Бережная Екатерина Георгиевна : другие произведения.

Обзор и оценки группы "В"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   Прочитала рассказы подсудной мне группы и затосковала. Как можно такие замечательные рассказы оценивать "тройками", "двойками" и тем более "единицами". Каждый текст по-своему интересен и значим. Но всё-таки ... Устав есть Устав. Каждый учитель знает, что нарушение школьного Устава грозит увольнением или дисквалификацией. К тому же я тоже в какой-то мере настаивала на том, чтобы в правилах было написано "использовать весь спектр оценок". Подумала, напряглась и решила: буду, как в школе. И начну , пожалуй, с раскрытия темы.
  Итак, "Школьные годы...".
  На первый взгляд тема заявлена довольно широко. Но всё-таки во главу угла должны ставиться проблемы взаимоотношений в школьном коллективе. Школа как главное условие формирования личности . К сожалению, многие авторы поняли тему слишком широко и связали понятия "школа" -"детство" и соответственно "школьные годы" - "детские годы" . И школа отошла на задний план. Сделалась всего лишь фоном событий, которые происходят с главными героями. Всё, хватит предисловий... Начинаю.
  
  1. Устоева Т. Учитель математики
  Хороший, добротный очерк-посвящение любимому учителю. Требовательность учителя, его бескомпромиссность сделали своё дело: учащиеся стали понимать математику, почувствовали вкус к учёбе, поняли меру собственной ответственности и значимости. И всё. К сожалению, на этом "школьная" история закончилась и началась история с ажурными чулками и "необычными" сексуальными пристрастиями любимого учителя. Насколько уместно всё это было лепить в один текст - не знаю. Получилось две части: про учителя -4, про чулки - 1. В общей сложности едва "3" набирается.
  
  2. Устоева Т. Учительница первая моя
   Взаимоотношения учитель - ученик - одна из главных тем многих рассказов. И это правильно. От того, какой возникает диалог между этими участниками образовательного процесса, зависит конечный результат. Я бы добавила к ним ещё родителей. Своим детям в школе я всегда в пример привожу басню Крылова "Лебедь, щука и рак". Где ребёнок, разумеется, - лебедь, родители - щука, а учитель - рак. И сразу всё становится понятно "когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело - только мука...". В данном рассказе взаимоотношения "лебедь - рак" складывались не очень удачно. Учителя, с точки зрения героини, действовали методически неграмотно, осуществляя психологическое насилие над ней, как личностью. Но вопреки их негативным усилиям ГГ стала порядочным человеком. Невольно возникает вопрос: неужели за всё время обучения в школе ни одного настоящего учителя, кроме Дмитрия Николаевича, одержимого "чулками в дырочку". Оценка - 4. Но концепция мне не понравилась.
  
  3. Сычева Л.А. Секрет власти
   Тоже рассказ привёл меня в замешательство. Написано правдоподобно, но, на мой взгляд, маловероятно. Сейчас, когда в образовательный процесс без конца вмешиваются различного рода надзорные организации, а прокурор знает каждого директора по имени отчеству вряд ли директору удастся обстряпывать свои делишки таким образом. Зарплата маленькая - это верно. Но и бухгалтера не больше. Так что здесь чувствуется авторский перебор. Поэтому - 3.
  
  4. Амусин А.Б. Десятая планета
   Рассказ несколько отличный от темы, но живой и светлый. Несмотря на обилие дедов и родителей, прошедших суровую тюремную школу жизнь. А что сейчас это важный показатель : был репрессирован в разные времена, значит, - порядочный человек. И здесь интересна роль учительницы, которая готова выслушать каждого и открыть для детей и их родителей новый мир. Вот только финал у рассказа неопределённый. Сестрёнки встретились? Или тётя с племянницей? Оценка - 4. Очень, уж, авторская манера подкупает.
  
  5. Карпов Л.Е. Три первоклассных истории
  Хороший язык, хороший стиль. Это, разумеется, не цельный рассказ, а три коротенькие зарисовки на тему: как школа с первых дней начинает воздействовать на маленькую личность. Воспитывать её, делать ответственнее и взрослее. Нравится мне очень авторская манера изложения. Оценка -4.
  
  6. Мальчевский В. Повесть о ненастоящем человеке
  Совсем соответствие теме не обнаружила. Ну, выставка. Ну, скорее всего, учителя организовали. И всё! На этом "школьная" составляющая рассказа кончилась. Да и рассказ ли это? Пролог к основному действию, которое, увы, не состоялось. Ни кульминации, ни развязки. Или это только начало "Повести...". Надеюсь, что так и есть. С продолжением , видимо, будет интересно, а пока нет. Оценка - 1.
  
  7. Ягуарунди Народ, Завод, Забор
  Интересный рассказ. О том, как иногда трудно личности вписываться в определённый свод правил и грубых рамок. Сейчас, действительно, кажется смешными придирки членов олимпиадной комиссии. Не те, дескать, слова ребёнок написал. Неидейные. Буржуинские. Но кто учился в советской школе, знает, идеологическая составляющая учебно-воспитательного процесса была достаточно велика. Вот тебе и репрессия в отношении ребёнка. И всё-таки радует, что учительница не бранила мальчика, а просто ненавязчиво преподносила первый урок политической культуры: типа "с волками жить...". Ну, и так далее. Хороший лёгкий стиль. Яркие запоминающиеся образы. Оценка -4.
  
  8. Сакрытина М. Спасительница
  Яркий запоминающийся текст и своей концепцией, и своей образной структурой. Школа в данном рассказе показана как антисреда, противопоставленная героине своей необоснованной нелепой жестокостью. Уже с самого раннего детства будущая спасительница мира познала самое жестокое к себе отношение. Откуда это в детях? Ведь ни дома, ни в школе не учим их творить зло... Или учим? Своим высокомерием, своей алчностью, своим равнодушием. Дети -это наше отражение. И, к сожалению, это отражение уродливо. Но рассказ хороший. Оценка -4.
  
  9. Бачерикова В.В. Весна и Бах
  Забавный, по-детски наивный рассказ о том, как созвучны между собой мелодии весны и музыка Баха. Стиль приятный, лёгкий. Жаль только, что "школьная" составляющая является всего лишь фоном для развития отношений между героиней и её другом Геной. Поэтому считаю тему раскрытой лишь наполовину. Оценка -3.
  
  10. Коловоротный С.В., Медведев Ю.В. Чародеи
   Прекрасный рассказ. И по стилю, и по содержанию. Вызывает лёгкую улыбку. Так всё узнаваемо. Вот это школа. Моя школа, и таких тысячи. И дети, настоящие живые, в меру пакостливые, и в меру добродетельные. Каждый день вижу их наивные взгляды и лукавые усмешки. Узнаю их в Вашем рассказе, уважаемые авторы. Оценка -5. Спасибо!
  
  11. Волгина Л.И. О чем мы думали...
  Неплохое эссе. Воспоминание о школьной поре. О запоздалом раскаянии и о том, что в тот "школьный" период происходило формирование главных личностных качеств человека. И это здорово, потому что это правильно. Воспитание личности, ответственной и активной, и есть результат всего педагогического процесса, в котором школьнику должно отводиться ведущее (а не ведомое) место. Оценка -4.
  
  12. Васильева Т.Н. Уроки пения
  Замечательный, ностальгический рассказ. О советской школе говорить можно много и разное. Но мы все (кому за 30) вышли из этой школы. Мы пели пионерские песни и влюблялись в "неуловимых мстителей". Мы жгли в походах костры и маршировали строем. Мы ходили на кружки хорового пения исключительно для массовости, декламировали стихи про Ленина и партию, но мы ничуть не стыдимся своего прошлого, и не стыдимся своей школы, своих учителей. Всё это сделало нас достойными людьми. Ведь так, Татьяна Николаевна. "И молоды мы снова, и к подвигу готовы, и нам любое дело по плечу". Оценка -5.
  
  13. Егор С. Навстречу мечте
  Добрая интересная история, наполненная приключениями и опасностями. Но, к сожалению, не имеющая никакого отношения к "школьной" идее нашего конкурса. А жаль. Образы запоминающиеся, яркие. Пожалуй, можно дать почитать начальным классам, когда будут изучать фантастику. Но, к сожалению, только -2.
  
  14. Лескова В. Поцелуй
  Один из тех рассказов, где школа выступает лишь фоном, на котором происходят определённые события. Первая любовь и разочарование. Безответное чувство и, наконец, долгожданный "поцелуй". Всё это весьма романтично, но личностные взаимоотношения полов выходят на первое место, отодвигая тему и идею конкурса на задний план. Оценка -2.
  
  15. Егор С. Механический мальчик
   Хорошая, назидательная история. Хоть сейчас годится для чтения в начальных классах и проведения воспитательной беседы на тему " Как не стать механической игрушкой". И опять же - это рассказ о детях и для детей. Но не о школе. Формирование личностных качеств ребёнка происходит не под влиянием школы, а под влиянием обострившегося чувства ответственности и пробудившейся совести. Оценка - 3.
  
  16. Беднова Р. Изученная тема
   Коротенькая новелла. Но сделана отлично. Урок начинается, и мир становится совершенно другим. Учитель заговорил, и ученик начинает верить. Верить в чудо, именуемое прекрасным словом - жизнь. Оценка -5.
  
   Ещё раз, заостряю ваше внимание на том, что это один лишь из аспектов анализа ваших рассказов - соответствие теме конкурса. Во всё остальном ваши тексты полны достоинств и безусловных творческих находок.
   С уважением ко всем авторам группы "В", Екатерина Бережная.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"