый сад в цвету. В продолжение всего действия на террассе на столе греется самовар, а в буфете в столовой хранится графин с водкой.
   М а ш а и М а ш а пьют чай. А р и н а Р о д и о н о в н а вяжет чулок. Н а х л е б н и к о в тихо бренчит на гитаре.
  
   Сцена 1.
  
   М а ш а -- Помнишь, когда мы были маленькие, нас никто не мог различить: и одеты мы одинаково, и похожи как две капли воды, и имена одинаковы...
   М а ш а (зевает) - Одинаковая жизнь... Эх, скучно, скучно... и смертельно хочется ананасного сиропу. (Нахлебникову) Вы не знаете, есть у нас ананасный сироп ?
   Н а х л е б н и к о в (не расслышав) - Кого ?
   М а ш а (громче) - А-на-нас-ный сироп.
   Н а х л е б н и к о в - Не помню...должен быть. (бренчит напевая) "Истопи ты мне баньку по-белому, я от белого света отвыыыык... Угорю я и мне угореломуууу...пар горячий...ковш холодный...развяжет языыык"...
   М а ш а (зевает) - Вот и расхотелось уже... (дразнит) Не помню...должен быть... Досада только берет. Несносный человек.
   М а ш а -- Когда я была в первом классе гимназии, мы намазали стул классной наставницы клеем... Никто так и не дознался. И вот мне уже двадцать пять лет, а всё стыдно.
   А р и н а - Кому в лес по дрова, а кому по ягоды.
   М а ш а - Стара ты стала, Аринушка...
   А р и н а (не расслышав) - Это к дождю.
   М а ш а - Скука, скука смертная... А что, выборы в будущую среду ?
   М а ш а -- Да, кажется. Барон баллотируется. Дядя Вася всюду прпагандирует его проэкты... А по мне, кто ни заправляй в нашем земстве, всё толку никакого не будет.
   Н а х л е б н и к о в (поет) - "А тот, который во мне сиделлл прямо пошел на пике... Мир вашему дому !"
   М а ш а - Господи, до чего голос противный... И ещё фальшивит.
   Н а х л е б н и к о в. - Для того чтобы правильно и благозвучно петь романсы, уважаемая Марья Иванна, надобно непременно уметь играть на фортепьянах. А меня этому никто не учил-с... Я ведь сирота, был выгнан с четвертого класса гимназии с волчьим билетом-с. Даже по-французски всё забыл... раньше что-то помнил, а теперь - ничего. Я ведь и книг не читаю... (поет) "Эх, жизнь моя жестянка, а ну её в болото... А мне летать, а мне летать, а мне летааать охота..."
   М а ш а (сердито) - Глупости - на фортепьяно... Музыкальный слух иметь надо.
   А р и н а - Всяк кулик свое болото хвалит.
   М а ш а (зевает) - Пойти посмотреть, что они там нарыбачили, что ли... (хочет уйти)
  
  
   Сцена 2.
  
   Со стороны сада входят Г р у с т и н и н , П а у л ю с и С о к р у ш и н и н с удочками и садками с рыбой.
  
   Г р у с т и н и н -- ... Так вот я и говорю, что был у нас при департаменте один титулярный, так тот у себя на даче... (увидев дочерей) Поздравьте меня, я нынче счастливый обладатель наибольшего улова. В эквивалентном и в процентном отношении. Нептун и Посейдон благоволят ко мне, смертному.
   М а ш а -- Что, эти караси, и всё ?
   Г р у с т и н и н -- А что вы хотели, мадемуазель, поймать в пруду размером двадцать сажен на десять ?
   М а ш а -- А, так вы не на речке были...
   П а у л ю с - На речке комаров гибель. Кровопускание гарантировано. Возможен и летальный исход.
   С о к р у ш и н и н -- Я велю всё это точас изжарить на кухне. Пусть подадут к ужину. А покамест позвольте вам налить укрепляющего (разливает водку на три стопки)
   О б е М а ш и -- А нам ? (бегут к буфету и, шутливо вырывая друг у друга графин, пьют из горла)
   А р и н а - Пей, да дело разумей.
   Г р у с т и н и н -- Неисчерпаемый кладезь народной мудрости...(целует Арину) А ведь вот она была кормилицею моей. Да... Вот в этой самой столовой раньше детская была...колыбелька стояла... (плачет)
   С о к р у ш и н и н -- Ваня, ну что ты, право, будет...полно. А то я и сам заплачу... (плачет и наливает всем ещё)
   П а у л ю с -- Настояна на золототысячнике ? Глистогонная ! Интересно, как рыба будет клевать на глиста ? На солитера например ?
   М а ш а -- Несносный доктор ! Всегда что-нибудь этакое скажете !
   Г р у с т и н и н -- Циник, но добрая душа... Гамлет ты наш...
   П а у л ю с (пытается декламировать) - "Офелия, о нимфа, так помяни ж меня в твоих молитвах, когда твой час земного бытия..."
   С о к р у ш и н и н -- Господа, пойдемте же рыбу на кухню отнесем...
   П а у л ю с -- И посмотрим как она будет корчиться на сковороде, завывая от боли и отчаяния... (рыбаки уходят с удочками)
  
   Сцена 3.
  
   М а ш а -- Скучно...скучно...
   Н а х л е б н и к о в -- Вот, вспомнил, по-латыни - панем эт цирценсес. Что в переводе означает - народу надобен хлеб и развлеченья. Иначе со скуки рабы и плебеи поднимут восстание Спартака. (поет) "Друг, подай закурить... а в ответ - тишина..."
   М а ш а -- Вот, курить охота с твоих песен... (закуривает длинную дамскую сигарету)
   А р и н а -- Бесовское зелье.
   М а ш а - Молчи уж, старая...
   Н а х л е б н и к о в -- Глядите, кажется, Ирина Ивановна с бароном идут... Я незаметно удаляюсь в тень... Я барону с весны двадцать рублей должен. (уходит в дом)
  
  
   Сцена 4.
  
   Входят б а р о н с Х а б а л ь с к о й.
  
   Б а р о н. - Приветствую Марию Ивановну и Марию Ивановну (целует ручки, причем Маша чуть не выжигает ему сигаретой глаз) Ой!
   М а ш а (смущенно) - Простите, Алексей Карлыч...я случайно...
   Б а р о н -- Пустяки.
   Х а б а л ь с к а я -- Какая сегодня чудная погода ! Спасибо вам, барон, что проводили меня... Когда я позапрошлым летом играла в Самаре стояла такая же удивительная погода...Я имела просто сумасшедший успех. Поверите ли, двести пятьдесят корзин цветов ! Полиция оцепила гостиницу, где я жила, боясь, что поклонники просто возьмут мой номер штурмом. На улицу выйти было невозможно...
   М а ш а - Тетя, вы, кажется, позапрошлым летом в Киеве играли... А про полицию вы рассказывали, что это было в Витебске.
   М а ш а (с укором) - Маша !
   Х а б а л ь с к а я -- какая разница... я не обязана же держать в памяти все эти детали. Представьте себе, барон, за сезон я имею подобный успех в десяти-пятнадцати городах, всего не упомнишь...
   М а ш а - Вы уверены, что я не обожгла вас, Алексей Карлыч ?
   Б а р о н - Обожгли...только не сигаретой.
   М а ш а (в смущении) - Да, кажется ожога нет...
   Б а р о н -- Позвольте мне присесть отдохнуть рядом с вами, Мария Ивановна...чайку выпить.(садится)
   М а ш а -- Водки хотите ?
   Б а р о н -- Нет, благодарю...И вам не советую... Зачем вы пьете ? Вы так молоды, обаятельны...вам так не к лицу пить спиртное, и...
   Х а б а л ь с к а я (перебивая) - Мне то же самое говорит мой личный врач, доктор Борменталь...очень известный московский медик. "В ваши годы, дорогая Ирина Ивановна, говорит, сохранить вашу красоту и молодость можно только умеренным образом жизни и правильным питанием..." Представьте, я даже шампанского не пью. На моем бенефисе это однажды чуть не вызвало скандал, настолько сам губернатор настаивал, чтобы я выпила поднесенного им лично клико. Я имела тогда жуткий, невероятный успех...
   М а ш а -- В прошлый раз, тетя, вы говорили, что не знаете никаких врачей, потому что чувствуете себя здоровою, как в семнадцать лет...
   Х а б а л ь с к а я (обидевшись) - Не помню такого... простите, барон, я покину вас... Мне надобно увидеть Натали... (уходит)
   Б а р о н - Ну вот, опять вы обидели её.
   М а ш а -- Но ведь вы сами видите, барон, как она несносна со своим патологическим тщеславием... Я просто удивляюсь, как у вас терпения хватает пробыть в её обществе дольше минуты...Вы - ангел.
   Б а р о н - Она по сути неплохая, добрая женщина...только очень несчастная... За всей этой актерской мишурой - измученное человеческое сердце...и ужасно одинокое.
   М а ш а -- Вы к ней неравнодушны.
   Б а р о н -- Мне жаль Ирину Ивановну.
   М а ш а - Так женитесь на ней.
   М а ш а - Маша !
   Б а р о н - Нет, нет...вы не понимаете, верно... Я люблю другую женщину.
   М а ш а -- Она здешняя, нашего уезда ?
   Б а р о н (задумчиво глядя на неё) - Можно сказать, что она нездешняя...настолько её тяготит жизнь в нашем болоте...Она умна, красива...но очень разочарована в жизни. И непохожа, совсем непохожа на местных барынь.
   М а ш а - Интересно бы знать, кто она такая...да только, я знаю, вы не скажете...Почему вы так застенчивы, Алексей Карлыч ?
   Б а р о н - Нет, почему же, я могу вам назвать её имя...
  
  
   Сцена 5.
  
   Входят Г р у с т и н и н и П а у л ю с.
  
   Г р у с т и н и н -- ... Так вот я и говорю, что этот самый губернатор по сути уничтожил судоходство на этой реке, изволите ли видеть... (увидев барона) Ба, ба, ба ! такие люди и без охраны ! Мое нижайшее...С каких вы к нам краев , позвольте узнать?
   Б а р о н -- Ездил инспектировать обустройство школы в Соросах, от земства... Всё бы хорошо, да жара ужасная.
   Г р у с т и н и н -- В Соросах... а кто там учительствует ?
   Б а р о н - Некто Перепетулько, из малороссов... грамотный человек, но ужасно упрямый. Я говорил ему, что то, что они там собрали никак нельзя назвать попечительским советом школы... а он все за свое. Учебный год на носу, а только половина книг закуплена. Земство не может же их печатать, в конце концов...
   Г р у с т и н и н -- Справедливо, справедливо... Вы вот, Алексей Карлыч, всё в делах, в заботах, вам, наверное и похандрить некогда.
   П а у л ю с - Барон водки не пьет, ему хандрить нельзя, помрет от аневризма.
   Б а р о н -- И вправду, господа, какое тут хандрить... Дня свободного нет на рыбалку вот сходить, еле газеты успеваю прочитать...Ведь и именье, и земство, и дворянское собрание, и моя кандидатская диссертация, всё разом. Вот в среду выборы, а перед этим ещё кучу дел успеть надо...
   П а у л ю с -- У вас скоро наступит расчетверенье личности.
   Г р у с т и н и н - У нас в департаменте был один чиновник по особенным порученьям, мы его прозвали Цезарем; так он мог одновременно переписывать доклад, читать французский роман, пить водку и разговаривать по телефонному аппарату. Уму непостижимый человек был.
   П а у л ю с -- А отчего он умер ? Держу пари, что от аневризма.
   Г р у с т и н и н -- Господь с вами, доктор, он живехонек... ему сейчас, наверное, и сорока нет.
   П а у л ю с - Гмм...
   Б а р о н - Ну, я не Цезарь, но от бездействия положительно сатанею. LЄinaction me tue, littИralement... Моя натура требует действия, ничего не поделаешь. Уезд наш во всех отношениях преспективный, железнодорожный узел, залежи синей глины, судоходная река, идет распродажа участков под дачи...Не знаешь куда руки приложить...
   М а ш а - Ах, барон, вот я вас слушаю и завидую вашей деятельности.
   Б а р о н - Помилуйте, Марья Ивановна, чему ж тут завидовать, тем более с вашей стороны...
   М а ш а -- Я всегда мечтала работать, быть полезною, жить трудом рук своих, оправдывать им свое существование, участвовать в общественной деятельности, что-то строить, творить, создавать, вершить, предпринимать, мастерить, ваять, пахать... И ни разу в своей жизни не заработала ни копейки. На учительские курсы меня не взяли, доктором быть я не смогла бы, на телеграф идти положение не позволяет, на машинке печатать так и не научилась, уроки музыки давать таланту нет, рисовать этюды терпенья нет, беллетристикой заниматься глупо, земская деятельность меня пугает, на физический труд я не способна... Вот и прозябаю здесь, в этом болоте, как мебель какая-то...
   Г р у с т и н и н - Ну, это камушки в мой огород...
   Б а р о н - Трудиться и быть полезною возможно и в нашем болоте, и даже не выходя из стен этого дома. Все зависит от вас. Напрягите вашу волю, сосредоточьтесь на поставленной цели, соберитесь с силами, задействуйте ваше женское воображение, интуицию, эмоциональный заряд... Все зависит от вас. И если вам нужна хоть какая-нибудь помощь, я буду счастлив вам её оказать.
   М а ш а -- Вы добрый человек, барон, а я такая дурная...
   П а у л ю с -- У вас делириум тременс, дорогая Мария Иоанновна. (смотрит на часы) Ну, мне пора идти, заниматься узаконенным убийством. Мое почтение...(стремительно уходит)
  
  
   Сцена 6.
  
   Г р у с т и н и н -- Ну вот, полетел, эскулаписсимус... И чего это он к тебе пристал ?
   М а ш а - Он не в меня, он в Машу влюблен. Странный человек... и несчастный ужасно. Это правда, что у него жена отравилась, случайно выпив что-то из его ядов или препаратов ?
   Г р у с т и н и н - Говорят... У нас в министерстве тоже случай был...
   М а ш а (перебивая) - Папа, уймись. Вон лучше водочки выпей.
   Г р у с т и н и н - А и то правда. (пьет) Барону не предлагаю, он при исполнении. Доктор странный человек...умнейший, добрейший...и все у него в жизни наперекосяк. До этого несчастья с женой он, когда военным врачом был, своего лучшего друга на дуэли убил, по глупости. Потом дочь трехлетняя в реке утонула...Потому он туда и не ходит рыбачить, только на озёра или пруды. Он, кажется, влюблен в тебя, Маша, да об этом и так весь уезд говорит... но вот, предложения не делает... Не могу же я сам за него предложение тебе сделать... Странный человек.
   Б а р о н - Жаль его...
   Пауза.
   М а ш а - Вы, барон, к дяде Васе ещё зайти хотели ?
   Б а р о н - Что ? Ах, да, к нему... По сплаву леса... Да... (берет шляпу, в нерешительности останавливается в дверях столовой) Я, Мария Ивановна, Иван Иванович, вот о чем хотел...
   Г р у с т и н и н - Я весь внимание, барон.
   Б а р о н -- Дело...касается Марии Ивановны...
   Г р у с т и н и н (с неловким смехом) - Которой ?
   М а ш а - Барон, прошу вас, оставьте, не нужно... (убегает в сад)
   Г р у с т и н и н - Ну вот, убежала...
   М а ш а -- Я тоже пойду... Прощайте, Алексей Карлович...(хочет что-то сказать, но не решается и уходит)
   Г р у с т и н и н -- Вы простите уж моих дур...пойду успокою её (уходит в сад)
  
  
   Сцена 7.
  
   А р и н а -- Перемелется, мука будет.
   Б а р о н - Это точно, няня, да только нам от того не легче. (ходит по террассе) Вторая сестра влюблена в меня...это видно, но почему Маша... ведь она почти избегает меня. Вот, ушла, говорить не захотела... Что происходит, понять не могу. В уезде нас уже поженили: меня с Машей и доктора с Марией Ивановной... и вот как все оборачивается... За этим что-то кроется, явно. Но что ?
   Входят С о к р у ш и н и н и Г р у с т и н и н а .
   Г р у с т и н и н а - Нет, нет, нет, и не говорите мне...я лучше вас знаю, куда деть эти подводы. Видано ли дело, в сенокос почти все лошади возят какой-то глупый лес, который там ещё хоть год пролежит. (увидев барона, холодно) Здравствуйте, Алексей Карлович.
   С о к р у ш и н и н -- Барон, ну скажите хоть вы ей... Милая моя, убейте меня на месте сейчас, разрежьте на куски, если этот лес не должен быть сплавлен на этой неделе. Его ждут на узловой станции, поймите, у меня сроки, у моих подрядчиков вагоны, те же подводы, купцы торопят...Возьмите же вы в толк наконец...
   Г р у с т и н и н а - Не учите меня хозяйству, Василий Петрович. Если я приказала отправить всех лошадей со сплава на покос, значит у меня есть на то веские основания.
   С о к р у ш и н и н (медленно зверея) - Покос почти закончен и дождей не предвидится. Слышите, дождя не будет ! А там вагоны стоят, черт побери меня совсем !
   Б а р о н - Василий Петрович прав, для покоса у вас подвод достаточно и погода ожидается сухая.
   Г р у с т и н и н а (иронически) - Вы, барон, вероятно владеете каким-то особым даром узнавать погоду... Кроме того вы сами сплавляете свой лес по соседству и продаете его тому же ужасному барышнику Вожеватову... Стало быть, вы заинтересованная сторона и не можете быть объективным.
   Б а р о н - Вожеватов покупает у вас лес уже семь лет.
   С о к р у ш и н и н (кричит) - А я говорю что лес надо сплавлять !
   Г р у с т и н и н а -- Не надо ! Подождет ваш дурацкий лес !
   С о к р у ш и н и н -- Не подождет ! А покос подождет !
   Г р у с т и н и н а -- Нет, нет, нет и ещё раз нет !
   С о к р у ш и н и н (вспылив) - Клянусь могилой матери, я задушу её собственными руками! (наступает на Грустинину) Отдай подводы, чудовище !
   Г р у с т и н и н а (взвизгивает) - Барон ! Барон! Спасите! Спасите!
   Б а р о н - Успокойтесь же наконец, Василий Петрович !
   С о к р у ш и н и н - Отдай подводы ! Изверг рода человеческого ! (Грустинина с криками убегает в сад, за ней Сокрушинин)
   А р и н а -- Молодо, зелено. Наседка квохчет, перья теряет.
   Б а р о н -- Господи, что за жара... Водки что ли выпить...(идет к буфету и пьет)
  
  
  
   КОНЕЦ ПЕРВОГО ДЕЙСТВИЯ.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ.
  
   Г и м м л е р с М а ш е й, Г е р и н г с М а ш е й, П е р е п е т у л ь к о с Х а б а л ь с к о й и Г р у с т и н и н а с П а у л ю с о м гуляют парами по саду. А р и н а вяжет чулок.
  
   Сцена 1.
  
   Х а б а л ь с к а я -- Я так рада найти в вашем лице истинного ценителя сценического искусства, уважаемый Ничипор... как вас по батюшке?
   П е р е п е т у л ь к о -- Тарасович.
   Х а б а л ь с к а я -- Ничипор Тарасович...Это такое редкое качество среди современных молодых людей. Каких авторов вы предпочитаете ?
   П е р е п е т у л ь к о -- Чехова-с.
   Х а б а л ь с к а я -- О, тогда вы будете приятно удивлены, потому что, вообразите, я играла во всех его пьесах. Особенно я люблю себя в роли Нины Заречной... это современная Офелия. Я именно такова: трепетная, воздушная, идеалистка...
   П е р е п е т у л ь к о - Чудная ! Чудная ! (уходят вглубь сада)
   А р и н а - Собака лает, ветер носит.
   Г и м м л е р - Вообразите, Мария Ивановна, до того, как я имел счастье познакомиться с вами я не знал, что такое любовь. Меня никто никогда не любил. Мать предпочитала мне мою сестру, отец бросил нас, учителя не любили меня, начальство терпеть меня не могло. Я так привык к тому, что никто не любит меня. что уже и не замечал ничего. Я был несчастнейшим из людей, пока не встретил вас...
   М а ш а (в сторону) -- Скучно, скучно...(уходят вглубь сада)
   Г е р и н г - Вот вы, Мария Ивановна, не знаете, что рассчет траектории полета снаряда, пущенного навесным выстрелом орудия зависит от девяти разных факторов. А какие это факторы ? А вот какие: угол наклона ствола орудия -- раз, калибр снаряда - два, его масса - три, длина ствола орудия - четыре, начальная скорость, сообщаемая снаряду взрывом пороха в гильзе - пять, ...
   М а ш а (нетерпеливо) - Вы можете хотя бы с вашею невестою не говорить о баллистике...
   Г е р и н г - Виноват... Я просто не знал о чем бы поговорить...
   М а ш а (в сторону) - Скучно, скучно...(уходят вглубь сада)
   А р и н а - Милые бранятся - только тешатся. Эх, молодо-зелено...
   Г р у с т и н и н а -- ... И, вообразите только, доктор, этот моветон мне отказал ! Он сказал мне буквально следующее: если у вас на плечах не голова, а чурбан, тогда я понимаю, почему вы требуете засеять этот луг овсом...Мужлан! Он все говорит, что это пойменный луг и что овес на нем сгниет. Глупости, глупости! Пригрозил уйти...Ищите, говорит, себе другого управляющего, из сумасшедшего дома, который будет с вами согласен. Он ещё учит меня ! А Ваня такой слабовольный, ничего не хочет сделать. Подскажите же доктор, как мне быть с этими мужчинами... ведь я одна, безумно одна, и все хозяйство на мне...
   П а у л ю с (серьезно) - Я бы посоветовал вам отравить и того и другого. Я дам вам мышьяку.
   Г р у с т и н и н а (в ужасе) - Нет, вы решительно неисправимы! Ужасный, ужасный человек ! (уходит в дом)
   П а у л ю с (ни к кому не обращаясь) Она влюблена в барона. Замечательно мерзкая баба. Аж дрожь по всему телу... (идет к буфету и пьет водку; потом уходит вглубь сада)
   А р и н а -- Наседка квох-квох...
  
   Сцена 2.
  
   Из дома на террассу проходят б а р о н и С о к р у ш и н и н.
  
   С о к р у ш и н и н - Как увижу эту... аж дрожь по всему телу. Замечательно подлая баба. Управы на неё нет, все нервы мне измотала. Кстати, говорят в тебя влюблена.
   Б а р о н - Да ты что... мне не до шуток. У меня к тебе серьезный разговор. Ты знаешь, что Паулюс вызвал на дуэль этого офицера...Гиммлера ?
   С о к р у ш и н и н -- Он тебе это сам сказал ?
   Б а р о н -- Я секундантом меня просил быть. Я отказался, разумеется.
   С о к р у ш и н и н. - Он в секунданты Ничипора взял.
   Б а р о н - Хохла-учителя ? Magnifique...Он убьет его, а что с Машей станет? Она в последнее время совсем на себя не похожа...
   С о к р у ш и н и н - Послушай моего совета... беги отсюда, забудь сюда дорогу. Я-то каторжный, приговорен пожизненно, но ты-то зачем ездишь в это гнилое место?
   Б а р о н - Ты знаешь почему. Я люблю Машу.
   С о к р у ш и н и н - А она никого не любит...Что делать ? Поверь мне, старому воробью, я плохому не научу. С тех пор ещё как Нахлебников повесился, я сам мечтаю уехать отсюда хоть куда глаза глядят. Да, видно, так и околею в этой дыре.
   Б а р о н - Иван Иванович мне сказал, что осенью хочет в Москву переезжать.
   С о к р у ш и н и н (машет рукой) -- Он об этом каждый год говорит.
   Пауза.
   Б а р о н -- Мне надо поговорить с Марией Ивановной. Она, кажется, у беседки. (уходит вглубь сада)
   А р и н а - Он-то к ней голубится, а она от него тетерится.
   С о к р у ш и н и н - Ты о ком, старая ? (смотрит на часы) Пора!
  
  
   Сцена 3.
  
   Входит Г р у с т и н и н.
  
   С о к р у ш и н и н - Барон здесь, ты знаешь ?
   Г р у с т и н и н -- А? кого?
   С о к р у ш и н и н - Барон приехал повидаться с твоей дочерью... А Паулюс и Гиммлер сейчас стреляются у пруда.
   Г р у с т и н и н -- А...у нас в департаменте однажды Вершинин с Кулагиным решили стреляться, ну и директор прознал...Что ? Ты серьезно ? (Сокрушинин молча кивает) Так найти их, догнать, остановить пока не поздно ! Федор ! Федор ! Пелагея ! Куда все запропастились, черт возьми ? Натали ! (в бессилии палает в кресло качалку) Ох, жизнь моя паскудная...налей-ка мне, братец, яду...водки в смысле, водки... (Сокрушинин наливает себе и ему, молча пьют) А, черт бы побрал всё совсем...(Сокрушинину, озираясь) Слышишь, братец, уедем отсюда, а ? Сбежим, вот хоть нынче же вечером...есть у меня заветных сто тысяч, жена про них ничего не знает...Возьми и ты, всё что ни есть у тебя, и поедем в Москву, а? Ведь сожрут они нас здесь, с кашей съедят и не подавятся...Сбежим, а ? (Заглядывает в глаза Сокрушинину) Ну, ладно, ладно...понял.
   А р и н а - Собака лает, ветер носит.
   С о к р у ш и н и н - Их надо найти. (идет в сад и встречается там с Машей и Хабальской) Вы не знаете, где поручик с доктором ?
  
  
  
   Сцена 4.
  
   Т е ж е, Ма ш а и Х а б а л ь с к а я.
  
   Х а б а л ь с к а я -- Представьте, Василий Петрович, quel scandal...Каковы современные мужчины. Нет вы скажите мне, скажите, отчего вы, мужчины, так грубы с нами, слабыми женщинами ?
   М а ш а (устало) -- Поручик и Геринг вместе с доктором и этим...учителем сбежали куда-то, нас одних оставили. Маша пошла их искать. Вы не видели барона ?
   С о к р у ш и н и н - Их надо остановить...хотя впрочем...уже все равно.(Убегает вглубь сада)
   Г р у с т и н и н (плачет) - Доченька моя...доченька...
   Далеко, где-то у пруда, кричит выпь.
   М а ш а - Какой жуткий звук... Папа, мне кажется что сейчас произойдет что-то страшное...мне и сон сегодня такой снился...Папа! Очнись же наконец !
   Г р у с т и н и н -- Налей-ка мне водочки, будь добра...
   М а ш а -- Папа !
   Х а б а л ь с к а я - Крик этой птицы был бы чудесным сценическим эффектом. Ах, как здесь жарко...(уходит в дом).
   М а ш а - Папа, сделай же что-нибудь !
   А р и н а - Где мои семнадцать лет на Большом Каретном...... Хорошо нахлебник-то пел, да и сгинул. И те туда же...
  
  
   Сцена 5.
  
   Те ж е и б а р о н.
  
   Б а р о н (вбегает на террассу со стороны сада) - Где Мария Ивановна ?
   М а ш а -- Я?
   Б а р о н - Нет, сестра ваша... Нет её? Иван Иванович, там у реки... доктор убил на дуэли поручика Гиммлера. Маша всё видела...не успела...
   М а ш а - Боже мой, какой ужас !
   Г р у с т и н и н -- Прости меня, доченька, и ты брат... не могу больше...простите... (нетвердою походкою уходит в дом )
   Б а р о н (хочет идти за ним) С ним что-то не то !
   М а ш а (удерживает его) - Леша, Лешенька...подожди...Я хотела сказать тебе...пока мы одни... (обнимает его, плача) Я не могу так больше... не могу видеть этого Геринга...Тебя, только тебя любила и люблю. Прости меня...
   Б а р о н - Мария Ивановна...я тронут вашим признанием...Не знаю что сказать вам...Я не могу...Словом, я не смогу быть вашим супругом. Я люблю вашу сестру, и вы...вы это знали.
   М а ш а - Да...
   Б а р о н - Ваш батюшка...
   В доме раздается выстрел.
   М а ш а - Папа! (в ужасе бежит в дом)
   Б а р о н - Он таки это сделал ! (хочет идти за ней)
  
  
  
  
   Сцена 6.
  
   Входят П а у л ю с, П е р е п е т у л ь к о и Г е р и н г неся убитого поручика.
  
   Г е р и н г -- Барон ! Алексей Карлыч ! Погодите !
   П е р е п е т у л ь к о -- Где Иван Иванович?
   П а у л ю с (бормочет, как безумный) -- Несчастье...страшное несчастье...моя девочка...
   П е р е п е т у л ь к о - Дело в том, что Мария Ивановна утопилась в реке. Мы не смогли спасти...
   Б а р о н (окаменев) -- Маша...нет...нет..Маша!
   Слышен женский визг, голоса в доме.
   Х а б а л ь с к а я (вбегает) - Идемте же, идемте скорее... Иван Иванович покончил с собой...Боже, какая трагедия !
   П а у л ю с (смеется с безумным видом) -- Ха-ха-ха ! Три-ноль ! Нет, это великолепно ! Аневризм... (отбегает в сторону и застреливается)
   А р и н а -- Умру ли я и над могилою, гори сияй моя звезда...
  
   ЗАНАВЕС.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"