Любовь - такая разная ... Наконец-то, могу заняться любимым делом - читать стихи. Несмотря на глубокое уважение к системе "доктора Феникса" я буду следовать годами проверенному на уроках литературы, заданному алгоритму, который состоит из следующих пунктов:
Тема
Идея
Средства художественной выразительности
Оригинальность
Образность
Концептуальность
Ассоциативность
1. К. Варб "Шишки"
По весне распускаются ели пирным пурпуром юной заре. Их подросшие кроны зардели от стыда: недостойные - е. Эти дни! Не недели, - мгновенья. Эти чистые ночи без сна, переменчиво, как настроенье, растеряет хмельная весна.
Уходить и возвращаться: видеть! Собирать растраченную грусть! Воскресать! Любить и ненавидеть! Слышать и не слушать! В добрый путь!!!
Находить и проникать неброско. Не навязывать.... Не отпускать! Быть простым: Все сложенное - просто! Деять! Ждать!
Мутны зимнего солнца лучи и на грязном снегу снегири. Черной тучей взмывают дымы. Мы...
Собираем разбитые шишки, мертвых веток ломаем подол. Вспоминаем, как было, что вышло. Отчего? В чём сыр бор?
Мы растопим снега, от тепла затаённого лета. Мы забудем года, как кошмар пробежавшего сна. Счастье там, где есть мы, а не где-то. Если всё отдаётся и пьётся до дна!
Пусть сияет Чигирь. Пусть глядится Земля в юный месяц. Пусть роса как слеза. Пусть краснеет зарею восток: Счастлив тот, кто в безумии грусти стал весел, вспомнив вечного мая бессмертный цветок... >
Тема: Любовь в её всевозможных ипостасях и проявлениях.
Идея: Обновление жизни, обновление чувства, обновление природы - торжествующая весенняя гармония.
Средства художественной выразительности: необычный набор эпитетов и оригинальных метафор -"пирным пурпуром", "хмельная весна", "мёртвых веток ломаем подол", "вечного мая бессмертный цветок", оксюморон "в безумии грусти стал весел" - придают стихотворению яркую образность и индивидуальность. "аписано прозаической строкой, но имеет довольно чёткую ритмическую организацию: "По весне распускаются ели пирным пурпуром юной заре"_ _ / _ _/ _ _ /_/_/_ _ /_ _/ не идеальный, но всё-таки анапест. В музыке соответствует темпу умеренного вальса. Отсюда и соответственное движение. Рифма - нечёткая, приблизительная, что в принципе и является типичным для стихотворений в прозе.
Образность: образы юной зари, хмельной весны вступают в противоборство с мутными зимними лучами, грязным снегом и чёрными тучами
Концептуальность: Стихотворение имеет концентрическую динамику сюжета, что даёт автору возможность передать ощущение повторяемости и смены событий. Чередование "зимнего" и "весеннего" цикла, как в природе, так и в жизни любого человека.
Ассоциативность Фет "пурпур розы", Фет А. А. - А. Л. Бржеской
"Опять весна! опять дрожат листы", Пастернак "Хмель", Тютчев:
Каким бы строгим испытаньям
Вы ни были подчинены,-
Что устоит перед дыханьем
И первой встречею весны!
Единственное пожелание: стих нужно выровнять как верлибр. Оценка 4
2. Чавгунова Е.В. "Чудеса в его приходят сны"
Чудеса в его приходят сны,
Волшебство ей в волосы вплетается -
Если вы в кого-то влюблены,
Значит, сказка только начинается...
Значит, можно по ночам не спать,
Исписав блокнотик мелким почерком.
Если крылья есть - пора летать,
В небе не бывает одиночества.
Если станет этот мир добрей
На улыбку, на одно доверие,
То влюбленных на большой Земле
Не разлучит ни одно затмение.
Тема: любовь созидающая
Идея: любовь преображает мир и делает его чище и добрей.
Средства художественной выразительности: сразу бросается в глаза анафора в третьей строке, шестой и восьмой "если", а также в пятой и шестой строках "значит".
Они задают определённый ритмический тон и некую гипотетическую замкнутость " если... то". Необычная авторская метафора "Волшебство ей в волосы вплетается" соседствует с довольно распространённой метафорой "любовь - сказка". Образ "окрыляющей любви" - один из интереснейших образов стихотворения. Правда, далеко не новый. Размер "Чудеса в его приходят сны" /_ /_/_/_/ хорей, усечён в каждой нечётной строке. Рифма перекрёстная, но не полная. Фонетическое совпадение лишь в последнем слоге
"сны - влюблены", "доверие -затмение".
Оригинальность; в глаза не бросается. Разве только что "мир добрее, на улыбку, на одно доверие". Далее автор делает логическую ошибку: путает причину и следствие. До сих пор причиной была любовь, следствием -изменение в мироздании. В последней строфе наоборот.
Образность: интересны образы косы с "вплетённым" в неё "волшебством" и образ "крыльев", способных не только поднять под небеса, но и избавить от "одиночества"
Концептуальность: субъектно-объектные отношения дополняют друг друга, как причина и следствие. Внутренняя гармония позволяет видеть мир гармоничным, или же, как в третьем катрене, мировая гармония влияет на состояние души.
Ассоциативность: русские народные сказки, Пастернак "Мне снилась осень в полусвете стекол..." Оценка 3.
3. Попов И.Б. "Стансы"
Не своди нас к контрасту -
Без того далеки.
Поболтаем на равных,
Как порой старики -
После долгой работы,
За столом, близ огня...
Иль оставишь за бортом
И не вспомнишь меня?
II
Знаю, спустишь на волны
Быстроходный челнок,
Чтоб отчалить мне. Вот бы
Возвратиться я мог!
Но не впустишь обратно -
С червоточиной я.
И на солнце есть пятна,
Дорогая моя!
III
И на солнце есть пятна,
Как сказал бы Бодлер -
И об этом стократно
Под конец пожалел.
Знаю, все небезгрешны,
Но ведь жизнь такова,
Что монета без решки -
Как без плеч голова.
IV
Не на деньги играем,
А от скуки. Небось,
Чтоб открыть двери рая,
Соблюдать нужно пост.
Не хотим. И не будем.
И - признаюсь тебе -
Очень скоро забудем
О любви и т. п.
V
Не забыл. И не стану,
Потому что тогда
Вмиг я сделаюсь старым.
Неживая вода -
Это наша усталость,
Мысль о том, что пора,
Чтоб рубца не осталось,
Сбросить сердце с одра.
VI
Нет! Я буду по капле
Умирать молодым.
Это лучше, чем кануть
В Лету старцем седым.
Лучше как Маяковский -
Застрелиться, пока
Равнодушия кольца
Не обвили бока.
VII
Почему все глаголят,
Что жесток этот мир?
Не жесток - а не понят
И по-своему мил.
Просто есть что-то в людях,
Что не даст пренебречь
Болью - малой ли, лютой, -
Сбросить тяготы с плеч.
VIII
Потому и не можем
Не искать идеал -
Он вовек невозможен,
Что даёт нам накал
Негативных эмоций.
Полюби же меня -
Беспокойного монстра,
Ненавистника дня.
IX
Полюби - и увидишь:
В небе вспыхнет звезда!
Я, конечно, не витязь,
Но и ты не всегда
Смотришь энтой Мадонной.
Полюби - и поймёшь:
Наконец-то ты дома!
Мир отныне не мёртв!
Тема: неразделённая, но небезнадёжная любовь
Идея: Жизнь без любви невозможна, потому что противоречит самой идее существования мира.
Средства художественной выразительности, образность и сразу об оригинальности: стихотворение представляет собой девять восьмистиший. В каждой из "октав" тема получает дополнительное звучание, обрастает новым мотивом, раскрывается в новом образной системе. В первой "октаве" показательно сравнение "как порой старики". Чувство "устарело", но было ли оно?
Во второй интересен образ челнока, отчаливающий от берега надежды и любви. Двоякое значение слова "отчаливать" тонко обыграно автором и делает ситуацию почти драматической:
Но не впустишь обратно -
С червоточиной я.
Во второй и третьей "октаве" возникает авторская аксиома "и на солнце есть пятна". Честно говоря, непонятно почему она приписывается Бодлеру. Образ монеты, которой не стоит человеческая жизнь приобретает новое звучание:
... монета без решки -
Как без плеч голова.
В четвёртой "октаве" несколько банальных метафор "двери рая", "любовь -игра", а сокращение "т.п." ещё более добавляют типичности и предсказуемости любовной ситуации.
В пятой "октаве" мотив старения без любви становится ведущим, а образ "неживой воды- усталости" как бы подводит итого былому.
Однако шестая "октава" вдруг пробуждает страстное противоречие, которое резко контрастирует с её "усталостью":
Нет! Я буду по капле
Умирать молодым.
Это лучше, чем кануть
В Лету старцем седым.
Далее возникает образ "монстра" - "ненавистника дня" и отношения лирического героя и героини переходят в стадию демонических;
Но и ты не всегда
Смотришь энтой Мадонной.
Размер стихотворения: "Нет! Я буду по капле" /_/ _ _/_ тяготеет к хорею, однако имеет лишний безударный слог между вторым и третьим слогом, что делаю строку неровной, ритм сбивчивым, а содержание нервным.
Концептуальность: мир прекрасен, но увидеть это красоту может не каждый. Интересна авторская формула: любовь= молодость= дом=жизнь.
Ассоциативность: Бодлер "Соответствия", Пушкин "Стансы", Лермонтов "Я не для ангелов и рая", Александр Кушнер "Быть нелюбимым! Боже мой!" и Иосиф Бродский "Теперь все чаще чувствую усталость" Оценка |