Бережная Екатерина Георгиевна : другие произведения.

Обзор финальной поэзии конкурса "Такая разная любовь"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Я молодец?


  

Любовь - такая разная ...

   Наконец-то, могу заняться любимым делом - читать стихи. Несмотря на глубокое уважение к системе "доктора Феникса" я буду следовать годами проверенному на уроках литературы, заданному алгоритму, который состоит из следующих пунктов:
  Тема
  Идея
  Средства художественной выразительности
  Оригинальность
  Образность
  Концептуальность
  Ассоциативность
  
  
   1. К. Варб "Шишки"
   По весне распускаются ели пирным пурпуром юной заре. Их подросшие кроны зардели от стыда: недостойные - е. Эти дни! Не недели, - мгновенья. Эти чистые ночи без сна, переменчиво, как настроенье, растеряет хмельная весна.
   Уходить и возвращаться: видеть! Собирать растраченную грусть! Воскресать! Любить и ненавидеть! Слышать и не слушать! В добрый путь!!!
   Находить и проникать неброско. Не навязывать.... Не отпускать! Быть простым: Все сложенное - просто! Деять! Ждать!
   Мутны зимнего солнца лучи и на грязном снегу снегири. Черной тучей взмывают дымы. Мы...
   Собираем разбитые шишки, мертвых веток ломаем подол. Вспоминаем, как было, что вышло. Отчего? В чём сыр бор?
   Мы растопим снега, от тепла затаённого лета. Мы забудем года, как кошмар пробежавшего сна. Счастье там, где есть мы, а не где-то. Если всё отдаётся и пьётся до дна!
   Пусть сияет Чигирь. Пусть глядится Земля в юный месяц. Пусть роса как слеза. Пусть краснеет зарею восток: Счастлив тот, кто в безумии грусти стал весел, вспомнив вечного мая бессмертный цветок...
  
  Тема: Любовь в её всевозможных ипостасях и проявлениях.
  Идея: Обновление жизни, обновление чувства, обновление природы - торжествующая весенняя гармония.
  Средства художественной выразительности: необычный набор эпитетов и оригинальных метафор -"пирным пурпуром", "хмельная весна", "мёртвых веток ломаем подол", "вечного мая бессмертный цветок", оксюморон "в безумии грусти стал весел" - придают стихотворению яркую образность и индивидуальность. "аписано прозаической строкой, но имеет довольно чёткую ритмическую организацию: "По весне распускаются ели пирным пурпуром юной заре"_ _ / _ _/ _ _ /_/_/_ _ /_ _/ не идеальный, но всё-таки анапест. В музыке соответствует темпу умеренного вальса. Отсюда и соответственное движение. Рифма - нечёткая, приблизительная, что в принципе и является типичным для стихотворений в прозе.
  Образность: образы юной зари, хмельной весны вступают в противоборство с мутными зимними лучами, грязным снегом и чёрными тучами
  Концептуальность: Стихотворение имеет концентрическую динамику сюжета, что даёт автору возможность передать ощущение повторяемости и смены событий. Чередование "зимнего" и "весеннего" цикла, как в природе, так и в жизни любого человека.
  Ассоциативность Фет "пурпур розы", Фет А. А. - А. Л. Бржеской
  "Опять весна! опять дрожат листы", Пастернак "Хмель", Тютчев:
  Каким бы строгим испытаньям
  Вы ни были подчинены,-
  Что устоит перед дыханьем
  И первой встречею весны!
  Единственное пожелание: стих нужно выровнять как верлибр. Оценка 4
  
  2. Чавгунова Е.В. "Чудеса в его приходят сны"
  Чудеса в его приходят сны,
  Волшебство ей в волосы вплетается -
  Если вы в кого-то влюблены,
  Значит, сказка только начинается...
  
  Значит, можно по ночам не спать,
  Исписав блокнотик мелким почерком.
  Если крылья есть - пора летать,
  В небе не бывает одиночества.
  
  Если станет этот мир добрей
  На улыбку, на одно доверие,
  То влюбленных на большой Земле
  Не разлучит ни одно затмение.
  
  Тема: любовь созидающая
  Идея: любовь преображает мир и делает его чище и добрей.
  Средства художественной выразительности: сразу бросается в глаза анафора в третьей строке, шестой и восьмой "если", а также в пятой и шестой строках "значит".
  Они задают определённый ритмический тон и некую гипотетическую замкнутость " если... то". Необычная авторская метафора "Волшебство ей в волосы вплетается" соседствует с довольно распространённой метафорой "любовь - сказка". Образ "окрыляющей любви" - один из интереснейших образов стихотворения. Правда, далеко не новый. Размер "Чудеса в его приходят сны" /_ /_/_/_/ хорей, усечён в каждой нечётной строке. Рифма перекрёстная, но не полная. Фонетическое совпадение лишь в последнем слоге
  "сны - влюблены", "доверие -затмение".
   Оригинальность; в глаза не бросается. Разве только что "мир добрее, на улыбку, на одно доверие". Далее автор делает логическую ошибку: путает причину и следствие. До сих пор причиной была любовь, следствием -изменение в мироздании. В последней строфе наоборот.
  Образность: интересны образы косы с "вплетённым" в неё "волшебством" и образ "крыльев", способных не только поднять под небеса, но и избавить от "одиночества"
  Концептуальность: субъектно-объектные отношения дополняют друг друга, как причина и следствие. Внутренняя гармония позволяет видеть мир гармоничным, или же, как в третьем катрене, мировая гармония влияет на состояние души.
  Ассоциативность: русские народные сказки, Пастернак "Мне снилась осень в полусвете стекол..." Оценка 3.
  
  3. Попов И.Б. "Стансы"
  Не своди нас к контрасту -
  Без того далеки.
  Поболтаем на равных,
  Как порой старики -
  После долгой работы,
  За столом, близ огня...
  Иль оставишь за бортом
  И не вспомнишь меня?
   II
  Знаю, спустишь на волны
  Быстроходный челнок,
  Чтоб отчалить мне. Вот бы
  Возвратиться я мог!
  Но не впустишь обратно -
  С червоточиной я.
  И на солнце есть пятна,
  Дорогая моя!
   III
  И на солнце есть пятна,
  Как сказал бы Бодлер -
  И об этом стократно
  Под конец пожалел.
  Знаю, все небезгрешны,
  Но ведь жизнь такова,
  Что монета без решки -
  Как без плеч голова.
   IV
  Не на деньги играем,
  А от скуки. Небось,
  Чтоб открыть двери рая,
  Соблюдать нужно пост.
  Не хотим. И не будем.
  И - признаюсь тебе -
  Очень скоро забудем
  О любви и т. п.
   V
  Не забыл. И не стану,
  Потому что тогда
  Вмиг я сделаюсь старым.
  Неживая вода -
  Это наша усталость,
  Мысль о том, что пора,
  Чтоб рубца не осталось,
  Сбросить сердце с одра.
   VI
  Нет! Я буду по капле
  Умирать молодым.
  Это лучше, чем кануть
  В Лету старцем седым.
  Лучше как Маяковский -
  Застрелиться, пока
  Равнодушия кольца
  Не обвили бока.
   VII
  Почему все глаголят,
  Что жесток этот мир?
  Не жесток - а не понят
  И по-своему мил.
  Просто есть что-то в людях,
  Что не даст пренебречь
  Болью - малой ли, лютой, -
  Сбросить тяготы с плеч.
   VIII
  Потому и не можем
  Не искать идеал -
  Он вовек невозможен,
  Что даёт нам накал
  Негативных эмоций.
  Полюби же меня -
  Беспокойного монстра,
  Ненавистника дня.
   IX
  Полюби - и увидишь:
  В небе вспыхнет звезда!
  Я, конечно, не витязь,
  Но и ты не всегда
  Смотришь энтой Мадонной.
  Полюби - и поймёшь:
  Наконец-то ты дома!
  Мир отныне не мёртв!
  
  Тема: неразделённая, но небезнадёжная любовь
  Идея: Жизнь без любви невозможна, потому что противоречит самой идее существования мира.
  Средства художественной выразительности, образность и сразу об оригинальности: стихотворение представляет собой девять восьмистиший. В каждой из "октав" тема получает дополнительное звучание, обрастает новым мотивом, раскрывается в новом образной системе. В первой "октаве" показательно сравнение "как порой старики". Чувство "устарело", но было ли оно?
  Во второй интересен образ челнока, отчаливающий от берега надежды и любви. Двоякое значение слова "отчаливать" тонко обыграно автором и делает ситуацию почти драматической:
  Но не впустишь обратно -
  С червоточиной я.
   Во второй и третьей "октаве" возникает авторская аксиома "и на солнце есть пятна". Честно говоря, непонятно почему она приписывается Бодлеру. Образ монеты, которой не стоит человеческая жизнь приобретает новое звучание:
  ... монета без решки -
  Как без плеч голова.
  В четвёртой "октаве" несколько банальных метафор "двери рая", "любовь -игра", а сокращение "т.п." ещё более добавляют типичности и предсказуемости любовной ситуации.
  В пятой "октаве" мотив старения без любви становится ведущим, а образ "неживой воды- усталости" как бы подводит итого былому.
  Однако шестая "октава" вдруг пробуждает страстное противоречие, которое резко контрастирует с её "усталостью":
  Нет! Я буду по капле
  Умирать молодым.
  Это лучше, чем кануть
  В Лету старцем седым.
  Далее возникает образ "монстра" - "ненавистника дня" и отношения лирического героя и героини переходят в стадию демонических;
  Но и ты не всегда
  Смотришь энтой Мадонной.
  Размер стихотворения: "Нет! Я буду по капле" /_/ _ _/_ тяготеет к хорею, однако имеет лишний безударный слог между вторым и третьим слогом, что делаю строку неровной, ритм сбивчивым, а содержание нервным.
  Концептуальность: мир прекрасен, но увидеть это красоту может не каждый. Интересна авторская формула: любовь= молодость= дом=жизнь.
  Ассоциативность: Бодлер "Соответствия", Пушкин "Стансы", Лермонтов "Я не для ангелов и рая", Александр Кушнер "Быть нелюбимым! Боже мой!" и Иосиф Бродский "Теперь все чаще чувствую усталость" Оценка 4 .
  
  4. Галашева Ирина "Полуденным зноем, черёмухи ветром"
  Полуденным зноем, черемухи ветром
  Что буйствует в нашей крови?
  Все залито лунным обманчивым светом
  На пыльных дорогах любви.
  И я не смогу рассказать без опаски,
  Что - правда, что - каверзы лжи:
  Быть может, здесь ожили старые сказки.
  А, может, живут миражи.
  Быть может, ты прав: лишь иллюзия - крылья,
  Любовь - прихоть, химия, бес...
  Но утром искрятся следы звездной пыли
  На стоптанных туфлях принцесс.
  
  Тема: любовь в её бесконечности и непостижимости.
  Идея: Любовь разлита в воздухе, в мироздании, любовь - первооснова Бытия. Она неоднозначна, порой парадоксальна, необъяснима, но она есть, и это неоспоримый факт.
  Средства художественной выразительности: стихотворение не имеет делений на катрены и представляет собой единый текст, состоящий из 12 строк. Рифма перекрёстная, точная имеет фонетическое совпадение двух последних слогов. Кроме того авто умело использует сочетание женской и мужской рифмы. Ритмическая организация неровная, Идёт постоянное чередование короткой и длинной строки. Соответственно размер "Полуденным зноем, черемухи ветром"
  _/__/__/_ _/ _
  Что буйствует в нашей крови?
  _/ __ / _ _ /
   Представляет собой усечённый амфибрахий в первом слоге и в каждой нечётной строке имеющий дополнительный безударный слог. Немного сбивчивый темп быстрого вальса. Риторический вопрос в начале текста задаёт определённую интонацию повествованию. Вопрос, на который пока не нашли ответа.
  Оригинальность и образность: завораживает первая строка - так как чувствуется нарастающее стремительное вальсовое кружение; "пыльные дороги любви" - весьма оригинальный авторский эпитет создаёт необычный образ: "пыльной", потому что маловостребованной или же, наоборот, "пыльной" от чрезмерной востребованности (не успевает почиститься), а возможно, "пыльной" , потому что не слишком "чистой". Более склоняюсь ко второму варианту, так как в конце стихотворения снова возникает образ "звёздной" пыли "на стоптанных туфлях принцесс". Снова возникает традиционный мотив любви-сказки, любви-чуда, любовь-химия, любовь -мираж, дающая крылья.
  Концептуальность: любовь необъяснима, она существенно изменяет нашу жизнь, обманывает, приносит страдания, но как неудержимо и стремительно несёмся к ней через времена и космические мили. И счастливы одной иллюзией.
  Ассоциативность: Братья Гримм "Стоптанные туфельки", Фет А. А. - "Любо мне в комнате ночью стоять". Оценка 5.
  
  5. Бойку Владислав. "Я, видимо, что-либо совершил"
  Твоя любовь - моё благословенье.
  Твоя любовь - молитва обо мне.
  
  И в Мире Горнем, и на самом дне
  Я чувствую твоё прикосновенье.
  
  Я, видимо, что-либо совершил
  Достойное по сумме воплощений...
  
  В единстве мыслей, дел и ощущений,
  В единстве духа, тела и души.
  
  Тема: Любовь - спасение, любовь - вознаграждение
  Идея: Любовь дана ЛГ в награду за нечто великое, совершённое в прошлых жизнях. Это Божий дар.
  Средства художественной выразительности, оригинальность и образность: Стихотворение представляет собой восьмистишие, разбитое автором на четыре двустишья. Каждое из двустиший содержит лаконичную замкнутую микротему. Рифма кольцевая. Рифмуя 1 и 4 строки, автор создаёт кольцо. В этом четверостишии речь идёт о ней и её молитве, которую герой "чувствуют" всегда. Второе четверостишие - тоже кольцо. Это достаточно символично. Два кольца: мужское и женское. Три анафоры в столь коротком стихотворении "твоя любовь", "я", " в единстве" - своего рода возвращение к исходной микротеме "твоя любовь". Стихотворение лишено пафосных эпитетов и ярких метафор, однако имеет чёткую ритмическую организацию: "Твоя любовь - моё благословенье" _/_/_/ _/_/_ пятистопный хорей с лишним безударным слогом в конце каждой нечётной строки. Этот приём даёт возможность автору чередовать мужскую и женскую рифму, что, несомненно, соответствует оригинальному художественного образу: единство "Духа, тела и души".
  Концептуальность: настоящая любовь даётся человеку в награду за нечто "достойное", совершённое в предыдущих воплощениях. Это - великий дар судьбы и Бога.
  Ассоциативность: О. Хайям "Бог даёт -Бог берёт", Басё "Лунным сиянием берег, как златом усеян".
   Оценка 5 .
  
  6. Бойку Владислав. "Сокровенный танец двух начал "
  Сокровенный танец двух начал -
  Бесконечный танец во вселенной...
  Тех начал, которые Нетленный
  В сердце мирозданья повенчал,
  Выделив из Самого Себя
  Дух-Зерно - гармонию движенья -
  Нежность и взаимопритяженье,
  Силу жить и побеждать, любя...
  
  Тема: любовь - основа основ.
  Идея: Мир берёт своё начало в гармонии любви и "взаимопритяжении"
  Средства художественной выразительности, оригинальность и образность: необычная и яркая метафора: любовь - "танец двух начал" прекрасно дополняется эпитетами "сокровенный" и "бесконечный". Стихотворение представляет собой восьмистишие (октаву. Та же кольцевая рифма организует два кольца. Но так как в конце четвёртой строки нет точки, кольца как бы плавно перетекают из одного в другое. То же чередование мужской и женской рифмы, четырёхстопный хорей. Интересен образ Бога, именуемый "Духом - Зерном".
  Концептуальность: сокровенное влечение и притяжение людей друг к другу обусловлено самим фактом существования мира, который создал "Нетленный", то есть Вечный Бог.
  Ассоциативность : О. Хайям "Ад и рай - в небесах". Оценка 4 .
  
  7. Шелухин Александр "Ночка"
  Ночью дивной открою глаза
  От манящего лунного света.
  Тишина... Лишь старуха-гроза
  Все ворчит, еле слышная, где-то.
  
  Я не сплю. Потаенные сны
  Надоело смотреть в одиночку.
  Вот возьму, украду у весны
  Чернобровую девицу-ночку,
  
  Уведу ее к лежбищу гор,
  В лунном блеске как будто не старых,
  Разожгу там искристый костер,
  И спою что-нибудь под гитару.
  
  А она, разрумянясь со мной
  От костра или песен раздольных,
  Вдруг взовьется на небо зарей
  И шепнет в наслажденье: "Довольно..."
  
  Я вернусь к улетающим снам,
  А душа не уймется, хохочет:
  "Ну скажи-ка, мамаша-весна,
  Не теряла ль сегодня ты дочку?"
  
  Тема: любовь без правил и границ.
  Идея: прекрасен мир, наполненный возможностью любить.
  Средства художественной выразительности, оригинальность и образность: любимым тропом автора, судя по всему, является эпитет. Так в данном стихотворении они достаточно выразительны: "дивной", "манящей", "потаённые", "искристый", "раздольных", "улетающим". Оживляют композицию, делая её неповторимо образной и олицетворения "старуха-гроза", "девица-ночка", "мамаша-весна". Раскрытию образа способствует и два введённых диалога. Стихотворение состоит из пяти катренов, рифма перекрёстная, чередование мужской и женской рифмы -типичные для русской классики приёмы. Размер "Я вернусь к улетающим снам" /_/_/_/ тяготеет к хорею, но в каждой чётной строке имеет дополнительный безударный слог. Образная система тоже тяготеет к классической традиции, в том числе и цыганского романса: "лунный свет", "икристый костёр", "гитара", "украду... девицу-ночку". Однако есть и индивидуальные авторские находки: "старуха-гроза", "мамаша-весна", "девица-ночка".
  Концептуальность: человек в своей любви всесилен. Он является частью мировой гармонии и потому на равных заявляет о себе мирозданию.
  Ассоциативность: А Блок "Была ты всех ярче, верней и прелестней", "Приближается звук. И, покорна щемящему звуку...", В. Брюсов. "Итак, это - сон, моя маленькая...", С. Есенин "Видно, так заведено навеки..." Оценка 5 .
  
  8. Баталова Н.М. "Ветер знает всё"
  Тёплый ветер гнёт ромашку
  В пальцах. Удержать бы!..
  Сердце скачет робкой пташкой:
  Та ли это свадьба?
  
  "Что, не люб?" - спросила няня.
  Вера жмёт плечами:
  Не о том мечтала втайне
  Долгими ночами...
  
  "Нянь, скажи: любовь навеки -
  Сказка или правда?
  Что находишь в человеке,
  Чтоб любить и завтра?"
  
  Бабка горестно взглянула
  На ромашку в пальцах.
  В шаль удобней завернулась,
  Отложила пяльцы.
  
  "Коль готова от порога
  Телом и душою
  С ним пройти одной дорогой
  В холоде и зное,
  Коль в его глазах ты видишь
  Сказочные дали,
  Коли словом не обидишь,
  Что бы ни сказали -
  Значит... - бабка снова пяльцы
  В руки примостила, -
  Значит, Вера, ты готова.
  Будет в браке сила".
  
  Вера смотрит вдаль печально:
  Нет, не будет силы.
  Нет в его глазах тех далей.
  А без них не мил он...
  
  Сник цветок. Лишь ветер шепчет,
  Наводя кручину:
  "Не взвали себе на плечи
  Не того мужчину".
  
  Тема: любовь неразделённая или то, что мы иногда пытаемся принять за любовь. Идея: Как разобраться в чувствах, настоящие ли они? Та ли это любовь -единственная ради которой слагают песни, умирают или ждут её всю жизнь.
  Средства художественной выразительности: стихотворение состоит из семи катренов и одного двенадцатистишия. Это монолог няни. Рифма перекрёстная, преимущественно женская, что придаёт тексту некоторую недосказанность, фонетическое совпадение приблизительное "шепчет -плечи", "душою -зное", что придаёт стихотворению определенную былинность. Размер "Тёплый ветер гнёт ромашку" /_/_/_/_ четырёхстопный хорей с лишим безударным слогом в конце каждой строки даёт чёткое ритмическое звучание, как сердечный ритм.
  Оригинальность и образность: жанр баллада, стихотворение строиться как диалог няни и юной девушки. Красноречива ситуация. Девушка либо ждёт сватов, либо уже просватана, но в чувствах своих неуверенна. И тогда в советчики выбирает себе "ромашку, ветер и бабушкины пяльцы"
  Концептуальность: заложена в последних двух строках:
  "Не взвали себе на плечи
  Не того мужчину".
  Жизнь без взаимной любви может превратиться в страшную пытку. Мир гармоничен, и именно поэтому он грустит вместе с героиней. И ветер и ромашка не хотят, чтобы Вера сделала ошибку.
  Ассоциативность: В.А. Жуковский "Светлана", А.С. Пушкин "Диалог Татьяны с няней", Василий Курочкин "Первая любовь". Оценка 4 .
  
  9. Попова А.Р. 'Колея'
   Ты же знала, что это и мрак, и морок,
  Это как траектория русских горок,
  Он женат, и ему хорошо за сорок,
  Сын, и дочь, и какой-то модный отель,
  Ну а ты - не холёная светская львица,
  Не певица, а попросту продавщица,
  И тебе этой осенью стукнет тридцать,
  Да и внешне ты, в общем-то, не модель.
  
  Это всё было черным по белому писано,
  Распечатано, свёрстано, переиздано,
  Руки прочь, он женат! - прописная истина!
  Ну не веришь - так хоть у кого спроси,
  А расстанетесь - кто за тебя заступится?
  Ты не спутница, деточка, ты распутница,
  Ну и чёрт его дёрнул с тобою спутаться...
  А доказывать что-то не будет сил.
  
   Ну а если не так - а белым по-чёрному,
   По-другому, по-вечному, по-обречённому,
   Просто жизнь - ведь она ж не машинка счётная,
   А скорее безумный шекспировский "Сон..."
   Помолчать бы, опомниться бы, разобраться бы
   В этой вашей божественной регистрации,
   Тонкий росчерк, и вот - по небесной рации
   На двоих - не заказанный Мендельсон...
  
   Боже, как он устал от этой трясины,
   От надзора жены и от выходок сына,
   Он не ноет, ведь он - настоящий мужчина,
   Но тебе и не нужно его нытья.
   А подруги торопят, мол, скоро тридцать,
   И пора бы хоть как-то определиться...
   Вот такая знакомая пьеса в лицах,
   Вот такая заезженная колея...
  
  Тема: любовь без совместных условий существования
  Идея: как не справедлива жизнь по отношению к добродетельным любовницам, и как незаслуженно везёт некоторым 'дурам-жёнам' .
  Средства художественной выразительности: сюжетное стихотворение, условно отнесённое нами к балладам. Эмоциональный пересказ событий из жизни ГГ и её возлюбленного, извините, никакого сочувствия у меня не вызвал, только иронию - ещё одна. Скажу честно, уважаемый автор, в моей жизни таких, как Ваша ЛГ, было дюжина и ещё полстолька. Действительно, банальная до тривиальности ситуация: муж гульнул 'налеве'. Не понятно только с чего вдруг любовница возомнила, что он любит её по-настоящему. Если это любовь по 'божественной регистрации', то не понятно: почему он ещё не ушёл от жены. Не понимает, "настоящий мужчина", своего счастья? Или идёт против воли Божией? Нет, 'деточка' здесь всё гораздо банальнее: он с Вами флиртует в силу своей мужеской развращённости. И не более того. Не обольщайтесь. Вы не та, которая Богом ему определена, потому что Бог в отличие от людей ошибок не делает. Увы, но Вы, то есть, Ваша героиня, - очередная. И вот это настоящая колея: избитая, исхоженная, женскими слезами омытая - перемытая.
  Оригинальность: сюжет неинтересен своей предсказуемостью и, извините, пошлостью. Образность: образ страдающего 'настоящего мужчины' вызвал милую улыбку, а образ ЛГ - женщины - вамп гомерический хохот. Стихотворение состоит из четырёх октав. Очень сложная рифма: 1//2//3, 4//8 - только подчёркивает сложность и неправильность ситуации, в которой оказалась ЛГ.
  Концептуальность: не могу сказать. Очевидно, намёк на то, что Бог в своих пристрастиях к женщинам не одинаков: одним женщинам даёт 'настоящих мужчин' в постоянное пользование, а другим во временное.
  Ассоциативность: ничего, кроме библейской заповеди - не прелюбодействуй - в голову не приходит. Ах, да вспомнила: Дрожжин Спиридон 'Не жена ему я венчанная'. Так что это - 2 . Я достаточно обстоятельно обосновала свою оценку?
  
  10. Инна К. 'В ЦЕРКВИ ДЕСЯТИННОЙ'
   То явь иль сон, сама не знаю,
   Но девять сотен лет назад
   Та Десятинная святая
   Нас приняла под образа.
  
   Где свечи, в вечность выгорая,
   С алтарною боролись тьмой,
   Я "Да", - счастливая сказала,-
   "Навеки вечные с тобой."
  
   Как много в девяти столетьях
   И жарких лет, и светлых зим.
   В них в радости и в лихолетье
   С одним тобой, с тобой одним.
  
   Я снова в церкви Десятинной,
   Держу дрожащую свечу.
   Теперь нет стен, лишь дух старинный.
   Молюсь и плачу, и хочу
  
   Побыть еще хотя б мгновенье
   Рука в руке у алтаря,
   У Бога попросить прощенья
   За то, что сделано зазря,
  
   С надеждой новой улыбнуться
   В твои глаза, твоим глазам,
   И подождать, чтоб усмехнулся:
   "Не плачь, я здесь. Пойдем к друзьям."
  
  Тема: любовь вечная.
  Идея: любовь протекает в веках, даётся одна на несколько человеческих воплощений. Определённый тебе Богом , остаётся твоим навеки.
  Средства художественной выразительности: стихотворение состоит из шести катренов. Рифма перекрёстная, в чётных и нечётных строках происходит чередование мужской и женской рифмы. В стихотворение вставлены два диалога. Точнее две реплики: одна является частью супружеской клятвы женщины, а другая - мужским призывом ' пойдём к друзьям'. Вот так всегда: мы женщины - о Вечном, а они мужчины - о бренном. Размер 'Но девять сотен лет назад' _/_/_/_/ - безупречный четырёх стопный ямб делает повествование чётким, как дыхание жизни и сердечный ритм: сочетание глухого и звонкого удара. Мужского и женского начала.
  Оригинальность и образность : Стихотворение сразу погружает в мир древности, старины, вечности. Эпитет 'десятинная' так до конца и остаётся не разгаданным, как и сама Любовь - главная тайна Бытия. Интересен авторский ход - придать ЛГ ощущение собственного бессмертия, а её чувству времяпротяжённость на тысячи лет : "Навеки вечные с тобой."
  Концептуальность: Человек приходит в этот мир не единожды, но каждый раз начинает познавать его заново. Всё меняется - время, эпохи, люди. Но с тем, с которым связала любовь - это навсегда.
  Ассоциативность: М. Цветаева 'Я с вызовом ношу его кольцо', А. Блок 'Вхожу я в тёмные храмы', Марина Царь Волкова ' Венчание'. Оценка - 5 .
  
  11. Дзотта. 'История одной любви'
   Лет прожитых не считая,
   Не тая обид и зла,
   Словно лебедь в птичьей стае,
   В детстве с нечистью росла.
  
   Ей была русалка - тёткой,
   А кикимора - сестрой,
   но манерой и походкой
   Удивляла люд лесной:
  
   Гордый взгляд, как у орлицы,
   Смех хрустальный, как ручей,
   Что посмел в неё влюбиться
   Сам злодеюшка Кощей.
  
   И к колдунье черноглазой
   Он посвататься решил,
   Посылал сватов три раза
   (Лишь кикимор насмешил!)
  
   У Алёны крепко слово:
   "В зеркало давно ль смотрел?
   Замуж выйти не готова,
   Да и ты не мой удел.
  
   Не храни обиды, Коша,
   Вызывает только смех
   Плешь твоя да кости с кожей,
   Поищи других утех ..."
  
   В сердце девы норовливой
   То ли камень? То ли лёд?
   На коне, с роскошной гривой,
   принца ночь-старуха шлёт.
  
   Вот в избушку в чаще леса
   Постучался в поздний час
   Юный принц, ведомый бесом,
   И пропал в пучине глаз.
  
   "Оставайся, принц пригожий,
   Назови меня женой,
   И поверь, найти не сможет
   Мне соперниц шар земной ..."
  
   "Без сомнения, ты солнце
   И луну затмишь собой!
   Но уже примерил кольца,
   Ведь обвенчан я с другой."
  
   Опьянённый, ослеплённый,
   Потерявший здравый смысл,
   Он красавице Алёне
   Душу отдаёт, как приз.
  
   Только разве это много?
   На рассвете сам не свой
   Прочь уйдёт лесной дорогой
   (А в душе, хоть волком вой).
  
   У колдуньи в сердце - прорубь,
   От любви ни ран, ни швов.
   Не вернулся белый голубь,
   Не нашла душа любовь ...
  
   Но однажды (без причины,
   Просто подошла пора)
   Не зажглась в избе лучина,
   И, закончилась игра!
  
   Чёрный кот глядит в окошко.
   Кудри белы словно снег.
   Превратился нос в картошку.
   Не обманешь жизни бег.
  
   Облетают листья с клёна,
   Ветки ветер гнёт дугой.
   Стала девица Алёна
   Старой бабушкой Ягой.
  
   Зимний вечер. Пахнет мятой.
   Стынет чай. Поёт метель.
   У Яги в избушке - сваты.
   Всё надеется Кощей ...
  
   Тема: неразделённая любовь Кощея к красавице-ведьме Алёне. И не только.
  Идея: ждите, верьте и дано будет Вам, по вере Вашей и Любви.
  Средства художественной выразительности: без всякой условности стихотворение написано в жанре баллады: подтверждение этому - динамичный повествовательный сюжет, смена персонажей, авторский взгляд со стороны. Состоит их одиннадцати катренов. Рифма перекрёстная. Типичное для этой рифмы чередование мужского и женского начала. Лёгкость звучания придаёт безупречный классический размер 'Зимний вечер. Пахнет мятой' /_/_/_/_ -четырёхстопный хорей. Интересна и своеобразна метафора 'сердце -прорубь', а также олицетворение 'старуха-ночь'.
  Оригинальность и образность: новая трактовка сказочного сюжета. Кощей не злодей, а 'злодеюшка'. Это любовь сделала из него 'человека' в высоком понимании этого слова.
  Концептуальность: Любовь и время способны растопить самый крепкий лёд в самом тёмном 'сердце-проруби'. Уйдёт молодость и красота, а чувство останется.
  Ассоциативность: русские народные сказки, С. Чёрный 'Пробуждение весны', Ворона Российской Империи басня 'Кощей и баба Яга'. Оценка 5 .
  
  12. Рубцова Дарья 'И снова'
   Коснуться ласково губами
   Твоей щеки...
   Я знаю - пропасть между нами.
   Мы - далеки.
  
   Но все заботы, все тревоги -
   Все ни о чем.
   Укрой от ветра и дороги
   Своим плечом.
  
   Ах, сколько зря прошло постылых,
   Ненужных лет.
   Моя душа давно остыла.
   А сердце - нет!
  
   ...И время замерло, и мимо
   Летят века.
   В твоей руке (необъяснимо!)
   Моя рука.
  
  Тема: любовь вернувшаяся.
  Идея: каждое настоящее чувство преодолеет преграды, года, расстояния и всё расставит на круги своя.
  Средства художественной выразительности: к сожалению, здесь не богато. Шестнадцать строк, четыре катрена. Рифма перекрёстная, чередование мужской и женской. Ярких метафор и эпитетов нет. Разве что, пожалуй, 'ненужных лет'. Говорящий образ лет прожитых напрасно без любви. Тактильные прикосновения очень робки и не будоражат моего читательского воображения. Кроме того, в определении понятий 'душа' и 'сердце' явно произошла путаница: душа-это субстанция производная от сердца и мозга, поэтому всегда считалась более идеальной нежели материальной. Остыть должно сердце, как источник жизненной энергии души, а не наоборот.
  Оригинальность: чередование короткой и длинной строк 'Коснуться ласково губами' _/_/_/_/ _ четырёхстопный ямб, 'Твоей щеки...' _/_/ двустопный ямб придают стихотворения некоторую нервозность и психологическую напряжённость.
  Образность: разве только что образ мужского плеча, способного закрыть от 'ветра и дороги'
  Концептуальность: трудно что-либо сказать. Условно с большой натяжкой: мир обретает гармонию, когда любимый рядом и наоборот.
  Ассоциативность: тоже бедновато. Опять же очень условно, А.Блок ' Миры летят, года летят. Пустая...'. Увы, уважаемый автор, 2 .
  
  13. Фогель Лидия 'Память рук'
   А если честно:
   что осталось мне...
  
   Сивилла
  
   Ох, уж эта память рук.
   Вроде сладко, но так горько.
   Отчего-то вздох невольный
   и неровный сердца стук.
  
   Ох, уж эта память рук...
   Мир, исчезнувший внезапно.
   Вкус таких любимых губ.
   И разлука. Безвозвратно.
  
   И поникшие цветы
   нелюбви. Одни бутоны.
   Жили - были я и ты.
   Раньше.
   В книге телефонной.
  
  Тема: любовь по телефону.
  Идея: Не любите, девочки, своих милых по телефону, будьте с ними рядом, и тогда, возможно, вы их не потеряете.
  Средства художественной выразительности: говорящий образ 'память рук' очень выразителен. Вот здесь тактильные прикосновения вызывают определённое читательское возбуждение, заставляют работать воображение. Рефреном повторяется строка 'Ох, уж эта память рук...', трижды повторяющийся союз 'и' в начале строк возвращают читателя постоянно к источнику почти эротического наслаждения. Стихотворение состоит из двух катренов и одного пятистишия. Рифма нестабильная: в первом катрене - кольцевая, во втором перекрёстная, в пятистишии явно тяготеет к перекрёстной, однако разрывается словом 'раньше', что придаёт стихотворению некоторую нервозность. Несмотря на нестабильность рифмы, стихотворение не звучит ' коряво'. Возможно, благодаря чётко заданному ритму и стихотворному размеру 'Вроде сладко, но так горько' /_/_/_/_ - четырёхстопный хорей с лишним безударным слогом, образующим женскую рифму.
  Оригинальность и образность: парадоксально звучит последняя строка 'В книге телефонной'. Сразу всё прочитанное ранее приобретает иной смысл. Тайна 'памяти рук' раскрыта. Эти руки помнят номер телефона, который без конца им хочется и хочется набирать. Не банально, но грустно. Образ Сивиллы, жрицы хранящей Книгу судеб, наполняется новым содержанием: Книга судеб и Телефонная книга - это одно и то же.
  Концептуальность: когда любишь всеми органами чувств, очень трудно забывать. По мнению автора: последними отказываются 'забывать' руки
  Ассоциативность: С. Есенин 'Пускай ты выпита другим'. Е. Осин 'Плачет девочка в автомате'. Оценка 4 .
  
   14. Амусин А.Б. 'Ну, вот и осень'
   Ну, вот и осень!
   Скрип да шорох
   Листвы пожухлой и пустой,
   Ни строчки в ней о том, кто дорог,
   Ни слова,
   как мне быть с собой...
  
   Клин журавлиный - росчерк боли,
   Колодец гулкий - без воды,
   И лебеди спешат с любовью
   На чьи-то чистые пруды.
  
   Под плугом где-то рвётся пашня,
   Под ливнем киснет целина...
   Черёмухе уже не важно,
   Какая ждет её зима.
  
   А луг?
   Ещё вчера весёлый,
   Сегодня -
   высохший старик,
   Единственной ромашкой сонной
   К полыни сгорбленной приник.
  
   И лишь дорога, твердь да слякоть,
   Зовёт привычною тоской.
   Но где тот дом,
   где можно сватать
   Любовь,
   рождённую весной?
  
   Тема: последняя любовь
   Идея: мир утратил гармонию. Между внешним пейзажем и внутренним переживаем ЛГ появились несоответствия. Надо привести мир в состояние гармонии.
   Средства художественной выразительности: Стихотворение состоит из пяти катренов. Однако первый, четвёртый и пятый имею две дополнительные строки, логически и ритмически являющиеся продолжением предыдущих. Очевидно, автор захотел придать дополнительный рисунок стихотворению с цель выделения основных акцентов. Рифма перекрёстная. Классическое чередование мужской- ударной и женской-безударной. Размер 'Ну, вот и осень! Скрип да шорох' _/_/_/_/_ - четырёх стопный ямб с лишним безударным слогом в каждой нечётной строке. Особое место в стихотворении отводятся эпитетам: 'пожухлый', 'пустой', 'гулкий', 'весёлый', 'высохший', 'сгорбленный' помогают читателю воспринимать образы в их яркой неповторимости . Риторический вопрос в конце текста делает сюжетную линию незавершённой. Оно так и должно быть, ведь, несмотря на Осень, Любовь -не исчезла вместе с ветреной весной и благоухающим летом.
   Оригинальность и образность: Выделение дополнительных строк расставляет акценты 'вчера -сегодня', 'где-где', 'любовь -весной'. Образы зримые на взгляд, слышимые на слух и ощутимые на вкус. Особенно тонко выписан образ луга, который;
   Единственной ромашкой сонной
   К полыни сгорбленной приник.
   Концептуальность: Природный цикл завершён. Вслед за летом наступает осень. Жизненные силы на исходе. Но сила человеческой души торжествует над природой. Любовь, 'рождённая весной' требует продолжения. Но найдёт ли его? Звучит вопрос.
   Ассоциативность: А. Пушкин 'Унылая пора..', И. Бунин 'Осень. Осыпается...', Лариса Кузьминская 'И будет осень', 'Среди осенней тишины'. Оценка 5 .
  
   15. Бурель Л.Л. 'Капитуляция'
   "Не люблю" - не хотела слышать.
   "Не люблю" - не желала верить.
   Нелюбовь, как дикого зверя
   приручить старалась. Не вышло.
  
   Словно яд змеиного жала,
   "не" пыталась выдавить силой,
   молний жар я о "не" гасила,
   чтоб измором взять, окружала.
  
   Нелюбовь , как опытный сталкер,
   зону страсти прошла по краю.
   Белый флаг я ей отправляю
   треугольным письмом без марки.
  
   Тема: Нелюбовь, которую долгое время принимали за любовь.
   Идея: Когда устаёшь бороться за любовь, понимаешь, что можно обходиться и без этой борьбы, а стало быть, и этой любви.
   Средства художественной выразительности; часто повторяющаяся частица и приставка 'не' повторяется девять раз. Причём в первом четверостишии шесть раз, потом употребление 'не' заметно идёт на убыль. Ситуация категорического отрицания как бы уступает место спокойному рассуждению. Стихотворение состоит из трёх катренов. Рифма кольцевая. Создаётся некий замкнутый круг, из которого ЛГ с трудом удаётся вырваться.
   Размер 'Словно яд змеиного жала' /_/_/_ _/_ тяготеет к четырёхстопному хорею, с явным лишним безударным слогом между третьей и четвёртой стопой, плюс безударный слог, образующий женскую рифму, в конце строки.
   Оригинальность и образность: интересны название 'капитуляция' и образ 'белого флага', а также 'треугольного конверта без марки'. Все эти символы являются военными. ЛГ, действительно, вела борьбу за любовь. Но так хочется сказать: 'капитулировать' - это не значит - проиграть сражение.
   Концептуальность: Есть крепости, которые нам не доступны. Так стоит ли тратить время на их осады?
   Ассоциативность; М. Цветаева 'Любовь. Любовь!', 'Вчера еще в глаза глядел...', 'Под маской плюшевого пледа...'. Оценка 4 .
  
  16. Елисеева Анастасия 'Помнишь'
   Помнишь, на чахлые розочки раскошелясь,
   мы отмечали всё, что уже сбылось,
   помнишь десятки маленьких сумасшествий,
   помнишь, ты зарывался в лукавый шелест,
   в гриву и грёзу упрямых моих волос?
  
   Помнишь, в кино тайком целовал ладони,
   помнишь, конфеты вечером приносил?
   Помнишь, меня выписывали из роддома
   с маленькой Машкой, ещё ты шутил: "мадонна
   с куклой...", а кукла сладко спала в такси...
  
   Помнишь весну, распутицу, новоселье,
   Машка читала азбуку по складам,
   папа - уже в больнице, и в воскресенье
   нам позвонили... ещё ты сказал мне: "Ксеня,
   я никогда, никогда тебя не предам".
  
   Хватит молчать потрясённо, курить бессонно,
   врать неумело, нежничать невпопад.
   Хватит казниться, упрямо влезая в ссоры,
   всё объяснимо, тебе пятьдесят, мне сорок,
   ей девятнадцать, в общем, такой расклад.
  
   Хватит прощанья, размазанной вязкой каши,
   в щёчки давай поцелуемся - и пора.
   Хватит про "бес в ребро" и "судьбе не прикажешь".
   Хлопнула дверь. Обмираю бесслёзно. Я же
   создана из твоего ребра...
  
  Тема: любовь, которую предали.
  Идея: чтобы мужчина захотел к Вам вернуться, нужно его сначала отпустить.
  Средства художественной выразительности, оригинальность и образность: Стихотворение состоит из пяти пятистиший. Если соотнести с названием, то в подсознании возникает мотив распятия. Любовь распята и попрана. Но она жива! Рифма перекрёстная. Однако явно "мешает" одна строка. Получается весьма оригинальное чередование 1//3//4 и 2//5. Это утяжеляет чтение и восприятие прочитанного, что достаточно логично укладывается в сюжет стихотворения: ситуация-то не из лёгких. Монотонно долгая и томительная нерешительность ГГ провоцирует "активность" ЛГ. Она берёт на себя решение этой важной проблемы.
  Но перед тем как отпустить, она его прилично мучает, задавая вопросы, напоминающие самые важные события их жизни. Размер "Хватит молчать потрясённо, курить бессонно" /_ _ /_ _ /_ _/_ _ /_ нечёткий, нестабильный амфибрахий с лишним ударным и безударным слогом тоже подчёркивают основной сюжетный мотив. ЛГ пытается представить себе ситуацию как типичную бытовую, поэтому употребляет много речевых банальных выражений: "Бес в ребро", "судьбе не прикажешь" Последняя укороченная строка обрывает ход повествования. История закончена. Или нет? А как же намёк на"ребро"? Неужели комплекс Евы ?
  Концептуальность: Мир способен разломиться на две части: с любимым и без него. И причиной этому измена, предательство. Вот тебе и катаклизм, в отдельно взятой семье, в отдельно взятой квартире. Но меня не оставляет ощущение какой-то наигранности, чрезмерной драматичности.
  Ассоциативность: Пастернак "Гамлет", М. Цветева "Вчера ещё в глаза глядел", А. Ахматова" Я научилась просто мудро жить". Оценка 4 .
  
  17. Алексеев А.А. 'Непристойность высокая'
   Пью чашу снов; сны, словно капли яда,
   Болезненными делают мечтанья,
   Фантазии о нимфах и наядах,
   О Вас со мной в нескромных сочетаньях.
  
   В мерцанье сна уже не в силах скрыть я
   Неизреченность мысленной картины:
   Ритмическую музыку соитья
   Меня и Вас - нас, слитых воедино.
  
   Я назначаю тайные свиданья
   На островах Забвенья и Блаженства,
   Расплачиваясь явью, словно данью,
   За право обладанья совершенством.
  
   Из сотен снов я сон один зову -
   Тот, что и Вам приснился наяву.
  
  Тема: эротическая фантазия во сне.
  Идея: Плотская любовь может быть так же гармонична и потрясающе красива.
  Средства художественной выразительности: жанр сонет, очень рада, что просочилось в финал это стихотворение. Соответственно состоит из четырнадцати строк. Трёх катренов и одного двустишия. Рифма перекрёстная, а в последней строке параллельная. Всё согласно жанру. Чередование мужской и женской рифмы. Символично, как перекрёсток, скрещивание, судьбоносный крест.
  Оригинальность и образность: замечательны и оригинальны следующие образы: 'чаши снов', 'ритмическая музыка соитья', 'острова Забвенья и Блаженства'. Особенно трогательно и признательно звучит строка 'За право обладанья совершенством'. Немного напряжённо звучат слова 'капли яда', приближая телесную идиллию, к плотской оргии. 'Болезненные' мечтания и фантазии, на мой взгляд, не слишком вяжутся с гармонией 'соития' с 'совершенством.
  Концептуальность: достижение полной гармонии вполне возможно лишь во сне, но за это придётся 'расплачиваться явью'. Очевидно, за право обладания совершенством, надо будет отдать душу Дьяволу.
  Ассоциативность: А. Блок 'Демон', И. Бродский 'Я пробудился весь в поту', он же 'Любовь'.
  Оценка 4 .
  
  18. Воронов А.В. 'Под морзянку дождя'
   Под морзянку дождя
   набирать СМС-ку "Скучаю..",
   Бесконечное "Жду!"
   шифровать безыскусным "Прости..".
   Неприступное "Если"
   немилость отменит -
   ключами
   к тишине трель звонка?!..
   А пока утешеньем мотив
   мельтешащего месива
   черточек-точек дождинок.
   Что ж предатель-озноб,
   ты, наверное, прав на все сто:
   Мимолетна удача -
   поверить своей половинке,
   И ее отпустить
   погулять ... за разлуки бетон.
   Награждая вдогонку - немыслимо! -
   всплесками ... боли.
   Накопилось: цунами
   в сравненье по ярости - бриз..
   Как удачно слова
   монолит отношений вспороли!..
   Соберешь воедино
   на счет "раз-два-три"?!
   Раз!..Два?.. Три?!!..
   И насколько прочна - и устойчива?! -
   счастья площадка?
   На шифровку небес
   не надейся - напыщенный слог
   Прорисует грядущее
   очень туманно и сладко
   /Бросив в бурные воды -
   учить управляться с веслом/.
  23.09.2009
  
  Тема: любовь на расстоянии, любовь 'как состояние' души.
  Идея: Расстояние не помеха для любви, если эта Любовь настоящая.
  Средства художественной выразительности и оригинальность: жанр верлибр, но некоторые строки имеют приблизительное фонетическое созвучие ' прости - три', 'площадка-сладко' и другие. В тексте несколько риторических вопросов и большое количество восклицательных выражений, что придаёт ему определённую экспрессию. Нервность, неровность строк чем-то напоминают азбуку Морзе. Приём оригинальный и весьма выразительный: точка, как бы, символизирует прекращение отношений, а тире намекает на возможность их продолжения. Договорились ли мужчина и женщина о грядущей встрече, так и остаётся для читателя загадкой, но эпитеты 'туманно и сладко' позволяют надеяться, что встреча состоится.
  Образность: замечателен образ дождя, заявленный в первой строке, который отражает внутренне состояние героя. Капли его длинные и короткие - это ритмические удары сердца. Длинные на счёт 'скучаю', 'жду', 'если'. Короткие на счёт 'раз-два-три'. Обилие метафор делают стихотворение нелёгким для восприятия.
  Концептуальность: отношения мужчины и женщины - это не есть простое взаимоотношение полов, это - сложное, постоянно перетекающее из одного в другое, состояние мира, природы.
  Ассоциативность: А Блок ' Сольвейг', И. Бродский 'Тихотворение мое, мое немое...'.
  Оценка 4 .
  
  19. Бойку В. 'Надо только любить'
   Всё, чем ты обладаешь -
   Поставить спокойно на кон.
   Надо только любить...
   Раствориться в небесной лазури.
   И увидеть, услышать, осмыслить,
   Что это - закон -
   Притяженье Огня и Воды,
   Сновиденья и Бури...
  
   Надо только любить...
   Громким эхом движенье светил
   Отзовётся в сердцах -
   В переполненных чашах Грааля.
   Наш союз в Небесах
   Бог-Отец навсегда освятил,
   Матерь Мира средь нас.
   Нам не ведомы грани печали.
  
   Надо только любить...
   Очень надо... Иначе нельзя
   Разглядеть в Человеке
   Живое Присутствие Бога.
   Надо очень любить...
   Прорастая, летая, скользя.
   Как же, всё-таки, это -
   Возвышенно, ярко и много.
  
   Надо только любить...
   Вспыхнуть пламенем ярких комет.
   Возродиться из пепла
   Земных многозначащих будней.
   Каждый день словно солнце
   Дарить окружающим свет.
   Зацелованным, радостным, нежным -
   Творить беспробудно.
  
   Надо только любить...
   Многоточьем, пульсацией вен.
   Чтоб узнать - что же это такое -
   Второе дыханье.
   Время счастья, покоя, уюта,
   Больших перемен.
   Безразлично, какое меж нами
   Тогда расстоянье.
  
   Надо только любить...
   Ведь не каждому это дано -
   Безусловно довериться
   Внутренним жизнепотокам.
   Мы сажаем с тобой
   В плодородную почву зерно.
   Мы с тобой приобщились
   К Сердечным Вселенским Истокам.
  
   Надо только любить...
   Бесполезно об этом молчать.
   Неосознанным жестом,
   Наполненным ласковым словом,
   Обаянием женским
   И силой мужского плеча.
   Я готов, потому что
   И ты бесконечно готова.
  
  Тема: надо любить... и всё!
  Идея: любовь - потребность души и одновременно большая сложная работа
  Средства художественной выразительности и оригинальность: стихотворение состоит из восьми октав. Очень интересна и нетрадиционна рифмовка текста: 2//6, 3//5 (не везде!) и 4//8, создавая, таким образом, разомкнутый круг. Основная мысль стихотворения заложена в рефрене 'Надо только любить...' От того, что эта строка начинает каждую октаву, создаётся ощущение возвращения к исходному, к истоком. Смысл Бытия в любви. Как не вспомнить любимого поэта: 'Только влюблённый имеет право на звание человека'. Большую роль играют и ряды однородных членов, передающие градацию чувств героя и героини 'Время счастья, покоя, уюта...'. Характерны несколько оригинальных эпитетов 'Сердечным Вселенским Истокам', 'Зацелованным, радостным, нежным'. Но много эпитетов и традиционных 'небесной лазури', 'переполненных чашах', 'ласковым словом', что придаёт стихотворению некоторую обыденность и тривиальность.
  Образность: ведущие образы - Бога -Отца и Матери Мира, символизирующих единение мужского и женского начала 'Обаянием женским И силой мужского плеча'. Только вдвоем они в состоянии произрастить зерно будущего Мира.
  Концептуальность: Любовь дана людям в виде маленького зёрнышка, а произрастить его люди должны сами.
  Ассоциативность: Библейская притча ' В магазине у Бога'.
  Оценка 4 .
  
  20. Даниэла Долина. 'Божественна'
   Сквозь кружево безлиственных дерев,
   Как парус, подгоняемый ветрами,
   Скользила юбка шёлковая вверх:
   Ступенька за ступенькой. Голый камень,
   Обласканный подолами, блестел
   Под солнцем уже умершего лета,
   На шляпке танцевали пятна света
   И тени обнажённых веток-стрел.
   Мой взгляд заставил шляпку обернуться,
   Владелицу её - поднять вуаль,
   Взглянуть наверх: в глаза мне, мимо, вдаль...
   Божественна... Не для меня. Как жаль!..
  
  Тема: Любовь несостоявшаяся.
  Идея: Как часто из-за робости и нерешительности мы упускаем настоящее.
  Средства художественной выразительности и оригинальность: стихотворение написано одной строфой из двенадцати строк. Но автор виртуозно владеет рифмой. Первые четыре строки имею излюбленную многими авторами перекрёстную рифму, вторые четыре стоки -кольцевую, а последние четыре строки имеют выбивающуюся из рифмовки первую строку, и три строки имею параллельную рифму. Такая разнотипная рифмовка придаёт стихотворению ощущение свободного движения и необыкновенной лёгкости. Этому способствует и размер 'Сквозь кружево безлиственных дерев...' _/_ /_/ _/_/ - пятистопный ямб. Редкое сочетание одного из самых коротких размеров и длинной строки. Несколько замечательных метафор делают текст неповторимым и ярким: 'кружево... дерев', 'юбка-парус', 'ветки-стрелы'. Есть и ещё два не слишком распространённых в поэтической практике приёма: Анжабеман - перенос части слова или словосочетания из строки в строку:
  ... Скользила юбка шёлковая вверх:
  Ступенька за ступенькой. Голый камень,
  Обласканный подолами, блестел ... смещает некоторые акценты восприятия текста; второй - антитеза - стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Я бы добавила, доведённый автором до парадокса, очень неожиданного, непредсказуемого финала, никак не вытекающего из содержания текста.
  Образность: образ движения, необычайной лёгкости скольжения, полной изящества и гармонии образ женщины контрастирует с образом ГГ , неготового к общению с Божеством 'Божественна... Не для меня. Как жаль!..' И горечь, и ирония, и подтрунивание над самим собой и сложившейся ситуацией.
  Концептуальность: Прекрасному бриллианту нужно соответствующее оформление -Божеству необходимо соответствующее служение. Не каждый мужчина готов к такому служению. А жаль!
  Ассоциативность: А. Блок 'Незнакомка', 'Вхожу я в тёмные храмы', Марина Цветаева 'Мне нравится...'.
  Оценка 5 .
  
  21. Фогель Лидия. 'Моей любви'
   она жила
   наперекор тому, что было.
   она жила
   наперекор тому, что есть,
   она жила
   забытой и бескрылой
   и берегла зачем-то свою честь.
   она была
   счастливой и богатой
   и преданной,
   как самый верный пёс.
   она была
   невольно виноватой,
   за то, что умирала...
   не всерьёз.
  
   моей любви, нечаянно рождённой,
   живучей несмотря и вопреки,
   такой ненужной и такой бездонной,
   я посвящаю все свои стихи.
  25.06.09
  
  Тема: любовь безответная.
  Идея: любовь сама решает, где ей быть, когда приходить и уходить, кого любить.
  Средства художественной выразительности и оригинальность: стихотворение содержит две строфы. Первая состоит из пятнадцати строк, организованных преимущественно по тонической системе стихосложения, вторая организована классически, силлабо-тонической системой стихосложения. Данная авторская задумка довольно оригинальна и придаёт первой части особую ритмичность, а вторая часть ведёт к определённому завершению: констатации факта. Интересен приём единоначатия 'она была' и как вариант 'она жила'. Словно сам факт существования чувства не имеет право подвергаться сомнению. Весьма характерно и употребление эпитетов-антиподов 'забытой и бескрылой', 'такой ненужной и такой бездонной'. Автор словно подчёркивает необратимость ситуации и, в то же время, её напряжённую нелепость. Однако она находит прекрасный выход из положения: неразделённое чувство становится музой и даёт автору возможность писать стихи. Да ещё какие! Образность: чувственность, чувство, в разных обликах и ипостасях. И даже банальный 'верный пёс' звучит естественно и уместно.
  Концептуальность: любовь не бывает безответной. В том плане, что она всегда отвечает, тому, кто любит, взаимностью.
  Ассоциативность: Марина Цветаева ' Моим стихам...', 'Любовь!', Ю. Друнина 'Не бывает любви несчастливой'.
  Оценка 5.
  
  22. Сошенко А.Ф. 'Не верь, не бойся, не проси'
   Не верь, не бойся, не проси.
   Из поколенья в поколенье
   Передается, как моленье,
   Три отрицания простых.
  
   А ты поверила ему,
   Как никому до той минуты,
   В одно мгновенье жизнь всю спутав,
   Сама не зная, почему.
  
   А ты боялась, что твой сон
   Уйдет порою предрассветной,
   Растаяв с дымом сигаретным
   За столиком на двух персон.
  
   А ты просила небеса
   Нет, не любви его признаний.
   Хотя б отсрочить расставанье:
   На день. На час! На полчаса!!
  
   Но он ушел. И где взять сил,
   Чтобы в любовь поверить снова,
   Когда стучат в висках три слова:
   Не верь, не бойся, не проси.
   (27 января 2009)
  
  Тема: грустная. Коварный соблазнитель покинул любящую его девушку.
  Идея: ещё грустнее. Чтобы не ошибаться, не надо влюбляться.
  Средства художественной выразительности и оригинальность: жанр романс. Состоит из пяти классических четверостиший. Каждая из пяти строф образует внутреннее кольцо. Это создаёт ощущение замкнутого круга. На это же играет и внешняя рифма, организуемая повтором первой строки в конце стихотворения. Приём единоначатия 'А ты' трижды подчёркивает мысль о том, что девушка рискнула вырваться из круга 'трех отрицаний' и теперь страдает. Характерно, что этой анафоре противостоит в последней строфе антитеза 'Но он'. Оригинальных метафор, сравнений, самобытных эпитетов я, к сожалению, не обнаружила.
  Образность: яркого запоминающегося образа тоже. На первое место выходят то ли воспоминания героини, то ли упрёки самой себе
  Концептуальность: разорвав один замкнутый круг, определённый тремя правилами, человек попадает в другой. И так, пока не смирится и не поверит молитве, которая передаётся из поколения в поколение, А потом передаст эту молитву в назидание своим детям.
  Ассоциативность: Романс М. Пойгина 'Не уходи, побудь со мною', Марина Цветаева 'Вчера ещё в глаза глядел', А. Ахматова 'Я научилась просто мудро жить'.
  Оценка 4.
  
   23. Попова А.Р. 'Жертва'
   Всё принять, всё простить - и вынести,
   Я сама вас веду к алтарю.
   Я любви не прошу, как милости,
   Я, как милость, её дарю!
  
   Вы нежны, влюблены и молоды,
   Перед вами лежат века.
   Будьте счастливы, словно голуби,
   Два игрушечных голубка.
  
   Вот и всё, а моей погибелью
   Просто можете пренебречь.
   Что ещё... ах, да, береги его,
   Он не будет себя беречь...
  
   Вы изменитесь, вы излечитесь,
   В мире нет нерушимых уз,
   Если встретите - не замечу вас,
   Если кликните - отвернусь.
  
   Будьте счастливы! Знаю - будете,
   Так случилось, так суждено.
   Если помните - позабудете,
   Если судите - всё равно...
  
   Но не надо судить. Дорогие мои,
   Это вырвалось, как упрёк.
   Что ещё... ах, да, береги её,
   Как никто меня не берёг...
  
   Тема: любовь несчастная, безответная.
   Идея: самопожертвование во имя счастья любимого благородно, но очень грустно.
   Средства художественной выразительности и оригинальность: Стихотворение состоит из шести катренов, рифмуется каждая чётная строка, рифма перекрёстная, мужская. Нечётные строки не рифмуются и организуются только за счёт ритмического сочетания ударных и безударных слогов. Размер 'Всё принять, всё простить - и вынести' /_//_/_/_ /, 'В мире нет нерушимых уз' /_/_/_/, 'Но не надо судить. Дорогие мои' /_/_ _/_ _ /_ - очень не стабилен. Оригинальных художественных приёмов нет. Разве только что употребление многоточий в третьей, пятой и шестой строфе. Возникает мотив недоговорённости, и отчуждённости. Из традиционных приёмов употреблён приём единоначатия (анафора): в первой строфе трижды появляется местоимение 'я'. Такое впечатление, что героиня сама себе вынесла приговор, а также в четвёртой и пятой слово 'если'. Страдающая женщина, во имя счастья любимого готовой пожертвовать своей любовью. Несколько непонятная ситуация: кто она ему - бывшая возлюбленная? Но, по всему выходит, она намного старше его. Отсюда и почти материнская жертвенность.
   Образность: Умилили и спасли ситуацию 'два игрушечных голубка'. Возможно, от того, что сразу представилась эмблема нашего конкурса.
   Концептуальность: Жертва на алтарь семейного счастья бывшего возлюбленного - это так по-женски самоотверженно и так типично.
   Ассоциативность: А. С. Пушкин 'Я Вас любил...', М. Цветаева 'Святая ль ты, иль нет тебя грешнее', 'Вчера ещё в глаза глядел'.
   Оценка 4 .
  
   24. Елиссев А.И. 'Домой'
   Домой!
   Домой! Домой - к убранству кружев
   На занавесках, в полумрак.
   Домой - где ждёшь меня на ужин,
   Спешу, лечу на всех парах.
  
   По этим улочкам щербатым,
   Где каждый камушек знаком,
   Где провожал тебя когда-то
   Двадцатилетним пареньком.
  
   Холодный ветер дышит в спину.
   Опять зимы подходит срок,
   И пальцы без перчаток стынут...
   Домой, домой - "на огонёк".
  
   Домой - где так уютен вечер
   С тобою, добрый ангел мой...
   - Домой! - толкает в спину ветер,
   И провода поют: "Домой!"
  
   Домой - от шума городского,
   От ежедневной суеты.
   Домой - где каждый вечер снова,
   Как в первый раз, встречаешь ты.
  
   Тема: любовь, не умирающая с годами.
   Идея: любовь даёт человеку пристанище, уют, счастье.
   Средства художественной выразительности и оригинальность: жанр романс, стихотворение состоит из пяти катренов, рифма перекрёстная, чередование мужской и женской. Гармоничное сочетание мужского и женского начала придаёт стихотворению стабильность и прочность. Выразительным средством, несомненно является десятикратный повтор слова 'домой', приём повтора сочетается с анафорой. Несколько традиционных эпитетов 'улочкам щербатым', 'шума городского' весьма уместны и являются логическим продолжением авторской идеи.
   Образность: образ дома, как главного человеческого пристанища, к которому ведут все пути и дороги. Образ, наполненный теплом и нежностью. Он манит, он ждёт, он знает, что придём.
   Концептуальность: Дай Бог, каждому иметь такой дом!
   Ассоциативность: А. Блок 'Незнакомка', С. Есенин 'Низкий дом с голубыми ставнями...',
   Оценка 5 .
  
   25. Зотов Д.В. 'Песнь о надежде'
   Далеко-далеко, на чужом берегу,
   Там, где воют ветра, словно черти,
   Одинокий моряк ковылял по песку.
   Он был стар, он был в шаге от смерти.
  
   Его руки морщинисты, взгляд помутнел,
   Только память тверда, как и прежде.
   И шептал он ту песню, которую пел
   В годы юности. Песнь о надежде.
  
   Пел её он для девушки, нежной, как сон,
   Танцовщицы в портовой таверне.
   Он не ведал тогда, что навеки влюблён,
   Что, как пёс, ей останется верным.
  
   А она танцевала легко, словно тень,
   Беззаботная и неземная.
   И не знала она, что есть ночь и есть день.
   Озорная. Шальная. Слепая.
  
   Он сидел там полночи, не ел и не пил,
   Завороженный, грустный, ранимый.
   А затем, рано утром, корабль уплыл,
   Унося его вдаль от любимой.
  
   Он поклялся тогда, что вернётся в тот порт.
   Он о чуде молил даже звёзды.
   Он сдержал своё слово, но лишь через год,
   Когда было, увы, слишком поздно.
  
   Отыскал он любимую там, где пути
   Обрываются высшею силой.
   "Почему?" - крикнул он. Но ответ не найти.
   Только пели ветра над могилой.
  
   Он стоял на коленях, беззвучно рыдал
   И траву под крестом гладил нежно.
   И сухими губами в ночи зашептал
   Ту прекрасную песнь о надежде.
  
   Хриплый шёпот его растворился во тьме -
   Небеса безразличны к страданьям.
   И тогда за штурвалом он встал на корме
   И отправился к вечным скитаньям.
  
   Бороздил он моря, словно раненый кит,
   Предавался безумным порокам,
   Но любовь оказалась прочна, как гранит, -
   Ему было везде одиноко.
  
   И спустя много лет, на исходе весны,
   Став уже пожилым капитаном,
   Он повёл свою шхуну на гребне волны
   К островам посреди океана.
  
   Приказал он команде вернуться домой:
   "Ждут, ребята, вас жёны и дети".
   Сам же прыгнул за борт в невысокий прибой
   И остался один на рассвете.
  
   Отыскал он то место, где боль и тоску
   Мог излить, как молитву, словами.
   Это был дикий пляж на чужом берегу,
   Позабытый людьми и богами.
  
   И когда, как пожар, небосвод заалел,
   Простираясь над бездной безбрежной,
   Зашептал он ту песню, которую пел
   В годы юности. Песнь о надежде.
  
   Свято верил он в то, что волшебный мотив
   Лишь окрепнет на вольном просторе,
   И тропический бриз, эту песнь подхватив,
   Унесёт её в синее море.
  
   Полетит она с ветром за тысячи миль,
   Станет снегом, дождём или градом,
   Усмирит ураган, обратив его в штиль,
   Закружит золотым листопадом.
  
   Прикоснётся прохладным дыханьем к щеке,
   Исцелит, словно шёпот любимой.
   И как память о нём, о простом моряке,
   Прозвучит серенадой красивой.
  
   И найдёт свой приют в чьих-то юных сердцах,
   Их наполнив добром и терпеньем.
   И они ощутят, как рассеялся страх,
   Одиночество, гнев и сомненья.
  
   И они сохранят её тысячу лет,
   Чтоб жила эта песнь, как и прежде.
   Ибо, что есть у нас? Только новый рассвет
   И прекрасная песнь о надежде.
  
   Тема: любовь бескорыстная.
   Идея: если сам не можешь быть счастлив в любви, поделись ей со всем миром, и возможно кому-то улыбнётся удача.
   Средства художественной выразительности и оригинальность: явное совмещение жанров лирической песни и баллады. Назовём его лирической балладой. Редкий в нашей литературе жанр, однако он довольно часто встречался в литературе немецких романтиков конца 18 - начала19 века. Стихотворение состоит из 19 катренов, Рифма перекрёстная. Чередование мужской и женской рифмы. Размер 'Далеко-далеко, на чужом берегу' _ _ /_ _ /_ _/ - трёхстопный амфибрахий. Как уже неоднократно говорилось, этот размер имеет ритм медленного вальса. Отсюда особая мелодичность текста. Это и даёт автору право называть свой текст 'песней'. Особую эстетическую роль в данном стихотворении, как и должно быть в песне, выполняют эпитеты: 'чужом берегу', 'одинокий моряк', 'прекрасная песнь', 'прохладным дыханием', 'золотым листопадом'. Анафор несколько: союз 'и' начинает строку пятнадцать раз, местоимение 'он' восемь раз. Сравнительные обороты подчёркивают драматизм ситуации; 'как гранит', 'как молитву', ' как пёс'. Ситуация типичная, но многозначная, без конца повторяющаяся. Страдание и любовь всегда идут рядом.
   Образность: Традиционно романтическими предстают и образы героев: одинокий моряк и слепая танцовщица из 'портовой таверны'. Образ моря-стихии и внезапно нахлынувшего чувства перекликаются между собой. Любовь, которая не умирает даже после смерти возлюбленной.
   Концептуальность: любовь - это не просто состояние души одного человека. Любовь -это песня на все века, пространства и расстояния.
   Ассоциативность: Генрих Гейне. ' Лорелея' в переводе А. Блока, Федерико Лорка 'Танец'.
   Оценка 5 .
  
  26. Фогель Лидия 'А была будто ... кружево' .
   Была белой, пушистой,
   стала серой, безликой.
   Была ясной и чистой,
   захлебнулась от крика.
   Надорвалась от боли,
   камнем вниз полетела.
   Незавидная доля,
   душа... опустела.
   А казалось - навечно.
   А все думали - сказка.
   А слова вдруг картечью
   по любви...
   чёрной краской.
   И в глазах - ни просвета:
   ни дорожки, ни тропки.
   Вот и кончилось лето,
   так безмолвно, так громко.
   И любовь вмиг из белой
   сразу стала не нужной.
   Как дрова прогорела,
   а была...
   будто кружево.
   31.12.07
  
   Тема: любовь, которую из цветной превратили в чёрно-белую.
   Идея: разрушенную гармонию восстановить невозможно. Убитое чувство не воскресить, однажды 'распрямлённое' снова кружевом не сплести.
   Средства художественной выразительности и оригинальность: стихотворение написано одной строфой. Рифма перекрёстная, чередуется мужская и женская рифма. Снова встречаем приём переноса особо смыслосодержащих слов и словосочетаний в начало следующей строки. Замечательно в эту 'кружевную' историю вплетается антитеза белого и чёрного цвета. И снова неожиданный финал 'была... будто кружево'. Уникальное сравнение. Интересное и глубокое насыщенное содержание.
   Образность: образ любви-кружева, счастливого беззаботного чувства противостоит образу сгоревшей кучки дров.
   Концептуальность: мир безлик, пошл и бесцветен без любви. Но сама она достойна воспевания.
   Ассоциативность: М. Цветаева 'Любовь', В. Хлебников, 'И я свирел в свою свирель...', С. Есенин 'Туча кружево в роще связала...'
   Оценка 5 .
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"