Продолжаю литобзор конкурса "Вера, Надежда, Любовь" 2020, и предлагаю вашему вниманию вторую часть: литобзор некоторых рассказов. Подчеркиваю, это лишь мое субъективное мнение, и это далеко не все рассказы, о которых хотелось бы написать. Буду добавлять отзывы по мере появления новых. Частично повторю то, что уже писала авторам в комментариях.
1. Малоухова Мария. Алексей
В народе говорят: "Любовь как хлеб, ее нужно печь каждый день". Пироги ли, пицца ли, блины - это все тоже разновидности хлеба. Не так ли? Метафора хлеба - все, что можно печь, совершая определенную работу, работу любви к нашим близким, к тем, о ком мы заботимся с теплотой. При этом понятие "близкие" расширяется, и изливается это тепло любви и хлеба на тех, кто даже просто случайно зашел в гости. Тогда с теплотой поднимающегося теста, с ароматом начинки, вкусом сыра вырастает надежда на лучшее будущее. И, конечно, вера в то, что где-то есть тот, кому ты не будешь безразличен.
Сочно, вкусно и ярко написано. Отдаленно звучит очередная "попытка к бегству". Хочется надеяться, что она будет удачной.
2. Wiess Toeden. Канарейка пакует чемоданы
Можно ли надеяться тогда, когда надежды нет? Остается ли любовь, когда ты стоишь у последней черты? Все мы едем в этом поезде по имени Жизнь неизвестно куда. Говорят, что все точно узнаем, когда прибудем на место.
Когда расстаешься с любовью и надеждой, потому что они принадлежат земному миру, остается лишь вера в обретение покоя, "осенённого мерцанием луговых цветов в густом неслепящем свете нездешнего дня". Рассказ пронзительно грустный, наполненный светлой печалью.
3. Гаан Лилия Николаевна. Кучум, карма и Шекспир
Я бы сказала, что это гораздо более емко получилось, чем просто рассказ. Лица, судьбы, характеры просматриваются ярко, четко. Распахнулось окно на жизнь нескольких поколений. Читается с неослабевающим интересом. Сочувствуешь и сопереживаешь героям на протяжении всего повествования. И, главное, что это жизненная история.
Так что люди живут одинаково во все времена, от Шекспира до наших дней. Стиль изложения живой, образный, как будто художник пишет картину крупными мазками. И, интересной мне показалась такая форма изложения, при которой как бы не выделен главный герой/героиня. Есть рассказчица, от имени которой ведется повествование, но и она появляется ближе к концу. А остальные персонажи по очереди как бы выходят на авансцену под луч прожектора, и становятся на время главными. Потом каждый уходит в тень, и его место занимает другой.
4. Бердник В. Дурная примета
История, в общем старая, и вечная, как мир. История о розовых очках. Она встретила его, влюбилась, примерила их, и появилась надежда на любовь. А розовые очки влюбленности отрицают реальность, окутывают происходящее дымкой надежды. Еще этот гламурный аксессуар напрочь отключает здравый смысл. И никакой трезвый взгляд со стороны не оказывает влияния, никакие дурные приметы не настораживают. Неистребима вера в то, что счастье возможно. И женщины стремятся к эфемерной воображаемой любви, и сгорают, как мотыльки в пламени свечи.
Хорошо написанный рассказ об отношениях и чувствах, с уместной ретроспекцией к недавним советским временам. Слегка ностальгический, слегка печально-сожалеющий. И в конце горечь понимания: каждый проживает свою жизнь самостоятельно, подсказать, уберечь невозможно.
Тычемся слепо,
идеала взыскуя.
Трепещем нелепо
от поцелуя.
Не слышим советы,
сердце вручаем.
Дурные приметы
не замечаем.
5. Градов И. Я не хочу умирать
Автору удалось мастерски, на мой взгляд, показать, используя жанр научной фантастики, как любовь очеловечивает, делает неживое живым. И в этом великая сила любви. Как вариант космических Пигмалиона и Галатеи очень даже удачно получилось.
Достоверно и тонко отражены все нюансы смены сознаний девушки. Хотя по сюжету она - андроид, мною воспринимается, именно как живая героиня. Стиль изложения четкий, гармоничный, ничего лишнего, но достаточно для восприятия и ощущения реальности происходящего. Когда в конце наметилось знакомство с мамой, даже мурашки побежали от предчувствий. И, как мне кажется, тема раскрыта. Тут есть и вера в возможность отношений, и надежда на совместное будущее, и любовь, как бы странно это ни прозвучало.
6. Воронина А. Дневник
Образный, сочный язык, выпуклые, яркие картины. Ну и сюжет, конечно, увлекает от первой до последней строки. Особенностью рассказа является, на мой взгляд, наличие многих сюжетных линий, истории многих людей образуют причудливый гобелен отношений, сплетаясь прихотливыми завитками, обгоняя друг друга, и тут же возвращаясь назад. Это пары Хелен и Артур, Илья и Света, и, наконец, Хелен и Илья, которые тоже соединяются в некую мистическую пару на страницах дневника. Встреча Ильи со школьной учительницей сдергивает покров мистики, и неожиданно все становится печальной реальностью. Реальностью, в которой уже есть закончившаяся история, и ничего невозможно изменить.
7. Кашпур В. В. Табуретка
Меня потрясла фраза: "Разум человека стоит на табуретке подсознания с петлёй чувств на шее. У табуретки три ножки: Вера, Надежда, Любовь. Достаточно сломать одну из них и всё, можно спокойно обшаривать карманы висельника, пока он сучит ногами". Для себя определила ее как ключевую всего повествования. Необъятная метафора, уместившаяся в небольшом абзаце.
Мы видим хорошее понимание и мастерское описание внутреннего мира юноши, скорее даже подростка. Его бравада в отношениях с матерью поначалу настраивает против него. Но далее в диалоге с переговорщиком, парень решительно встает на защиту своей семьи. И мы понимаем, что грубость для него - это всего только обычный подростковый способ преодолеть детскую зависимость. И не случайно аргументы копа-переговорщика приводят к результату. Они включают любовь. А любовь позволяет жить дальше.
8. Худякова Н. Ф. Сиреневый туман
Приятное и гармоничное чтение. С чувством узнавания погружаешься в переживания героини. Наверное, в каждую женскую головку иногда приходят такие мысли. Весь вопрос, в том, что с этим делать? Простая история, минимум действия, но зато простор для чувств, ощущений, переживаний. И даже то, что предсказуемо, "серенький человечек" оказался Долиженковым, не разочаровывает. Образный язык и теплый мягкий юмор усиливают удовольствие. Многие фразы просто очаровали, как жемчужины в открывшейся раковинке текста.
Меня восхитили следующие:
"Я шла по асфальту в колготках, а в душе моей тихо пели ангелы."
" В ее взгляде, как у фермера рядом с больной скотиной, читалась дилемма - лечить или все же усыпить."
"Захотелось телепортировать домой. Но, к сожалению, этим искусством я не владела."
И, как вишенка на торте, любимый мною happy end.
9. Алекс А. Легко ли быть чертом
Рассказ весьма и весьма неплохой. По крайней мере, взгляд с точки зрения "злодея-черта" нетривиален. Его позиция убедительна, его передряги в мучительной адской атмосфере весьма понятны. Но автору все же удалось избежать соблазна и не впасть в крайность. То есть из отрицательного героя не вылеплен положительный. Критерии добра и зла в рассказе четко определены. И добро торжествует, несмотря на страдания и гибель героини.
Девочку жалко, очень жалко. Но все же, хорошо, что есть такие вот девочки. Ее смерть выглядит как победа, а не как поражение.
10. Бачерикова Вера. Ода другу Так же, как "есть люди с крепким жизненным стержнем", есть и тексты ладные, прочные, надежные и добрые, как друзья. К этим текстам можно возвращаться, перечитывать, впитывать покой и гармонию, исходящую от них. Послевкусие по прочтении всегда приятное, необычное, хочется смаковать каждое слово, каждую фразу.
Именно такова, на мой взгляд, "Ода другу". Начало - ностальгическая отсылка к дотролличьим временам в интернете, затем погружаемся еще глубже в историю страны, дальше-дальше. Теплые воспоминания о детстве, съемках фильма, дружбе подкупают своей искренностью. Захотелось сразу и фильм пересмотреть, и песню о Маленьком принце заново прослушать. Благодаря искусству автора, образности изложения, мягкому юмору, появилось чувство сопричастности к событиям почти пятидесятилетней давности, и сожаление, что рассказ так быстро закончился.
11. Белкин Александр. Берта и Берт Краткость, как известно, сестра таланта. Меня восхитил лаконизм изложения, позволяющий, тем не менее, воспринять картину полностью. На мой взгляд, рассказ отлично раскрывает тему конкурса. Есть в нем и любовь, и вера, и надежда, которые позволяют героям выжить и сохранить себя. Написано в довольно редком сегодня эпистолярном жанре. Жизнеутверждающе прозвучала фраза в конце: "Жизнь в шестьдесят лет ведь только начинается!"
Важное, что для себя вынесла из рассказа: "Любовь, что движет Солнце и светила", вечная. И никакие жабы и бегемотики этому не помеха.
Межгалактический микро-роман в письмах получился трогательный и какой-то светлый. Понравилась интересная идея - предоставить читателям самим создавать портреты героев. Такой простор для фантазии открылся.
12. Васильева Татьяна Николаевна. Одного дерева веточки Удивительно, как история всей нашей огромной страны преломилась и отразилась в истории жизни главной героини. Получился в чем-то уникальный, а в чем-то и архетипический образ русской женщины, которая обладает огромным запасом благих качеств и свойств истинно русского характера.
Она отличается любящим сердцем и верностью, честностью и скромностью, готовностью к самопожертвованию ради любимых людей. Ее сострадательность не умозрительна, не пассивна, а активно проявляется в жизни. Для нее любить означает жить и действовать, думая в первую очередь о тех, кого любишь. Причем она все делает не напоказ, не в целях самолюбования, а естественно, как дышит. И не ожидает награды.
В каком-то старом фильме главному герою говорят, упрекая за доброту: "Добренький ты!" А он отвечает: "Я не добренький. Я - нормальный!"
Так вот, Евдокия не добренькая, она - нормальная. Она живет по-человечески, несмотря на выпавшую ей непростую судьбу. А мы уже забыли, что значит быть нормальными. По-моему, один из лучших положительных образов конкурса.
13. Леденцова Юлия. Кит на веревочке Написано хорошим языком, зримо, ладно, сочно. Читаешь, и перед внутренним взором возникают живые картины происходящего. Как будто фильм смотришь.
Задумалась, а как же тема конкурса? Казалось бы, на первый взгляд, чисто технически-бытовая история про незадачливого рыбака, и еще более незадачливого автомобилиста. Где тут вера, надежда, любовь?
Но потом, вчитавшись, охватив взглядом цельную картину, пришла к выводу: а рассказ-то исключительно про любовь, и никак иначе. Эта любовь, может быть самая сильная. Она не заметна с первого взгляда, не романтична, не брызжет стихами, признаниями и чувствами. Но она - настоящая.
Эта любовь выражается не в словах, а в исполнении завета древнего: "Быть вместе в горе и в радости". Несмотря на все неприятности и передряги, Саша и Валентина ни разу не попытались сорвать друг на друге злость, обвинить другого в возникших проблемах. При том, что оба испытывали массу негативных чувств, никто не сбежал, не скандалил, не дулся. Они были вместе до конца и вместе решали проблему. И молчаливый поцелуй в конце - свидетельство любви, которая не нуждается в доказательствах и признаниях. Она просто есть и сияет в жизни двоих, как маленькая золотая рыбка.
14. Волк Константин. Идеальный отец На мой взгляд, автору удалось зримо показать разницу между любовью и страстью. То есть любовь тела, как плотское удовольствие и любовь души, включающая в себя сексуальность, но не ограничивающаяся ею - это разные вещи. Совсем!
Очень часто люди путают одно с другим, происходит подмена понятий, принимая страсть за любовь, человек обманывается. И в конце концов становится несчастным. Начало отношений может быть разным: страсть, как у Сергея с Любовью, у кого-то влюбленность, у кого-то симпатия или трезвый расчет. Весь вопрос в том, перерастут ли эти отношения в любовь?
Для главного героя этот выбор осуществился в душе, в ходе активной проработки чувств, воспоминаний, желаний. Благодаря тому, что он параллельно занимался обычной работой, процесс проверки чувств происходил на глубинном уровне. Разум занимался проектной рутиной и не мог помешать интуиции выбирать нужный для Сергея путь.
И, уже стоя перед дверью Любови, мужчина окончательно совершает свой нелегкий выбор: он отказывается от страсти в пользу любви. Звонок дочери не был решающим, он лишь подтолкнул ситуацию, как маленький камушек может столкнуть горную лавину. Мне кажется, что, в первую очередь, включились отнюдь не отцовские чувства, а истинная любовь Сергея к Наталье, хотя рассказ и назван "Идеальный отец".
Интересный и удачный прием: автор описывает в основном не сами чувства, а их проявления в действиях и образах. "Раз за разом откладывал телефон в сторону", "пластилиновая булочка", "варить кофе для всей семьи". Но это так наглядно и понятно, что сомневаться не приходится.
15. Визорина Виктория Александровна. Конструктор счастья Существует давняя традиция рождественского или святочного рассказа. Это история со счастливым финалом, светлая, дающая надежду и радость. "Конструктор счастья", на мой взгляд полностью соответствует этому жанру. Это литература, несущая добро.
Героиня произведения Маша долгое время находилась в хроническом жизненном и духовном кризисе, принимая свое одиночество и свою нерадостную судьбу. Она смирилась и не питала особых надежд на изменения. Жила, как живется, выполняла свою работу, не озлобилась, не стенала, не жаловалась.
По традиции жанра чудо достается именно таким, тихим, незаметным, но добрым героям. В рассказе чудо реализовалось через удачные случайности, счастливые совпадения. Катализатором его явилась коробочка с игрой и волшебной надписью. И то, что игра так и не была открыта, составляет особую прелесть истории. Читатель так и не узнает, что же там было. Это останется тайной. Герои только собираются посмотреть внутрь. Но самое главное уже свершилось - они заново открыли друг друга. Дальше все зависит от них самих.
16. Оленникова Ольга. Два берега Внутренний женский мир раскрывается перед нами, такой неоднозначный, в чем-то противоречивый. В нем есть все, вся вселенная чувств, мыслей, желаний и переживаний. Этот мир полон любви, благодарности, приятных воспоминаний, и одновременно там присутствует тревога и страх, актуализирующиеся в финальной сцене, когда героиня еще не знает, кто пришел в дом: друг или нежелательный гость. Такое щедрое приглашение в этот мир предлагает нам автор, что не увлечься никак невозможно. Рассказ теплый, прочувствованный, вызывающий много различных ассоциаций.
И, следуя за размышлениями героини, мы иногда сомневаемся, счастлива она или нет. Когда она характеризует отношение мужа к себе, как к женщине, подчиняющейся желаниям мужчины, появляющейся только в нужный ему момент, не претендующей на большее, может показаться, что ее брак не слишком удачен. Но финал рассеивает сомнения. Настолько ярка и радостна встреча Татьяны и Артема, что буквально ощущаешь эту любовь и безопасность, которую она дарует. Безопасность не только в узнавании, но и в отношениях, когда есть взаимное доверие.
Интересно построен рассказ вокруг игры имен. Таня и Артем - оба по знаку Зодиака Овны. Что это означает говорит сама героиня: "Разве что искры не летят..." Вопрос в том, как же им удалось уберечь отношения от постоянных "боданий" и скандалов, чем обычно славятся пары Овнов? Согласимся с тем, что имя несет некие значимые характеристики человека. Тогда, смена имен на Тома и Нюшу, возможно, позволила неким мистическим образом сгладить противоречия, придя к компромиссу, не стремясь главенствовать и подавлять другого.
Открытым остался вопрос, почему все-таки в конце Артем вдруг называет жену Танюшей, а не Нюшей, а она его Темой. Это задумка автора или забывчивость мужа?